Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Личностные детерминанты просоциального поведенияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Личностные детерминанты просоциального поведения Личностные переменные: - Чувства Под влиянием чувства вины люди охотнее совершают альтруистические поступки. Это помогает им избавиться от угрызений совести и восстановить самооценку. Взрослые люди, будучи в плохом настроении, чаще помогают, потому что получают моральное удовлетворение от добрых дел. В радостном настроении люди (только что получившие подарок или возбужденные своим успехом) также более склонны к бескорыстной помощи. - Личностные качества Более других склонны к заботе об окружающих и к оказанию помощи чрезвычайно эмоциональные, умеющие сочувствовать и деятельные люди. Индивиды с высоким уровнем самоконтроля, чувствительные к ожиданиям окружающих, особенно склонны к оказанию помощи, если полагают, что она будет социально вознаграждена. В потенциально опасной ситуации, когда незнакомому человеку нужна помощь (например, проколотая шина или падение в вагоне метро), чаще всего помогают мужчины. Но в ситуациях, в которых речь не идет о жизни и смерти, более отзывчивы женщины. В продолжительных, близких отношениях женщины значительно более склонны к альтруизму, чем мужчины, - они чаще откликаются на просьбы друзей и тратят на оказание помощи больше времени.
Мужчины чаще помогают попавшим в беду женщинам. Женщины в равной степени отзывчивы по отношению как к мужчинам, так и к женщинам.
Поскольку сходство рождает симпатию, а симпатия – желание помочь, мы более склонны помогать тем, кто похож на нас. Формирование просоциального поведения
Просоциальное поведение — действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной пользы для людей, их совершающих. Латанэ и П. Дарли обрисовали пять ступеней выбора перед решением оказать помощь. На каждой стадии наиболее простой выбор — не делать ничего и не оказывать помощи. Агрессивное поведение и его типология Социализация агрессив-ти зависит от: 1. от раннего опыта, т.е. воспитания реб. в конкретной среде; 2. семейных традиций; 3. эмоц-го фона отнош-й род. к реб. Согл. теории соц. научения на социализ-ю агрессии влияет 2-а фактора: 1. наблюд-ие соотв-го способа действий, т.е. чел-ое повед-ие всегда ориентировано на образец. В 1-ю очередь на отнош-е род., у агрессивных род. агрессивные дети; 2. соц. подкрепление Подкрепление - действие кот. призвано усилить определенную р-цию: выговор, улыбка ит.п. «+ подкрепление» - стимул, кот. следует за + р-цией, усиливает ее или поддерживает на том же ур-не. «-» подкрепление – устранения кот. усиливает желат-ю р-цию.
Агрессия — намеренное причинение какого-либо вреда другим людям. 6.Психоаналитический подход к объяснению агрессии (З.Фрейд) Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Агрессивность определяется исследователями, как стабильная готовность к агрессивным действиям в различных ситуациях. Цель всего поведения по З.Фрейду - удовольствие, то есть уменьшение напряжения или полная разрядка энергии. З. Фрейд описывал новую стадию своего теоретизирования следующим образом: " Размышляя о происхождении жизни и о развитии разных биологических систем, я пришел к выводу, что наряду с жаждой жизни (инстинктом живой субстанции к сохранению и приумножению) должна существовать и противоположная страсть - страсть к разложению живой массы, к превращению живого в первоначальное неорганическое состояние. То есть наряду с эросом должен существовать инстинкт смерти". Инстинкт смерти является инстинктом саморазрушения человека, конечно если он направлен на самого себя, то есть внутрь живого организма. Если инстинкт смерти направлен вовне, он становится причиной разрушения другого индивида. " Агрессивное влечение - потомок и главный представитель инстинкта смерти, обнаруженного нами рядом с Эросом и разделяющего с ним власть над миром". Энергия Танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни. Что же все-таки помогло человечеству не перебить друг друга? У З. Фрейда ответ на этот вопрос содержится в понятии культура. Культура направляет агрессивную энергию в приемлемое русло. Фрустрационная модель агрессии Л. Берковитца Л. Берковитц (Berkowitz, 1962) ввел между фрустрацией и агрессивным поведением две переменные: гнев как побудительный компонент и пусковые раздражители, запускающие агрессивную реакцию. Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется. Например, агрессия как следствие гнева, связанного с разлукой с родителями, может проявляться у маленьких детей. Л.Берковитц ввел три существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям. Социализация агрессивности: подход теории социального научения А. Бандуры. Эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Феномен лидерства Лидерство - групповой процесс, связанный с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства лидер - человек, оказывающий ведущее влияние на группу Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием " авторитет", что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями. Теория черт: концентрир-ся на врожд-х кач-х лидера. Лидер – чел. облад. определенным набором психологич-х черт. Способ-ть влиять явл. харизматич-ой хар-ой. Ситуационная т.: лидер-во – продукт ситуации. Выдел-ся отд-ые члены гр., кот. превосх. др-х хотя бы в одном кач-ве, необх-м в данной сит. Т.е. лидер – чел. кот. лучше др-х актуализирует в конкр-ой сит. присущие ему черты. Синтетич-ая т.: лидер-во -процесс организации межличностных отнош-й в гр. Лидер – субъект управл-ия этим процессом. Т.е. лидер – групповая ф-ия, необх. определ-ые кач-ва для исполнения этой роли, это: ценностная значим-ть лич-ти должна соотв-ть нормам принятым в гр. Лидер (Кричевский) - член гр., в кот. более полно представлены такие кач-ва, кот. значимы для групповой д-ти. И. Джанис) эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» или «огруппление мышления» принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает как противоположность эффекту «синергии», при котором предлагаются, а затем и обсуждаются различные варианты решения задачи. И. Джанис описывает множество случаев группомыслия и называет несколько симптомов такого явления в группах: 1. Оптимизм: в поисках консенсуса группы проявляют излишний оптимизм, который мешает им увидеть признаки опасности в достижении всеобщего единодушия, согласия и безальтернативного выбора. Володя Шарапов – герой знаменитого фильма «Место встречи изменить нельзя», описывал ситуацию, когда у наблюдателя за порзицией врага «глаз замыливается». Подобное может произойти и с членами группы, жертвующими истиной во имя консенсуса, они становятся «интеллектуально слепыми». 2. Вера в этичность группы, правильность ее мнения, выбора, морали. Считается, что группа не только всегда права, но и никогда не погрешит против общепринятой морали и нравственности. Это означает, что единожды нарушив общепринятую мораль, члены группы могут позволить себе нарушать и внутригрупповую мораль. Нарушение же внутригрупповой морали противоречит интересам группы, поэтому она единодушно стоит на страже норм и моральных принципов, выработанных группой. Одним из главных принципов и целей группы является достижение согласия, единодушности, сплоченности, стремление вступать в отношения с окружающим миров, как единое целое, а не разорванное на отдельные противоборствующие между собой группировки. Члены группы, попавшие в ловушку «группомыслия», становятся «нравственно глухими». 3. Рационализация: группа тратит гораздо больше времени на объяснение и оправдание своих решений, чем на их обдумывание и обсуждение различных вариантов. Члены группы становятся «эмоционально бесчувственными», стремясь рационализировать свои действия и решения. 4. Стереотипизация: в ситуации группомыслия проявляется стереотипность мышления, склонность выбирать стандартные, уже знакомые решения, приводившие ранее, возможно в иных ситуациях, к успеху. 5. Конформизм: в подобных группах эффект конформизма проявляется в наибольшей степени. Группа быстро и эффективно подавляет мнения и предложения, отличающиеся от общепринятого. 6. Самоцензура; поскольку главная цель членов группы состоит в достижении консенсуса, они сознательно отбрасывают, скрывают свои опасения, подавляют в себе желание идти наперекор мнению группы. 7. Иллюзия единодушия: конформизм и самоцензура не дают разрушиться консенсусу. У каждого члена группы возникает иллюзия единодушия, правильности группового решения.
Виды толп По управляемости: 1) стихийная – толпа, в появлении и формировании которой происходит самостоятельно, без участие конкретных физических лиц; 2) ведомая – толпа, которая с самого начала формируется под влиянием определенного физического лица, ее лидера. По уровню активности: а) пассивная (спокойная) толпа характеризуется отсутствием эмоционального возбуждения; б) активная толпа характеризуется наличием разной степени эмоционального возбуждения. По характеру поведения людей: 1) простая (окказиональная) толпа – скопление лиц, образующееся на основе желания получить информацию 2) экспрессивная толпа – формируется из людей, совместно выражающих сильные чувства (радости, горя, гнева, возмущение, протест и т. п.). 3) конвенциональная толпа – формируется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу. 4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Разделяется на: а) стяжательскую толпу – характеризуется развязыванием неупорядоченного непосредственного конфликта за обладание какими-либо ценностями. б) спасающуюся толпу – возникает в состоянии паники при спасении от реального или воображаемого источника опасности; в) повстанческая толпа – формируется под влиянием несправедливых действий властей на основе общего возмущения; г) агрессивная толпа – характеризуется высшей степенью эмоционального возбуждения, объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (государственному деятелю, религиозному или политическому движению, управленческой структуре).
Личностные детерминанты просоциального поведения Личностные переменные: - Чувства Под влиянием чувства вины люди охотнее совершают альтруистические поступки. Это помогает им избавиться от угрызений совести и восстановить самооценку. Взрослые люди, будучи в плохом настроении, чаще помогают, потому что получают моральное удовлетворение от добрых дел. В радостном настроении люди (только что получившие подарок или возбужденные своим успехом) также более склонны к бескорыстной помощи. - Личностные качества Более других склонны к заботе об окружающих и к оказанию помощи чрезвычайно эмоциональные, умеющие сочувствовать и деятельные люди. Индивиды с высоким уровнем самоконтроля, чувствительные к ожиданиям окружающих, особенно склонны к оказанию помощи, если полагают, что она будет социально вознаграждена. В потенциально опасной ситуации, когда незнакомому человеку нужна помощь (например, проколотая шина или падение в вагоне метро), чаще всего помогают мужчины. Но в ситуациях, в которых речь не идет о жизни и смерти, более отзывчивы женщины. В продолжительных, близких отношениях женщины значительно более склонны к альтруизму, чем мужчины, - они чаще откликаются на просьбы друзей и тратят на оказание помощи больше времени.
Мужчины чаще помогают попавшим в беду женщинам. Женщины в равной степени отзывчивы по отношению как к мужчинам, так и к женщинам.
Поскольку сходство рождает симпатию, а симпатия – желание помочь, мы более склонны помогать тем, кто похож на нас. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы