Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История ислама. Распространение в Западной Европе



 

Ислам - это не просто религия. Об исламе можно писать как о цивилизации, как об истории мусульманской общины, как о социально-политической системе, наконец, как об образе жизни.

Ислам, подобно таким теистическим религиям как христианство и иудаизм, сложился среди народов Ближнего Востока. Среди арабов в доисламский период наряду с культом племенных божеств бытовали различные религиозные верования. Христианство (в форме монофизитства и несторианства) восприняли арабские племена, поселившиеся в Сирии, Палестине и Двуречье. Его влиянием были затронуты и некоторые племена севера и запада Аравии. С христианством конкурировал иудаизм, также распространившийся в некоторых оазисах северо-западной Аравии. В 517 г. иудаизм был даже провозглашен официальной религией Химьяритского царства в Йемене, но вскоре был практически подавлен в связи с захватом Йемена христианами-эфиопами, а потом персами-зороастрийцами.

Помимо иудеев и христиан, в Аравии были также поклонники новой формы монотеизма - ханифизма. Ханифы жили в основном в земледельческой Йемаме - области на востоке Аравии. Испытав влияние христианства и иудаизма, они противопоставляли многобожию Мекки и окружавших ее племен свою веру в единого бога - рахмана («милостивого»). Осуждая политеизм и идолопоклонство мекканцев, ханифы в то же время проповедовали естественный для крестьян бедной страны пустынь аскетизм как бы в укор богатым купцам, ростовщикам и землевладельцам Мекки. Кроме того, они выражали идею общеарабской религии в противовес местничеству и раздробленности племенных культов. Их влияние росло и распространялось постепенно и на запад Аравии. В этих условиях в роли основателя и пророка новой религии выступил Мухаммед, сын небогатого торговца Абдаллаха из рода Хашим. Родившись около 570 г., Мухаммед в 6 лет остался сиротой и в детстве пас овец своего дяди Абу Талиба, а в юности стал погонщиком верблюдов, не раз сопровождавшим караваны в Сирию и Палестину. Много странствуя, он часто встречался и беседовал о религии с представителями самых разных общин. Особенно известны его встречи с христианским монахом Бухейрой, судя по имени - арабом, в Бусре на юге Сирии. Оставшись на всю жизнь неграмотным, Мухаммед, тем не менее, обладал блестящей памятью и хорошо запоминал многое из того, что видел и слышал. Женившись на богатой вдове Хадидже, он стал материально независим. Это дало ему время и возможности для выработки нового учения, с проповедью которого он выступил около 610 г.

Мухаммед объединил в учении знания обо всех монотеистических религиях, попытавшись применить их к обществу, в котором он жил. Его учение называлось «ислам» (покорность), а его сторонники - «муслимун» (мусульмане). Символом ислама стала «шахада» (свидетельство веры): «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед посланник Аллаха». Тем самым он утверждал принцип единобожия, отвергая всякое идолопоклонство и культ племенных фетишей. Сам Мухаммед признавался пророком, но не единственным, «ибо он - посланник, до которого были посланники» (Коран 3: 138). Кроме того, Мухаммед на первых порах старался сплотить всех сторонников единобожия - христиан, иудеев, ханифов - против всех язычников и идолопоклонников. Мухаммед называл Бога не «рахманом», а Аллахом, т.е. именем племенного божества курейшитов, а слово «рахман» (в значении «милостивый») оставил в качестве одного из главных эпитетов Аллаха (как и слово «рахим», т.е. «милосердный»).

Пророк излагал свое учение обычно в форме откровений, ниспосланных ему Аллахом. Последователи заучивали их наизусть, много раз повторяя и декламируя. Потом их стали записывать на пальмовых листьях, камнях и костях. Впоследствии, уже после смерти Мухаммеда, они составили священную книгу мусульман - Коран. По убеждению верующих мусульман, Коран существовал вечно и был продиктован Мухаммеду в течение 22 лет через ангела Джабраила.

Несмотря на ряд уступок мекканской верхушке, в целом новое учение было отвергнуто знатью курейшитов во главе с богатейшим кланом Омейя. Глава этого клана Абу Суфьян опасался, что сама по себе проповедь единобожия и осуждение идолопоклонства подорвут значение Каабы, вызовут упадок паломничества в Мекку (совершавшегося бедуинами к их племенным божествам), а, следовательно, подорвут ее авторитет и торговые интересы. Кроме того, богатым курейшитам не нравилось осуждение в откровениях Мухаммеда (впоследствии зафиксированное в ранних сурах) практики ростовщичества, обмеривания и обвешивания покупателей. Но Мухаммед, сам будучи небогатым торговцем, а тем более в юности, страдал от этой практики и знал, как относились к ней бедуины, торгово-ремесленный люд и городская беднота Мекки.

Преследования со стороны родовых старейшин Мекки сделали невозможным пребывание в городе небольшой общины сторонников пророка. Мухаммед, убедившись в этом, переселился со своими последователями в Ясриб, где он нашел поддержку двух земледельческих племен, издавна враждовавших с мекканскими купцами и ростовщиками. Кроме того, мать Мухаммеда - Амина была родом из Ясриба. Переселение - хиджра - произошло 8-го числа месяца раби аль-авваль (по мусульманскому лунному календарю), т.е. 20 сентября 622 г. С этого дня началось мусульманское летосчисление (по календарю хиджры). Пришедшие вместе с пророком мекканцы стали называться мухаджирами («переселенцами»), а гостеприимно принявшие их - ансарами («помощниками, сторонниками»). Сам Ясриб с этого момента стал именоваться Медина, т.е. «Город пророка». Все более увеличивавшаяся община мусульман (умма) становилась более организованной, ее члены асхабы («соратники, последователи»), непосредственно общавшиеся с пророком, составили в дальнейшем (после смерти Мухаммеда) элиту арабо-мусульманского общества.

В Медине была построена первая мечеть, которая служила не только для молитв, но и для собраний общины, приемов знатных гостей и послов. Были установлены часы для ежедневных молитв, упорядочена выплата налога закят, средства которого тратились на нужды уммы. Обязанности имама обычно выполняли сам Мухаммед и наиболее близкие к нему мухаджиры Абу Бекр и Омар ибн аль-Хаттаб, на дочерях которых он был женат.

Постепенно Мухаммед стал полновластным главой Медины. Сначала он обратил в ислам два языческих племени, но еще долго боролся с тайно действовавшими среди новообращенных «мунафиками» («лицемерами, сомневающимися»). С тремя другими племенами, исповедовавшими иудаизм, он заключил договор. Однако их нежелание принять новую религию и признать ее пророка, а также прямая или косвенная поддержка мекканцам, с которыми Мухаммед с 623г. фактически вел войну, постепенно привели к открытой вражде. Два племени были выселены из Медины в 624 г., их земли - переданы мусульманам. Третье племя, обвиненное в прямом сообщничестве при осаде Медины мекканцам в 626г., постигла более тяжелая участь: его мужчины были казнены, женщины и дети проданы в рабство. После этого обогатившаяся верхушка уммы решила пойти на компромисс с мекканцами.

Постепенно мусульмане в 628-630гг. достигли согласия с мекканцами. Последние решили принять ислам, но при условии превращения Мекки в центр новой религии и признания паломничества к храму Каабы (хадж) одной из главных обязанностей мусульман. Тем самым обе стороны достигали своих целей: мусульмане - дальнейшего распространения ислама на Мекку и бедуинов окрестных племен, мекканцы - сохранения и даже умножения своих доходов от паломничества.

Лично Мухаммед не стремился к богатству и роскоши, даже к власти, оставаясь формально идеологом новой религии. Но фактически он продолжал руководить из Медины борьбой за распространение ислама по всей Аравии. Хотя он не принял титула «малик» (царь, властитель), пятая часть любой военной добычи мусульман (хумс) должна была идти на содержание его семьи и родственников, а также вдов и сирот воинов, погибших в священной войне за веру (джихад). Умер Мухаммед 8 июня 632г. Его гробница в Медине стала второй после Каабы в Мекке святыней ислама и объектом паломничества.

Ислам продолжал развиваться и после смерти его основателя.

Но первоначально в целостном виде он сложился именно в Медине, восприняв многие элементы других монотеистических религий. Он предписал верующим единобожие, признание пророческой миссии Мухаммеда, ежедневно пятикратную молитву, паломничество (хадж), пост в месяц рамадан, отчисление в виде закята 1/40 дохода от ремесла, торговли и скотовладения. От иудеев и христиан было взято учение о пророках, которыми признавались Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус Христос) и Мухаммед. Мало чем отличаются от христианских и представления мусульман об ангелах, о воскрешении умерших и Страшном суде, о загробном воздаянии за добрые и злые дела. Но заметны и наметившиеся с самого начала отличия мусульман от других «ахль аль-китаб» (людей Писания): ориентация на арабский быт, арабский язык (на котором изложен Коран), на исключительную роль Мухаммеда и некоторые доисламские обычаи арабов (хадж, поклонение храму Каабы), на чувственные представления о райском блаженстве. Важное значение приобрело и учение о джихаде, родившееся в разгар сражений с язычниками и иудеями Медины. Практика дележа военной добычи, освященная Кораном, стала дополнительным стимулом участия мусульман в войнах с неверными. При преемниках Мухаммеда учение о джихаде стало идейным обоснованием арабских завоеваний. Наконец, в Медине, под непосредственным руководством пророка, сложился принцип исламской теократии, предусматривавший неразделимость светской и духовной власти, религии и права, мусульманской общины и мусульманского государства.

После смерти основателя ислама возник Арабский халифат, ибо преемники пророка именовались халифами («заместитель, помощник» по-арабски). Первые четверо из них назывались «праведными халифами» (аль-хулафа ар-рашидун), т.е. как бы наиболее адекватно следовавшими заветам пророка. Это были уже упоминавшиеся Абу Бекр (632-634), Омар ибн аль-Хаттаб (634-644), Осман ибн Аффан (644-656), Али ибн Аби Талиб (656-661). На самом деле они, руководившие начавшимися еще при Мухаммеде арабскими завоеваниями, многое вынуждены были менять и в исламе, и в управлении разраставшимся государством. По ходу этих перемен нарушались многие сложившиеся ранее обычаи арабов. Кое-какие заветы пророка группы и течения, возникавшие внутри уммы, интерпретировали по-разному.

После смерти Мухаммеда его преемником стал Абу Бекр, который продолжил политику распространения ислама среди племен Аравии, следствием чего стали многочисленные войны и конфликты. Основной причиной активной внешней политики была надежда на то, что в ходе завоеваний (а это добыча, в том числе и рабы, и новые земли) сгладятся межарабские противоречия, снизится социальная напряженность, и решатся многие связанные с этим проблемы. Следствием политики завоеваний стали захват Сирии, Палестины, Ирака, Ирана. Неоднократно принимались попытки подчинить себе Северную Африку, которые провалились, хотя формально страны Магриба контролировались арабами. Несмотря на кризисы и междоусобицу внутри халифата, вызвавшие снижение темпов завоеваний, насаждение ислама с помощью войн продолжилось. Следует захват Сицилии, Кипра, войска доходят до Индии и Китая, где также появляются мусульманские общины. Арабы высаживаются на Пиренейском полуострове, захватывают его.

Конечно, отдельные случаи проникновения ислама на территорию Западной Европы происходили не раз, начиная с раннего средневековья. Однако, отсчет, наверное, следует вести от высадки мусульманского войска на южной оконечности Пиренейского полуострова в 711 году.

Первые крупные и полномасштабные контакты мусульман с западноевропейскими странами относятся к периоду арабских завоеваний, а точнее к VIII- IX вв. - времени арабского завоевания Пиренейского полуострова и Сицилии. Арабо-мусульманское присутствие на Пиренеях продлилось вплоть до конца XV столетия и оставило заметный след в развитии как европейской, так и арабо-мусульманской культуры. Следующий этап интенсивных взаимоотношений между миром ислама и Западной Европой был инициирован европейской стороной. Крестовые походы на Ближний Восток, осуществлявшиеся с конца XI до конца XIII в., стали не только катализатором торговых и экономических связей в Средиземноморье, но и заметно обогатили и ускорили развитие европейской культуры.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь