Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Православная Церковь Чехии и Словакии в 1918 – 1951 гг.
После Первой мировой войны в 1918 г. на территории Чехии, Моравии и Словакии была образована Чехословацкая Республика, а в 1919 г. к ней была присоединена на правах автономной области Закарпатская Украина. Вслед за этим широкий размах по всей стране, как в Восточной Словакии, так и в Чехии, приняло движение к восстановлению Православия, которое проходило под лозунгами «Подальше от Рима! », «Обратно к Православию! » В результате возвращения верующих из унии в Восточной Словакии возникло много церковных приходов, находившихся в ведении Мукачево-Пряшевского епископа, проживавшего в Мукачеве и входившего в это время в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Но в 20 – 30-е гг. ХХ в. ситуация вновь начала меняться: в 1926 г. чехословацкое правительство заключило соглашение с Ватиканом, и вновь стали возвращаться униатам православные храмы и все церковное имущество. На Чешских землях обновителем Православия выступил епископ Горазд (в миру – Матфей Павлик). Он родился 26 мая 1879 г. в Словацкой Моравии. Окончил иезуитскую гимназию и Богословский католический факультет в Оломоуце. Затем в 1902 г. последовала его хиротония в священника. Уже тогда у него зародилась мысль описать историю чешских религиозных движений в XIX в. и определить роль Кирилло-Мефодиевских идей в истории чешского народа. Но католические власти назначили его администратором храма при лечебном учреждении для душевнобольных в Кромержиже (1906 – 1920) и духовником миссии ордена Святого Креста (с 1910 г.). В 1920 г. священник Матфей Павлик вышел из юрисдикции Римской Церкви и присоединился к новому движению – Национальной Чехословацкой Церкви. Мысль о ее основании зародилась в среде римско-католического духовенства, которое безуспешно добивалось упразднения целибата и введения в качестве литургического языка чешского вместо латинского. Это движение священник Матфей стремился воссоединить с Православной Церковью. Матфей Павлик добился того, что на Соборе нового движения в январе 1921 г. большинство участников высказались за принятие православного учения и присоединение к Православной Церкви. В этом же году в Сербии, в Лавре Крушедол, Матфей Павлик принял монашество с именем Горазд и 25 сентября 1921 г. в Белграде был хиротонисан во епископа Чешской Церкви Патриархом Сербским Димитрием. Параллельно с этим, из Национальной Чешской Церкви выделилась группа, возглавляемая католическим священником, доктором богословия Карлом Фарским, тяготевшего, разумеется, к католичеству. Как только епископ Горазд вернулся в Чехию, между ним и К. Фарским развернулась борьба, в результате которой в Национальной Чехословацкой Церкви возникли две общины: - православная - во главе с епископом Гораздом, - радикальная - под руководством К. Фарского – объединившая римо-католиков и протестантов. В 1922 г. епископ Горазд предпринял поездку в Америку. Поскольку в Америке было немало эмигрантов из чехов и словаков, то он основал там 7 православных приходов. Во время его отсутствия К. Фарский и его сподвижник, бывший католический священник и доктор богословия Ф. Калоус, издали собственный вероучительный свод - «Катехизис». Основные идеи «Кате-хизиса» заключались в следующем: отрицание Божества Иисуса Христа; Спаситель признавался одним из пророков, подобных Сократу, Мухаммеду, Будде, Конфуцию; отрицание существования Святого Духа; происхождение человека от животного и проч. С выходом в свет этого еретического Катехизиса Сербская Православная Церковь прекратила общение с Национальной Чехословацкой Церковью. К. Фарский любой ценой решил заполучить сан епископа, и стал вести переговоры с Англиканской епископальной Церковью и шведским церквами. Но они отвернулись от него. Тогда К. Фарский пошел на крайнюю меру – принять «посвящение» в сан епископа от духовенства и мирян Чехословацкой Церкви, что и произошло в 1924 г. К. Фарский был поставлен не только «епископом», но и «Патриархом» новой Церкви. Вслед за этим он созвал в Праге Собор, где было принято его учение, изложенное в упомянутом «Катехизисе». Видя такой оборот событий, епископ Горазд в 1924 г. вышел из Национальной Чехословацкой Церкви, порывая всякое общение с К. Фарским, и организовал православную общину с подчинением ее Сербской Православной Церкви. С выходом епископа Горазда Национальная Чехословацкая Церковь была переименована и стала называться Чехословацкой Гуситской Церковью, так как ее последователи стали считать себя последователями гуситов. Учение Чехословацкой Гуситской Церкви характеризовалось следующими чертами: - отсутствие четко выраженного учения о Троице; - отсутствие почитания святых и икон; - акт крещение расценивается как лишь форма принятия в Церковь, а не очищение от первородного греха; - миропомазание понимается лишь как знак общения с Церковью, а не как Таинство; - епископы и патриарх избираются на определенное время «собором»; - с 1945 г. женщины получили право становится священниками; - литургия напоминает литургию св. Иоанна Златоуста, но не считается бескровной жертвой. Первым Патриархом Чехословацкой Гуситской Церкви был, как уже упоминалось, был К. Фарский. Кроме Чехословацкой Гуситской Церкви (во главе с К. Фарским) и православной общины, возглавляемой епископом Гораздом, и входящей в юрисдикцию Сербского Патриарха, в Чехии существовали еще две православные церковные организации. Во-первых, в Праге была «Чешская Православная община», преобразованная в 1920 г. из бывшей «Православной беседы» и также находящаяся в ведении Сербской Православной Церкви. Во-вторых, в Праге находились русские православные приходы, окормлявшиеся епископом Сергием (Королевым), который в свою очередь подчинялся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в Париже. Такая разобщенность и множественность, конечно, не могла способствовать нормальной церковной жизни и уж тем более установлению стройной системы церковного управления. Ситуация осложнилась расколом, возникшем в недрах «Чешской Православной общины». Дело в том, что члены общины пригласили к себе находящегося тогда на Волыни архимандрита Савватия (в миру – Антонин Врабец), чеха по национальности, и обратились к Сербскому Патриарху с просьбой о его хиротонии. Но Савватий, не дождавшись ответа Сербской Церкви, обратился в Стамбул, и 4 марта 1923 г. в Константинопольский Патриарх Мелетий IV хиротонисал его во епископа и назначил «Архиепископом Пражским и всей Чехословакии». Таким образом, данный шаг Савватия и Константинопольского Патриарха послужил поводом к созданию в Чехии еще одной – пятой – юрисдикции: группировки, объединенной вокруг архиепископа Савватия и находящейся в подчинении Вселенскому Патриарху. «Савватиевский» раскол явился еще одним тормозом для развития зарождавшейся Чешской Православной Церкви. Епископ Горазд призывал Савватия вернуться в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Впоследствии часть «савватиевской» паствы стала постепенно входить под омофор Сербского Патриарха. Епископ Горазд стал добиваться от правительства субсидий для духовенства. При нем строились новые храмы. Кадры священнослужителей готовились в Сербии и Румынии. В 1929 г. епископ Горазд добился признания чехословацким правительством Православной Церкви в Чехии и Моравии в качестве юридической организации. В годы Второй мировой войны, когда Чехословакия, по сути, прекратила существовать (по решениям Мюнхенского договора 1938 г.), епископ-патриот занимался научно-церковной деятельностью, где он подвергал острой критике нацистскую идеологию. Убежденный в победе советского народа, он осуждал агрессию Гитлера. Многие священники в суровые годы испытаний укрывали в храмах партизан, национальных героев Чехии. В частности, священник Пражского кафедрального собора во имя святых Кирилла и Мефодия Владимир Петришек с ведома епископа Горазда укрыл партизан в крипте храма. После того, как их отыскали представители гестапо, епископ Горазд и Владимир Петришек были приговорены к смертной казни. 4 сентября 1942 г. приговор был приведен в исполнение. Чешская Церковь лишилась своего пастыря-героя. Затем оккупанты запретили существование Чешской Православной Церкви как таковой, конфисковали ее имущество в пользу рейха, храмы превратили в склады, духовенство арестовывали, под угрозой смерти запретили совершать богослужения. Таким образом, в 1942 – 1945 гг. верующие остались без официального богослужения. После окончания Второй мировой войны наградило посмертно епископа Горазда и многих других национальных героев Чехии Чехословацким военным крестом «В память». Именем епископа Горазда названы улицы и площади в Праге, Брно и других городах. Епископ Горазд явил собой образ истинного архипастыря Православной Церкви, это мученик-патриот ХХ в., до конца исполнивший долг своего служения перед Церковью и родиной. Впоследствии епископ Горазд был канонизирован. В послевоенное время положение Православной Церкви было крайне тяжелым. Здания храмов были сильно повреждены, иконы, книги, церковные предметы были уничтожены. Однако церковная жизнь стала постепенно выходить из руин. Конституция 1948 г. предоставила Православной Церкви свободу и равноправие со всеми прочими вероисповеданиями. Были гарантированы права и материальное обеспечение государством всех вероисповеданий, в том числе и Православие. Духовенство стало обеспечиваться государственным ежемесячным жалованием, социальным страхованием, бесплатным лечением и пенсиями. Предоставленные государством гарантии создали благоприятные условия для восстановления Православной Церкви, которое связывалось главным образом с обращением за поддержкой к Русской Православной Церкви. 15 октября 1945 г. по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Прагу прибыл архиепископ Орловский и Брянский Фотий. Визит ознаменовался тем, что русское духовенство и верующие, окормлявшиеся епископом Сергием (Королевым), а также принадлежавшие к карловацкому расколу, воссоединились с Русской Православной Церковью. Вслед за ними священнослужители Чехии и Пряшевщины подало прошение Патриарху Алексию I о принятии их под свой первосвятительский омофор, а Священному Синоду Сербской Православной Церкви было направлено прошение о разрешении на выход из-под ее юрисдикции. В результате переговоров между Сербским и Московским Патриархатами к 1948 г. на всей территории Чехословакии установилась единая юрисдикция Русской Православной Церкви. В 1946 г., начав принимать в свое ведение Чехословацкую Право-славную Церковь, Священный Синод Русской Церкви постановил образо-вать на территории Чехословакии Экзархат в составе двух епархий – Чешско-Моравской и Восточно-Словацкой. На кафедру Экзарха Мос-ковской Патриархии с титулом «архиепископа Пражского и Чешского» было решено назначить епископа Ростовского и Таганрогского Елевферия (Воронцова) с местожительством в Праге. Новый Экзарх, прибывший в Чехословакию в том же году, усердно принялся за восстановление Церкви. В 1946 – 1947 гг. численность православных верующих в тогдашней Чехословакии значительно возросла в результате возвращения на родину православных волынских чехов (свыше 30 тыс человек). В декабре 1949 г. Чешско-Моравская епархия была разделена еще на две – Пражскую (центр – г. Прага) и Оломоуцко-Брненскую (кафедра – г. Оломоуц). В апреле 1950 г. в Прешове состоялось историческое событие – Собор униатского духовенства и мирян (всего 820 делегатов), вынесший решение об отмене Ужгородской унии 1649 г. и вернуться к Святому Православию. В связи с воссоединением униатов значительно увеличилась Восточно-Словацкая епархия, и тогда на епархиальном собрании в Прешове было постановлено о разделе епархии на Пряшевскую и Михайловскую. Таким образом, к 1950 г. Чехословацкая Церковь имела 4 епархии. В декабре 1946 г. в Карловых Варах была открыта православная Духовная семинария, переведенная позже в Прагу, а в октябре 1950 г. открылся Православный Богословский факультет в Прешове. В результате действенной помощи со стороны Русской Православной Церкви создались благоприятные условия для провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви. По просьбе Священного Синода и Экзаршего Совета Чехословацкой Церкви Свя-тейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви 8 октября 1951 г. дали предварительное согласие на дарование автокефалии Церкви в Чехословакии. 23 ноября 1951 г. Святейший Патриарх Алексий I, получив согласие всего епископата Русской Православной Церкви, подписал акт о предоставлении автокефалии Чехословацкой Православной Церкви. Торжество провозглашения автокефалии и интронизация избранного 2 октября 1951 г. Собранием Экзархата первого предстоятеля Чехословац-кой Православной Церкви митрополита Елевферия состоялись в кафедральном Соборе Праги 8 и 9 декабря 1951 г. при участии делегаций Антиохийской, Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Польской Православных Церквей. Несмотря на то, что провозглашение автокефалии Чехословацкой Православной Церкви произошло в строгом соответствии с церковными канонами, Константинопольский Патриархат до сих пор воздерживается от признания этого исторического факта и продолжает по непонятным причинам считать Чехословацкую Православную Церковь лишь автономной.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы