Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Театрализация как система личностного развития учащихся
Сегодня перед педагогами остро стоит проблема выхода из мировоззренческого кризиса, преодоления размытости представлений об идеалах. Активное обсуждение этой темы в педагогической литературе, к сожалению, пока не принесло ощутимых результатов. Культура обладает огромным потенциалом для нравственного воспитания. В фокусе театра всегда был человек с его социально-психологической, типологической и индивидуальной характеристикой. [ 13; с 87-89 ] В первую очередь театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим в самом процессе обучения и воспитания. Величайший мудрец древности Сократ посвятил свою жизнь воспитанию в учениках духовной самостоятельности. Он считал себя человеком, способным пробуждать в других людях стремление к истине. С помощью искусно наводящих вопросов он помогал им самим находить эту истину. Театр как искусство коллективное и синтетическое обладает огромным воспитательным потенциалом. Занятия в школьном театре позволяют ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные способности, раскрыться по – новому, снять многие комплексы и «зажимы», почувствовать себя увереннее. Сцена обладает уникальной особенностью: здесь ты можешь быть самим собой, можешь высказать свою боль и обиду, мысли и переживания, причем не от своего имени, а от имени героя. Школьный театр становится центром общения и эстетического воспитания. Причем это общение предполагает иные взаимоотношения, чем в школе или дома. Здесь никто никого не принуждает, каждому найдется дело по душе, и результат зависит от работы каждого человека. На учащегося так же, как и на взрослого, ложится огромная ответственность. И спрос будет очень строгий, без поблажек на возраст. 2. Школьный же театр – явление непростое, требующее от руководителя не только желание работать, но и профессиональных умений. Круг замкнулся. Именно этих умений под час и не хватает. Школьным театром занимаются энтузиасты. И, к сожалению, в самой школе и театре частенько относятся как к ненужной затее, не только не помогая ему, но, всячески стараясь от него избавиться. Это относится и к творческим объединениям детей по месту жительства, которые потихоньку вымирают. [ 6; с. 9 ] Один из самых популярных методов работы не только словесников является - театрализация. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным. Но сама суть театрального искусства так велика, и разнолика, что не умещается в рамках урока. [ 15; с 9 ] Театрализация включает в себя профессиональный театр и элементы психодраматического метода, это способствует формированию духовной целостности, раскрытию потенциала человека, его гармонизации. Для театрализации психодрама – это неисчерпаемый источник, позволяющий ей развиваться, и расширять сферу своего применения. Психодрама – это метод психотерапии, в которой главный действующий герой с помощью ведущего и членов группы разыгрывает сцены, изображающие специфические события прошлого, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском. К сожалению, эти методики пока не нашли применения ни в школьной практике, ни в системе подготовки специалистов – педагогов и остаются инструментами психологов и психотерапевтов. Преимущества театрализации заключается в том, что элементы психодраматического метода может использовать педагог. В театрализации педагог, используя психодраматические техники, включает конфликтную личность в действие, воспринимаемое ею как драматическая ситуация. Преодолевая ее во взаимодействии с воспитателем и с другими действующими лицами, личность активно усваивает социально – интеграционные модели поведения, тем самым, изживая конфликты с действительностью и находя некий компромисс с ней. Педагог, выступает в роли ведущего психодраматического занятия, использует для обсуждения и воспроизведения материал просмотренного спектакля. Разыгрываются те отрывки из спектакля, которые затрагивают проблемы актуальные для всех членов группы. [ 13; с 87-89 ] В последнее время в любой уважающей себя школе есть детская театральная студия. Театр как искусство коллективное и синтетическое обладает огромным воспитательным потенциалом. [ 15; с 9] Понятно, что требования к преподавателю, как воспитателю, наставнику, многократно возросли. Это естественное, ибо, чем больше учитель знает, умеет, тем больше он «посеет» в душе маленького человека, в этом случае он станет более одухотворенной, возвышенной, жаждущей знаний и в дальнейшей учебе, и в течение всей последующей жизни. [ 18; с. 225 ] Так же современный учитель должен учитывать психологические аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря этому неизбежно варьируется и сохраняет свежесть. [ 21; с. 23 ] А как же быть со стеснительными детьми? Стеснительных детей веселая импровизация должна сделать более уверенными, помочь им выразить собственное чувство юмора. Дети с большими проблемами также могут извлечь из веселой шутки пользу. Юмор делает приемлемыми некоторый проявления детского поведения: благодаря комедийным ситуациям дети могут найти конструктивный способ выражения своей злости и отдохнуть от скопившихся проблем. [ 1; с. 15 ] Юмор так же обладает вполне определенной логикой, доказательностью, в силу чего способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты ведения мира, наблюдательности. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который говорил: «Я знал бы смех оборотной стороной мышления. Развивать в ребенке способность смеяться, утверждать чувство юмора – значит и укреплять его умственные силы, способности, учить тонко думать и мудро видеть мир» Юмор развивает утонченность ума. Мысль, высказанная в юмористической форме, очень тонка, верно, схватывает противоречие, лаконична. Свежестью, образностью мысли юмор оказывает могучее воздействие и на развитие чувственного мира школьника. Яркая эмоциональность юмора делает его весьма притягательным для детей, значительно усиливает его общее воздействие на их психику. Гёте утверждал, что ни в чем так не проявляется характер человека, как в том, что он находится смешным. Развивая эту мысль, В.А. Сухомлинский писал: «Потому, что считает коллектив смешным, над, чем и как смеются воспитанники, можно сделать безошибочный вывод о моральном здоровье коллектива и в месте с тем о силе как воспитателе». Интересное наблюдение привел Ф.М. Достоевский в романе «Подросток»: «Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь искренно, и весь характер его вдруг окажется, как на ладони… Я понимаю лишь то, что смех есть самая верхняя проба души». Таким образом, по содержанию смеха – как он это делает, можно достаточно достоверно судить о самом человеке, о его достоинствах и недостатках. [ 17; с. 200 ] Еще Ф. Шиллер сказал более 200 лет назад: “самая настоятельная потребность времени – развитие способности чувствовать… потому, что оно служит средством к внедрению лучшего понимания, … Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем большую часть мира охватит человеком, тем больше способностей разовьет он в себе. Человек поймет тем больше мировых явлений, тем больше форм создаст он вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, чем большую свободу приобретет его разум”. Чем больше мы вникали в суть проблемы, тем больше понимали, что в школе наступил момент появления такой деятельности, которая бы способствовала сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Такой деятельностью могла бы стать игровая методика театральной педагогики! Ведь она включает в себе и простейшие, общедоступные задания, развивающие психофизические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные игры, игры – импровизации, помогающие проникать во внутренний мир товарища, поиску новых средств самовыражения и многое другое. И все это через игру – любимое дело детей! Мы будем творить, вернее, создавать самих себя. Как? Вот вы все разные. Кто – то более внимателен, у кого – то богаче воображение, кто – то более наблюдателен, у кого – то лучше память. Всем этим вас одарила природа. Но каких – то качеств у вас недостает, значит, их нужно развить, чтобы стать полноценной личностью. После школы вы будете приобретать различные профессии. Ну, скажите, может ли быть забывчивый врач? Или невнимательный водитель? И что из этого может получиться? Развивать природные качества нашей психики мы и будем на наших уроках при помощи различных игр, заданий и упражнений. [ 12; с.25 ] Вот здесь – то на помощь и приходит весь опыт, все знания и вся душа, которая годами по капле надо наполнять. В человеческой культуре самое древнее искусство – это искусство общения, из него родились все искусства: театр, живопись, музыка. Вот и надо учить детей общению с друзьями, старшими, умению вести разговор. Большинство детей следят за своей одеждой и прической, чтобы быть красивыми, но при этом у них речь небрежная, примитивная. Необходимо научить ребят правильно говорить, а уж как необходимо, чтобы они научились чувствовать!! Потому что эмоции – это ядро личности. Начало нравственности лежит в отношениях с близкими, и как важно, чтобы ребенок, учащийся мог заметить, какие близкие сейчас: радостные они или грустные, огорченные или задумчивые; еще труднее научиться сопереживать. Но и это еще не все. У каждого из нас в жизни бывают обычные дни и праздники, события незначительные и важные. Но будни становятся праздниками, если день чем – то воодушевлен! Без воодушевления нет творчества. Воодушевление – это не просто возбуждение энергии коллектива призывами или приказами. Воодушевление – это самочувствие, настроения коллектива, «команды» в выполнении той или иной задачи, в данном случае любой творческой задачи. На каждом уроке необходимо создавать это воодушевление. Чтобы правильно, красиво говорить нужно, освоить ряд правил дикции и орфоэпии, по которым ученики с удовольствием постигают премудрости речи так, чтобы «трудно сделать легким», а «легкое привычным.». играя, мы постигаем сложнейшие упражнения на постановку голоса и дыхания. Развиваем коллективные сказки, рассказы, детективы. Именно искусство может вложить в душу ребенка доброе, светлое и прекрасное, вежливость, деликатность и доброжелательность к окружающим. «Уважение – это застава для родителей и детей. Первых она охраняет от огорчений, вторых – от угрызения совести». На то и назван урок театром, чтобы все незаметно постигать в игре. На каждом уроке театральные игры обязательны, и вот тут – то появляется желание выполнить творческую задачу. [ 5; с. 62 ]
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ Проанализировав работы многих исследователей, мы пришли к следующим выводам: 1. Деятельность педагога и артиста близки, но не тождественны. Артист – это художник, «творческая личность, достигшая высокого мастерства» в своем деле, он не зависит ни от какого диктата, его труд – удовольствие, он постоянно стремится обогащать себя наблюдениями над жизнью и впечатлениями. Обе эти профессии характеризуются коммуникативностью, общностью характеристик – учитель и артист действуют публично и в паре с партнерами. 2. Признак удавшегося урока – деловое ощущение учащихся, что они научились чему–то новому для себя. Эти положительные эмоции совсем не обязательно должны быть словесно сформулированы. Учителю вполне достаточно помнить, что после удачного урока у учащегося складывается «образ» нового чувства: «Я раньше не мог (не знал), а теперь могу (знаю)». 3. Учение должно быть веселым. И учитель – режиссер должен уметь весело проводить уроки: смех как бы незаслуженно вытеснен с урока. 4. Уроки, построенные на комедийной импровизации, убеждают, что те задачи, с которыми раньше учащиеся едва справлялись, становились для них легкими. Результаты тестов были выше по тем предметам, где появлялась комедийная импровизация. 5. Театрализация личностного развития учащихся зависит от занятий в школьном театре, позволяя ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные способности, раскрыться по – новому, снять многие комплексы и «зажимы», почувствовать себя увереннее. Театрализация включает в себя профессиональный театр и элементы психодраматического метода, это способствует формированию духовной целостности, раскрытию потенциала человека, его гармонизации.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы