Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История осмысления проблемы безопасности общества и личности.Стр 1 из 5Следующая ⇒
ТЕМА 1. Безопасность общества и личности: эволюция, сущность явления, основные категории.
История осмысления проблемы безопасности общества и личности. С момента своего появления человечество живет в окружении разнообразных влияний и воздействий, не исключающих нанесение вреда. Реакция на эти влияния – естественная попытка недопущения возможного негативного воздействия. Проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума. В античной философии безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением злой воли сверхъестественных сил. Исключение составлял Демокрит. Он подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания. Именно потребность выживания, по мнению Демокрита, является причиной объединения людей и создания общества. При этом аспект безопасности выступает неотъемлемым атрибутом государства, задача которого – обеспечение общих интересов свободных граждан. Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили и другие мыслители. Платон полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан должно базироваться не на стремлении к материальной обеспеченности, а на принципе справедливого определения положения и занятости индивида в обществе по его способностям. Аристотель рассматривал проблему безопасности общества через наличие или отсутствие в нем среднего класса, который выполняет роль компенсатора возникающих противоречий между богатыми и бедными слоями населения. В целом, римские философы и юристы считали, что безопасность может реализовываться только через право, регламентирующие все социально-экономические отношения в обществе. В эпоху христианства и раннего средневековья безопасность трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного проведения, как функция веры. Термин «безопасность был впервые официально употреблен в словаре Робера в 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности. Принцип первичности духа и вторичности материи меняет античное понимание безопасности. Самосохранение личности и государства трансформируется в спасение и сохранение души. Реформации в христианской сфере способствовали выработки разных подходов к способам ее защиты: – католицизм – военный подход (крестовые походы); – протестантизм – методы индивидуальной экономической защищенности; – православие – метод соборности, т.е. безопасность личности реализуется только в ее единстве с обществом (необходимость подчинения интересам общества вплоть до самопожертвования). В последующий период истории понятие «безопасность» трактуется как ситуация спокойствия в результате отсутствия реальной опасности в материальной, политической и экономической сферах. Это представление отвечало тенденциям создания государственных систем и органов управления, ориентированных на достижение блага и благополучия в обществе. В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей так называемого естественного права. Одним из ярких сторонников этого течения выступал английский ученый Т.Гоббс. Он отталкивался от посыла, что люди равны от природы по физическим и умственным способностям, а, следовательно, они обладают и равными естественными правами. Естественные права характеризуется «отсутствием собственности и точного разграничения между моим и твоим». Каждый человек, стремясь осуществить свое естественное право, не считается с естественными правами других, в результате чего между людьми возникает борьба. В этом состоянии действует всеобщий принцип человеческого поведения – война всех против всех, который противоречит стремлению людей к самосохранению, безопасности и нормальной жизни. Поэтому, будучи существами разумными, они договариваются между собой о принципах совместного существования. Так возникает государство, знаменующее переход от естественной формы развития к гражданскому обществу, в котором на законном основании ограничиваются и регламентируются права всех и каждого в отдельности. Государство призвано поддерживать и защищать эти права, в том числе и право каждого человека на личную и общественную безопасность. Т. Гоббс идентифицировал понятия «государственной безопасности» как неизбежность борьбы каждой из стран против остальных, требующей от национального государства усилий по сохранению внутреннего мира, защите жизни и собственности людей от внешней опасности. Дальнейшее развитие данной теории связано с именем другого ученого – Д. Локка. Локк считал, что естественное состояние не означает полное бесправие и постоянную вражду одних людей против других, а характеризуется естественной свободой и равенством. Личная свобода и частная собственность создавали возможность обеспечения безопасности каждого индивида и общества в целом, но не гарантировали ее. Это позволило ученому сформулировать утверждение: причина перехода от естественного права к гражданскому обществу – не война всех против всех, а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе и право на безопасность. Аналогичные взгляды развивали французские мыслители (Д.Дидро, К.Гельвецкий, П.Гольбах). Разделяя теорию общественного договора, они полагали, что люди вступали в общественную жизнь, отказывались от части свободы, следуя чувству самосохранения, для безопасности и из-за стремления к счастью. Классики марксизма-ленинизма непосредственно не исследовали проблему безопасности. Однако трудно представить безопасность общества без материального и духовного производства и потребления. Марксистская экономическая наука включает не только создание основ жизни человеческого общества, но и обеспечение всех условий его воспроизводства. Одно из таких условий – защищенность общества от внешних и внутренних воздействий. Войны и революции ХХ века выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике и науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является итальянский мыслитель В.Парето. В первой четверти ХХ века он охарактеризовал безопасность общества как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания и обороноспособности государства, зависящих от определенных внутренних и внешних параметров. Резко возросшая опасность техногенных и экологических катастроф, политических и экономических трансформаций поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества.
ТЕМА 2. Система национальной безопасности Тема 3. Экономическая безопасность как основа национальной безопасности государства. Тема 4. Трансформация представлений об экономической безопасности под действием глобальных тенденций. ТЕМА 5. Система факторов, определяющих состояние экономической безопасности страны
Тема 6. Индикаторы состояния экономической безопасности страны: их пороговые значения и граничные условия. ТЕМА 1. Безопасность общества и личности: эволюция, сущность явления, основные категории.
История осмысления проблемы безопасности общества и личности. С момента своего появления человечество живет в окружении разнообразных влияний и воздействий, не исключающих нанесение вреда. Реакция на эти влияния – естественная попытка недопущения возможного негативного воздействия. Проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума. В античной философии безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением злой воли сверхъестественных сил. Исключение составлял Демокрит. Он подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания. Именно потребность выживания, по мнению Демокрита, является причиной объединения людей и создания общества. При этом аспект безопасности выступает неотъемлемым атрибутом государства, задача которого – обеспечение общих интересов свободных граждан. Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили и другие мыслители. Платон полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан должно базироваться не на стремлении к материальной обеспеченности, а на принципе справедливого определения положения и занятости индивида в обществе по его способностям. Аристотель рассматривал проблему безопасности общества через наличие или отсутствие в нем среднего класса, который выполняет роль компенсатора возникающих противоречий между богатыми и бедными слоями населения. В целом, римские философы и юристы считали, что безопасность может реализовываться только через право, регламентирующие все социально-экономические отношения в обществе. В эпоху христианства и раннего средневековья безопасность трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного проведения, как функция веры. Термин «безопасность был впервые официально употреблен в словаре Робера в 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности. Принцип первичности духа и вторичности материи меняет античное понимание безопасности. Самосохранение личности и государства трансформируется в спасение и сохранение души. Реформации в христианской сфере способствовали выработки разных подходов к способам ее защиты: – католицизм – военный подход (крестовые походы); – протестантизм – методы индивидуальной экономической защищенности; – православие – метод соборности, т.е. безопасность личности реализуется только в ее единстве с обществом (необходимость подчинения интересам общества вплоть до самопожертвования). В последующий период истории понятие «безопасность» трактуется как ситуация спокойствия в результате отсутствия реальной опасности в материальной, политической и экономической сферах. Это представление отвечало тенденциям создания государственных систем и органов управления, ориентированных на достижение блага и благополучия в обществе. В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей так называемого естественного права. Одним из ярких сторонников этого течения выступал английский ученый Т.Гоббс. Он отталкивался от посыла, что люди равны от природы по физическим и умственным способностям, а, следовательно, они обладают и равными естественными правами. Естественные права характеризуется «отсутствием собственности и точного разграничения между моим и твоим». Каждый человек, стремясь осуществить свое естественное право, не считается с естественными правами других, в результате чего между людьми возникает борьба. В этом состоянии действует всеобщий принцип человеческого поведения – война всех против всех, который противоречит стремлению людей к самосохранению, безопасности и нормальной жизни. Поэтому, будучи существами разумными, они договариваются между собой о принципах совместного существования. Так возникает государство, знаменующее переход от естественной формы развития к гражданскому обществу, в котором на законном основании ограничиваются и регламентируются права всех и каждого в отдельности. Государство призвано поддерживать и защищать эти права, в том числе и право каждого человека на личную и общественную безопасность. Т. Гоббс идентифицировал понятия «государственной безопасности» как неизбежность борьбы каждой из стран против остальных, требующей от национального государства усилий по сохранению внутреннего мира, защите жизни и собственности людей от внешней опасности. Дальнейшее развитие данной теории связано с именем другого ученого – Д. Локка. Локк считал, что естественное состояние не означает полное бесправие и постоянную вражду одних людей против других, а характеризуется естественной свободой и равенством. Личная свобода и частная собственность создавали возможность обеспечения безопасности каждого индивида и общества в целом, но не гарантировали ее. Это позволило ученому сформулировать утверждение: причина перехода от естественного права к гражданскому обществу – не война всех против всех, а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе и право на безопасность. Аналогичные взгляды развивали французские мыслители (Д.Дидро, К.Гельвецкий, П.Гольбах). Разделяя теорию общественного договора, они полагали, что люди вступали в общественную жизнь, отказывались от части свободы, следуя чувству самосохранения, для безопасности и из-за стремления к счастью. Классики марксизма-ленинизма непосредственно не исследовали проблему безопасности. Однако трудно представить безопасность общества без материального и духовного производства и потребления. Марксистская экономическая наука включает не только создание основ жизни человеческого общества, но и обеспечение всех условий его воспроизводства. Одно из таких условий – защищенность общества от внешних и внутренних воздействий. Войны и революции ХХ века выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике и науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является итальянский мыслитель В.Парето. В первой четверти ХХ века он охарактеризовал безопасность общества как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания и обороноспособности государства, зависящих от определенных внутренних и внешних параметров. Резко возросшая опасность техногенных и экологических катастроф, политических и экономических трансформаций поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2801; Нарушение авторского права страницы