Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Личность, индивидуальность, роль, «оно - Я - сверх Я», смысл жизни, социализация, инкультурацня, индивидуализация, социальная среда, свобода, ответственность.




Самостоятельная работа по подготовке к занятию

 

1. Выпишите из книг («Тайна имени». - М., 1996, «Имя без тайн». -М., 2000, Флоренский П. С. Имена. - М., 2001 или других подобных изданий) полную личностную характеристику человека, обладающего Вашим именем. Подчеркните качества, которые, по Вашему мнению, соответствуют Вашим личностным качествам.

2.Выполните философский тест «Эрудит», используя «Философский словарь» и рекомендованную учебную литературу.

 

Философский текст«Эрудит»

Определите, какие понятия графы «1» соответствуют определениям графы «А».

 

 

«1»   «А»  
1. Социализация   А. Совокупность действий, ожидаемых от человека определенного социального статуса  
2. Типология   Б. Личность, ориентированная на собственный внутренний мир.  
3. Интроверт   В. Совокупность социально-обусловленных качеств человека  
4. Экстраверт   Г. Стремление, не осознаваемое человеком, главная побудительная сила деятельности человека по 3. Фрейду.  
5. Биофил   Д. Процесс усвоения человеком социальных норм и ценностей.  
6. Личность   Е. Личность, открытая для общения с другими людьми, ориентированная на внешний мир.  
7. Роль   Ж. Человек, ориентированный на созидание, творение нового.  
8. Инстинкт   3. Объединение людей по одному или нескольким общим для них признакам.  

Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре

 

1. В романе А. Беляева «Голова профессора Доуэля» главным героем является голова профессора, который изобрел способ существования мыслящей и чувствующей головы без тела. Можно ли указанного героя считать человеком? Личностью? Обоснуйте свое мнение.

2. «... Чем больше умнеешь, тем больше находишь оригинальных людей. Человек заурядный не замечает различия в людях» (Б. Паскаль. Мысли.). Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте свое мнение.

3. «Чем примитивнее общества, тем более сходства между составляющими их индивидами» (Э. Дюркгейм. Метод социологии. - М., 1990, с. 129). Как Вы понимаете это высказывание?

4. История знает немало примеров, когда злобствующие тираны пытались подавить в человеке личность. Как Вы понимаете выражение «подавить в человеке личность»? Всегда ли понятия «личность» и «индивидуальность» тождественны?

5. Русский философ Н.А. Бердяев, рассуждая о личности, заметил: «Личность есть боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли» (Бердяев Н. А. И мир объектов (опыт философии одиночества и общения. Париж, 1931, с. 145).

Как вы понимаете слова Бердяева?

6. 3. Фрейд утверждал, что в структуре личности, которую он понимал как структуру духовного мира человека, психики, основное значение имеют инстинкты как элементы бессознательного уровня в психике. Вспомните, какие инстинкты Фрейд считал основными. Согласны ли Вы с Фрейдом? Обоснуйте свою точку зрения.

7. Профессиональные роли оказывают существенное влияние на личность, формируя те или иные качества, стереотипы мышления и поведения человека. Попытайтесь установить соответствие между перечисленными слева профессиональными ролями и названными справа качествами, которые они формируют.

 

Профессиональные роли Профессиональные качества

 

Врач Забота о надежности и безопасности
Инженер Повышенное самомнение
Преподаватель Подозрительность
Руководитель Появление штампов в речи и мыслях
Следователь Стремление к особой точности
Экономист Стремление внушить уверенность

 

Попробуйте определить, какие типические черты характерны для людей таких профессий как, например, военный, библиотекарь?

8. Юрий Нагибин в рассказе «Смерть на вокзале» говорит: «Интеллигент – это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам»

Согласны ли Вы с Нагибиным? Считаете ли Вы себя интеллигентным человеком?

9. Философ Э. Фромм, анализируя некрофильский тип личности, задает вопрос: «Можно ли считать некрофилию характерной чертой человека
второй половины XX века?». Отвечая положительно на этот вопрос, он
приводит следующие аргументы:

1). Человек индустриального общества ориентируется на все искусственное, не на природную, живую, естественную, а на «рукотворную» реальность (это проявляется в любви к технике, механизмам, которые представляют не живое, а мертвое тело);

2). Все живое обращается в предметы, вещи; свое собственное тело человек рассматривает как потенциальный товар, который может быть продан;

3). Жизнь человека определяется логикой технического прогресса: человек создает роботов, которые заменяют его в различных сферах жизни и относится к ним как к живым людям;

4). Растет тенденция к насилию, как в его реальных проявлениях, так и в иллюзорных (телевидение, кино, пресса и т. п.)

Согласны ли Вы с мнением Э. Фромма? Обоснуйте свое мнение.

10. Согласны ли Вы с мнением философа П. Гольбаха: «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни»? Обоснуйте свое мнение.

11. Что такое «формальная свобода»?

12. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга»?

Тесты для компьютерного опроса

1. Философская традиция исследования человека, утверждающая, что сущностью человека является совокупность данных ему от природы инстинктов и способностей:

1. социологизаторская

2. рационалистическая

3. натуралистическая

4. экзистенциальная

2. Выделите философскую традицию исследования человека, согласно которой сущностью человека являются качества, приобретаемые им в обществе:

1. экзистенциальная

2. социологизаторская

3. рационалистическая

4. культурологическая

3. Понятие «социализация» как направление формирования личностиособый вид деятельности человека в социальных группахвоспитание и образование индивида по определенному типуусвоение индивидом социальных норм в процессе его жизнисоциализация - способ усвоения моральных норм

4. Выделите критерий, определяющий выдающуюся личность:способность хорошо устраивать свои делаумение оценить и выразить объективные тенденции современностиобладание магическими способностяминоситель выдающихся идей

5. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в силу, превращающую субъект в средство:

a)фатум

b)произвол

c)отчуждение

d)предопределение

6. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в

a. умерщвлении плоти ради искупления грехов

b. стремлении к счастью как подлинному назначению человека

c. удовольствиях, чувственной радости как мотив нравствен, поведения

d. извлечении пользы из всего возможного

7.В философии проблема поиска смысла жизни тесно связана с:

a. обретением добра, счастья, любви, благополучия

b. достижением намеченной цели

c. возможностью самореализации личности в обществе

d. проблемой конечности жизни, смертности человека

Тема 3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА

 

Понятие общества и социальных отношений. Специфика социального познания. Взаимодействие природы и общества. Основные направления влияния общества на природу. Понятие ноосферы. Сущность географического детерминизма и геополитики.

Структура общества. Эволюция философского понимания общественной жизни людей. Материалистическая, идеалистическая и натуралистическая модели общественной жизни. Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса. Концепция социокультурных систем П. Сорокина. Современная социобиология. Место понятий культура и цивилизация в исследовании общества.

Вопросы

1. Взаимодействие природы и антропогенного мира. Особенности общества как объекта познания.

2. Структура общества. Сферы общественной жизни.

3. Философские модели общественной жизни.

Темы теоретических сообщений (рефератов)

1. Концепция ноосферы - новый этап философского осмысления единства природы и общества.

2. Географический детерминизм - философская основа геополитики.

3. Взаимосвязь сфер общественной жизни.

4. Доминанты общественной жизни: политика, экономика или мораль?

5. Современная социобиология (по книге У. Лоренца «Оборотная сторона зеркала»).

Основная литература

 

Бучило Н. Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001.- Гл. 7, п. 1,2.

Барулин В. С. Социальная философия: Учебник. - Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - Раздел 2, гл.У 1, раздел 3, гл. IX, X.

Некрасова Н.А.. Некрасов С.И. Философия. Учебник. – М., 2008

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2008. - Раздел 3, гл.13;15;16.

Дополнительная литература

Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. - М.: Наука, 2002.

Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. 4-е изд.- М.: Акад. Проект, 2001.

Кемеров В. Е., Керимов Т. Ф. Хрестоматия по социальной философиигМ.: Акад. Проект, 2001.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: Республика, 1998.

Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000.

Категории темы

 

Общество, социальные отношения, культура, цивилизация, природная среда, техносфера, ноосфера, геополитика, географический детерминизм, общественно-экономическая формация, социокультурная система, социобиология.

Самостоятельная работа по подготовке к занятию

1. Напишите краткое философское эссе, в котором докажите или опровергните натуралистическую модель общественной жизни.

2. Выполните философский тест «Мудрость».

Определите, каким понятиям графы «1» соответствуют высказывания

графы «А».

 

«1»   «А»  
1 . Идеалистическая модель общества   А. «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах... Если у тебя от голода и бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоем сердце нет пищи для морали» (Л. Фейербах).  
2. Фатализм   Б. «Мнения людей правят миром» (Гельвеции)  
3. Натуралистическая модель общества.   В. «Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить» (Чжан-цзы)  
4. Волюнтаризм   Г. «Никакой специальной теории помимо дарвиновской не требуется, чтобы объяснить развитие и постоянство общих черт человеческой социальной организации» (Р. Фоке).  
5. Материалистическая модель общества   Д. «Речь идет не о том, чтобы идти впереди (этим путем можно в лучшем случае стать пастухом, то есть верховной и настоятельной потребностью стада), а о возможности идти самому по себе, о возможности быть иным» (Ф. Ницше).  

Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре

 

1. Как соотносятся понятия «человеческое» и «социальное»? Любые ли отношения между людьми являются социальными?

2. Могут ли возникнуть условия деградации человеческого общества в биологическое сообщество (стадо)? Как Вы себе представляете этот процесс?

3. Можно ли сказать, что техносфера является частью природной среды?

4. Докажите, что главным фактором существования и развития человека и общества является необходимое человеку количество материальных благ.

5. Докажите, что главным фактором существования и развития человека и общества являются идеи, объединяющие людей и заставляющие их действовать определенным образом.

6. Определите, к каким сферам общественной жизни относится деятельность следующих людей и объясните, по какому критерию Вы провели различие:

1). Профессиональный промысловик-охотник.

2). Охотник-любитель, стреляющий дичь ради отдыха и развлечения.

3). Солдат, стреляющий по неприятелю.

4). Спортсмен на стрелковом стенде.

7. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который назывался «Русская правда», предусматривались различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в обществе. Так, штраф за убийство богатого тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 400 баранов. Жизнь неимущего смерда оценивалась в 16 раз дешевле. Связь между какими сферами общественной жизни проявляется в этом факте?

8. Проанализируйте, есть ли различие между предметами, которые использованы в следующих ситуациях:

1). Камень, лежащий на краю дороги.

2). Камень, являющийся религиозным символом, талисманом.

3). Камень, разделяющий границы двух земельных участков.

Что, по Вашему мнению, играет более важную роль в понимании предмета: то, из чего он сделан, то есть его материальное воплощение, или то, для чего его использует человек, то есть то значение, смысл, который этот предмет имеет для человека?





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. D. Правоспособность иностранцев. - Ограничения в отношении землевладения. - Двоякий смысл своего и чужого в немецкой терминологии. - Приобретение прав гражданства русскими подданными в Финляндии
  2. III. Здравый смысл и формы заблуждений
  3. IV. Социальная структура и политический строй старовавилонского общества (по законам Хаммурапи)
  4. Абонементный билет «На предъявителя», «Рабочего дня»
  5. Административный процесс в узком (правоохранительном) смысле представляет административно-юрисдикционную деятельность, деятельность по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров.
  6. Алгоритм смысловых показателей распознавания предлогов и подобных им сочетаний
  7. Безынициативность – инициативность – сверхинициативность
  8. Биологическая и социальная природа языка
  9. В гл. 5 описывается маркетинговая среда, в которой действуют фирмы, и указываются внешние факторы, влияющие на их маркетинговые решения.
  10. Важенин С. Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. М., 1984.
  11. Виды цен, их экономический смысл, и факторы, влияющие на уровень цен.
  12. ВОПРОС. 47 Право в объективном и субъективном смысле


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.) Главная | Обратная связь