Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
XIX вв. Переход от механицизма к электродинамической
Картине мира.
Вопросы: натурфилософия и идеи трансцендентализма в немецкой классической философии; проблемы естествознания в произведении И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба»; небулярная теория происхождения солнечной системы (переоткрытие этой теории Лапласом спустя полвека); трансцендентальные принципы, категории и синтезы Канта для обоснования научности математики и физики; коперниканский переворот в теории познания; «вещь в себе» как источник, порог и горизонт познания; принцип дополнительности в соотношении вещи в себе и феномена; методологические принципы метафизических антиномий; метафизическая необходимость выхода разума за пределы опыта; И.Фихте – принцип активизма как трансцендентальное начало субъекта; конструирование природы субъектом; «Наукоучение» как попытка обоснования естествознания через трансцендентальный принцип свободы творчества познающего субъекта; «О назначении учёного» — образовательная и воспитательная функции науки; ответственность учёного перед обществом; критика антисциентизма Руссо; Ф. Шеллинг – произведения «Идеи к философии природы» и «Система трансцендентального идеализма»; пантеизм; принципы полярности материи и её активности; принцип инволюции; потенции бытия; основные силы в природе, их иерархия и взаимосвязь; динамика (пульсация) мироздания; идея электромагнетизма; принцип единства материального и идеального; основные идеи работы «О методе университетского образования»; Гегель – структура и основные идеи произведения «Энциклопедия философских наук»; определения философских категорий и законов; «философия как царица наук»; философия природы – необходимый фундамент и обоснование естествознания; природа – инобытие абсолютной идеи, её «окаменевший дух»; критика Ньютона по проблемам абсолютов, движения, природы света, законов мироустройства; критика теорий флогистона, теплорода, френологии; проблема самозарождения «точечных» организмов; предвосхищение периодической системы элементов как необходимой их классификации; соотношение формальной и диалектической логики; истина как соответствие объекта идее; структура и основные положения «философии духа»; понятие «хитрость мирового разума» и законы развития истории; Фейербах – критика религии («Сущность христианства») и абсолютного идеализма Гегеля; природа как единственное истинное бытие; антропология – единая наука о человеке; «эвдемонизм» и «разумный эгоизм» – принципы науки этики; диалектический материализм – Энгельс («Анти-Дюринг», «Диалектика природы»), Ленин («Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма»): осмысление диалектики как универсальной теории развития природы, общества и мышления; революция в физике и определение материи; развитие натурфилософских идей французского материализма; критика Гегеля, Фейербаха, позитивизма, вульгарного материализма; классификация законов; принцип отражения как основа теории познания; объективность, историчность и конкретность истины; формы и уровни познания; диамат и развитие науки; исторический материализм как философия истории и идеология; понятие «общественно-экономическая формация» – структура, законы функционирования и смены; политэкономия капитализма (Маркс – «Капитал»); критика историцизма марксистской социальной философии К. Поппером; антисциентистские философские программы – Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Фрейд Шпенглер; иррационализм как признание первичности религиозного, волевого, бессознательного начала по отношению к разуму; критика науки с аксиологических позиций; проявление воли в природе у Шопенгауэра; наука как форма борьбы за власть у Ницше, мистический творческий порыв универсума против научной теории эволюции у Бергсона, его дискуссия с Эйнштейном о природе времени; И. Пригожин о значении идеи креативности времени философа в синергетике; Фрейд о роли бессознательного в жизни каждого человека и в развитии культуры; споры о научности психоанализа; Шпенглер – отрицание преемственности в истории и науке; рождение классической науки из фаустовской души европейской культуры; неокантианская философия науки – развитие идей Канта о возможности обоснования теоретического естествознания; Марбургская школа (Г. Коган, П. Наторп, Э. Кассирер); априорные структуры как основания самой науки (а не трансцендентального субъекта); Баденская школа (В.Виндельбанд, Г. Рикерт) – принципиальное отличие методов гуманитарных наук от естественных; естественнонаучный метод – номотетический (генерализирующий); метод гуманитарных наук – идеографический (индивидуализирующий); философия науки Э. Гуссерля; основные произведения: «Логические исследования», «Философия как строгая наука», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»; ключевые понятия: «эпохэ». «ноэзис». «ноэма»; через очищение сознания к его эйдетическому познанию; интенциональность сознания как его фундаментальное свойство; от психологии сознания к его феноменологии; кризис – в игнорировании наукой смыслов человеческого существования, его «жизненного мира»; экзистенциализм как продолжение и развитие идей феноменологии; М. Хайдеггер – «Бытие и время»; об экзистенциальных истинах, в принципе недоступных для научного познания; раскрытие мира через свободную экзистенцию человека; язык как «дом бытия»; К. Ясперс об «осевом времени» в человеческой истории; философия как связь смыслов бытия; истина как категория бытия в пограничных ситуациях; Ж. П. Сартр – «Проблема метода»; критика диалектики Гегеля и марксизма; от аналитики естествознания к прогрессивно-регрессивному диалектическому методу познания человека; А. Камю о фундаментальной абсурдности мироздания, с точки зрения кратковременности и неопределённости жизни индивида и идея бунта; иллюзорность научной рациональности; позитивистские концепции философии науки: основные этапы развития позитивизма; особенности первого этапа; О. Конт – «Курс позитивной философии» в шести томах; задача позитивной философии – описание, систематизация и классификация конкретных результатов и выводов научного познания; «закон трех стадий» интеллектуальной эволюции человечества; социология как самостоятельная наука; Г. Спенсер – « Основные начала»; теория космической эволюции; механицистский эволюционизм; эволюция как интеграция материи с параллельным рассеянием движения; «прогресс и порядок» как универсальный принцип; цикличность развития; Дж. С. Милль – «Система логики»; опыт как единственный критерий истины; опыт – основа математических аксиом, индукции и дедукции; четыре составляющих индуктивного метода; разработка метода индукции на примерах из истории науки; революционные открытия в естествознании на рубеже 19-20 вв. и второй этап позитивизма; Э. Мах – философско-методологические работы: «Анализ ощущений» и «Познание и заблуждения»; критика лжетеоретических, метафизических конструкций в науке (абсолюты классической механики); концепция «нейтральных элементов мира» как попытка преодоления дилеммы: материализм или идеализм; три группы элементов; критика интроекции; идеал науки – экономия мышления для облегчения существования человека в мире; Р. Авенариус – «Критика чистого опыта»; принцип наименьшей траты силы; понятия потенциального члена и принципиальной координации; конвенционализм: А. Пуанкаре – «Наука и метод», «Ценность науки»; теоретические конструкции науки как «библиотечные каталоги»; восприятие мерности пространства и случайностное появление определённых органов чувств; бессмысленность конструкций абсолютов классической физики; математика как универсальный язык науки; П. Дюгем – «Теория физики, её предмет и строение»; теория как условное объединение и представление фактов, экономия интеллектуальных ресурсов; холистский подход к оценке теорий в науке и проблема «критического эксперимента»; тезис Дюгема-Куайна); американский прагматизм; Ч. Пирс – «Закрепление верований»; систематизация принципов научного познания в их отличии от обыденного познания; принцип абдукции; постижение объекта как познание возможных практических эффектов; У. Джемс – «Основы психологии»; прагматизм – радикальная форма эмпиризма; биологизация понятия истины; истина как смысл утверждения в плане его полезности для выживания организма; принцип взаимодополнительности различных сфер психической деятельности человека; Дж. Дьюи – «Опыт и природа»; трансформация прагматизма в инструментализм; переосмысление и расширение понятия опыта; опыт как история, обращённая в будущее; оценка фактов и теорий с точки зрения их инструментальной эффективности; третий этап развития позитивизма – неопозитивизм; попытка обоснования генезиса новой неклассической (релятивистской) науки; логический атомизм как точка отсчёта аналитической философии; логицизм Б. Рассела; «Принципы математики» – развитие идей Г. Фреге о сведении математики к логическим операциям; теория типов; задача философии – прояснение, с логической точки зрения, научных утверждений как неких логических атомов; онтология «здравого смысла»; логический атомизм как отображение дискретности физического мира; Л. Витгенштейн – «Логико-философский трактат»; этическая цель трактата; мир как языковые структуры, основанные на логических формах; логические атомы, молекулы, клетки и организмы; априорность логики; философские теории как собрание неосмысленных утверждений; от логики к миру; дискуссии вокруг работы Витгенштейна «Философские исследования»; язык как форма жизни, неограниченная логикой; языковые игры и теория «семейного сходства»; проблема сознания как совокупности внутренних (духовных) состояний человека; логический эмпиризм; «Венский кружок» (Р. Карнап, К. Гёдель, О. Нейрат. Г. Рехенбах, М.Шлик и др.); цель – очищение теоретического языка науки; разработка синтаксиса научного знания – понятия науки и связи между ними; семантический этап как осмысление понятия истинности демаркации между наукой и ненаукой; контекст открытия и контекст обоснования; бессмысленность традиционного языка философии; принципы верификации и верифицируемости; Карнап – «Преодоление метафизики с помощью логического анализа языка»; «метафизика как выражение бессознательного чувства жизни»; «протокольные предложения» и «языковые каркасы»; два вида вопросов о существовании: внутренние и внешние; проблема унифицированного языка науки; идея «физикализма»; естественнонаучные исследовательские программы 19 века; возрастание роли прикладных наук (политехнические институты); дальнейшая дифференциация наук по дисциплинам; новые направления в развитии математики – теория вероятностей (Пуассон), ряды Фурье, анализ бесконечно малых Луи Коши, теория чисел и алгебра (Кронекер, Гаусс, Буль, Фреге, Галуа), теория множеств Кантора, неевклидовы геометрии (Лобачевский, Бойяи, Риман); новые направления в развитии физики – волновая теория света (Френель); электромагнетизм (Ампер, Кельвин, Фарадей, Максвелл, Герц, Джоуль и др.); термодинамика, акустика; закон сохранения энергии (Гельмгольц, Больцман); формирование электромагнитной (континуалистской) картины мира; открытие рентгеновских лучей; открытие радиоактивности (Беккерель, Пьер и Мария Кюри); открытие электрона (Томсон); опыт Майкельсона-Морли по определению скорости движения Земли относительно предполагаемой «светоносной среды» – эфира; развитие химии (Дальтон, Гей-Люссак, Менделеев), становление органической химии (Либих, Кекуле, Бутлеров); теории эволюции в биологии (Ламарк, Кювье, Сент-Илер, Дарвин); открытие клетки живого организма (Шлейден, Шванн); генетика (Г. Мендель); география, минералогия, ботаника (А. Гумбольдт); лингвистика (В. Гумбольдт); экспериментальная психология (В.Вундт); научная социология (Э. Дюркгейм); промышленный переворот в 19 веке; относительная автономность технических изобретений от науки; на базе прикладных наук – паровая машина, фотография, телеграф, телефон, динамо-машина, электродвигатель, паровая турбина, электрическая лампочка, радио и др.; выводы: классическая немецкая философия как рубеж исторического размежевания философии и науки; трансцендентальная философия – стремление к обоснованию теоретического знания; натурфилософские идеи как предваряющие и обобщающие развитие естествознания; появление значительного числа антисциентистских философских концепций; позитивизм как принципиально новая философия науки; профессиональные учёные, рефлектирующие над основаниями науки; постепенный переход от общемировоззренческой картины мира к электродинамической; отказ от онтологической парадигмы дискретности в пользу парадигмы континуальности; разработка нового концептуального аппарата электродинамики; открытие и описание принципиально недоступных для органов человеческих чувств природных явлений как дальнейшее углубление гносеологического разрыва между наукой и обыденным познанием; появление «рабочей» идеи развития в естествознании (теория эволюции Дарвина, осмысление принципа энтропии в термодинамике); дальнейшее развитие системы дисциплинарного строения науки и системы профессионального образования и подготовки кадров; существенный рост корпуса научных кадров и укрепление социального статуса ученого; рост и дифференциация организационных структур науки; появление прикладной науки и её постепенная трансформация в определяющий фактор социально-технического прогресса; первые признаки возникновения парадигмы неклассической науки.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Какие проблемы естественных наук рассматривал Кант в работе «Всеобщая естественная история и теория неба»? Что значит, по Канту, трансцендентальное обоснование математики и физики? 2. В какой связи Кант говорит о коперниканском перевороте в теории познания? В чём видится необходимость разума выходить за пределы опыта? 3. Какой трансцендентальный принцип использует Фихте в своём «Наукоучении»? Насколько отличаются позиции Фихте и Руссо по проблеме о роли науки и учёных в обществе? 4. Помогает ли установка Шеллинга на пантеизм разработать оригинальные натурфилософские идеи в «Система трансцендентального идеализма»? Какие идеи философа актуальны для современной науки? 5. Что нового привносит Гегель в понимание философии природы? Насколько правомерна его критика физики Ньютона? Как философ понимает соотношение формальной и диалектической логики? 6. В чём видит сущность религии Фейербах? Какой русский писатель и философ 19 века использовал понятие «разумный эгоизм»? 7. Почему Маркс говорит, что у Гегеля диалектика стоит на голове? Как должен изменяться диалектический материализм, согласно Энгельсу, по мере развития естествознания? Имело ли какую-нибудь эвристическую значимость для науки умозрение Ленина, что электрон так же неисчерпаем, как и атом? 8. Какие идеи являются основными в социальной философии марксизма? В чём, с методологической точки зрения, суть критики К. Поппером идеи историцизма? 9. Насколько различны в своей критике науки антисциентистские философские программы? Были ли в них какие-то позитивные идеи в плане дальнейшего развития науки и её ценностных установок? 10. Как развивает идеи априоризма Канта Марбургская школа? В чём видит принципиальное отличие естественнонаучного метода от гуманитарного Баденская школа? 11. Какие основные понятия феноменологического метода разрабатывает Гуссерль? С чем связан, по его мнению, кризис европейских наук? 12. Что понимается под экзистенциальными истинами и «осевым временем»? В чём прогрессивно-регрессивный метод Сартра отличается от объективной диалектики марксизма? 13. Каковы особенности первого этапа позитивизма? Не является ли «закон трёх стадий» Конта метафизичным по своей сути? 14. Можно ли сравнивать принцип экономии мышления Маха и «бритву» У. Оккама? Что понимается под принципиальной координацией и потенциальным членом в теории Авенариуса? 15. В чём суть конвенциализма Пуанкаре и Дюгема? Как можно охарактеризовать особенности различных направлений прагматизма? 16. Как понимает логический атомизм Рассел? Что является задачей философии, по мнению Витгенштейна? Какое содержание вкладывает Витгенштейн в понятия «языковые игры» и «семейное сходство»? 17. Каковы основные идеи философов «Венского кружка»? Актуальна ли в настоящее время проблема унифицированного языка науки как языка физики? 18. Какие новые направления в развитии науки появились в 19 веке? Можно ли выделить наиболее важные открытия в физике, которые способствовали переходу к новой мировоззренческой парадигме – электромагнетизму? 19. Как складывались отношения между наукой и техникой в 19 веке? Какие технические новации свидетельствуют о появлении прикладной науки как факторе социально-технического прогресса? 20. Что изменяется в организационной системе науки? Какие открытия в физике в конце 19 века говорят о новой грядущей научной революции и появлении неклассической науки?
Литература
1. Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ. Ст. и коммент.А. Ф. Грязнова. – М.: Изд-во МГУ, 1993. 2. Антология мировой философии. М., 1971. Т. 3. 3. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. 3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. 4. Гришунин С. И. Философия науки: Основные концепции и проблемы: Учебное пособие. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. 5. Карнап Р. Философские основания физики. М.: Изд-во «Прогресс», 1971. 6. Купцов В.И., Девятова С.В. Естествознание в контексте мировой истории. М., 2003. 7. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. 8. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. Санкт-Петербург. 1997. 9. Сокулер З. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в.: Курс лекций. – Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. 10. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 11. Стройк Д. А. Краткий очерк истории математики. М., 1990. 12. Философия науки (под ред. С.А. Лебедева). М., 2004. 13. Философия науки: исторические эпохи и теоретические методы / под ред. В.Г. Кузнецова (отв. редактор), А. А. Печенкина. А. С. Кравеца. Е. Н.Ищенко. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2006. 14. Шлик М. Поворот в философии // Хрестоматия по философии. М., 1997. 15. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 2001.
Тема VI. Становление и развитие неклассической Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 1423; Нарушение авторского права страницы