Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА II . ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛАДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ



                            

2.1. Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности

                           

Каждый урок в школе начинается с введения в тему как в новую реальность, которая заставляет работать воображение. Занятие начинается еще в коридоре, по пути в учебную комнату. «Как можно идти осенью? Коридор – осенняя дорога. Под ногами шуршат листья? Или хлопают лужи?...»

А как сложить столбиком 312 и 584? Да просто превратиться в числа: «Я буду цифрой «три» - это сколько сотен в первом числе…. А я буду единицей – десятками… Тогда я буду двойкой – единицами этого числа…» Илья возьмет на себя роль плюса, а Алена – «равно»… Они учатся чувствовать друг друга на уроках математики. А еще ребята могут «зацепляться» мыслью друг за друга. Сначала учитель с помощью настоящей прищепки, цепляет ее одежду продолжившегося мысль, а потом осталась фраза: «Я за тебя зацепляюсь! » Их доставляет удовольствие продлевать замысел. Они «зацепляют» стиль автора.

Эти удивительные перетекания смыслов из предмета в предмет происходят у нас ежедневно. И не стихийно. Перипетии их взаимосвязей продумывается тщательно, как и то, каким способом смыслы эти наполнить близкой ребенку эмоциональной энергией и как создать особую, способствующую этому атмосферу в классе. В этом смысле работа педагогов, пожалуй, близка работе режиссера с актерами в процессе репетиций. Ведь каждый раз, готовя очередной урок, думаешь о том, как поддержать их ожидание чуда, как настроить на тему занятия, а значит продумываешь очень конкретные вещи:

- как перевернуть, изменить пространство класса адекватно атмосфере темы, но чтобы в нем было удобно дышать и работать. А быть может, создать пространство, противоречащее теме, и тогда «провокация» эта «возмутит» детей и подтолкнет к азартной переделки «мира». И начинается работа… Но сначала:

- как войти в класс;

- удивить молчанием или неожиданным примером, рисунком, музыкой сразу, не оговаривая темы, как бы предлагая договориться, о чем сегодня наше представление, чему будут посвящены 40 или 80 минут интенсивной душевной и мысленной работы, а затем;

- как представить тему, чтобы детям было интересно, а значит, точно определить точки пересечения ее содержания их сегодняшних интересов, иначе можно «пройти» со своим знанием мимо них;

- когда, в какой момент занятий органично ввести тренинговые упражнения, будь то счет, правописание слов, ритмические диктанты, освоение клавиатуры компьютера … Ведь без них невозможно двигаться дальше. Это наши «ноги», которые мы должны научить быстро ходить чтобы многое успеть;

- какие вопросы и в какой последовательности предложить им, чтобы разбередить их воображение и подвести к открытию решения;

- какие игры и в какой момент затеять с детьми, чтобы в процессе их искать решение, моделируя математическую, художественную или компьютерную реальностью. И наконец;

- как завершить урок, оставляя финал открытым, потому что продолжение всегда следуют …

Какое это удовольствие – уметь режиссировать интригу урока! Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется: раскрыть главную идею урока путем решения цепочки проблемных ситуаций, выстроить логику, иными словами, драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие, задачи и сверхзадачу (к достижению которой направлены все действия). Событийный подход в организации образования очень важен. Совместный мир отличается особой, спрессованной динамикой событий. И человеку, чтобы выжить и состояться как личности в этой ситуации, необходимо также быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение, уметь самому создать событие. Все это на самом деле очень не просто воплотить на занятиях. Приходится постоянно держать два плана: содержание программы и метод преподавания. Но в современной педагогической ситуации, наверное, иначе нельзя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание о культуре, которое мы передаем, будет ребенку неинтересно.

Вот театрально – педагогические ракурсы, которые помогут лучше понять учителю как воплотить это все на практике:

1. Как понимается пространство урока, художественного теста, и шире – пространство взаимодействия детей и взрослых. Каково оно.

2. Что такое предлагаемые обстоятельства урока. Как они создаются. Как стать иным – персонажем, даже звуком, словом, числом, цветом…

3. Что такое «вживание» в предмет исследования и как оно осуществляется.

4. Какой может быть логика вопросов, раскрывающих смысл темы, и шире: какова логика ведения творческого процесса на занятии.

5. Как создается праздник – спектакль.

6. Каковы принципы и способы интеграции предметов.

7. Как взаимодействует общее и дополнительное образование. И существует ли точка, где заканчивается одно и начинается другое. [ 14; ст. 8 ]

Также очень важно для педагога уверенность в себе и подьем, которые являются неотъемлемым условием хорошей во всех отношениях речи, голос – второстепенный механизм. В нем не будет мощного выразительного тона, если учитель (педагог) не уверен в себе и «стоит на ногах ни жив ни мертв». Учителю – артисту одной эрудиции мало, в практике встречаются такие педагоги, в которых просматривается «отъединенность от учеников, обходительная недоступность», держание учеников на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому учителю не хватает обаяния.

Именно с помощью обаяния учитель держит в плену своих собеседников, обладая необъяснимой магической силой – способностью овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением волей другого.

Внешность, голос, жест, выражение лица – все имеет огромное значение в облике учителя – артиста. Но все – таки выражение лица сосредотачивается в глазах. И это еще одна проблема – взгляд учителя, его глаза. В них свет, прозрачность, жизнь; в них учащиеся ищут какие – то неуловимые моменты, хотят разгадать учителя. Приходилось не раз встречать таких педагогов, глаза которых ничего не выражают, они блуждают, в них нет интереса к тем, кому они рассказывают. Аудитория в таком случае дезорганизуется, теряет интерес к учебе.  [ 10; с. 52 -54 ]

Возможности юмора в работе с детьми широко используются многие учителя. Остроумная шутка, подобно сильнодействующему лекарству, позволяет довольно эффективно «излечить» многие недостатки в поведении школьников, избегая при этом обострения отношений. Сухое, прямолинейное морализирование, отсутствие эмоциональности на уроке – плохие союзники. Вместе с тем юмор не снижает серьезности урока. Что касается учеников, то они хотя и не любят быть объектом юмора, но ценят и уважают такого учителя. Юмор помогает установить с детьми теплые: дружественные отношения; чем чаще учащиеся будут смеяться в школе, тем меньше вырастет зануд, грубиянов и нытиков. Творчески работающие учителя всегда считали: многое, из того, что в школе учащиеся усваивают со страхом, а то и со слезами, можно освоить весело и радостно. У ребят есть потребность в юморе, но в стенах школы она далеко не всегда удовлетворяется. В каких же случаях юмор становится педагогически оправданным средством воздействия? Когда он направлен не на учащегося, который хоть и наделен недостатками, но в тоже время сохраняет, в общем – то позитивную сущность. Так, объектом юмора могут стать маленькие слабости учащегося, случаи зазнайства и лени, и т. д., но лишь в том случае, если ученик обладает серьезными достоинствами.[ 17; с. 200    ]     

Огромную роль играет юмор в поддержании устойчивого настроения в коллективе. При формировании команд, экипажей и вообще групп, предназначенных для совместной деятельности, обычно учитывают психологические особенности людей, и проверка на чувство юмора занимает не последнее место среди прочих критериев отбора. Его учитывал, в частности, Тур Хейердал при подборе экипажа «Кон - Тики»: «Грозовые тучи, низкое давление и ненастная погода будет представлять для нас меньшую опасность, чем угроза столкновения характеров шести человек, которым придется месяцами находиться на дрейфующем плоту. В этом случае хорошая шутка столь же полезна, как спасательный пояс. [ 20; с. 22 ]

Надо проводить практические занятия для учащихся, чтобы урок был интересным. А имеются ли у вас для этого артистические наклонности можно определить с помощью специального теста (приложение 1).

                                

     2.2. Способы овладения педагогическим артистизмом

Этап самоопределения, профессиональной подготовки, когда происходит формирование профессионально – педагогической направленности, системы знаний, умений и навыков, способствующих решению педагогических задач, - самое благоприятное время для того, чтобы пробудить свои, возможно, дремлющие задатки и научиться сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое. Если целенаправленно создавать благоприятные условия для творческого раскрытия личности, можно добиться определенного развития педагогических способностей. Для этого необходимо усовершенствовать как свою внутреннюю (психическую), так и внешнюю (физическую) сторону. Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными. Среди них – характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и др.. Можно сказать, что артистичный учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками.

Подробное знакомство с теми категориями оценки действительности и поведения людей, о которых идет речь в театральной педагогике, стремление учитывать их в собственном поведении даст вам возможность:

Овладеть начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для решения важнейших педагогических задач: поняв причину происходящих в классе изменений, действовать оперативно и целенаправленно, позволить учащимся расслабить, и отдохнуть или, наоборот, увеличить темп работы. Найти действенное средство активизации угасающего интереса; обогатить опыт убедительного выражения переживания; помочь наиболее полному самовыражению и умелой самоподаче будущего педагога.

Методические рекомендации по овладению основами педагогического артистизма

При обучении основам педагогического артистизма особое зна­чение имеет поэтапный подход: на первом этапе надо усво­ить основные особенности педагогического артистизма, элемен­тов театральной педагогики как компонентов педагогической тех­ники и педагогического мастерства. Необходимы условия для фор­мирования установок на художественно-педагогическое творче­ство, мотивов деятельности, закладка ее теоретической основы. Теоретический материал курса желательно осваивать эвристичес­ким методом, задающим стратегию творческого поиска, стиму­лирующего такие процедуры творческой деятельности, как гене­рация идей, творческое воображение, творческая рефлексия и др.

На втором этапе осваиваются различные виды упражне­ний на материале разнообразного воссоздания педагогической реальности, в том числе из области театральной педагогики, адап­тированных к педагогической деятельности и призванных помочь в развитии образного мышления, интуитивного предвосхищения, творческих подходов к делу; происходит обучение методике при­менения полученных знаний и умений в работе; развиваются ком­муникативные и артистические качества, необходимые педагогу. Условное воспроизведение реалий школьной жизни дает возмож­ность на практике попробовать себя в ситуациях педагогической действительности, прочувствовать себя в роли субъектов, от име­ни которых они выступают.

На третьем этапе обучения деятельность носит преимуще­ственно творческий характер. Получая задания, весь процесс их ре­шения надо планировать самостоятельно, импровизируя и проявляя те элементы артистизма, которые наиболее приемлемы в ситуации.

 

Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличии от актера, «играет» самого себя. В этом мы можем оглянуться на судьбы крупных художников, - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерства, над глубиной познания мира.

Рекомендации по развитию артистичности

1. Больше общайтесь. Активно поддерживайте разговор, если к
вам обратились. Начинайте разговор сами. Заставьте себя вступать
в максимальное количество контактов.

2. Попадая в компанию, где находится много незнакомых лю­
дей, попытайтесь первые несколько минут удержать на себе вни­
мание присутствующих (но не за счет значимой информации,
сверхмодной одежды или экстравагантных манер).

3. Определив для себя артистичного человека (без специально­
го театрального образования), осознайте приемы, которые при­
водят к впечатлению о нем как артистичном человеке.

4. Когда у вас превосходное настроение, ведите себя так, что­
бы собеседник заметил и оценил вашу... подавленность. А в пло­
хом настроении ведите себя так, чтобы этого не заметили.

5. Выберите какую-нибудь сложную эмоцию (неосознанная ра­
дость, внутренняя тревога) и попытайтесь беседовать с хорошо
знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. Затем
проверьте, спросив у собеседника, что и как вам удалось, что —
нет, и определите почему.

6. Воспитывайте в себе детское, игровое начало. Вспоминайте,
на что это похоже — быть ребенком. Три минуты в день смейтесь
без всякого повода. Чаще вылезайте в центр и играйте роль массо­
вика-затейника.

7. Играйте разные роли. Изображайте самых разных людей, ва­
ших знакомых и друзей. Учитесь подражать мимике и интонациям
других людей, старайтесь скопировать выражение их лица.

8. Учитесь быть спонтанным. Правильная душевная преднаст-
ройка даст вам и вдохновение, и смелость, а в результате все
сложится просто и само собой. Живите без напряжения, чаще рас­
слабляйтесь.

9.Следите за своим лицом. Основное, фоновое выражение —
спокойная доброжелательность и готовность к улыбке.

10.Разрешите себе полюбить себя — просто примите себя та­
ким, какой вы есть. Создавайте позитивный и спокойно-сильный
внутренний образ самого себя.

11. Развивайте вашу физическую выразительность. Держите пря­
мую осанку. Развивайте пластику и координацию движений. Де­
лайте гимнастику для лица: тренируйте движения губ, щек, бро­
вей и т. д.

12. Иногда поиграйте холерика, на все реагируйте живо и им­
пульсивно. Учитесь говорить красиво и следите за образностью,

яркостью речи.

13.Критически осмотрите свой гардероб (где у вас яркое, мод­
ное? ). Найдите свой собственный стиль в одежде и поведении.

14.Займитесь аутотренингом. Не боритесь против стихии эмо­
ций, а овладевайте ею, учитесь управлять своими настроениями.

15.Радуйтесь своей непохожести на других. Не сравнивайте себя
с другими, а наслаждайтесь тем, что составляет вашу неповтори­
мую индивидуальность.

16. Примите участие в телеинтервью. Убедительно солгите дру­
гу, а потом во всем признайтесь. В общении с приятелями испы­
тайте свое умение подурачиться. Например, вам предлагают пой­
ти в театр, а вы, напустив на себя важный вид, отвечаете: «Это
надо всесторонне обдумать. Зайдите завтра». Это маленькое актер­
ство приучает вас владеть ситуацией и выигрывать небольшую паузу
перед своим ответом.

17.Находясь в транспорте, исподволь приглядитесь к какому-
либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к челове­
ку остался для него незамеченным. Если не получается — у вас
слишком настойчивый, неделикатный взгляд. Такое неназойли­
вое изучение взглядом другого человека должно стать вашим обы­
денным упражнением.

18.Испытайте свое умение шутить в напряженной обстановке.
Тому, кто в транспорте наваливается на вас, скажите с улыбкой:
«Я смотрю, автобусы какие-то тесные стали делать». Если взят
верный тон, шутку подхватят.

19. Если кто-то вызывает у вас определенную степень неприяз­
ни, настройтесь так, будто вы его близкий друг и он вам очень
дорог.

Для артиста необходимо социокультурные основания – то, что человеком приобретено в течение жизни, и сформировано в виде опыта, направленности, мировоззрения, чувства юмора. Здесь речь идет, прежде всего, о личностных смыслах и ценностях человека.       [ 16 ]       

Встает вопрос: можно ли овладеть артистизмом? Конечно, в процессе нескольких занятий этому нельзя обучить. Но развивать педагогический артистизм, стимулировать его проявления можно и нужно. Если педагог не владеет необходимой долей актерского мастерства, если в его творческой деятельности не проявляется художественное начало, он вряд ли успешно будет выполнять свои обязанности. Для развития этого качества нужно соответствующие условия – внешние и внутренние, нужна благоприятная атмосфера, стимулирующая среда для формирования и проявления артистизма. Обучать педагогическому артистизму, следует комплексно, т. е. развивать не отдельные приемы и навыки, а логически обоснованную, взаимосвязанную систему. [ 3 ]

Для развития педагогического артистизма нужны соответству­ющие условия, которые можно разделить на внешние и внутрен­ние. К наиболее существенным внешним условиям относятся.

1. Общественные условия, действующие на уровне государства:
высокая планка предъявляемых школе требований, связанных с
современной социальной ситуацией; разработка принципов орга­низации деятельности по изменению имиджа и статуса педагога в
обществе и комплекса мероприятий по повышению престижа учи­тельской профессии (в том числе и через улучшение материаль­ного положения педагогов); изменение роли учителя в педагоги­
ческой деятельности: переход от исполнения функций «передат­чика знаний» к исполнению функций «актуализатора развития».
Профессионально-образовательные условия, действующие на
уровне профессиональной подготовки и повышения квалификации пе­дагогических кадров',
разработка нового содержания, методов и форм
подготовки и повышения квалификации учителей (в том числе
привлечение методов и приемов из арсенала театральной педаго­гики); диагностика педагогического артистизма; разработка спе­циальных программ, ориентированных на развитие артистизма.

2. Деятельностные условия, функционирующие на уровне от­
дельного образовательного учреждения и связанные непосредственно
с профессиональной деятельностью педагога.
Эти условия можно в
свою очередь классифицировать на:

а)  психологические: обеспечение общего фона для развития пе­дагогического артистизма; высокий духовный настрой жизнедея­тельности школы; теплая психологическая атмосфера; отношение к учителю как
к самостоятельному, свободному деятелю;

б) организационные: создание постоянно действующих семина­ров и мастерских; проведение мероприятий, показывающих са­мобытность, своеобразие учителя, и конкурсов на выявление наи­более артистичных педагогов;

в)  управленческие: отбор педагогов в школу по качествам лично­сти, а не по одним только формальным показателям (стаж, заслу­ги, опыт); установление с каждым педагогом личностно значимых
индивидуальных отношений; включение показателей, характеризующих арти­стизм, во внутри школьную оценку труда педагога, учет при оцен­ке деятельности педагога критериев личностного подхода (значи­мость для учеников, оригинальность, выразительность и др.);

Внутренние условия успешности развития педагогического ар­тистизма включают в себя следующие факторы.

1. Определенные особенности психофизиологической сущности личности. Особенности типа высшей нервной деятельности, тем­перамент, индивидуальные черты характера; своеобразие процес­сов возбуждения и торможения, способность к саморегуляции; такие показатели познавательных, эмоциональных и волевых ка­честв, как внимание, наблюдательность, воображение, интуиция; специфика сенсорной организации и др.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь