Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Подходы к пониманию культуры
1. Технологический: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества. 2. Деятельностный: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность. 3. Ценностный: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. 4. Исторический: культура – продукт истории, который представляет собой наследование социального опыта и передачу его от поколения к поколению. 5. Нормативный: культура – ценности и нормы человеческого существования. Виды ценностей: 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота). 6. Деятельностный (антропологический): культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты (вторая природа). Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. Артефакт культуры – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание: 1) созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; 2) феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор. 7. Семиотический: культура – система знаков и символов, используемая в данном социуме. Семиотика (от греческого semeion – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом, естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры – системы мифа, ритуала), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.). 8. Социологический: культура есть организующий фактор общественной жизни. Культура – 1) в широком смысле слова – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; 2) в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.
Основные сферы существования и развития культуры
– Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей, связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека (материально‑ технические средства труда, коммуникация, культурно‑ бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.). – Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. – Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни. Деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Провести грань между ними очень сложно, т. к. в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).
Основные функции культуры
1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе; 2) оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций; 3) регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения); 4) информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений; 5) коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение; 6) социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Структура духовной жизни общества
– духовные потребности представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности; – духовная деятельность (духовное производство) – производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом; – духовные блага (ценности): идеи, теории, образы и духовные ценности; – духовные общественные связи индивидов.
Формы и разновидности культуры
1. по связи с религией: религиозная и светская; 2. по региональному признаку: культура Востока и Запада; 3. по национальному признаку: русская, французская и т. д.; 4. по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества; 5. по связи с территорией: сельская и городская культура; 6. по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.; 7. по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая. 1) Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. 2) Элитарная культура создается в расчете на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений ( литература: Джойс, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина ). Признаки элитарной культуры: а) высокий уровень (сложность содержания); б) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; в) подготовленность аудитории к восприятию; г) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры. 3) Массовая культура (попкультура) имеет признаки: а) общедоступность; б) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); в) серийность, тиражируемость; г) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер. 4) «Экранная культура » складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Развитие культуры – процесс двуединый: а) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций; б) преодоление этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Пути накопления культурных ценностей: а) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий); б) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение). Культурная аккумуляция – накопление культурного потенциала, наследия.
Многообразие культур
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте (андерграунд), стремится вытеснить ее; система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, яппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» – авангард.
Иерархичность мировой культуры
* Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем. * Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка. * Востокоцентризм (панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой Восток является центром мировой культуры и цивилизации. * Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка. * Негритюд – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.
Взаимодействие культур
Диалог культур – преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; то же, что аккультурация. Аккультурация – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез. Культурный контакт – предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур. Культурная диффузия – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и негативные стороны. Н. Данилевский о взаимодействии культур: 1) колонизация (финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген); 2) «прививка черенка на чужое дерево» (эллинистическая культура Александрии внутри египетской культуры); 3) взаимный равноправный диалог (обмен ценностями). Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью. Способы преодоления культурного шока: 1) Колонизация: агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традиционных ценностей «местной» культуры и их вытеснение на периферию культурного пространства. 2) Гетто(т)изация: создание компактных мест проживания «чужих» (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или «местных» (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто). 3) Ассимиляция: крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности в пользу полного приспособления к «чужой» культуре. Последним «бастионом» в борьбе с иноземной культурой выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура. 4) Диффузия: совмещение элементов «своей» и «чужой» культур. Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Формы толерантности: а) личная (социальные взаимодействия отдельных индивидов); б) общественная (общественная психология, сознание, моральные нормы и нравы); в) государственная (законодательство, политическая практика).
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально‑ гуманитарные науки
Наука – 1) одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека; 2) сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию, оценку новых знаний о природе, обществе, человеке. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты: совокупность знаний и их носителей; наличие специфических познавательных целей и задач; выполнение определенных функций; наличие специфических средств познания и учреждений; выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; существование определенных санкций.
Наука как социальный институт включает:
– ученых с их знаниями, способностями и опытом – представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества; – научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.; – специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.); – методы научно‑ исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.); – особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.). Цель науки – получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира. Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.
Принципы науки (по Р. Мертону)
– универсализм – внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки. – коллективизм – всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние; – бескорыстие, обусловленное общей целью науки – постижением истины; – организованный скептицизм – критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру. Свойства науки, как профессионально‑ организованной познавательной деятельности: объективная предметность; общезначимость; обоснованность; определенность; точность; проверяемость; воспроизводимость предмета знания; объективная истинность; полезность.
Функции науки
1) культурно‑ мировоззренческая – формирует мировоззрение; научные представления – часть общего образования, культуры; 2) познавательно‑ объяснительная – наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований; 3) прогностическая – данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами; 4) практически‑ действенная; 5) социальной памяти и др.
Классификация современных наук производится по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т. п. 1. Науки делятся на: а) естественные (астрономия, астрофизика, космохимия, геология, геофизика, геохимия, цикл антропологических наук и др.); б) общественные (социальные) (социология, политология, юридические, управленческие и др.); в) гуманитарные (психология, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.); г) технические – (науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах, и другие науки). 2. По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально‑ практических проблем. Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.
Направления научных исследований
• Фундаментальные научные исследования – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. • Прикладные научные исследования – это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.
Тенденции развития научного знания
Дифференциация, т. е. разделение, дробление на все более мелкие разделы и подразделы (например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр.). Интеграция научного знания стала ведущей закономерностью его развития и может проявляться: в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин; в разработке «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент); в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика); в изменении характера решаемых современной наукой проблем – они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.). Дифференциация и интеграция в развитии науки – взаимодополняющие тенденции. Современная наука – сложная сеть взаимодействующих коллективов, организаций и учреждений, которые связаны не только между собой, но и с другими мощными подсистемами общества и государства: экономикой, образованием, политикой, культурой и др. К основным характеристикам современной науки можно отнести: резко возросшее количество ученых; рост научной информации; изменение мира науки (наука включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом); превращение научной деятельности в особую профессию. Наука: 1) помогает человеку не только объяснять известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение; 2) осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития; 3) осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению; 4) выполняет непосредственную функцию производительной силы общества. Научно‑ техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, источников энергии и т. д.) – представляет собой этап в развитии научно‑ технического прогресса (НТП), который связан с превращением науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития общества). Современная НТР – это совокупность коренных, качественных и взаимосвязанных преобразований в средствах производства (орудиях и средствах труда), технологии, организации и управлении производством на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Научное управление производительными силами – мощный источник развития общества. Технологический переворот требует постоянного переобучения, поэтому научные инвестиции в человека наиболее перспективны.
Социальные последствия научно‑ технической революции
А) позитивные: возрастание роли научных знаний; развитие образования, применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по‑ новому открывают возможности использования природных ресурсов; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; уменьшение числа занятых в производстве и количества используемой энергии и сырья; изменение облика работников в отраслевой и профессиональной структуре, а также в их квалификации. Б) негативные: техногенные катастрофы; рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодежи, вызванной циклическими спадами производства, развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики; неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей; многочисленные экологические проблемы. Научная деятельность предполагает свободу творчества ученых. Но одновременно предъявляет к ним определенную систему ценностей в науке: общечеловеческие ценности и запреты; этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины; свободу научного поиска и социальную ответственность ученого. Уже в древности представители науки проявляли интерес не только к морали, но и своими взглядами формировали моральные нормы научного сообщества («Не навреди»). Зачастую научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству (клонирование, средства массового уничтожения и т. д.). Необходимо, чтобы ученые всегда понимали, какую огромную ответственность они несут за использование своих научных достижений. Добросовестность как одно из важнейших требований к научному труду проявляется: • в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований • в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке • в научной честности и объективности («Платон мне друг, но истина дороже») • в отказе от введения в науку (практику) необоснованных, непроверенных новаций.
Образование
Самообразование – знания, умения и навыки, приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно‑ познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1) признание приоритетности сферы образования; 2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; включение российского образования в мировое образовательное пространство; 5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях; 6) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека и т. д. 7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. 8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 9) демократический, государственно‑ общественный характер управления образованием; 10) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования; 11) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Функции образования
* Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.). * Накопление и хранение культуры общества. * Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности. * Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи. * Экономическая – формирование социально‑ профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека. * Введение социокультурных инноваций. * Социальный контроль.
Общие тенденции в развитии образования
1) Демократизация системы образования (образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются). 2) Рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения). 3) Непрерывность образования (в условиях научно‑ технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии). 4) Гуманизация образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям). 5) Гуманитаризация образования (повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе: экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний). 6) Интернационализация процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем). 7) Компьютеризация процесса образования (использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба).
Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители); 3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие научно‑ методическое, методическое, ресурсное и информационно‑ технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование). В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование – бакалавриат; 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура; 8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живет, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества. Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т. д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере. С учетом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно‑ заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Религия
Религия – это вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Религия является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.
Выделяют следующие группы определений религии:
1. Теологические – определения, принятые в богословии. 2. Философские позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции. * И. Кант различал религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции; * Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа; * Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное; религия – это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. 3. Психологические * У. Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью; * Фрейд называл религию «великой иллюзией»; * К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии.
Основные элементы религии: религиозное сознание (идеология и религиозная психология); религиозный культ (отношения); религиозные организации. Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика). Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность. Центральным элементом религиозного сознания является религиозная вера – это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида. Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом. Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня; богослужение, таинства, молитвы; освящение церковных сооружений, утвари и пр.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.; Разновидностью культа является магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов. Культовые акты: заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др. Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей: патриарх, папа, аятолла и др.; синод, коллегия кардиналов, имамат и др.; священнослужители. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др. Религиозная культура – это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять. Компоненты: элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, нормы морали. Специализированный уровень религиозной культуры – религиозные учения и конфессии, эзотерика; обыденный – мистика, бытовая магия и суеверия.
Виды религии, вытекающие из периодизации ее развития
* полидемонизм (язычество): Анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1689; Нарушение авторского права страницы