Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Качество опыта, измеряемое в течение недели с помощью метода Выборочного Изучения Опыта, 202 аутотелических и 202 не аутотелических подростков во время занятия активным отдыхом




Источник: Адаптировано из Хектнера (1996) и Бидвелла (1997), пресса.

 

Autotelic – Аутотелические подростки

Non-autotelic – Не аутотелические подростки

Concentration - Концентрация

Enjoyment - Удовольствие

Happiness - Счастье

Self-esteem – Самооценка

Importance to future – Важность для будущего

 

бессмысленными вещами. Люди так созданы, что стараются не унывать и, по-видимому, мы способны избегать чувства грусти даже тогда, когда все условия нас к этому принуждают. Когда мы не можем сказать, что хоть чуть-чуть счастливы, какой смысл продолжать жить дальше? Аутотелические личности не обязательно счастливее, однако они занимаются более сложной деятельностью и в результате чувствуют себя лучше. Чтобы иметь замечательную жизнь, недостаточно быть счастливым. Важно быть счастливым, когда занимаешься вещами, которые развивают наши способности, способствуют нашему росту и реализуют наш потенциал. Это особенно важно в начале жизни: подросток, который ощущает себя счастливым, когда ничего не делает, вряд ли, вырастет в счастливого взрослого человека.

Другой интересный факт заключается в том, что аутотелические подростки проводят значительно больше времени, общаясь со своей семьей – порядка четырех часов в неделю – по сравнению с другими подростками. Это объясняет, почему они получают большее удовольствие от того, что они делают. По-видимому, семья является защитной средой, в которой ребенок может исследовать мир в относительной безопасности. В ней у него нет необходимости стесняться, и тревожится о том, чтобы обороняться от кого-либо или соперничать с кем-либо. Одной из основных целей в воспитании американского ребенка является его ранняя независимость: предполагается, что чем раньше подростки оставят своих родителей, как в эмоциональном, так и в физическом плане, тем быстрее они повзрослеют. Однако раннее взросление это не такая уж хорошая вещь. Подростки, которым слишком рано приходится заботиться о себе, могут легко стать неуверенными в себе и занять оборонительную позицию в жизни. Это может быть оспорено, но на самом деле, чем сложнее мир взрослых, в который придется вступить подростку, тем более долгий период зависимости ему необходим, чтобы подготовиться к этому. Конечно, такая «социальная незрелость» эффективна, только если семья является относительно сложной единицей, которая как стимулирует, так и поддерживает ребенка; ребенку не принесет пользы зависимость от неправильно функционирующей семьи.

 

Если и существует одно качество, которое отличает аутотелических личностей, так это то, что их физическая энергия кажется неисчерпаемой. Даже притом, что они обладают теми же самыми способностями обращать внимание на вещи, как и другие люди, они обращают больше внимания на то, что происходит вокруг них, они больше замечают, и они охотно уделяют больше внимания вещам ради них самих, не ожидая немедленной отдачи. Большинство из нас накапливают внимание очень осторожно. Мы скупо тратим его только на серьезные вещи, которые имеют для нас значение; мы заинтересованы только в тех вещах, которые способствуют нашему благополучию. Объектами, которые наиболее всего достойны нашей психической энергии, являемся мы сами, а также те люди и вещи, которые дают нам какое-то материальное или эмоциональное преимущество. В результате у нас практически не остается внимания, чтобы участвовать в жизни мироздания на его собственных условиях, удивляться, узнавать что-то новое, сочувствовать, преодолевать границы, очерченные нашим эгоцентризмом.

Аутотелические люди меньше озабочены самими собой, и поэтому у них больше свободной психической энергии, чтобы познавать жизнь. Келли, одна из девушек из нашего исследования, которая часто свидетельствует в своих анкетах о том, что находится в ситуации сложных задач и высокого мастерства, отличается от своих одноклассников тем, что не думает все время о мальчиках, покупках и хороших отметках. Вместо этого она увлечена мифологией и называет себя «кельтской ученицей». Три дня в неделю после обеда она работает в музее, где помогает хранить и классифицировать экспонаты. Ей нравятся даже самые рутинные аспекты ее работы, например, «раскладывать все на места и тому подобное», а также обращать внимание на все, что происходит вокруг и приобретать опыт из этого. В то же самое время ей нравится проводить время с друзьями, с которыми она ведет долгие споры о религии и жизни после занятий в школе. Это не означает, что она альтруист или скромный человек. Ее интересы являются выражением ее уникальной индивидуальности, но, по-видимому, она искренне интересуется тем, что делает, в какой-то степени ради самого этого дела.



Творческие люди также обычно бывают аутотелическими личностями, и часто делают свои открытия благодаря тому, что у них есть дополнительная физическая энергия, которую они вкладывают, на первый взгляд, в обычные вещи. Нейропсихолог Бренда Милнер описывает свое отношение к работе, которое разделяют многие другие ученые и художники в своих областях: «Я бы сказала, что я беспристрастна к тому, что является важным или великим, потому что каждый новый маленький факт, даже самый незначительный, вызывает радость в момент его открытия». Историк Натали Дэвис объясняет, как она выбирает проблемы, над которыми работает: «Ну, какая-нибудь проблема начинает вызывать у меня настоящее любопытство. Она меня глубоко задевает… В это время она кажется мне ужасно интересной… Не знаю, вкладываю ли я в выбор темы что-то, помимо моего любопытства и удовольствия».

Изобретатель Франк Оффнер, который после усовершенствования реактивных двигателей и аппаратов ЭЭГ (электроэнцефалограммы), в возрасте 81 года заинтересовался изучением физиологии клеток волос, представляет собой прекрасный пример скромности аутотелических личностей, которые исследуют тайны жизни, даже, на первый взгляд, самые незначительные из них:

 

О, я люблю решать проблемы. Будь это проблема, почему не работает наша посудомоечная машина, или почему не работает автомобиль, или как устроены нервы, или что-то еще – не важно. Сейчас мы с Питером работаем над тем, как устроены клетки волос, и … это так интересно… Мне не важно, какая проблема стоит передо мной. Если я могу решить ее, это доставляет мне удовольствие. Это так здорово решать проблемы, не так ли? Не это ли самое интересное в жизни?

 

Последняя цитата также дает нам предположение, что интерес аутотелической личности не является полностью пассивным и созерцательным. Он также включает в себя попытку понять или, в случае с изобретателем, решить проблему. Важным является то, что этот интерес бескорыстен; другими словами, он не служит полностью личным интересам человека. Только тогда, когда наше внимание до определенной степени свободно от личных целей и амбиций, у нас есть возможность понять реальность в ее собственной сути.

Некоторые люди, похоже, обладают этой дополнительной свободной энергией с самого детства и используют ее, чтобы узнать все, что попадает в их поле зрения. Изобретатель Яков Рабинов увидел первый в своей жизни автомобиль, когда ему было семь лет, и он жил в маленьком китайском городке. Он помнит, что сразу же залез под машину, чтобы посмотреть, как мотор вращает колеса, а когда он пришел домой, то вырезал из дерева коробку передач и центральную шестерню. Лайнус Полинг описывает свое детство типично для большинства творческих людей:

 

Когда мне было 11 лет, больше всего мне нравилось читать книги. И я прочитал много книг…когда мне только исполнилось 9 лет….я уже прочитал Библию и «Происхождение видов» Дарвина. А…когда мне было 12 лет и мы проходили древнюю историю в школе – первый год – мне так нравилось читать этот учебник, что я полностью прочитал его за несколько первых недель года и искал другие книги по истории древнего мира. Когда мне было 11 лет, я начал собирать насекомых и читать книги по энтомологии. Когда мне было 12 лет, я начал собирать минералы. Я нашел несколько агатов - это было практически все, что я смог найти и узнать в Долине Вилламетт - но я читал книги по минералогии и переписывал из книг таблицы с данными о свойствах, твердости, цвете, прожилках и других свойствах минералов. А затем, когда мне исполнилось 13 лет, я заинтересовался химией. Я был очень взволнован, когда узнал, что химики могут превратить некоторые вещества в другие вещества с совершенно иными свойствами…Водород и кислород образуют воду. Или натрий и хлор образуют хлорид натрия. Совершенно различные вещества, элементы которых при комбинации образуют различные смеси. С тех пор я проводил много времени, пытаясь лучше понять химию. А это на самом деле значит, понять мир, природу Вселенной.

 

Важно отметить, что Полинг не был вундеркиндом, который поражал старших своим блестящими интеллектуальными способностями. Он самостоятельно следовал своим интересам без какого-либо признания или большой поддержки со стороны других людей. Толчком к длинной и продуктивной жизни послужила его решимость принимать как можно более полное участие во всем, что его окружало. Хейзел Хендерсон, посвятившая свою жизнь созданию организаций по защите окружающей среды, как, например, «Горожане За Чистый Воздух», живо описывает, с какой радостью и интересом подобные люди относятся к окружающему миру:

 

Когда мне было пять лет – вы знаете, это как открыть глаза, оглянуться и сказать: «Здорово! Что за удивительное путешествие! Что, скажите, здесь происходит? Зачем я здесь и что я должна делать?» Этот вопрос сидит во мне всю мою жизнь. И я люблю его! Благодаря ему каждый день кажется таким новым… Каждое утро ты просыпаешься и чувствуешь, будто это первый день от сотворения мира.

 

Однако не всем так повезло, как Полингу и Хендерсон, обладающим таким большим запасом свободной психической энергии. Большинство из нас научилось экономить свое внимание, чтобы направлять его на сиюминутные нужды существования, и у нас остается мало энергии для того, чтобы интересоваться природой Вселенной, нашим местом в космосе или чем-то еще, что не принесет нам выгоды в достижении наших сиюминутных целей. Но без бескорыстного интереса жизнь неинтересна. В ней нет места для чуда, открытий, удивления и преодоления границ, обусловленных нашими страхами и предрассудками. Если вы не развили в себе любопытство и заинтересованность в раннем детстве, вам стоит приобрести их сейчас до того, как станет слишком поздно улучшать качество вашей жизни.

Теоретически это сделать очень легко, практически – труднее. Тем не менее, это стоит того, чтобы попробовать. Первый шаг состоит в том, чтобы делать все, что вам необходимо делать, концентрируя на этом внимание, делая это с мастерством, а не по инерции. Даже такая рутинная работа, как та, которую вы делаете, когда моете посуду, одеваетесь или косите лужайку, может приносить вам больше удовлетворения, если вы будете делать ее с тем же вниманием, как если бы вы создавали произведение искусства. Следующий шаг заключается в том, чтобы каждый день переносить часть психической энергии, которую вы тратите на то, что вам не нравится делать, или на пассивный отдых, на те дела, которыми вы не занимались раньше или на то, что вам нравится, но что вы редко делаете, поскольку это требует определенных усилий. Мир буквально заполнен миллионами потенциально интересных вещей, которые можно увидеть, узнать и которыми можно заняться. Однако они не станут действительно интересными, пока мы не посвятим им свое внимание.

Многие люди скажут, что этот совет для них бесполезен, поскольку они уже так заняты, что абсолютно не могут себе позволить заниматься чем-то новым и интересным. Нехватка времени стала одной из наиболее популярных жалоб сегодняшнего дня. Однако чаще всего это оправдание, которое люди используют, чтобы не контролировать свою жизнь. Как много из того, что мы делаем, действительно необходимо? Как много дел мы могли бы сократить, если бы затратили немного энергии на то, чтобы организовать и рационализировать наши дела, выделить приоритеты среди тех рутинных дел, которые рассредоточивают наше внимание по мелочам? Действительно, если мы позволим, чтобы наше время уходило сквозь пальцы, то вскоре у нас его не останется. Мы должны научиться управлять им очень аккуратно, не для того чтобы достичь богатства и безопасности в каком-то отдаленном будущем, а для того чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

 

Время – это то, что мы должны найти, чтобы развить в себе заинтересованность и любопытство, необходимые для того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе. Другой равный по значению ресурс – это способность контролировать психическую энергию. Вместо того чтобы ждать внешнего стимула или чего-то, что обратит на себя наше внимание, мы должны научиться концентрировать его в большей или меньшей степени по своей воле. Способность контролировать свое внимание и заинтересованность соотносятся между собой, взаимно пробуждая и усиливая друг друга. Если вы заинтересованы в чем-то, вы будете концентрировать на этом свое внимание, а если вы будете концентрировать на чем-то свое внимание, то очень возможно, что вы заинтересуетесь этим.

Многие вещи, которые кажутся нам интересными, не являются таковыми по своей природе, пока мы не постараемся обратить на них внимания. Насекомые и минералы не кажутся нам очень привлекательными, пока мы не начнем их коллекционировать. Большинство людей тоже не кажутся нам интересными, пока мы не узнаем, как они живут и о чем они думают. Марафоны и скалолазание, игра в бридж и драмы Расина довольно скучны, но только не для тех, кто приложил достаточно много внимания, чтобы понять всю их сложность. Как только мы сконцентрируем свое внимание на каком-то сегменте реальности, перед нами открываются бесконечные возможности для действия – физического, интеллектуального или эмоционального – и применения наших способностей. У нас никогда не будет достаточно веского оправдания своей скуке.

Контролировать свое внимание - это значит контролировать свой опыт, а, следовательно, качество своей жизни. Информация проникает в наше сознание только тогда, когда мы обращаем на нее свое внимание. Внимание действует как фильтр между внешними событиями нашей жизни и тем, как мы их воспринимаем (нашим опытом). Как много стресса мы испытываем, зависит в большей степени от того, как мы контролируем свое внимание, чем от того, что с нами произошло. Как на нас подействует физическая боль, или пропажа денег, или пренебрежительное отношение в обществе, зависит от того, сколько внимания мы уделяем этому событию, сколько места отводим для этих переживаний в своем сознании. Чем больше психической энергии мы вкладываем в болезненное для нас событие, тем реальнее оно становится, и тем больше энтропии входит в наше сознание. Но мы также не решим проблему, если откажемся от этого переживания, постараемся подавить его или интерпретировать по-другому, поскольку эта информация затаится в глубине нашего сознания, лишая нас психической энергии и препятствуя ее распространению. Будет лучше, если мы посмотрим своему страданию прямо в глаза, признаем его и почтем его присутствие, а затем как можно быстрее сконцентрируем свое внимание на тех вещах, которые мы сами для этого выбрали.

Профессор Фаусто Массимини и его команда провели исследование людей, которые получили серьезные физические увечья в результате болезни или несчастного случая – ослепли или оказались частично парализованными – и выяснили, что некоторые из этих людей достаточно хорошо адаптировались к трагедии и заявляют, что их жизнь стала лучше, после того как они получили свое увечье. Эти люди выделяются тем, что они решили преодолеть свой физический недостаток путем беспримерной дисциплины своей психической энергии. Они научились испытывать поток, выполняя простейшие действия, например, когда они одеваются, ходят вокруг дома или водят машину. Те, кто приложил больше усилий, смогли пойти дальше, чем просто возвратиться к основным действиям в жизни. Один из них стал инструктором по плаванию, другие стали бухгалтерами, некоторые начали путешествовать, чтобы участвовать в международных шахматных турнирах и соревнованиях по плаванию, а некоторые стали чемпионами по стрельбе из лука, стреляя из инвалидной коляски.

Подобной способностью трансформировать трагическую ситуацию в, по крайней мере, терпимую, обладают жертвы террористов, которые вынуждены находиться в одиночном заточении, или узники концентрационных лагерей. В таких условиях внешний мир, «реальное» окружение столь бессодержательно и бесчеловечно, что способно привести в отчаяние большинство людей. Те, кто выживает в таких условиях, способны выборочно игнорировать внешние обстоятельства и направлять свое внимание на внутреннюю жизнь, которая для них является единственной реальностью. Это легче сделать, если человек знает поэзию, математику или какую-нибудь другую систему символов, которая позволяет концентрироваться и производить работу в уме без видимых, материальных усилий.

Эти примеры наводят на мысль, что человеку необходимо учиться контролировать свою энергию. В принципе подойдет любое умение или наука, которыми человек может заниматься самостоятельно: это может быть медитация или молитва, если вы к этому склонны; физические упражнения, аэробика, боевые искусства для тех, кто предпочитает концентрироваться на физических занятиях. Подойдет любая специализация или любые знания, которые приносят вам удовольствие, и с помощью которых вы можете научиться лучше контролировать свое время. Однако очень важным является то, как вы относитесь к этим занятиям. Если человек молится, чтобы быть праведным, или занимается физическими упражнениями, чтобы укрепить мышцы груди, или учится, чтобы стать умным, тогда он теряет большую часть пользы от этих занятий. Важно получать удовольствие от самого занятия и знать, что значение имеет не результат, а контроль над своим вниманием, который в результате вы приобретаете.

Как правило, наше внимание управляется нашими генами, общественными условностями и привычками, приобретенными нами в детстве. И, следовательно, не мы решаем, на что нам обращать внимание, и какая информация поступит в наше сознание. В результате по большому счету наша жизнь нам не принадлежит; большая часть того, что мы испытываем, запрограммировано за нас. Мы узнаём, на что стоит смотреть, а на что нет; что следует помнить, а что забыть; что нужно чувствовать, когда мы видим летучую мышь, флаг или человека, поклоняющегося Богу посредством разных ритуалов; мы узнаем, ради чего, как полагают люди, стоит жить, а за что умереть. В течение лет наш опыт выполняет сценарий, написанный для нас биологией и культурой. Единственный способ стать хозяином своей жизни, состоит в том, чтобы научиться направлять свою физическую энергию в соответствии со своими намерениями.

ДЕВЯТАЯ ГЛАВА

Любовь к судьбе

 

Хотим мы этого или нет, но наша жизнь оставляет след во Вселенной. Рождение каждого человека затрагивает социальное окружение: оно влияет на жизнь наших родителей, братьев и сестер, родственников и друзей, и по мере нашего взросления наши действия влекут за собой мириады последствий, некоторые из которых являются преднамеренными, но большинство нет. Наш выбор как покупателей оказывает небольшое влияние на экономику, наши политические решения влияют на будущее нашей страны, а каждый добрый или злой поступок несколько изменяет качество жизни людей в целом. Люди, которые ведут аутотелическую жизнь, помогают другим людям, общающимся с ними, уменьшить энтропию в своем сознании; те люди, которые направляют свою физическую энергию на соперничество в достижении ресурсов и возвеличивание самих себя, увеличивают общую сумму энтропии.

Никто не может вести великолепную жизнь, не чувствуя, что он принадлежит к чему-то более великому и вечному, чем он сам. Это заключение, общее для всех религий, которые давали смысл человеческой жизни на протяжении долгих веков истории человечества. В наши дни, когда нас все еще опьяняют великие открытия в науке и технологии, мы рискуем забыть об этом откровении. В США и других технологически развитых странах индивидуализм и материализм почти окончательно возобладали над приверженностью своему сообществу и духовными ценностями.

Знаменательно, что доктор Бенджамин Спок, чьи советы по воспитанию детей, оказали сильное влияние, по крайней мере, на два поколения родителей, на склоне лет стал сомневаться в том, что стоит делать такой упор на воспитании детей свободными индивидуалистами, как это делалось раньше. Сейчас он считает, что также важно учить их трудиться для общего блага, ценить религию, искусство и другие нематериальные стороны жизни.

На самом деле, много тревожных знаков свидетельствует о том, что мы стали слишком самовлюбленными. Одним из примеров является неспособность людей заключать браки, что приводит к тому, что половина городского населения в развитых странах проводит свою жизнь в одиночестве, и такое большое количество браков распадается. Другим примером является растущее разочарование большинством общественных институтов, которым мы раньше доверяли, и их руководителями, о чем все чаще свидетельствуют люди от исследования к исследованию.

Все больше кажется, что мы прячем голову в песок, чтобы не слышать плохих новостей, и скрываемся за заборами своих домов под защитой вооруженной охраны. Однако наша личная жизнь не может быть хорошей, пока мы остаемся в стороне от проблем общества, что знал Сократ и поняли те, кто недавно пережили диктатуру в своих странах. Было бы намного легче, если бы мы были ответственны только за самих себя. К сожалению, мир устроен по-другому. Активная ответственность за остальное человечество и за мир, частью которого мы являемся, это необходимая составляющая хорошей жизни.

Однако истинная задача человека заключается в том, чтобы уменьшить энтропию в своем окружении, не увеличивая ее в своем сознании. Буддисты дают хороший совет, как это можно сделать: «Всегда поступай так, как будто будущее Вселенной зависит от того, что ты сделал, и смейся над собой, если ты думаешь, что твои дела что-то меняют». Именно такой серьезный юмор, такое сочетание участия и смирения делают возможным относиться к делу с полной вовлеченностью, и в то же время непринужденно. Имея такое отношение к делу, человеку совершенно необязательно побеждать, чтобы чувствовать себя удовлетворенным; поддержание порядка во Вселенной становится целью, приносящей удовлетворение само по себе, без каких-либо последующих благ для человека. В этом случае, возможно испытывать радость даже тогда, когда ты ведешь проигрышную войну за доброе дело.

 

Первый шаг из этого тупика заключается в том, чтобы лучше понять самих себя, т.е то представление, которое мы имеем о самих себе. Мы далеко не уйдем, если не поймем себя. Однако оборотная сторона нашего представления о самих себе состоит в том, что как только оно возникает у нас в раннем детстве, оно начинает контролировать остальное сознание. Поскольку мы идентифицируем себя с нашим представлением о себе, считая его основной своей сущностью, то оно все чаще становится не только самым важным компонентом нашего сознания, но – по крайней мере, для некоторых людей – единственным компонентом сознания, заслуживающим внимания. Опасность состоит в том, что мы направляем всю свою психескую энергию на удовлетворение потребностей выдуманной сущности, которую мы сами создали. Это могло бы быть не так плохо, если бы наше представление о себе, которое мы реализуем, было бы разумно. Но дети, подвергшиеся насилию в детстве, могут вырасти, сформировав беспомощное или мстительное представление о себе; дети, которых в детстве баловали, но не любили, могут создать нарциссическое представление о себе. Наше «эго» может стать ненасытным или у нас может сложиться преувеличенное мнение о его важности. Тем не менее, люди, которые обладают таким искаженным «эго», чувствуют, что им необходимо удовлетворять его потребности. Если они считают, что им нужно больше власти, денег, любви, или риска, они сделают все, чтобы удовлетворить свою потребность, даже если это не принесет им пользы в более отдаленном будущем. В таких случаях, вероятно, что психическая энергия человека, управляемая его несовершенным «эго», приведет к энтропии, как в окружающей среде, так и в сознании человека.

Животные, не имеющие «эго», проявляют активность до тех пор, пока не удовлетворены их биологические потребности, но не более того. Они преследуют добычу, защищают свою территорию, дерутся за самку, но когда эти нужды удовлетворены, они отдыхают. Однако если человек создаст представление о себе, основанное на власти или богатстве, то не существует пределов его активности. Он будет неустанно преследовать цель, поставленную его «эго», даже если при этом ему придется подорвать свое здоровье или разрушить жизнь других людей.

Поэтому неудивительно, что многие религии обвиняли «эго» в том, что оно является причиной человеческих несчастий. Радикальный способ борьбы с ним – это нейтрализовать его, не позволяя ему диктовать желания. Если мы не станем обращать внимания на наши нужды, отказавшись от еды, секса и других предметов мирской суеты, то постепенно наше «эго» не сможет диктовать нам, что делать, оно станет бесполезным и умрет. Однако невозможно окончательно покончить с «эго» и остаться при этом живым. Единственная альтернатива, сохраняющая жизнь, состоит в том, чтобы следовать менее радикальным путем, и убедиться в том, что вы знаете себя и понимаете особенности своего «эго». Тогда мы сможем отделить те потребности, которые действительно помогают нам прожить эту жизнь, от тех вредных потребностей, которые, как сорняки, прорастают среди них, и делают нашу жизнь несчастной.

Когда писателя-романиста Ричарда Стерна спросили о том, что было самым трудным препятствием в его карьере, он ответил:

 

Я думаю, что это та мелочная сторона меня, которую можно описать такими словами, как тщеславие, гордыня, чувство того, что с тобой обращаются не так, как следовало бы, сравнение с другими и так далее. Я очень старался дисциплинировать себя в этом плане. Мне повезло, что во мне было достаточно позитива, который позволил мне противостоять чувствам раздражительности и обиды … которые, как я вижу, парализовали моих коллег, более одаренных, чем я. Я познал эти чувства. И я научился им противостоять.

Я бы сказал, что главное препятствие человека – это он сам.

 

Для каждого из нас главное препятствие на пути к хорошей жизни – это он сам. Однако если мы научимся жить в мире со своим «эго», и, подобно Одиссею, который нашел способ не слушать пение сирен, не станем слушать его требующий голос, тогда «эго» сможет стать нашим другом, помощником, скалой, на которой мы построим жизнь, приносящую нам удовлетворение. Стерн продолжает описывать, как он, как писатель, смог приручить свое необузданное «эго» и заставить его делать творческую работу:

 

Конечно, во мне есть стороны … которые, я знаю, являются плохими, злыми, хитрыми, слабыми - эта, та или другая сторона. Я могу извлечь из них силу… Я могу трансформировать их. Они являются источниками силы. И как я сказал ранее, писатель берет эти стороны, и они становятся его материалом.

 

Необязательно быть писателем, чтобы трансформировать «мелочные стороны» самого себя в более глубокое понимание человеческой натуры. У нас у всех есть возможность использовать свое честолюбие, потребность в любви – и даже агрессивность – конструктивно, не подчиняясь этим чувствам. Как только мы поймем, что за демоны в нас сидят, у нас не будет необходимости больше их бояться. Вместо того чтобы принимать их всерьез, мы сможем снисходительно улыбнуться высокомерию этих плодов нашего воображения. Мы не будем больше кормить этих прожорливых и голодных демонов, только если это не будет нам необходимо, когда с их помощью мы можем достичь чего-то стоящего.

Конечно, это легче сказать, чем сделать. С тех пор, как Дельфийский оракул дал благоразумный совет «Познай себя» около трех тысячелетий назад, люди, которые думали о таких вещах, были согласны в том, что человек сначала должен понять себя и научиться управлять своим «эго», прежде чем начать строить хорошую жизнь. Тем не менее, мы очень мало продвинулись на пути самопознания. Очень часто оказывается, что люди, превозносящие достоинство самоотверженности, движимы жадностью и честолюбием.

В ХХ веке самопознание сильно идентифицировалось с фрейдистским психоанализом. Сформированный под влиянием политического цинизма времени между двумя мировыми войнами, психоанализ ставит свою задачу скромно: он предлагает самопознание, не ставя перед собой цели сказать, что человеку надо делать с тем, что он о себе узнал. И понимание, которое он предлагал, настолько глубокое, каким оно было, также часто ограничивалось открытием некоторых ловушек, в которые обычно попадает «эго» - пагубных чувств, возникших в результате существования семейного треугольника и последующего подавления сексуальности. Несмотря на важные открытия психоанализа, его неудача заключалась в том, что он давал ложное ощущение уверенности людям, которые верили, что, открыв свою детскую травму, они теперь будут жить более счастливо. Увы, наше «эго» - более коварно и сложно, чем такое о нем представление.

Психотерапия основывается, главным образом, на воспоминаниях и последующем обсуждении их с обученным психотерапевтом. Этот процесс размышлений под руководством специалиста может принести значительную пользу, и по своей форме он не сильно отличается от предписания Дельфийского оракула. Трудность заключается в том, что популярность этой формы терапии ведет к тому, что люди верят, что с помощью самоанализа и размышлений о своем прошлом они смогут решить свои проблемы. Обычно этого не происходит, потому что линзы, через которые мы смотрим на прошлое, искажены именно той проблемой, которую мы хотим решить. Чтобы получить пользу от размышлений, необходим опытный психотерапевт или долгая практика.

Более того, привычка к размышлению, которую поощряет наше нарциссическое общество, на самом деле может ухудшить ситуацию. Исследования с помощью Выборочного Изучения Опыта показывают, что когда люди думают о себе, их настроение обычно негативно. Когда человек начинает размышлять, не имея для этого специальных навыков, первые мысли, которые возникают в его сознании, обычно бывают депрессивными. Если в состоянии потока мы забываем о себе, то в состоянии апатии, беспокойства или скуки наше «эго» обычно выходит на передний план. Поэтому если мы не владеем мастерством размышлений, занятие «размышлениями над проблемами» обычно ухудшает ситуацию вместо того, чтобы ее облегчить.

Большинство людей думают о себе только тогда, когда их дела идут плохо, и в результате они вступают в порочный круг, в котором беспокойство в настоящем отражается на прошлом, а болезненные воспоминания делают настоящее еще более мрачным. Один из способов, как разорвать этот круг, заключается в том, чтобы приобрести привычку размышлять над своей жизнью, когда у вас есть причины, чтобы быть ею довольными, когда вы находитесь в приподнятом настроении. Но еще лучше направлять свою психическую энергию на те цели и отношения, которые принесут вам гармонию косвенным образом. Испытав поток в результате сложного взаимодействия, мы получим конкретный и объективный отклик, и нам не нужно будет прилагать усилия, чтобы думать о себе лучше.

Для того чтобы испытать поток, может помочь наличие ясных целей – не потому что именно достижение целей является важным, а потому что, не имея цели, трудно сконцентрироваться и не отвлекаться. Так, альпинист ставит перед собой цель достичь вершины не потому, что у него такое сильное желание достичь ее, а потому что эта цель делает занятие альпинизмом возможным. Если бы не вершина, то подъем на гору был бы бесцельным занятием, которое оставляет у человека ощущение беспокойства и безразличия.

Много фактов свидетельствует о том, что даже если человек не испытывает поток, но занимается чем-то в соответствии со своими целями, то его состояние духа улучшается. Например, общение с друзьями обычно поднимает нам настроение, особенно когда мы понимаем, что общение с ними - это то, что нам хочется делать в данный момент; но если мы чувствуем, что должны в это время работать, тогда время, проведенное с теми же самыми друзьями, намного менее позитивно. И наоборот, даже нелюбимая работа может улучшить наше самочувствие, если мы рассматриваем ее как часть наших целей.

Эти факты предлагают нам простой способ, как улучшить качество нашей жизни, управляя своими действиями. Большая часть того, что мы делаем (в среднем более двух третей) - это вещи, которые мы делаем либо потому, что чувствуем себя вынужденными делать их, либо потому, что нам нечем заняться из того, чем мы хотели бы заняться. Многие люди проводят всю жизнь, как марионетки, которые двигаются только тогда, когда кто-то дергает их за веревочки. В этом случае, вероятно, что мы будем чувствовать, что наша физическая энергия тратится впустую. Тогда возникает вопрос: почему мы не хотим делать больше? Уже одно желание концентрирует наше внимание, расставляет приоритеты в нашем сознании и, таким образом, дает нам ощущение внутренней гармонии.

В жизни много дел, которые мы должны делать и которые нам не нравится делать. Это может быть участие в собраниях, или вынос мусора, или контролирование счетов. Некоторые из этих дел неизбежны; какими бы изобретательными мы не были, нам все равно нужно их делать. Поэтому выбор заключается в том, делать ли их, упираясь и ворча по поводу этой необходимости, - либо делать их по своей воле. В обоих случаях мы сталкиваемся с необходимостью заниматься каким-то делом, однако во втором случае наш опыт будет более позитивным. Мы можем ставить цели даже для самого нелюбимого занятия: например, скосить траву на лужайке как можно быстрее и эффективнее. Сама постановка цели уже делает занятие не таким неприятным.

Такое отношение к выбору хорошо выражено в концепции amor fati – или любви к судьбе – центральной идее философии Ницше. Например, размышляя о том, как прожить жизнь полно, он пишет: «Моя формула величия человеческого существования - это amor fati: когда человек не хочет ничего другого, ни раньше, ни позже, ни в вечной жизни… Он не просто терпит необходимое … он любит его». И далее: «Я хочу научиться видеть прекрасное в необходимом; тогда я буду одним из тех, кто делает мир прекрасным».

Исследования Абрахама Маслоу[12] привели его к схожим выводам. Основываясь на своих клинических наблюдениях и интервью с людьми, которых он считал личностями, полностью реализовавшими себя, включая художников и ученых, он пришел к выводу, что развитие личности является результатом пиковых переживаний. В этих ситуациях присутствует согласованность между «эго» человека и внешним окружением: он называет это гармонией между «внутренней необходимостью» и «внешней необходимостью», или гармонией между «Я хочу» и «Я должен». Когда это происходит, «человек свободно, счастливо и искренне принимает необходимое. Он сам выбирает и желает свою судьбу».





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.
  2. IV. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
  3. IV. Остатки дивергенции в историческое время
  4. IV.1. Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.
  5. IV.3. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков.
  6. VII.1. Классификация неформальных подростковых групп.
  7. VII.2. Характеристика подростковых криминогенных групп.
  8. VII.3. Социально-педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп.
  9. А В С (дыхание, кровотечение, шок).
  10. А. Переносом стальных опилок. Б. Переносом магнита. В. Переносом проводника с током. Г. Вытягиванием его с помощью сильного электромагнита. Д. Магнитное поле переместить невозможно.
  11. Акцентуации характера у подростков
  12. Алгоритмы записи произвольной функции, заданной в таблице в виде с помощью элементарных функций.




Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.) Главная | Обратная связь