Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие государства: различные подходы к определению.



 

1 Предмет, метод дисциплины. Ее место в системе юридических и гуманитарных наук

Предмет теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет исследования, т.е. определенный круг явлений, закономерностей, которые находятся в центре ее внимания. Без предмета, как писал еще Гегель, не может быть и самой науки. Выделение предмета изучения позволяет говорить о научной зрелости, самостоятельности, эффективности научной деятельности.

Теория государства и права относится к общественным наукам. Ее предметом являются общие закономерности возникновения, развития, смены государственно-правовых явлений.

Теорию государства и права можно определить как учение о сущности, свойствах, социальном назначении, закономерностях возникновения и существования государства и права как целостных, взаимосвязанных явлений.

Для предмета теории государства и права характерны следующие особенности:

1. Теория государства и права изучает общие политико-юридические закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, знание которых позволяет выяснить сущность данных явлений, их социальное предназначение.

2. Государство и право изучаются в их единстве. Они органически взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. В юридической науке все большее распространение получила версия, предлагающая переименовать теорию государства и права в теорию права и государства. Это не просто «перемена мест слагаемых». Тем самым подчеркивается приоритетное положение права, необходимость подчинения государства праву, что имеет особое звучание в свете задач построения правового государства.

3. В теории государства и права исследования строятся на основе постулатов, сформулированных еще Платоном:

а) государство и право нужно изучать такими, какими они должны быть (первоначально следует разработать учение об идеальном государстве);

б) государство и право нужно изучать такими, какими они есть (изучение реально существующих государств позволяет выявлять их сущность, особенности; сравне­ние с идеальной моделью дает возможность определять пути дальнейшего развития российской государственности).

 

Метод и методология теории государства и права

Каждая наука имеет не только свой предмет исследования, но и специфические методы его познания. От степени методологической разработанности напрямую зависит эффективность научной деятельности.

Государственно-правовые явления изучаются с различных мировоззренческих позиций. Одни связывают государство и право с божественной волей, другие с психикой человека, с действием природных сил. Таким образом, именно от методологической основы зависят конкретные результаты исследования.

Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития человеческого бытия, мышление человека. Методологическое значение имеют общие философские категории (например, сущность, функции, формы), принципы познания (например, принцип комплексности), общенаучные приемы познания (например, анализ и синтез). Теория государства и права, используя философские категории, изучает, какое выражение они находят применительно к государству и праву.

Теория и практика показали, что правильным может быть мышление, основанное на преемственности развива­ющихся методов исследования. При этом нужно помнить, что абсолютизация какого-либо свойства государства и права неизбежно приводит к ограниченности исследования. Любой метод исследования имеет свои законы, прин­ципы, а также пределы возможного.

Поэтому методы теории государства и права можно ус­ловно разделить на философские, общие, специальные и частные.

К философским методам относятся:

1. Идеалистический метод. Идеалисты связывают существование государства и права либо с объективным ра­зумом (объективные идеалисты), либо с сознанием челове­ка, его переживаниями, осознанными усилиями (субъективные идеалисты).

2. Диалектике-материалистический метод, т.е. метод, который претендует на познание собственной приро­ды права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

3. Аксиологический метод. Это метод, с помощью которого анализируется государство и право как специфические ценности, с помощью которых общество в целом или отдельная социальная группа регулирует поведение других групп.

4. Интуитивный метод. Интуитивизм является на­правлением философии, заявляющим, что единственно достоверным средством познания как окружающего мира, так и души человека является интуиция. Интуиция понин- мается как способность сознания, не нуждающаяся ни в опыте, ни в логическом мышлении.

5. Прагматический метод. Прагматизм философское учение выдвигающее философию как общий и универсальный метод решения любых проблем в любой отрасли и в любых жизненных ситуациях.

К общим методам теории государства и права относятся:

1. Метод анализа и синтеза (изучается структура государства и права, определяется характер взаимодействия между составными элементами: аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезируются и пре­вращаются в общие представления).

2. Логический (позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существен­ное и закономерное и выразить в научных категориях).

3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

4. Метод формализации (формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще нерешенные проблемы).

5. Метод исторического материализма (материализм основное научное философское направление, признающее, в противоположность положениям идеализма, первичность материи по отношению к духу вне и независимо от созна­ния).

К специальным методам относятся:

1. Функциональный (структурные элементы государственно-правовых систем рассматриваются с точки зрения их социального назначения, роли, функции).

2. Статистический (состояние государственно-правовых явлений отражается с помощью количественных данных).

3. Метод индукции и дедукции (индукция от лат. inductio наведение; умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, общему утверждению); вид рациональной оцен­ки фактов, обобщение, опытная истина, эмпирический закон, позволяющий с некоторой вероятностью предвидеть или предсказывать явления. Установление одного общего взгляда относительно сходных предметов на основании данных наблюдений или экспериментов. Дедукция от лат. «выведение»; вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции является гипотеза, имеющая характер общего утверждения («общее»), а концом следствие из гипотезы («частное»). Если гипотеза дедукции истинна, то истинны и ее следствия.

4. Системный метод изучает государство и право, госу­дарственно-правовые явления с позиции их системности.

Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического ана­лиза, методы толкования права.

Таким образом, метод теории государства и права сложен по своей структуре. Он представляет собой совокуп­ность общефилософских, общенаучных и частнонаучных приемов и способов изучения государства и права. И на­ходится в стадии нового осмысления и развития.

Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

Юридические науки весьма разнообразны. Они делятся на три группы:

1) теоретико-исторические (история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, теория права и государства);

2) отраслевые (финансовое право, административное пра­во, конституционное право и т.д.);

3) специально-юридические (судебная бухгалтерия, судебная психиатрия, криминалистика).

Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Это своеобразная «таблица умножения».

Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по отношению к другим юридическим наукам.

Теория государства и права относится к общественным наукам, которые, как известно, изучают общество, человека, сознание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие.

Например, используя законы материалистической диалектики, теория государства и права изучает специфические стороны государства и права. Знание философии позволяет избежать мировоззренческих ошибок.

Опираясь на положения экономической науки, теория государства и права исходит из того, что государство и право это важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над экономическим базисом общества. Экономика основной объект государственного управления. Эффективное проведение экономических реформ невозможно без уча­стия государства.

Тесные контакты имеет теория государства и права с политологией. У них общие объекты исследования, но под­ходы разные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внутреннего строения, политическая наука рассматривает государство как элемент политической системы общества. Это позволяет теории удачно использовать положения и выводы, сделанные политологией, и наоборот.

Теория государства и права взаимодействует и с другими гуманитарными науками (историей, социологией). Такие тесные контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее социальную ценность, помогают проверить на практике.

 

Общество и его признаки

 

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество это обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидуумов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями. Его элементами-признаками являются:

1) обособившиеся от природы индивидуумы, наделенные волей и сознанием;

2) постоянные интересы, связывающие всех членов общества;

3) совместное удовлетворение интересов (потребностей) членов
общества и понимание последними необходимости взаимодейст­вия друг с другом;

4) регулирование поведения членов общества через установление самим обществом общеобязательных для всех его членов правил поведения;

5) наличие организованной силы власти, способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

 

Власть понятие, признаки

 

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать

определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

К существенным признакам отношений власти можно отнести:

1)наличие не менее двух партнеров для отношения власти;

2)приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;

3)общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет на это право, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;

4)подчинение воле, выраженной в приказе.

Источниками (или ресурсами) власти в обществе могут являть­ся право, авторитет, убеждения, богатство, традиции, насилие, манипуляции, знания и информация, наличие организации (например, политической партии).

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования соци­альных конфликтов, с другой организацию для достижения общих целей.

Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной систе­мы, и поэтому возникает вместе с ним.

Возникновение государства

 

Долгое время причиной возникновения государства считали раскол общества на классы с непримиримыми интересами. Такой подход был обусловлен господством в юридической науке марксистско-ленинской методологии. Согласно ей производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечить себя средствами к существованию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредотачивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой имущественное неравенст­во. Так возникла частная собственность, а общество раскололось па имущих и неимущих, В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый изменить его. Старая родоплеменная организация не могла разрешить эти противоречия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы:

1) сохранить и поддержать господство одного класса над другим;

2) обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма.

Такой организацией и стало обособленное от общества и об­ладавшее мощной силой государство.

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. Самые же первые государства возникли около 5 тыс. лет тому назад в долинах крупных рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.). Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существенно превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства. Таким образом, основными причинами возникновения государства на Востоке были:

1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием орошаемого земледелия;

2) необходимость объединения для достижения этих целей значительных масс людей на больших территориях;

3) необходимость единого централизованного руководства этими массами.

Ученые отмечают и особенности возникновения государства у древнегерманских племен. Процесс появления государства у них был ускорен завоеванием франками значительных территорий Римской империи, которое со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на большой территории и необходимость создания государственных административно-территориальных структур. Данная форма возникновения государства не была исключительной: таким же путем появилось государство в Древней Руси, в Ирландии и некоторых других странах Европы.

Таким образом, типичным был путь возникновения государства на Древнем Востоке, появление же рабовладельческих (Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

В современной юридической науке существует и иная концепция происхождения государства экономическая. Ее сторонники полагают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей. Еще в 1930-е гг. нашего столетия известный английский археолог Гордон Чайлд предложил назвать этот переход неолитической революцией (от «неолит» новый каменный век). При этом он имел в виду качественные изменения в экономике, подобные промыш­ленной революции XVIII-XIX вв. Причиной неолитической рево­люции были экологические кризисные явления (поэтому и данную теорию еще по-другому называют «кризисной»), наблюдавшиеся на рубеже 10-12 тысячелетий до н.э., которые поставили под угрозу само существование человека прежде всего из-за вымирания многих видов животных, которые были основным источником питания. Эти явления вынудили людей заняться такой трудовой деятельностью, которая была бы направлена на производство пищи. Произошедший переход от охоты, рыболовства и собира­тельства к земледелию, основанному на культивировании высо­копродуктивных сортов злаков (пшеницы, ячменя, кукурузы, ри­са), и скотоводству привел к устойчивости в обеспечении челове­ческих коллективов продуктами питания и способствовал росту населения. Производящая экономика объединила значительные массы людей и создала новые способы их существования оседлость, производство, обмен. Усложнилась организация перво­бытного общества: из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей, основным занятием которых стало управление другими людьми. Эти люди составили специальный аппарат управления, который для решения важнейших задач в необходимых случаях стал использовать принуждение. Власть приобрела политический Характер и начала передаваться по наследству либо покупаться за деньги. Родоплеменную организацию общества сменило государство.

Несмотря на различие в объяснении причин возникновения государства и марксистская, и экономическая концепции сходятся в том, что государственная власть вырастает из власти родоплеменного строя в тот самый исторический период, когда отношения общественного производства и воспроизводства человека начинают нуждаться в определенном упорядочении, а уровень экономического развития позволяет обществу содержать специальный аппарат людей, осуществляющих данную функцию.

Таким образом, государство как новая организация общества возникает объективно, в процессе изменения материальных условий жизни людей.

Важнейшей закономерностью процесса возникновения госу­дарства является неравномерность развития государственности у различных народов. Первые государства складывались там, где существовали более благоприятные условия для сравнительно быстрого роста общественного производства (Ближний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Горное Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальнейшем распространяя свое влияние на окружающие их территории и общества. Решающее значение для времени и места появления первых госу­дарств имел географический фактор, а сами они были результатом развития общества, находившегося на этапе становления производящей экономики.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь