Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД. ОТ НАЧАЛА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТОВОЙСтр 1 из 26Следующая ⇒
ЦЕРКВИ ВО ВРЕМЯ АПОСТОЛОВ ДО ТОРЖЕСТВА ЕЕ НАД ЯЗЫЧЕСТВОМ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ (34-313 годы)......…….10
§ 5. Общая характеристика первого периода…………………………………..11 ЧАСТЬ I. ВНЕШНЯЯ ЖИЗНЬ СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ………..……………….12
ГЛАВА I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ СВЯТЫМИ АПОСТОЛАМИ....12
§ 6. Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви…..………..12 § 7. Распространение Церкви при святых апостолах. Сошествие Святого Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме…………………………………....19 § 8. Святой Павел — апостол народов и его апостольские труды..…...……..21 § 9. Благовестнические труды других святых апостолов…………………..26 § 10. Общая характеристика и причины быстрого распространения Христианской Церкви в Апостольский век……………………………...31
ГЛАВА II. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА В ПОСЛЕАПОСТОЛЬСКОЕ ВРЕМЯ…….….………………33
§ 11. Распространение Церкви после апостолов во II и III веках в Европе, Африке и Азии…………………………………………………33 § 12. Иудейское гонение Церкви…......................................................................34 § 13. Отношение языческого мира к христианству……………………………35 § 14. Гонение на Церковь со стороны языческих императоров в I-III веках...37 § 15. Гонение на христиан в начале IV столетия при Диоклетиане и других императорах……………………………………………………..41 § 16. Миланский эдикт Константина Великого ……………………………….44 ЧАСТЬ II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙЦЕРКВИ…………………..46
ГЛАВА III. УЧЕНИЕ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ…………………………………………………………….46
§ 17. Источники вероучения Новозаветной Церкви…………………………..46 § 18. Священное Предание и канон священных книг……………………........47 § 19. Краткое изложение церковного учения о символах…….………………48 § 20. Некоторые догматы, раскрывающиеся Святой Церковью……………...49
ГЛАВА IV. ЕРЕСИ И СЕКТЫ…………………………………………………………………………51
§ 21. Происхождение ересей и лжеучений………………………….………….51 § 22. Еретики иудействующие……………………………………………..…...51 § 23. Гностицизм…………………………………………………………………53 § 24. Манихейство……………………………………………………………….54 § 25. Ересь антитринитариев……………………………………………………55 § 26. Монтанизм………………………………………………………………….56 § 27. Хилиазм…………………………………………………………………….57
ГЛАВА V. ЦЕРКОВНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА…...........…………...57
§ 28. «Учение Двенадцати апостолов»………………………………………....57 § 29. Мужи апостольские, их жизнь и творения………………………………57 § 30. Христианские апологеты…………………………………………………58 § 31. Богословские школы и виднейшие учителя Церкви во II и III веках …59 § 32. Малоазийская школа………………………………………………..…….60 § 33. Североафриканская школа………………………………………………..60 § 34. Александрийская школа……………………...…………………………...60 § 35. Антиохийская школа………………………………………………………62
ГЛАВА VI. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ……………………………………………………………..63 § 36. Святость и чистота жизни первых веков...………………………………63 § 37. Значение мученичества…………………..……………………………….65 § 38. Христианские обычаи……………………………………………………..66 § 39. Церковная дисциплина……………………………………………………67
ГЛАВА VII. БОГОСЛУЖЕНИЕ…………………………………………………………….…………68
§ 40. Характер новозаветного богослужения и его составные части…….…..68 § 41. Христианские храмы……………….……………………………………...69 § 42. Христианское богослужение: суточный, недельный и годовой круг….71 § 43. Совершение таинств………………………………………………………73
ГЛАВА VIII. УСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ………………………………..………...77
§ 44. Клир и миряне……………………………………………………………...77 § 45. Чрезвычайные проповедники слова Божия в апостольский век………..78 § 46. Степени постоянной иерархии……………………………………………79 § 47. Неиерархические церковные должности………………………………...82 § 48. Избрание и посвящение духовных лиц…………………………………..83 § 49. Положение клира в первые века………………………………………….84 § 50. Епископское управление…………………………………………..……...86 § 51. Взаимные отношения между поместными Церквями и их предстоятелями – епископами…………..…………………………..88 § 52. Церковное законодательство…………………………………………......89
ВТОРОЙ ПЕРИОД. ОТ ТОРЖЕСТВА ЦЕРКВИ НАД ЯЗЫЧЕСТВОМ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ ДО РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ (313-1054 годы)…………………91
§ 1. Общая характеристика второго периода………………………………….92
ЧАСТЬ I. ВНЕШНЯЯ ЖИЗНЬ СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ………………………..93
ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ПРИ СВЯТОМ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ И ЕГО ПРЕЕМНИКАХ ………………………………………………………………….…93
§ 2. Положение Церкви Христовой при Константине Великом и его сыновьях……………………………………………………………....93 § 3. Положение Церкви при Юлиане Отступнике...…………………………..95 § 4. Положение Церкви при последующих императорах и окончательное падение язычества в Римской империи.……………….....99 § 5. Усилия ученых язычников защитить язычество. Опровержение их со стороны христиан…………………………………...99 ГЛАВА II. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕРКВИ……………………………...101
§ 6. Распространение Церкви вне пределов Римской империи……………..101 § 7. Христианская церковь в период Великого переселения народов. Ислам…...……………………………...109 ЧАСТЬ II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ…………………….113
ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ В ЭПОХУ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ…….……….113
§ 8. Общий взгляд на характер ересей IV и последующих веков…….……..113 § 9. I Вселенский Собор и е ресь Ария ……………………………………….113 § 10. Состояние Церкви после I Вселенского Собора………………….………...117 § 11. Лжеучения, возникшие в Церкви во время арианских смут…………..118 § 12. II Вселенский Собор и окончательное поражение арианства со всеми его отраслями…………………………………………………...118 § 13. III Вселенский Собор и ересь Нестория…..…………………………….120 § 14. Утверждение несторианства в Сиро-персидской Церкви...…………..127 § 15. IV Вселенский Собор и монофизитская ересь, или ересь Евтихия…...128 § 16. Продолжение монофизитской ереси после Собора………..……….….132 § 17. Попечение Юстиниана I о мире в Церкви. V Вселенский Собор и спор о трех главах……………………………...133 § 18. Упорство монофизитов и монофизитские секты………………………135 § 19. VI Вселенский Собор и ересь монофелитов …………………………...136 § 20. VII Вселенский Собор и иконоборческая ересь. Святая Ирина и восстановление иконопочитания ….…………………141
ГЛАВА IV. ЦЕРКОВЬ В IХ – XI ВЕКАХ……………………………………………………………146
§ 21. Общая характеристика эпохи…………………………………..………..146 § 22. Положение Церкви в Византийской империи на рубеже тысячелетий149 § 23. Продолжение иконоборческой ереси после VII Вселенского Собора..150 § 24. Торжество Православия. Патриархи Мефодий (842-846) и Игнатий (846-857, 867-877)……………………………………………154 § 25. Святой патриарх Фотий (857-867, 877-886)…………………………….156 § 26. Императоры Лев VI Мудрый, Философ (886-912) и Константин VII Багрянородный (945-959). Патриархи Николай Мистик (901-907; 912-925) и Евфимий (906-911).159 § 27. Расцвет Византийской империи при императорах Никифоре Фоке (962-969), Иоанне Цимисхии (969-976) и Василии II (976-1025)……..163 § 28. Христианская жизнь в Западной Церкви в IX-XI вв….………………..165 § 29. Причины и предпосылки разделения Церквей.…………...……………166 § 30. Великий Церквный раскол………………….…………………………...174
Библиография…………………………………………………………………..177 ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ Понятие о Церкви и её истории Христианская Церковь есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество людей, соединенных между собой Православной верой в Него, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Как общество людей, явившееся в мире в определенное время, существовавшее в продолжение многих веков при постоянной смене своих членов, имевших разнообразное влияние на ход и развитие его жизни, наконец, существующее в настоящее время, Церковь необходимо должна иметь и имеет свою историю. Как наука, история Церкви есть изображение в систематическом порядке, связи и последовательности жизни Церкви во всех ее проявлениях.
Предмет Церковной истории и ее составные части
Предмет церковной истории есть Церковь как религиозное общество, состоящее из людей. Таким образом, предметом истории служит только человеческий элемент Церкви, как подлежащий изменяемости. Все же божественное, составляющее сущность и основу Церкви, например, вероучение, таинства и проч., как вечное и неизменяемое, не принадлежит собственно истории; хотя, становясь предметом разнообразного понимания людей, и оно становится предметом исторического изучения. Стороны, с которых должна быть рассматриваема Церковь как предмет исторической науки, указываются самой ее жизнью. Жизнь Церкви проявляется с двухсторон — внешней и внутренней. Так, мы видим, как Церковь распространяется или сокращается в своих пределах и стоит в разное время в известных отношениях к другим человеческим обществам. Это внешняя сторона. С другой стороны, мы видим, как Церковь заботится о сохранении и уяснении своего вероучения, хотя при этом встречает препятствия со стороны некоторых своих членов, отступающих от господствующего вероучения и составляющих ереси и расколы, совершает таинства и богослужение; управляется иерархиею и наконец, стремится достигнуть главной цели своего существования — нравственного усовершенствования и спасения своих членов. Все это составляет внутреннюю сторону жизни Церкви. Отсюда и наука церковной истории должна изображать историческую жизнь Церкви с внешней и внутренней сторон, а именно: 1) как распространялась или сокращалась Церковь, и в каком отношении она находилась к другим обществам; 2) как сохранялось и уяснялось в ней учение веры, какие возникали ереси и расколы; 3) в каком виде находилось совершение Таинств и богослужение; 4) как действовала церковная иерархия; 5) в какой мере достигалась членами Церкви ее главная цель — нравственное усовершенствование и спасение.
Источники и пособия Источники Церковной Истории двух родов: немые и словесные, или письменные. К первым принадлежат: церковные здания, иконы, сосуды. Ко вторым относятся: Священное Писание, акты, определения и правила Соборов, символы, литургии, послания Соборов, церквей и епископов, творения Отцов Церкви, жития святых, сказания современников о событиях церковных. При изучении церковно-исторических памятников мы пользуемся данными исторических наук, таких как археология, палеография и т.д., филология, география. Пособиями при изучении церковной истории как науки в учебных заведениях могут служить церковно-исторические труды, начиная с «Церковной истории» Евсевия, епископа Кесарийского (ум. в 340 г.), отца церковной истории, и кончая новейшими церковно-историческими произведениями.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1320; Нарушение авторского права страницы