Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Институт музыки, театра и хореографии
Институт музыки, театра и хореографии Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов
Учебно-методический комплекс
По дисциплине «История и теория дирижирования» Цикла СД.Р. Специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» Квалификация «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель»
Составитель: Л.А. Волков – профессор, заслуженныйработник культуры РФ. Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры 29 декабря 2010 года Протокол № 7
Тюмень
Содержание
Пояснительная записка
Цель курса «История и теория дирижирования» - дать сведения по истории и теории дирижирования, показать историческую обусловленность развития искусства дирижирования, а также систематизировать и обобщить знания теоретических основ дирижирования. Задачи курса: - раскрыть историческую последовательность развития дирижирования как исполнительского искусства; - дать теоретические основы «дирижерской кухни».
Данный курс делится на два раздела: 1. История развития дирижирования. 2. Техника дирижирования
Учебно-методический комплекс «История и теория дирижирования» является своего рода пособием для начинающих дирижеров, руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов в освоении технических приемов дирижерской профессии.
Тематический план
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Этапы развития дирижирования
За время своего исторического развития дирижирование прошло несколько стадий, пока, наконец, не сложились современные его формы. В процессе развития дирижирования (управления) четко обозначились три способа. Первый способ – управление ритмической стороной исполнения при помощи стука (рукой, ногой, палкой и т.д.). Второй способ – это хейрономия или как его называют мнемонический – обозначение относительной высоты звука и его протяженности, при помощи движений рук, пальцев, головы, тела и т.д. И, наконец, третий способ управления исполнением при помощи игры на инструменте. В настоящее время некоторые из этих форм сохранились, но они претерпели значительные изменения. Дирижирование пришло к современному высокому уровню лишь тогда, когда все упомянутые средства стали применяться не раздельно, а в виде единого действия. Дирижерский жест приобрел глубокий выразительный смысл. Эмоциональная выразительность жеста раскрывает исполнителям смысловой подтекст музыки, значение нюансов, авторских ремарок и тому подобное. Дирижирование, ранее ограничивавшееся задачами управления ансамблем, превратилось в высокое художественное искусство, в исполнительском творчестве.
Тема 2. Дирижирование как самостоятельный вид исполнительского искусства. Дирижерское искусство до сих пор остается наименее исследованной и мало понятной областью музыкального исполнительства. Различное отношение к дирижерскому исполнительству проявляется не только в теоретических спорах и высказываниях; это же характерно и для практики дирижирования: что ни дирижер – то своя «система». Дирижер – исполнитель, воплощающий свои художественные замыслы не на инструменте, а с помощью других музыкантов. Искусство дирижера заключается в руководстве музыкальным коллективом. Перед дирижером всегда стоит сложная задача – подчинить себе многообразие исполнительских индивидуальностей, темпераментов и направить творческие усилия коллектива в единое русло. Дирижерское искусство как самостоятельная музыкальная профессия существует уже около двухсот лет. Фигура дирижера стала за это время одной из центральных в музыкальной жизни; на дирижерах в наибольшей степени концентрируется внимание публики. В чем состоит истинная роль и предназначение человека, стоящего во главе оркестра? «Где те невидимые глазом «провода высокого напряжения», которые связывают его с музыкантами и публикой, провода», по которым идет загадочный «ток» музыкальных мыслей? А если таких невидимых нитей не существует, если они – только вымысел, то почему же тогда весьма сходные жесты могут вызывать и заурядное, никого не волнующее воспроизведение музыкантами нотного текста, и захватывающую дыхание интерпретацию?..» Рассмотрение таких вопросов как интерпретация, артикуляция, агогика и некоторые другие, не теряют своей актуальности и для изучающих соответственные дисциплины в специальных музыкальных учебных заведениях, так как не существует «свода рецептов» на все случаи, какие могут встретиться в исполнительской практике, и дирижер должен уметь самостоятельно решать конкретные задачи, постоянно возникающие в связи с этим проблемами.
Тема 4. История и развитие русской школы дирижирования. Её яркие представители. В начале своего развития российская школа дирижирования находилась под влиянием зарубежных дирижеров, которые положительно влияли на становление профессионального дирижирования в России. Начало профессиональному обучению отечественной школы дирижирования положили Антон и Николай Рубинштейн, Милий Балакирев, когда в начале в Петербургской, а затем в Московской консерватории открылись дирижерские классы. большое влияние на дирижерское искусство оказывали композиторы, которые помимо своих произведений пропагандировали музыку своих соотечественников. В первую очередь нужно назвать Э.Ф. Направника, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского и др. Значительный скачок в области этого искусства в России произошел после 1917 года. К этому времени нужно отнести имена целой плеяды выдающихся мастеров дирижерского искусства: Н.С. Голованов, А.М. Пазовский, Н.П. Аносов, А.В. Гаук, Л.М. Гинзбург. Это представители определенной оркестровой школы, отличающейся, в первую очередь, благородством, естественностью и мягкостью оркестрового звучания. Следующий этап в развитии отечественного дирижирования это систематические конкурсы (1938 г., 1966 г., 1971 г., 1976 г., 1983 г.), которые выдвинули целый ряд талантливой молодежи. Высокую признательность и любовь во всем мире снискали российские дирижеры нашего времени: Е. Светланов, Г. Рождественский, М. Ростропович, В. Гергиев, В. Федосеев. Всех их отличает высокий профессионализм, преданность композиторскому замыслу, глубокое проникновение в стиль и интерпретацию музыкального произведения.
Библиографический список 1. Аносов, Н. П. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников. / Н. П. Аносов. – Москва: Сов. композитор, 1978. 2. Ансарме, Э. Беседы о музыке. / Э. Ансерме. – Ленинград: Музыка, 1985. 3. Астров, А. Деятель русской музыкальной культуры С.А. Кусевицкий. / А.В. Астров. – Ленинград: Музыка, 1981. 4. Берлиоз, Г. Дирижер оркестра.// Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. / Г. Берлиоз. – Москва: Сов. композитор, 1972. 5. Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. // Сост.: Гаук Л., Глезер Р., Милыдтейн Я.- Москва: Сов. композитор, 1975. 6. Григорьев, Л. Г. Евгений Светланов. / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. – Москва: Музыка, 1979. 7. Гинзбург, Л. М. Избранное: Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. / Л. М. Гинзбург. – Москва: Сов. композитор, 1982. 8. Гинзбург, Л. М. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Ред.-сост. Л. М. Гинзбург. – Москва, 1975. 9. Иванов-Радкевич, А. Н. О воспитании дирижера. / А. Н. Иванов-Радкевич. – Москва: Музыка, 1973. 10. Казачков, С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. / А. С. Казачков. – Москва: Музыка, 1967. 11. Кан, Э. Элементы дирижирования. / Э. Кан. – Ленинград: Музыка, 1980. 12. Канерштейн, М. М. Вопросы дирижирования. / М. М. Канерштейн. – Москва: Музыка, 1972. 13. Каргин, А. С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. / А. С. Каргин. – Москва: Просвещение, 1987. 14. Колеса, Н. Ф. Основы техники дирижирования. / Н. Ф. Колеса. – Киев: Муз. Украина, 1981. 15. Колчева, М. С. Методика преподавания дирижирования оркестром народных инструментов. / М. С. Колчева – Москва: ГМПИ им. Гнесиных. 1983. 16. Малько, Н. И Основы техники дирижирования. / Н. И. Малько. – Москва –Ленинград: Музыка, 1965. 17. Маталаев, Л. Н. Основы дирижерской техники. / Л. Н. Маталаев. – Москва: Сов. Композитор, 1986. 18. Мусин, И. А. Техника дирижирования. / И. А. Мусин. – Ленинград: Музыка, 1967. 19. Мюнш, Ш. Я - дирижер. / Ш. Мюнш. – Москва: Музыка, 1967. 20. Ольхов, К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. / К. А. Ольхов. – Ленинград: Музыка, 1979. 21. Поздняков, А. Б. Дирижер-аккомпаниатор. Некоторые вопросы оркестрового аккомпанемента. / А. Б. Поздняков. – Москва: ГМПИ им. Гнесиных. 1975. 22. Ремизов И. А. Вячеслав Сук. / И. А. Ремизов. – Москва, Ленинград: Музыкальное издательство, 1951. 23. Романова, И. А. Вопросы истории и теории дирижирования. / И. А. Романова. – Екатеринбург, 1999. 24. Смирнов, Б. Ф. Техника дирижирования как объект восприятия зрителем (слушателем). / Лекция по курсу «Теоретические основы дирижирования» для студентов дневного и заочного отделений специализации «народные инструменты» институтов искусств и культуры. / Б. Ф. Смирнов. – ЧГИК, Челябинск, 1992.
Дополнительная литература 1. Ержемский, Г. Л. Психология дирижирования. / Г. Л. Ержемский. – Москва: Музыка, 1988. 2. Кондрашин, К. К. О дирижерском искусстве. / К. К. Кондрашин. – Ленинград - Москва: Сов. композитор, 1970. 3. Кондрашин К. К. Мир дирижера. / К. К. Кондрашин. – Ленинград: Музыка, 1976. 4. Лайнсдорф, Э. В защиту композитора. / Э. Лайнсдорф. – Москва: Музыка, 1988. 5. Мусин И. А. О воспитании дирижера. / И. А. Мусин. – Ленинград: Музыка, 1987. 6. Нейштад, И. Я. Народный артист Яков Зак. / И. Я. Нейштад. – Новосибирское книжное издательство, 1986. 7. Пазовский, А. М. Дирижер и певец. / А. М. Пазовский. – Москва: Муз. изд-во, 1959. 8. Робинсон, П. Караян. / П. Робинсон. – Москва: Прогресс, 1981. 9. Рождественский, Г. Н. Дирижерская аппликатура. / Г. Н. Рождественский. – Ленинград: Музыка, 1976. 10.Сараджев, К. Статьи, воспоминания. / К. Сараджев. – Москва: Сов. композитор, 1962. 11.Сивизьянов, А. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей. / А. Сивизьянов. – Шадринск: «Исеть», 1997. 12.Современные дирижеры. / Сост. Григорьев Л., Платек Я. Москва: Сов. композитор, 1969. 13.Хайкин, Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле. / Б. Э. Хайкин. – Москва: Музыка, 1984. 14.Шерхен, Г. Учебник дирижирования. / Г. Шерхен. – Москва: Музыка, 1976.
Институт музыки, театра и хореографии Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов
Учебно-методический комплекс
По дисциплине «История и теория дирижирования» Цикла СД.Р. Специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» Квалификация «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель»
Составитель: Л.А. Волков – профессор, заслуженныйработник культуры РФ. Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры 29 декабря 2010 года Протокол № 7
Тюмень
Содержание
Пояснительная записка
Цель курса «История и теория дирижирования» - дать сведения по истории и теории дирижирования, показать историческую обусловленность развития искусства дирижирования, а также систематизировать и обобщить знания теоретических основ дирижирования. Задачи курса: - раскрыть историческую последовательность развития дирижирования как исполнительского искусства; - дать теоретические основы «дирижерской кухни».
Данный курс делится на два раздела: 1. История развития дирижирования. 2. Техника дирижирования
Учебно-методический комплекс «История и теория дирижирования» является своего рода пособием для начинающих дирижеров, руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов в освоении технических приемов дирижерской профессии.
Тематический план
Содержание учебной дисциплины Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы