Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Китайская империя I – III вв. н.э.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Обострение социальных противоречий и народные восстания I в. н.э. 1) в конце I в. до н.э. проходит волна выступлений крестьян против господствующего класса. 2) 9 г.н.э. – родственник императора по женской линии Ван Ман захватил власть и объявил о начале новой династии. Проведен ряд реформ: - запрет купли-продажи земли и объявление ее госсобственностью - система «колодезных полей» (каждой семье - надел) - запрет работорговли (раб => частнозависимый) 3) Через 3 года после начала реформ Ван Ман уступил богачам и разрешил куплю-продажу земли и рабов 4) 14 год – страна пострадала от засухи нашествия саранчи. Вспыхивают голодные бунты 5) 18 год – начало восстания «краснобровых». Предводитель – Фан Чун – ввел строгую дисциплину 6) 22 год – правительственные войска потерпели поражение в решающей битве с «краснобровыми». Те несколько округов и среднее течение Хуанхэ. 7) 22 год – на юге развернула борьбу «армия Люйлинь» 8) 23 год – восставшие одержали победу над Ван Маном и захватили столицу. 9) 24 год – Лю Сюань, лидер «армии» провозгласил себя императором 10) 25 год – «краснобровые» захватили Чанъань, и Лю Сюань покончил с собой. На столицу двинулся Лю Сю – командир «армии зеленого леса», захватил ее. Фань Чун оправился в Шандун, по дороге окружен и убит. Лю Сю объявил себя императором, принял имя Гуан У-ди и перенес столицу в Лоян.
Восточная Хань в I – II вв. Основатель – Гуан У-ди (25 – 57) Внутренняя политика. 1) Экономика: - восстановление и сооружение новых оросительных каналов - применение на юге тягловых пахотных орудий с жел. наконечником - интенсивное освоение бассейна реки Янцзы 2) Социальная политика: - 31 – рескрипт о добровольном освобождении обращенных в рабство в период, непосредственно предшествовавший реставрации Хань - 37 – объявлено об освобождении всех проданных в рабство за 32-37 годы - 35 – отмена закона о смертной казни раба, ранившего свободного Внешняя политика. 1) взаимоотношения с сюнну: - воспользовавшись ослаблением Хань, сюнну подчинили многие государства «Западного края» - в середине I века сюнну раскололись на две части. Южная признала власть Хань, северная продолжала бороться - 73 – нанесено поражение северным сюнну, ослабело их влияние на западе. 2) В «Западном крае» начинает свою военную и дипломатическую деятельность Бань Чао. Он, будучи наместником в зависимых от Хань областях, установил связи со многими крупными государствами Центральной Азии. 3) 98 г. – неудачное посольство Бань Чао в Рим 4) I – II вв. Хань имеет постоянные дипломатические и торговые отношения с Парфией 5) конец I века - земли сюнну захватили племена сяньби, к середине II века – вторгаются в ряд северных округов, атакуют западные границы Хань 6) II век – появление на северо-западных границах племени цян. Они нападают на ряд ханьских округов и в 140 году сжигают пригороды Чанъани. Лишь в 60-е годы большие контингенты подчинившихся цянов переселены во внутренние районы империи. Демографические и этнические процессы в I – II вв. 1) 2 г.н.э. – перепись населения – 60 миллионов человек - густо заселена китайцами – Среднекитайская равнина - мало заселены китайцами – провинции Фуцзянь и Гуйчжоу, здесь проживают местные племена - пограничные округа имеют группы китайского населения только вокруг административных центров - начало I века – резкое сокращение численности населения, восстановленное лишь во II веке 2) 140 г.н.э. – перепись населения - северо-запад «–» 6.5 млн. чел. - северо-восток «–« 11 млн. чел. - бассейн Янцзы «+» 9 млн. чел. - Сычуань и Юньань «+» 2 млн. чел. - Увеличение плотности населения вдоль трактов Хунань – Гуандун - Фуцзянь – белое пятно на карте Китая 3) С увеличением числа китайцев на юге растет их культурное влияние в регионе 4) Север – политика переселения групп кочевников в пограничные районы (южные сюнны во II веке). Увеличение числа сюнну и цянов в регионе – «варваризация» населения. Конец III века – в столичной области близ Чанъани из 1 млн. чел. 50% цянов и сюнну. Социальные отношения в I – II веке. - Большие масштабы концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев, утрата контроля над крестьянином - Гуан У-ди (25 - 57) проводит ревизию подворных списков налогоплательщиков (мера против «сильных домов») - закрепощение арендатора - 280 г.н.э. – государство признало право землевладельца на зависимого крестьянина - появление поместий – самодостаточных хозяйственных и социальных единиц (описаны в сочинении Цуй Ши II века) Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань. - Острая политическая борьба: «ученые»-конфуцианцы против евнухов императора - 169 г.н.э – император Лин-ди начал репрессии против «ученых» - 184 г.н.э. – амнистия «ученым» после восстания «желтых повязок» - весна 184 г.н.э. - выступление даоских сект во главе с Чжан Цзяо - осень 184 г.н.э. – смерть Чжан Цзяо - октябрь 184 г.н.э. – поражение восставших в Гуанцзуне, гибель не менее 80 тыс. чел. - 185 г.н.э. – новая вспышка восстания, армия «черной горы» создает базу на северном берегу Хуанхэ близ столицы, но несогласованность действий повстанцев позволяет правительственным войскам разбить их по частям - 188-207 гг. – разрозненные выступления жестоко подавляются - 189 г.н.э. – смерть Лин-ди, заговор против евнухов. Против руководителя заговора Юань Шао выступает Дун Чжо и возводит на престол малолетнего сына Лин-ди, переносит столицу в Чанъань - 192 г.н.э. – убийство Дун Чжо, междоусобицы приводят к распаду империи. - Период Троецарствия: Вэй, Шу и У - Феодализм знаменует начало средневековья.
Культура древнего Китая. Общие черты. Культ образованности и грамотности. Человек – венец природы. Философия и мифология долгое время неотделимы. Сильные пережитки ПО. Неравномерность общественного развития. Земледельческий народ, а значит, как и другие подобные, созерцательный. Наблюдение за светилами, очень точные расчеты. В 7 в. – первая комета, в 5 в. – созвездия. Великая китайская стена III в. д.н.э. Потребности ирригации и фортификации => развитие механики. Сначала писали царапающим инструментом на бамбуковых планках, затем перешли к письму тушью на шелке => развитие лит-ры. Космогония: инь и ян – из первобытного хаоса, ян – на небо, инь – на землю, вместе – человека и все остальное. Также миф о Паньгу. Философия. Основное учение – Дао, т.е. путь, которым следуют все вещи. Связан с астрономией, т.к. упорядоченность движения светил. Сначала – идея ци. Ци – это первоматерия, легкая часть которой воспаряет к небу, а тяжелая и мутная – к земле. То, что наверху – ян-ци, то, что снизу – инь-ци. Они взаимодействуют и получается 5 первоначал, а из них – все сущее. «Хунфань» («Великий план») – 5 элементов. «Ицзин» («Книга перемен») – в основе 8 триграмм. Тайцзи («великий передел») в дальнейшем трактуется как основа для появления инь и ян. Взаимодействие инь и ян – и есть Дао. Эпоха Чжаньго. Сер. 1 тыс. Обострились социальные отношения между сословиями, а также – их с государством. Отсюда – выделение четырех основных школ: Конфуцианство. 6-5 вв. Конфуций – странствующий проповедник (Учитель Кун). Любил диалоги, типа Платон. Диалоги это записаны в трактате («Луньюй» - «Беседы и суждения») его учениками. Главная цель его учения «усовершенствование благородного мужа». Открыл первую школу, где учил грамоту любить и др. Постепенно конфуцианство развивалось от одного из учений до догматического, а в конце древности даже претендовало на роль мировой религии, но не судьба. Триада «Небо-Человек-Земля». Пережитки тотемизма и связь с природой. Мир неизменен, занятия людей предопределены раз и навсегда. Т.е. если ты сявка, то это надолго. Независимость знания от практики. В период империи Хань конфуцианство – практически гос-доктрина. После смерти Конфуция в конфуцианстве – 8 школ, 2 основные Мэнцзы и Сюнцзы. Мэнцзы. Гуманное правление – почитание традиций. Культ предков. Четыре добродетели присущи всем, т.е человек изначально добр. Следование конфуцианству позволяет занять подобающее место на том свете. Сюньцзы. Тоже предопределенность социального статуса. Учение о ритуале (ли). Закон - для народа, ритуал – для аристократии. Человек изначально зол. Жесткая иерархия и единая власть. Даосизм. Лаоцзы. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Экологическая мудрость. Нет насилию, войнам, жесткой централизованной власти!!! Никакого социального предопределения. Небо не обожествляется, оно – часть природы. Природа не обожествляется. Боги – тоже материя. Никакого культа предков. Мир состоит из мельчайших неделимых частичек. Все перетекает. Основные философы – Лецзы и Чжуанцзы. Лецзы: вещи сами рождаются из семян и в них же возвращаются. Потустороннего мира нет. Чжуанцзы: у каждого м.б. своя мораль. Со смертью тела исчезает душа чела. Моизм. Мо Ди. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Вера в духов, в Волю Неба, НО: эта воля познаваема, а социального предопределения нет. Большое внимание – подтверждению знаний опытом. Культ предков – и простым людям тоже. Богатство – добродетель, к нему надо стремиться. В общем, против традциционной аристократии в поддержку новой, выделившейся из простых людей. Равенство государств как основа мирной внешней политики. Осуждение захватнических войн и поддержка оборонительных (искусство фортификации). Легисты. В отличие от моистов – во власти, но тоже в оппозиции конфуцианству. Шан Ян (тот самый), Хань Фэйцзы. Против старой аристократии, за единые гласные законы, их строгое исполнение. Особая связь с политикой. История – поступательный замкнутый процесс. Венец ее – бюрократическая монархия о всей Поднебесной. Нет традициям. Нет вере в духов. Официальное признание в империи Цинь. Империя Хань
Астрономия. Уточнение календарей. Солнечные пятна. Физика. Система мер и весов. Компас. Резонанс. Число пи. Солнечные часы. Глобус. Водопод ъемный насос. Усовершенствование плуга. Медицина. Эпидемология. Маткультура. Изобрели лак. Краски. Шелк – по ВШП во всем мире. Бумага. История. Сыма Цянь и др.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы