Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные черты современной зарубежной философии



 

Современной зарубежной философией считается философия стран Европы и США, а также примыкавших к ней мыслителей из других стран, начиная с середины 19 в. вплоть до настоящего момента. Этот период развития философии принято также называть постклассической философией. Именно в середине 19 века появились важнейшие существующие до сего дня направления философии (философия жизни, позитивизм, экзистенциализм, марксизм, прагматизм). Появившаяся в начале 19 в. и приобретшая большую популярность философская система Гегеля вскоре после его смерти стала подвергаться резкой критике представителями молодого поколения философов. Критика философии Гегеля, в которой черты, характерные для классической философии, проявлялись в наиболее яркой степени, стала поводом к существенному пересмотру принципов развития философии. Однако каждый из мыслителей критиковал философию Гегеля по-своему. Критику философии Гегеля обычно принято делить на критику «слева» и критику «справа».

 

«Слева» критиковали гегельянство представители различных направлений материализма (Л. Фейербах, Л. Бюхнер, К. Маркс) и позитивисты (начиная с О. Конта). Они выступали против идеализма гегельянской философии, против её умозрительного характера, замечали очевидное пренебрежение Гегеля фактами в угоду стройности своей теории. Большинство из критиков «слева» полностью отказались от гегельянского наследства, лишь К. Маркс и Ф. Энгельс, отбросив идеализм философии Гегеля, попытались поставить разработанный им диалектический метод на материалистическую основу и тем самым создать более совершенную разновидность материализма – диалектический материализм. Однако философия Гегеля подвергалась не менее мощной атаке «справа». Дело в том, что философии Гегеля был присущ оптимизм, вера в разумность мироздания, идея прогресса. В этом гегельянство являлось наследником французского Просвещения. Однако во многом наступило разочарование в просветительских идеях 18 в., которые привели не к торжеству разума, а к якобинскому террору и кровопролитным наполеоновским войнам. Разве можно, глядя на это сказать, что мир в своей основе разумен? Разве оправданы оптимистические теории, когда люди каждый день страдают, умирают от голода болезней и войн? Да и не поторопились ли просветители, заявляя о том, что естественная природа человека разумна? Ведь многие поступки человека как раз об этом не свидетельствуют. Учитывая все эти обстоятельства, можно понять, почему философия Гегеля, утверждавшая разумность мира, оказалась под огнём критики мыслителей, требовавших пересмотра слишком благодушных, просветительских по своей сути, воззрений на мироздание, общество и человека. Знаменем этих мыслителей стал иррационализм. Именно с позиций иррационализма, «справа» критиковали философию Гегеля А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор, основоположники «философии жизни» и экзистенциализма. С их помощью происходит радикальная «переоценка ценностей». Намечается отказ ряда философов от приоритета рациональности, от принципов научности, от веры в безграничный прогресс, от представления о разумной природе человека. Все перечисленные явления знаменуют переход от классической философии к постклассической.

 

Переход к постклассической философии не означал полного разрыва с традициями предшествующего этапа развития философии. Некоторые направления философии сер 19 – 20 вв. осознавали себя как продолжателей тех или иных направлений классической (и даже более ранней) философии. Поэтому возникали такие достаточно распространённые направления в философии как неокантианство, неогегельянство, неотомизм. Считалось, что нужно развить учения мыслителей прошлого, приспособив их к новейшим достижениям науки и философии. Связь с определёнными учениями классической философии осознавали и представители оригинальных представителей постклассической философии. Так, позитивисты опирались на эмпирические традиции британской философии, а экзистенциалисты на некоторые идем Августина и Блеза Паскаля.

 

В целом для различных направлений постклассической философии характерно.

1. Отказ от принятого в классической философии чёткого противопоставления материализма и идеализма, осознаваемое или безотчётное стремление преодолеть их противоположность. Пожалуй, только диалектический материализм продолжал считать вопрос о соотношении бытия и мышления главным вопросом философии.

2. Практическая направленность философии, её нацеленность не столько на чистое познание, сколько на обеспечение деятельности, практику. В ещё большей степени, чем в классической философии, утвердилось рассмотрение гносеологической проблематики сквозь призму решения практических задач, встающих перед человеком. Это, например, проявилось в подчёркивании роли практики в рассмотрении вопроса об истине.

3. Снижается ориентация на разум в познавательной деятельности, признаётся значительная роль иррациональных или близких к ним форм познания (интуиции, духовного вживания, герменевтического разгадывания смысла). В научном познании преимущество отдаётся практически ориентированному разумному и рассудочному познанию, сосредоточенному на постижении частных фактов (позитивизм). Впервые в новое время появляются последовательные антисциентистские учения, не разделяющие веру в науку и резко критикующие её (философия жизни, экзистенциализм).

4. Меняется просветительское отношение к человеку как к сугубо разумному существу. Признаётся значительная роль, играемая иррациональным, в том числе и бессознательным в определении поведения человека. Многими направлениями постклассической философии была поставлена под сомнение теория прогресса. В целом стоит отметить, что постклассический период развития философии характеризуется чрезвычайным разнообразием философских направлений, очень быстро сменяющих друг друга. Всё это свидетельствует о расцвете философской мысли в современный период.

 

Классич. Ф была ориентирована на познание природы и об-ва с целью их преобр-я. Она утв., что с помощью науки можно достичь идеального об-ва. Историч. развитие поколебало веру в силу разума в достижении об-го прогресса. Новые идеи: 1)изучение жизни отдельного Ч, а не больших чел-х общностей, 2)движение от свободного, разумного Ч к Ч зажатому в тиски эк., политики, религии, 3)Сознание Ч и общества не явл. независ., они-объекты манипуляции со стор. разл партий, авторитетов, 4)разделение науки и Ф. Сциентизм (наукой можно решить все проблемы) и антисциентизм (НТП – зло). Можно ли остановить гибель чел-ва? Надо сформировать новые кач-ва Ч: глобал-ть мышлен., love к справедливости и неприятие насилия. В 20в происх. возврат к мистико-религиозной Ф к оккультным наукам(алхимия, астрология), возр. интерес к паро-нормальным явл. Фрейдизм(психоанализ). Феноменология (Гусерль). Надо начать изучение с сознания(т.к. реальность доступна только через него). Сознание-не ср-во исслед-я мира, а осн. предмет Ф. Выделив чистое сознание мы поймем сущность сознания вообще. Ч считает объекты не зависящими от сознания, но это не так. До любой науки был опыт, кот явл. ист. всех теор. Мы думаем, что иссл. 1-чные образования, но это не так. Задача Ф показать как рождаются 2-чные образования. Чтобы перейти от анализа конкретных предметов к анализу сущности исп. способ «Эпоха», а то что ост. – «чистое сознание». Объек-й реальности нет. Ф Жизни. Ж – первич. реальность. Ж нах-ся в постоянном движ. и противоречии-> наука неэф-на в познании Ж. Наука и рассудок разлагают явл. Ж на отдельн. части. Наука может выяснить связи между ними-> изменить мир в пользу Ч. Но сущ-ть Ч нельзя понять с пом. разума. Разум всегда нацелен, а Ж выше всякой цели-> осн. методом познания явл. интуиция и т.п. Осн. ценности Ж: стремление к Ж, отсутствие страха смерти, воля к власти. Ф-я Антропология. Вопр. о месте Ч в мироздании. Ч может осв-ся от биологич. потр., выйти за lim биологич. проги. У Ч есть свое Я. Ч различает добро и зло. Ч способен понимать, предвидеть будущее(Гелен). Экзистенцианализм. Прагматизм. Интересы Ч определяют его познание. Наука – инструмент осуществ. интересов людей. Неопозитивизм. Неотомизм. Единство веры и знаниия. Герменевтика. Цель – осмысление культуры.

 

1 Позитивизм и его модификации.

 

Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» Неопозитивизм, Постпозитивизм - направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

 

2. Структурализм.

 

В 20-е годы ХХ в. Структурализм - это общее название некоторых направлений в социокультурном знании ХХ в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, детерминированых взаимодействием всех элементов между собой. Основные представители структурализма: К. Леви - Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт.

 

3. «Философия жизни».

 

Иррационализм ХХ в. представлен «философией жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А.Бергсон), психоаналитической философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциализмом.

 

«Философия жизни» обозначает систему представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально - этические, ценностные вопросы в центр внимания.

 

4. Психоанализ.

 

Психоаналитическая философия (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг) была основана З. Фрейдом, который обратился к исследованию явлений бессознательного, их природы и форм проявления. Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития.

 

5. Экзистенциализм.

 

Наиболее распространенным и актуальным течением философии иррационализма является экзистенциализм или философия существования. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее проблемой является проблема человека, его существования в мире.

 

К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

 

6. Религиозная философия.

 

Наиболее авторитетным направлением современной религиозной философии является неотомизм, базирующийся на учении Фомы Аквинского. Главный его принцип - гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формами познания. Основными задачами философии неотомизма являются:

 

· доказать истинность католицизма и католической философии;

 

· приспособить католицизм к современным условиям;

 

· приблизить католицизм к простым людям.

 

Другим направлением современной религиозной философии является тейярдизм. Его основоположник - Пьер Тейяр де Шарден. Основной его целью было создание феноменологии - комплексной науки, которая соединила бы в себе достижения наук и теологическую философию и объяснила бы основы Вселенной.

 

7. Герменевтика.

 

Философская герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

 

8. Ситуация постмодернизма в философии.

 

Термин «постмодернизм» (post - после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины ХХ в., так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие.

 

Основными чертами постмодерна являются следующие:

 

· «потеря субъекта»;

 

· игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;

 

· стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.

Бытие

Бытие признаётся главной категорией философии. Всё, что есть, является бытием. Категория бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей (цвет, масса, размер, форма и пр.) и выделяет только одну черту, общую всем объектам – так или иначе существовать, иметься, наличествовать. Бытие – самая общая и, следовательно, самая абстрактная, бедная по содержанию категории. Учение о бытии, его формах и проявлениях составляет онтология. Онтология является одной из главнейших философских дисциплин, составляющей основу для большинства других разделов философского знания. Впервые проблема бытия в философии поставлена Парменидом, поэтому именно он и считается основоположником онтологии. Как вы помните, Парменид ставит вопрос о наличии противоположности бытия – небытия, утверждая, что никакого небытия нет, а есть только бытие. Можно согласиться с Парменидом в том, что небытия не существует. Любой объект может быть оценен как «небытие» лишь в отношении чего-то, но однако всегда остаётся причастен бытию самим собой. Так, стол – это небытие стулом, небытие человеком и т. д. Однако характеристик бытия столом данный объект не лишается. Бытие объектов абсолютно, а небытие относительно, т.е. может быть определено не из сущности объекта, а из его отношения с другими объектами. В античной философии определяющим было понимание бытия как чего-то прочного, неизменного. Платон признавал подлинным бытием идеи как раз вследствие их постоянства и неуничтожимости, в то время как материя представала несовершенным бытием вследствие её постоянной изменчивости. Позже представление о полном, абсолютном бытии, в котором нет никакой примеси небытия, никакой ущербности были перенесены на Бога в монотеистических религиях. Бытие сотворённого мира объявлялось несовершенным и зависимым от Божественного первоистока. Вспомните также учение Гегеля о бытии. Он утверждал, что абстрактное (чистое) бытие равнозначно своей противоположности - ничто. И лишь их синтез образует наличное, качественно определённое бытие, то есть не бытие вообще, а бытие чем-то конкретным (домом, деревом, собакой, человеком). Именно с категории чистого бытия Гегель в «Науке логики» начинает сложное выведение системы философских категорий. Говоря о проблеме бытия в современной философии, нельзя не упомянуть о том направлении в философии 20 в., которое называло себя философией существования – об экзистенциализме. Все экзистенциалисты утверждали, что подлинным бытием является духовное существование человеческой личности (экзистенции) в противоположность окружающему её неинтересному для философии существованию вещей окружающего мира.

На протяжение всей истории философии велись поиски истинного бытия. Именно по вопросу о характере истинного, первичного, основного бытия и произошло разделение философов на материалистов и идеалистов. Вспомните основные тезисы материалистов и представителей различных направлений идеализма в этом споре о первенствующей форме бытия. Также напомним о разнице монистических, дуалистических и плюралистических концепций бытия. Монистические учения (материалистические или идеалистические) утверждают единственность первоисточника бытия. Такие разные мыслители как Платон, Гегель, Спиноза, Гольбах могут быть занесены в один разряд – монисты. Мыслители-дуалисты считают, что бытие состоит из двух равноправных начал, чаще всего под этими началами имеются в виду материя и дух. В качестве дуалистической философии обычно приводят учение Декарта с учением о двух субстанций протяжённой и мыслящей. Также дуализмом отличается учение китайской «Книги перемен» (силы инь и ян). Плюралистические концепции бытия не ограничивают число первоначал реальности. К плюрализму могут быть отнесены как материалистические, так и идеалистические теории: атомизм Демокрита, монадология Г. Лейбница, волюнтаризм Ф. Ницше. Бытие может быть 1. Реальным (объективным) 2. Мыслимым (субъективным). К реальному бытию относится всё существующее в окружающем нас мире независимо от нашего сознания. Это объекты, вещи, предметы, живые существа. По большей части мир объективного бытия является материальным. Мир мыслимого (субъективного) бытия составляет всё содержание нашего сознания (образы, идеи, теории и пр.). Причём далеко не всегда содержанию сознания можно найти соответствие в объективной реальности. Фантастические персонажи (кентавры, Кощей Бессмертный и т.п.) тоже бытийствуют, но только в сфере субъективного бытия. Мир субъективного бытия является более богатым, поскольку представляет собой совокупность всех возможных миров, в то время как мир объективного бытия соответствует только одной из бесчисленного множества альтернатив возможностей, превратившейся в действительность. Объективное и субъективное бытие постоянно влияют друг на друга. Объективное бытие влияет на субъективное в процессе познавательной деятельности. Субъективное же бытие оказывает воздействие на объективное бытие в результате творческой и предметно-практической деятельности человека. Все материальные объекты, созданные в результате деятельности человека, сначала принадлежали только к субъективному бытию, а затем в ходе художественной и трудовой практики были опредмечены (объективированы). Прежде чем в объективной реальности появился автомобиль, он начал существование в виде идеи, плана, проекта, т.е. субъективной реальности. Также субъективное бытие оказывает мощное воздействие на ход развития общества. Если бы у людей в сознании не было образа идеального государства, идеи социальной справедливости, вряд ли произошли многие исторические события, например революции, целью которых являлась реализация этих представлений в действительность. Формами бытия обычно считаются: 1. Материя; 2. Пространство и время; 3. Движение; 4. Системность. Следует подчеркнуть, что бытие сразу существует во всех этих формах и не может не существовать в какой-то одной из них. Это неотъемлемые атрибуты любого бытия. Итак, бытие всегда материально (с точки зрения материалистов), всегда существует в рамках пространства и времени, всегда движется (изменяется) и представляет собой соотношение взаимосвязанных элементов, образующих систему. [1] В логике существует закон обратного соотношения объёма и содержания понятий. Чем большее количество объектов подпадает под категорию, тем менее эта категория содержательна, менее информативна, менее конкретна. Бытие, как уже показано, является самой объёмной категорией. Поэтому она является наименее содержательной. Содержание проблемы бытия включает в себя размышления о мире, o существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении. Мир обладает бытием. Он есть. Бытие мира — предпосылка его единства. Ибо мир сначала должен быть, прежде чем можно будет говорить о его единстве. Он выступает как совокупная реальность и единство природы и человека, материального бытия и человеческого духа.

Кратко:

Бытие — это философская категория, означающая реальность. Оно сводится к предметно-вещественному миру. Можно вычленить различные его формы:

1) бытие вещей, процессов и состояний природы;

2) бытие человека в мире природы;

3) бытие духовного, идеального; 4) индивидуализированное и внеиндивидуавизированное (объективированное) духовное бытие

; 5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).

Философский смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного (всякое бесконечное состоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части.

Итак, бытие — общее понятие, самое общее, которое образовываете» путем отвлечения от различий между природой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и находим его. Результат этих поисков ~ бытие, то, что эти явления и процессы реально существуют.

 

Материя и ее формы

Материя считается основной формой бытия и одной из главных категорий философского освоения мира. Категория «материя» обозначает объективную реальность, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Это так называемое гносеологическое определение материи, поскольку оно подчёркивает, что материя даётся нам в процессе познавательной деятельности. В наиболее чёткой форме это определение содержится в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», хотя очень близко к этому определению материи подходили некоторые французские материалисты 18 в. (Э. Кондильяк, П. Гольбах, Д. Дидро). Данное определение материи явилось итогом длительного развития представлений о материи. Поскольку представление о материи тесно связаны с изучением науками окружающего мира, вместе с расширением знания о мироздании изменяется и представление о материи, а также формы философского материализма. Напомним основные этапы развития представлений о материи: 1. Отождествление материи с какой либо стихией, характерное для так наз. стихийного материализма (Фалес, Анаксимен, Гераклит) 2. Атомистическое представление о материи, состоящей из мельчайших неделимых частиц – атомов (Демокрит, Эпикур, Лукреций) 3. Вещественно-субстратное представление о материи; материя отождествлялась с веществом, телесностью. Оно было наиболее распространённым в 17 – 19 вв. (Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах и др.) 4. Диалектический и исторический материализм распространил понятие «материя» на историю и жизнь общества (К. Маркс, Ф. Энгельс) 5. Философско-гносеологическое, характерное для естествознания и философского материализма 20 в. На современном уровне представлений о материи, во многом обусловленном революцией в естествознании рубежа 19 – 20 вв., сведение материи к телесности было преодолено. Сейчас материей признаётся не только вещество, но также поле и энергия. Попытайтесь из знакомого вам материала по истории философии в экзаменационном ответе проиллюстрировать каждый из этих этапов развития представления о материи именами мыслителей и их основными идеями. Категорию «материя» употребляют в философских размышлениях, как материалисты, так и идеалисты. Однако понимание материи, её статуса в системе бытия и характерных черт в двух главных направлениях философии существенно различается. Для материалистических воззрений на материю характерно признание её первичной реальностью по отношению ко всему имеющемуся в мироздании. Материалисты утверждают, что материя является единственной существующей субстанцией. Напомним данное Б. Спинозой определение субстанции: субстанция – есть то, что существует само в себе и представляется само через себя. Действительно, с точки зрения материалистов, в мире нет ничего кроме материи и продуктов её развития. Духовное, идеальное лишь относительно (в гносеологическом аспекте) противостоит материальному и рассматривается материалистами в качестве продукта развития материи, как свойство высокоорганизованной формы материи (коры полушарий головного мозга). Кроме того, материя рассматривается как субстрат (основа) всех реально существующих в мире предметов, свойств, связей и форм движения. Не случайно само слово «материя» этимологически происходит от одного корня со словом «мать»; " materia” - совокупность материнских, порождающих сил природы.[1] Все окружающие нас объекты обязаны своим существованием материи, порождены ею. Материалисты признают, что материя в качестве первичной реальности несотворима и неуничтожима, вечна, бесконечна в пространстве и времени. Материи присуще саморазвитие от простых форм к сложным, системность и способность к самоорганизации Если до 18 в. почти все, даже склоняющиеся к материализму мыслители, считали материю пассивным началом, [2] не способным к самостоятельному движению и развитию и соответственно нуждающимся в «первотолчке» со стороны духовного, идеального начала, то благодаря деятельности французских просветителей-материалистов утвердилось воззрение об активности материи, свойственной ей изначально и неразрывно с ней связанной. Идеалисты также часто используют понятие «материя», но в отличие от материалистов они всячески подчёркивают производность материи от духовного первоисточника любого бытия, её ущербность и несовершенство по отношению к нему. Так, согласно Платону, материя (меон) – это несовершенное, вторичное бытие, вечно изменчивое (возникающее и исчезающее), которое существует лишь благодаря причастности неизменным идеям. Христианские и мусульманские теологи в соответствии с доктриной креационизма утверждали, что материальный мир – это сотворённый Богом как чистым духом тварный мир, каждый момент существования которого поддерживается Богом. Согласно системе объективного идеализма Гегеля, материя (природа) является необходимым этапом развития мирового духа, его инобытием, антитезисом. Самостоятельного существования материя и процессы в ней происходящие не имеют. Субъективные идеалисты, утверждающие, что весь мир является результатом деятельности человеческого сознания, считают материю также одним из продуктов активности сознания. Ими всячески подчёркивается отсутствие объективных, не зависящих от сознания характеристик материи. Некоторые из субъективных идеалистов, например Д. Беркли, пришли к отрицанию существования материи, считая, что материя – пустое понятие, обозначающее мыслимую нами, но реально не существующую подпорку для ощущений. Такую позицию, полностью отрицающую правомерность употребления понятия «материя» принято называть имматериализмом. По учению видного немецкого философа И. Г. Фихте (1762 – 1814) весь мир является результатом деятельности индивидуального сознания (Я). На первом этапе Я полагает само себя, а затем создаёт (в терминологии Фихте «полагает») окружающий материальный мир (не-Я). Также можно причислить к кругу субъективно идеалистического понимания материи определение материи, данное английским позитивистом Д, С. Миллем, который утверждал, что «материя есть постоянная возможность ощущений». Немецким философом, одним из теоретиков диалектического и исторического материализма Ф. Энгельсом (работа «Диалектика природы») в конце 19 в. было разработано учение о 5 формах (уровнях) существования материи и соответствующих им формах движения. Согласно этому делению можно выделить следующие формы материи в порядке её усложнения: 1. Механическая, 2. Физическая 3. Химическая, 4. Биологическая (органическая) 5. Социальная. Каждая последующая форма материи существует на основе предыдущих и является более сложной, более совершенной по сравнению с ними. Вы должны уметь самостоятельно привести примеры материальных явлений и процессов на каждом из этих уровней существования материи. При рассмотрении уровней развития материи неизбежно встаёт проблема редукционизма. Она заключается в ответе на вопрос, можно ли высшие уровни развития материи редуцировать (свести) к низшим. Например, можно ли представить органическую (биологическую) реальность как сумму химических процессов. Большинство философов и учёных отрицательно отвечает на этот вопрос, считая, что каждый уровень развития материи обладает неповторимым своеобразием и не сводим к низшим уровням. Если мы допустим возможность редукции высших уровней материи к низшим, мы неизбежно придём к сведении всего многообразия материальных проявлений к механическому, низшему уровню бытия материи, то есть к уже преодолённому в естествознании и философии механицизму. [1] Впервые философское употребление слова " material” встречается в поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей.

Кратко:

Понятие «материи», по-видимому, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе. Допустим, мы знаем массу разнообразных деревянных или глиняных предметов. Они могут быть бесконечно разнообразны, но объединяет их исходная основа, материал, из которого они сделаны. (Этимологически, кстати, слово «материя» означает в переводе с греческого дерево, строевой лес, из которого древние греки мастерили свои корабли.) Рассуждая далее по аналогии, вполне естественно предположить, что и у всего мира в целом, то есть у всех без исключения предметов и явлений есть какая-то единая основа, некий первичный «материал», из чего все «состоит».

Чуть позже для обозначения предполагаемой изначальной общности всего существующего стали применять понятие «субстанции» (от лат. substantia — то, что лежит в основе). Категория субстанции философии обозначает исходное внутреннее единство разнообразных вещей, процессов и явлений, их умопостигаемую сущность, конкретные вещи возникают и исчезают, их существование обусловлено другими вещами. Базовая же их основа — субстанция — несотворима и неуничтожима, она ничем другим, кроме самой себя, в принципе не может быть обусловлена.

___«Материя» — это одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и «пустая». Чтобы прояснить смысл этих характеристик, представим себе схематично путь образования общих понятий. Под «понятием» вообще понимается мысленное образование, в котором обобщается некоторый класс предметов посредством фиксации их общих признаков.

___Первым шагом в конкретизации понятия материи является признание сложной организации объективной реальности, в составе которой различимы собственно материальные объекты (вещи), а также их свойства и отношения. Какой предмет или явление в известном нам мире ни возьми, это обязательно будет либо вещь, либо ее свойство, либо отношение.

___Следующим шагом в конкретизации понятия «материи» является приписывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств. (Словом «атрибут» в философии обозначают такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.) К таким атрибутивным свойствам материи обычно относят:

• системность (упорядоченность, структурную определенность);

• активность (движение, изменение, развитие); • самоорганизацию;

• пространственно-временную форму бытия; • отражение; • информативность.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1992; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь