Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие аутопсихологической компетентности



 

Исследование аутопсихологической компетентности (АК) и путей ее формирования строилось на основе изучения отечественной литературы, отражающей проблемы профессиональной компетентности, самосознания, саморазвития, самопознания, саморегуляции и зарубежной литературы, освещающей проблему развития и становления личности человека, осознания ею " образа Я".

В теоретических и экспериментальных моделях разных видов компетентности, в том числе психологической, выделили следующие блоки (или структурные элементы):

блок психологических знаний или блок иерархии " осознанных смысловых образований" и умений [17];

блок " Я-концепции", основанной на осознании смысловых образований личности [19]. В отечественной психологии сейчас широко используется понятие " Я-концепция", пришедшее к нам из западной гуманистической (феноменалистической) психологии. " Я-концепция", по определению многих авторов, основывается на осознании смысловых образований личности. Смысловые образования формируются в деятельности и активно воздействуют на нее, " благодаря наличию смысловых образований, - указывает Б.В. Зейгарник, - оказывается возможной саморегуляция при постановке целей, при осознании своих поступков" [19]. " Я-концепция" представляет собой совокупность личностных смыслов, образующих относительно устойчивую, в большей или меньшей степени переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [44];

блок активности, направленной не на объект внешнего мира, а на самого себя с целью оптимальной организации собственного соответствия возникающим задачам деятельности;

блок саморегуляции, включающей в себя достижение " когнитивно-действенного синтеза", который направлен на решение поставленных целей и преодоление препятствий. Это позволяет субъекту " создавать такую организацию психических функций, которая выражается в состоянии оптимальной мобилизации, оптимального режима в нужном направлении и обеспечивает наибольшую эффективность действий" [66];

блок профессионального самосознания, являющегося синтезом его когнитивного компонента - " Я-понимание"; аффективного - " Я-отношение" и оценочно-волевого - " Я-поведение", что позволяет осознать " образ своего профессионального Я" во всех этих системах.

В результате анализа, психологической компетентности и смыслового конструкта " ауто", по мнению Т.Е. Егоровой [14], понятие “аутопсихологической компетентности” на уровне формального заключения не имеет, казалось бы, права на самостоятельное существование как автономного конструкта профессиональной компетентности, так как целиком входит в психологическую компетентность. Формальный подход к определению АК позволяет лишь повторить определение психологической компетентности.

Отдельные аспекты АК рассматривались в отечественной психологии в прикладном значении, в частности, в качестве структурного элемента в профессиональной компетентности педагога. А.К. Маркова [27; 28] в блок педагогических умений включает педагогическую рефлексию, которая предполагает обращенность сознания на самого себя, уточнение представлений о себе, пользуясь изучением восприятия себя учениками. К необходимости обращения педагога к самому себе подводят исследования многих психологов, однако вычленение АК как некого самостоятельного структурного элемента профессиональной компетентности учителя удалось обнаружить только в работах Г.И. Метельского и Н.В. Кузьминой.

В своих работах Г.И. Метельский [31], рассматривает АК как важнейший элемент самосознания. Он экспериментально обосновал свой трехуровневый подход к оценке развития самосознания педагога, выделив низкий, средний, высокий уровень. Аутопсихологическая компетентность, по мнению Г.И. Метельского, характеризует уровень понимания учителем себя и своей педагогической деятельности. Он экспериментально доказал, что самопознание преподавателя представляет собой процесс решения определенной совокупности рефлексивных гностических задач, способствующих адекватному восприятию и пониманию педагогом различных сторон, свойств своей личности и деятельности. Мы полагаем, что уровневый характер АК, по Г.И. Метельскому, связан с уровневым характером рефлексивной саморегуляции. Высокий уровень рефлексивной саморегуляции, по его мнению, есть единство осведомленности и регулятивной функции как при восприятии учителем ученика, так и при самопознании педагогом своей личности, что служит росту профессионального мастерства. Это исследование обращает внимание на важность приобретения знаний и умений в области самопознания в решении задач творческой деятельности педагога.

В работе Н.В. Кузьминой [23] в профессионально-педагогическую компетентность включены следующие компоненты: специальная или профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся; социально-психологическая компетентность в области процессов общения, дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей и направленности учащихся и аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков личности и ее собственной деятельности. По определению Н.В. Кузьминой, АК " состоит в осведомленности педагога о способах профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах собственной личности и ее деятельности, о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда" [23]. В отличие от Г.И. Метельского она связывает формирование АК с уровнем развития социального интеллекта личности. Аутопсихологическая компетентность, по определению Н.В. Кузьминой, " важнейший элемент психолого-педагогической компетентности как свойства личности, синтезирующего в особенностях профессионального самосознания все основные элементы компетентности: специальной, методической, психологической" [23].

В своих работах Н.В. Кузьмина отмечает трудности в формировании АК и определяет линию развития этого новообразования в личности педагога как идущую от отрывочных, невербализованных представлений о своей личности, а также неадекватной самооценки и др. к критической и адекватной самооценке разных сторон своей личности, ясному пониманию причин своих успехов и неудач, предвидению развития у себя новых интересов, знаний, умений, рефлексивных возможностей. Самого анализа трудностей и способов их преодоления в ее работе не наблюдается. За рамками обсуждения остаются вопросы, связанные с возможностями развития АК. Мы отмечаем необычный подход Н.В. Кузьминой к осмыслению структуры профессиональных способностей педагога, который позволил акцентировать такое личностное образование как " особая" (" специфическая" ) чувствительность", включенная в основу проявления всех видов способностей, и позволил увидеть, как один из компонентов АК проявлен в таких личностных образованиях, как профессиональные способности.

АК как " готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик", а именно: к самодиагностике, самокоррекции, самомотивированию, к эффективной работе с информацией, психолингвистической компетентности осмысливается в работах. А. Деркач, И.В. Елшина, А.П. Ситников [54].

Вычленяя и анализируя основные личностные образования, способствующие успешному выполнению профессиональной деятельности, Т.Е. Егорова пришла к выводу, что любой вид деятельности, а особенно тот, который связан с построением социальных отношений, предъявляет к человеку требования к развитию определенного уровня саморегуляции и самосознания, что и обеспечивает ему успех в решении профессиональных задач [14] Из вышеизложенного видно, что АК как свойство личности характеризует высокий уровень самосознания (показатели изложены в работе Г.И. Метельского), высокий уровень саморегуляции (определяющийся в литературе как качество функционирования системы саморегуляции) и способности, указывающие на готовность личности к целенаправленной работе по саморазвитию, самокоррекции (А.А. Деркач, И.В. Елшина, А.П. Ситников). Поскольку компетентность охватывала всегда какую-либо область профессиональной деятельности, то и АК рассматривалась в целях более успешной профессионализации человека.

Логика дальнейшего исследования потребовала определить место АК в структуре личности и в системе близких к АК понятий, таких, как " Я-концепция", " образ Я", самосознание, самоактуализация личности и др., что будет раскрываться нами отдельно при анализе отечественной и зарубежной психологии.

Так как аутокомпетентность следует относить к подструктурам " опыт", " знание", " направленность" личности, то более целесообразно придерживаться в нашей работе структуры личности, описанной К.К. Платоновым. Согласно его концепции АК, включающую в себя систему представлений человека о самом себе, о своей жизнедеятельности, психологических средствах ее обеспечения, а также систему умений, позволяющих регулировать свое психическое состояние, следует отнести к блоку социальной подготовленности и компетентности, и блоку социальной и профессиональной направленности, которая определяется знаниями, умениями, навыками и желаниями [36]. В АК - это представлено областью знания проявлений своей психики, знания средств саморегуляции и умений ими пользоваться, что предполагает наличие в структуре личности соответствующих качеств.

В своей работе Т.Е. Егорова предполагает, что содержанием аутопсихологической компетентности (АК) будет являться представленность в сознании индивида такого опыта " проживания" психологического содержания и ситуаций, который бы был способен сориентировать его саморазвитие:

) на психофизиологическом уровне (жизни тела), что выводит человека на проблемы физического саморазвития, проблемы сохранения гомеостаза в окружающей среде, проблемы самооздоровления;

) на психологическом (личностном) уровне, уровне интеллектуального и личностного саморазвития, что выводит на проблемы организации своей познавательной сферы деятельности, проблемы управления своими психическими состояниями и проблемы ценностных ориентиров личности;

) на социальном уровне, связанном с актуализацией проблем межличностных отношений;

) на духовном уровне, уровне самосубъективного отношения и субъектного отношения к миру, что выводит на проблемы самовоспитания в себе основ гуманистического мировоззрения, ориентацию своей жизни на исповедование общечеловеческих нравственных ценностей, " благоговейного отношения к жизни", а также проблемы развития таких способностей в виде личностных образований, которые бы позволяли пережить самые высокие чувства соприкосновения с миром как органичным целостным образованием, чувства единения с миром природы, Вселенной [14].

В " Психологии профессионализма" А.К. Маркова отмечает, что " в погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что " техники" есть, а духовности (" святости" ) в труде нет" [28]. Это побуждает ее выделить социальную направленность как главную составляющую профессионализма.

В структуре АК система ценностей будет выстраиваться вокруг таких главных ценностей, как Жизнь и ценность своего " Я" (" образа", " концепции" ), распространяющихся на признание за миром вокруг той же самооценности, позволяющей вывести человека на субъект - субъектные отношения с миром людей и плодами их труда, с миром природы, Вселенной. Система доминирующих установок и мотивов направлена на самопознание, саморазвитие, а также на сотворчество, сочувствие, сострадание. Интересы, экстраполированные на мир себя, мир своих чувств, переживаний, отношений стимулируют потребности в самоизменении, саморазвитие.

Ориентируясь на работы отечественных авторов, главными структурными элементами АК, как свойства личности, мы выделили самосознание и саморегуляцию, которые способны проявиться в следующих своих качествах:

" высокий уровень самосознания" (Г.И. Метельский), проявляющийся в расширенной сфере осознанного в области своих возможностей, интересов, ценностных ориентиров, потребностей, привычек, психических состояний;

высокий уровень саморегуляции (самоуправления), как волевой компонент самосознания, позволяющий человеку проявить " терпимость" к рассогласованию и осознанному изменению " Я-концепции", путем изменения образа жизни. Основой для проявления сдерживающей и действенной функции саморегуляции служат знания самого себя, а именно тех изменений, которые возникают в сфере рассогласования своего поведения с " Я-концепцией", выступающей в качестве определенного образца, устойчивой мерки, с помощью которой осуществляется сравнение и намечается общая программа поведения человека [22]. Отсюда путь самопознания, прежде всего, будет состоять в постижении своей " Я-концепции" посредством самонаблюдения, самооценки, рефлексии. Саморегуляция рассматривается также как форма самоконтроля и самоуправления человеком процессом собственной деятельности, своим поведением, состоянием, мыслями, переживаниями. Феномены проявления саморегуляции изложены в трудах И.С. Кона (1984), В.В. Столина (1983), Ю.М. Орлова (1991) и др. Также существуют достаточно хорошо разработанные (в отечественной и западной психологии) такие системы саморегуляции: аутотренинг, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка, медитация, восточная дыхательная терапия и др.

Самосознание рассматривается в психологической литературе чаще всего в качестве профессионального свойства личности, определяющего целый ряд представлений о себе как профессионале, например, учителя (А.К. Маркова [26; 27], В.Н. Козиев [36], С.Б. Елканов [13], Л.М. Митина [33] и др.). В этом комплексе представлений учителя о себе можно выделить несколько оснований: понимание и осознание самого себя, своей педагогической деятельности, то есть когнитивный компонент самосознания; эмоциональное отношение и оценивание самого себя, проявленное в самооценке учителя - эмоциональный компонент; поведенческий компонент, заключающийся в способности действовать на основе профессионального самоанализа и самооценки. Профессиональный аспект самосознания при условии выделения его как составляющей АК, по мнению Т.Е. Егоровой, должен быть дополнен социальным самосознанием, которое включало бы социальный самоконтроль, систему ожиданий, осмысление своих социальных ролей, осознание системы межличностных отношений и др. [14]. Такой подход позволит нам углубить понимание самой модели АК, увидеть ее не только как уровень профессиональных достижений, но и как уровень социальной адаптации личности.

В своих работах В.В. Столин [56] указывает на непосредственную связь между когнитивным и эмоциональным компонентом самосознания, что при отсутствии самоцели поиска позитивного отношения к себе проецирует " конфликтный смысл", инициирующий либо поступки, с помощью которых снимается конфликтность " Я-образа", либо удерживает положительное отношение к себе при помощи изоляции себя от собственных поступков. Поэтому единицей самосознания он считает " конфликтный смысл Я", " отражающий столкновение разных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей". и запускающих " дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах" [56]. Эта дилемма, изложенная В.В. Столиным, с одной стороны позволяет обосновать растущий среди населения интерес к средствам психологической защиты, как возможности уберечь свою психику при решении проблем, так и возможности уйти от необходимости решать собственных проблемы.

Самосознание по Б.Ю. Берзину - это отношение индивида к своим физиологическим и психологическим особенностям, социальным качествам, к своей социальной роли. Это реагирование человека на процессы, происходящие в нем самом. Структура самосознания определяется им согласно марксистской философии и представляется как единство самопознания, самоотношения и самоосуществления. Самосознание рассматривает как процесс или совокупность процессов, где выстраивается определенная последовательность этапов действия, например, в начале получение знаний о себе, на основе которого формируется " образ Я", далее формируется отношение к себе, оценка себя, что соотносится с образом других и имеющимися идеалами, пытается изменить или выразить себя, самоосуществить или самореализовать. Этот процесс может рассматриваться как особого рода деятельность, в которой все процессы взаимообусловлены, но первичным является самопознание. Кроме этого самосознание рассматривается как результат, что определяется как уровень сознания субъекта, степень осознания им своих особенностей [5]. В домарксовой философии было преимущественно идеалистическое понимание самосознания, что исключало какую-либо возможность его исследования и объяснения.

По мнению Т.Е. Егоровой [14], уровень знания о себе, поведение, в котором может проявиться отношение человека, как к себе, так и к окружающему миру есть критерии, позволяющие изучать внешний уровень проявления самосознания как одного из конструктов аутопсихологической компетентности. Это позволит определить содержание, средства и методы диагностики и развития аутопсихологической культуры в рамках учебных заведений, а значит создавать такие условия, в которых личность могла бы изменить свою Я-концепцию на основе осознания себя в конкретных действиях и поступках. Тогда уровень проявления поведенческого аспекта сможет свидетельствовать о переходе знаний - осведомленности о себе на уровень осознания-умения-действия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь