Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Единство и направленность исторического процесса



Единство исторического развития:

1) понятие единства ист. разв.

2) формы единства ист. разв.

Под единством исторического развития имеется в виду сходство, общность или одинаковость общественных явлений. Идея единства в этом смысле сформировалась постепенно. Её появление обычно связывается с феодально-христианской философии (Августин «О граде Божьем»). Там выдвинута мысль о равенстве всех людей перед Богом, т.к. он сотворил их по своему образу и подобию. Эти люди живут на планете в 1000чах различных форм. Эта мысль была направлена против античного деления людей на людей как таковых и говорящих орудий. В 17 в. единство усматривалось в неподвижности природы. В 18-м – речь шла о развивающейся субстанции – на этой основе была предложена концепция этапов развития – дикость, варварство, цивилизация. Современное представление – сходство социально-исторических организмов. Возникает проблема: существует ли такое сходство? соц. организмы уникальны – они разные. Это развивается в теории локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). По их мнению, каждая цивилизация или культура самобытны, неповторимы, каждая из них имеет свой код, а сходными могут быть лишь отдельные второстепенные элементы цивилизаций. Более правильное и более популярное видение допускает сходство соц. организмов не только по поверхностным, но и по существенным признакам. Такое единство возникает под влиянием взаимодействия стран – войны, торговля, туризм, а также под влиянием сходных внутренних условий в виде технического прогресса, экономической организации, географических условий и т.д. Единство исторического развития прослеживается в 3-х основных формах:

1) сходство социальных организмов по случайным элементам – общий или универсальный образ жизни. Этот самый поверхностный уровень признаётся и теорией локальных цивилизаций.

2) сходство социальных организмов, стоящих примерно на одной и той же ступени исторического развития. У этих стран или соц. орг. присутствует одна и та же социальная система – общественная формация.

3) сходство социальных организмов через преемственность формаций или высших социальных систем как ступеней исторического прогресса.

 

Направленность исторического развития.

1) проблема направленности ист. разв.

2) реальный исторический прогресс.

3) теоретическая концепция исторического прогресса.

В чём проблема? Проблема – наличие двух одинаково правомерных и взаимоисключающих суждений об одном и том е объекте – внутреннее противоречие познания – это в общем. В нашем случае проблема в том, что существует множество данных, свидетельствующих как о прогрессе, так и об его отсутствии.

Прогресс – направленные изменения, наблюдаются у ряда государств: Европейские страны, США, Япония. Ещё более он очевиден в истории новых индустриальных стран – Юго-Восточная Азия – «Азиатские тигры» - за 1-2 десятилетия пройден путь от отсталых аграрных стран до стран с разитой экономикой и обществом. Разные государства при сравнении показывают разную степень разности – например США и племена Африки – очевидная бля разница.

Можно ли считать, что прогресс присущ ист. процессу, если разные сферы социального организма развиваются неодинаково, а в ряде сфер направленность вообще не обнаруживается. Например в духовном мире как-то гавёно всё.

Значительная часть мыслителей предлагает вообще отказаться от идеи исторического прогресса.

Здесь можно выделить пункты:

1) если рассматривать соц. орг. в целом, а не отдельные стороны жизни.

2) если сводить целостность к иерархии сфер с эк. базисом, опирающимся на технику, прогресс очевиден. Но если сводить к духовным явлениям – то ничего не обнаружишь..

Реальный исторической прогресс.

Неравномерность и даже исчезновение соц. орг. не отрицает прогресс, но требует видеть его сложный и противоречивый характер. Если брать реальные страны – там будет и бурное развитие, и стагнация, и шаг назад, и всё такое. Но длительные периоды в основном показывают развитие. Так что на уровне соц. организмов прогресс существует, но имеет противоречивый характер.

Исторический прогресс можно брать не только на уровне соц. организмов, но и на уровне социальных систем. Тогда эти зигзаги и повороты не принимаются во внимание. Тогда выстроится строгая последовательность общественно-экономических формаций.

В марксизме прогресс реализован в виде 5-ти общ-эк. формаций.

После кризиса и развала СССР, марксизм попал под вопрос – особенно последняя коммунистическая формация – но это не значит, что надо все остальные отбрасывать. Социализм так вообще живой.

Западная концепция – 3 стадии – доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Гегель и Маркс рассматривают развитие как переход из одного порядка к другому. В синергетике – из хаоса к порядку и т.д. – типа детерминированный хаос.

 

 

Виды детерминационный отношений в обществе

 

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinо - определяю) - общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.

 

В науки выделены различные формы социальных детерминант или причин:

Политический детерминизм.

Культурный

Религиозный

4) географический (Природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни)

5) экономический (Экономика всякого общества в любое время неизбежно является продуктом установившегося соотношения между состоянием культуры и окружающей природы. Это равновесие может быть нарушено в результате природных условий. Чтобы его восстановить, необходимы изменения в экономике. Именно этим объясняется переход населения Европы от «доистории» к «истории» в ходе неолитической революции.)

6) технологический ( Идея: Крупнейшим переломом в развитии технологии и общества в целом была аграрная революция. Люди «запрягли» солнечную энергию, воплощённую в форму животных и растений. В результате племенное общество превратилось в цивилизованное. Возникла частная собственность, общественные классы, государство, города. В результате топливной революции (паровая машина) возникли капитализм и демократия.) (Олвин Тоффлер)

7) космический. (Идея: статистический анализ событий истории более 80 народов и стран за 2500 лет дал следующий результат: свыше 60% социальных катаклизмов и массовых движений про-изошло в периоды максимума солнечной активности (длящиеся 2-3 года в 11-летнем цикле), тогда как на периоды её минимума (тоже по 2-3 года) падает лишь 5% их числа.)

8)демографический (В рамках данного подхода выдвинута концепция «народонаселенческого толчка» (population-push). Суть её состоит в том, что рост населения и связанное с ним увеличение потребностей и нужд делает необходимым более интенсивный труд, что вызывает к жизни множество изобретений, прогресс техники и увеличение производительности труда.) (Томас Роберт Мальтус)

9)биологический (Никакой другой теории, кроме дарвиновской, не нужно, чтобы объяснить развитие и постоянство общих черт человеческой социальной организации.) (Осборн Уилсон. -роль генов)

 

10) Идеалистический детерминизм. Другие мыслители при исследовании движущих причин общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские материалисты XVIII века объясняли все социальные процессы из идей, из принципа: " Мнения правят миром". (пдюс нем. фил. Гегель )

11) Материалистический детерминизм. (Маркс искал движущие силы общественного развития, его детерминанты, но к изучению истории он подошел с диаметрально противоположных, а именно с материалистических позиций. Он считал, что следует исходить не из идей, а из реальных жизненных предпосылок. " Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны, они - не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении.

Часть их (видов детерминизмов) зависит от сознания, а часть – не зависит. Если отсутствуют интегрирующие общественные цели, то цели индивидов сталкиваются, возниают несоответствующие ни одной из целей результаты. Индивидуальное сознание не охватывает всех обстоятельств.

Если есть общая цель а сознание направлено на процесс в целом, то всё равно сознание не может быть стопроцентно полным, ясным – это также выливается в объективную детерминацию.

Т.о. субъективные детерминанты не могут быть решающими в истории, но отдельные стороны, моменты, уровни общественной жизни – могут определять.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. F. Дела челобитчиковы. - Условный критерий частноправного отношения. - Безразличие методов процедирования. - Екатерининская эпоха. - Единство в праве. - Судебная волокита
  2. I. Ускорение исторического прогресса
  3. I. Фаза накопления отклонений объекта от нормального протекания процесса.
  4. II.4. Особенности процесса социализации в маргинальный переходный период.
  5. VII.3. Социально-педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп.
  6. XVII ВЕК В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАКТОРЫ
  7. А также занятий со спортивной направленностью
  8. А. В процессе плавления. Б. В процессе отвердевания. В. Одинакова в обоих процессах.
  9. АВТОМАТИКА И АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
  10. Адаптация или разработка системы непрерывного контроля и улучшения процесса. Реинжиниринг процессов
  11. Активность и направленность личности.
  12. Анализ процесса подачи баланса и силовые факторы при рубке древесины в рубительной машине.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь