Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эта форма if-инструкции считается устаревшей и потенциально неэффективной.



Вложенные if-инструкции

Вложенные if-инструкции образуются в том случае, если в качестве элемента инструкция (см. полный формат записи) используется другая if-инструкция. Вложенные if-инструкции очень популярны в программировании. Главное здесь — помнить, что else-инструкция всегда относится к ближайшей if-инструкции, которая находится внутри того же программного блока, но еще не связана ни с какой другой else-инструкцией. Вот пример.

if(i) {

  if(j) statement1;

  if(k) statement2; // Эта if-инструкция

  else statement3; // связана с этой else-инструкцией.

}

Else statement4; // Эта else-инструкция связана с if(i).

Как утверждается в комментариях, последняя else-инструкция не связана с инструкцией if(j), поскольку они не находятся в одном блоке (несмотря на то, что эта if-инструкция — ближайшая, которая не имеет при себе " else-пары" ). Внутренняя else-инструкция связана с инструкцией if(k), поскольку она — ближайшая и находится внутри того же блока.

Вложенная if-инструкция— это инструкция, которая используется в качестве элемента инструкция любой другой if- или elsе-инструкции.

Язык C++ позволяет 256 уровней вложения, но на практике редко приходится вкладывать if-инструкции на " такую глубину". продемонстрируем использование вложенных инструкций с помощью очередного усовершенствования программы " Угадай магическое число" (здесь игрок получает реакцию программы на неправильный ответ).

// Программа " Угадай магическое число":

// 2-е усовершенствование.

#include < iostream>

#include < cstdlib>

using namespace std;

Int main()

{

  int magic; // магическое число

  int guess; // вариант пользователя

  magic = rand(); // Получаем случайное число.

  cout < < " Введите свой вариант магического числа: ";

    cin > > guess;

  if(guess == magic) {

    cout < < " ** Правильно **";

    cout < < magic < < " и есть то самое магическое число.";

  }

  else {

    cout < < "...Очень жаль, но вы ошиблись.";

    if(guess > magic) cout < < " Ваш вариант превышает магическое число.";

    else cout < < " Ваш вариант меньше магического числа.";

  }

  return 0;

}

Конструкция if-else-if

Очень распространенной в программировании конструкцией, в основе которой лежит вложенная if-инструкция, является " лестница" if-else-if. Ее можно представить в следующем виде.

If(условие)

  инструкция;

Else if(условие)

  инструкция;

Else if(условие)

  инструкция;

.

.

.

Else

  инструкция;

Здесь под элементом условие понимается условное выражение. Условные выражения вычисляются сверху вниз. Как только в какой-нибудь ветви обнаружится истинный результат, будет выполнена инструкция, связанная с этой ветвью, а вся остальная " лестница" опускается. Если окажется, что ни одно из условий не является истинным, будет выполнена последняя else-инструкция (можно считать, что она выполняет роль условия, которое действует по умолчанию). Если последняя else-инструкция не задана, а все остальные оказались ложными, то вообще никакое действие не будет выполнено.

" Лестница" if-else-if— это последовательность вложенных if-else-инструкций.

Работа if-else-if - " лестницы" демонстрируется в следующей программе.

// Демонстрация использования " лестницы" if-else-if.

#include < iostream>

using namespace std;

Int main()

{

  int x;

  for(x=0; x< 6; x++) {

    if(x==1) cout < < " x равен единице.";

    else if(x==2) cout < < " x равен двум.";

    else if(x==3) cout< < " x равен трем.";

    else if(x==4) cout < < " x равен четырем.";

    else cout < < " x не попадает в диапазон от 1 до 4.";

  }

  return 0;

}

Результаты выполнения этой программы таковы.

Х не попадает в диапазон от 1 до 4.

Х равен единице,

Х равен двум,

Х равен трем,

Х равен четырем.

Х не попадает в диапазон от 1 до 4.

Как видите, последняя else-инструкция выполняется только в том случае, если все предыдущие if-условия дали ложный результат.

Цикл for

Цикл for — самый универсальный цикл C++.

В главе 2 мы уже использовали простую форму цикла for. В этой главе мы рассмотрим этот цикл более детально, и вы узнаете, насколько мощным и гибким средством программирования он является. Начнем с традиционных форм его использования.

Итак, общий формат записи цикла for для многократного выполнения одной инструкции имеет следующий вид.

for(инициализация; выражение; инкремент) инструкция;

Если цикл for предназначен для многократного выполнения не одной инструкции, а программного блока, то его общий формат выглядит так.

Fоr (инициализация; выражение; инкремент)

{

  последовательность инструкций

}

Элемент инициализация обычно представляет собой инструкцию присваивания, которая устанавливает управляющую переменную цикла равной начальному значению. Эта переменная действует в качестве счетчика, который управляет работой цикла. Элемент выражение представляет собой условное выражение, в котором тестируется значение управляющей переменной цикла. Результат этого тестирования определяет, выполнится цикл for еще раз или нет. Элемент инкремент— это выражение, которое определяет, как изменяется значение управляющей переменной цикла после каждой итерации. Обратите внимание на то, что все эти элементы цикла for должны отделяться точкой с запятой. Цикл for будет выполняться до тех пор, пока вычисление элемента выражение дает истинный результат. Как только это условное выражение станет ложным, цикл завершится, а выполнение программы продолжится с инструкции, следующей за циклом for.

В следующей программе цикл for используется для вывода значений квадратного корня, извлеченных из чисел от 1 до 99. Обратите внимание на то, что в этом примере управляющая переменная цикла называется num.

#include < iostream>

#include < cmath>

using namespace std;

Int main()

{

  int num;

  double sq_root;

  for(num=1; num< 100; num++) {

    sq_root = sqrt((double) num);

    cout < < num < < " " < < sq_root < < '';

  }

  return 0;

}

Вот как выглядят первые строки результатов, выводимых этой программой.

1 1

2 1.41421

3 1.73205

4 2

5 2.23607

6 2.44949

7 2.64575

8 2.82843

9 3

10 3.16228

11 3.31662

В этой программе использована еще одна стандартная функция C++: sqrt(). Эта функция возвращает значение квадратного корня из своего аргумента. Аргумент должен иметь тип double, и именно поэтому при вызове функции sqrt() параметр num приводится к типу double. Сама функция также возвращает значение типа double. Обратите внимание на то, что в программу включен заголовок < cmath> , поскольку этот заголовочный файл обеспечивает поддержку функции sqrt().

Важно! Помимо функции sqrt(), C++ поддерживает широкий набор других математических функций, например sin(), cos(), tan(), log(), ceil() и floor(). Помните, что все математические функции требуют включения в программу заголовка < cmath> .

Управляющая переменная цикла for может изменяться как с положительным, так и с отрицательным приращением, причем величина этого приращения также может быть любой. Например, следующая программа выводит числа в диапазоне от 100 до -100 с декрементом, равным 5.

#include < iostream>

using namespace std;

Int main()

{

  int i;

  for(i=100; i> =-100; i=i-5) cout < < i < < ' ';

  return 0;

}

Важно понимать, что условное выражение всегда тестируется в начале выполнения цикла for. Это значит, что если первая же проверка условия даст значение ЛОЖЬ, код тела цикла не выполнится ни разу. Вот пример:

for(count=10; count< 5; count++)

cout < < count; // Эта инструкция не выполнится.

Этот цикл никогда не выполнится, поскольку уже при входе в него значение его управляющей переменной count больше пяти. Это делает условное выражение (count < 5) ложным с самого начала. Поэтому даже одна итерация этого цикла не будет выполнена.

Вариации на тему цикла for

Цикл for — одна из наиболее гибких инструкций в С++, поскольку она позволяет получить широкий диапазон вариантов ее использования. Например, для управления циклом for можно использовать несколько переменных. Рассмотрим следующий фрагмент кода.

for(x=0, у=10; х< =10; ++х, --у)

  cout < < х < < ' ' < < у < < '';

Здесь запятыми отделяются две инструкции инициализации и два инкрементных выражения. Это делается для того, чтобы компилятор " понимал", что существует две инструкции инициализации и две инструкции инкремента (декремента). В C++ запятая представляет собой оператор, который, по сути, означает " сделай это и то" . Другие применения оператора " запятая" мы рассмотрим ниже в этой книге, но чаще всего он используется в цикле for. При входе в данный цикл инициализируются обе переменные — х и у. После выполнения каждой итерации цикла переменная х инкрементируется, а переменная у декрементируется. Использование нескольких управляющих переменных в цикле иногда позволяет упростить алгоритмы. В разделах инициализации и инкремента цикла for можно использовать любое количество инструкций, но обычно их число не превышает двух.

Условным выражением, которое управляет циклом for, может быть любое допустимое С++-выражение. При этом оно необязательно должно включать управляющую переменную цикла. В следующем примере цикл будет выполняться до тех пор, пока пользователь не нажмет клавишу на клавиатуре. В этой программе представлена еще одна (очень важная) библиотечная функция: kbhit(). Она возвращает значение ЛОЖЬ, если ни одна клавиша не была нажата на клавиатуре, и значение ИСТИНА в противном случае. Функция не ожидает нажатия клавиши, позволяя тем самым циклу выполняться до тех пор, пока оно не произойдет. Функция kbhit() не определяется стандартом C++, но включена в расширение языка C++, которое поддерживается большинством компиляторов. Для ее использования в программу необходимо включить заголовок < conio.h> . (Этот заголовок необходимо указывать с расширением .h, поскольку он не определен стандартом C++.)

#include < iostream>

#include < conio.h>

using namespace std;

Int main()

{

  int i;

  // Вывод чисел на экран до нажатия любой клавиши.

  for(i=0; ! kbhit(); i++)

    cout < < i < < ' ';

  return 0;

}

На каждой итерации цикла вызывается функция kbhit(). Если после запуска программы нажать какую-нибудь клавишу, эта функция возвратит значение ИСТИНА, в результате чего выражение ! kbhit() даст значение ЛОЖЬ, и цикл остановится. Но если не нажимать клавишу, функция возвратит значение ЛОЖЬ, а выражение ! kbhit() даст значение ИСТИНА, что позволит циклу продолжать " крутиться".

Важно! Функция kbhit() не входит в состав стандартной библиотеки C++. Дело в том, что стандартная библиотека определяет только минимальный набор функций, который должны иметь все С++-компиляторы. Функция kbhit() не включена в этот минимальный набор, поскольку не все среды могут поддерживать взаимодействие с клавиатурой. Однако функцию kbhit() поддерживают практически все серийно выпускаемые C++- компиляторы. Производители компиляторов могут обеспечить поддержку большего числа функций, чем это необходимо для соблюдения минимальных требований по части стандартной библиотеки C++. Дополнительные же функции позволяют шире использовать возможности среды программирования. Если для вас не проблематичен вопрос переносимости кода в другую среду выполнения, вы можете свободно использовать все функции, поддерживаемые вашим компилятором.

Отсутствие элементов в определении цикла

В C++ разрешается опустить любой элемент заголовка цикла (инициализация, условное выражение, инкремент) или даже все сразу. Например, мы хотим написать цикл, который должен выполняться до тех пор, пока с клавиатуры не будет введено число 123. Вот как выглядит такая программа.

#include < iostream>

using namespace std;

Int main()

{

  int x;

  for(x=0; x! =123; ) {

    cout < < " Введите число: ";

    cin > > x;

  }

  return 0;

}

Здесь в заголовке цикла for отсутствует выражение инкремента. Это означает, что при каждом повторении цикла выполняется только одно действие: значение переменной х сравнивается с числом 123. Но если ввести с клавиатуры число 123, условное выражение, проверяемое в цикле, станет ложным, и цикл завершится. Поскольку выражение инкремента в заголовке цикла for отсутствует, управляющая переменная цикла не модифицируется.

Приведем еще один вариант цикла for, в заголовке которого, как показано в следующем фрагменте кода, отсутствует раздел инициализации.

cout < < " Введите номер позиции: ";

  cin > > х;

for(; х< limit; х++) cout < < ' ';

Здесь пустует раздел инициализации, а управляющая переменная х инициализируется значением, вводимым пользователем с клавиатуры до входа в цикл.

К размещению выражения инициализации за пределами цикла, как правило, прибегают только в том случае, когда начальное значение генерируется сложным процессом, который неудобно поместить в определение цикла. Кроме того, раздел инициализации оставляют пустым и в случае, когда управление циклом осуществляется с помощью параметра некоторой функции, а в качестве начального значения управляющей переменной цикла используется значение, которое получает параметр при вызове функции.

Бесконечный цикл

Бесконечный цикл — это цикл, который никогда не заканчивается.

Оставив пустым условное выражение цикла for, можно создать бесконечный цикл (цикл, который никогда не заканчивается). Способ создания такого цикла показан на примере следующей конструкции цикла for.

For(;; )

{

  //...

}

Этот цикл будет работать без конца. Несмотря на существование некоторых задач программирования (например, командных процессоров операционных систем), которые требуют наличия бесконечного цикла, большинство " бесконечных циклов" — это просто циклы со специальными требованиями к завершению. Ближе к концу этой главы будет показано, как завершить цикл такого типа. (Подсказка: с помощью инструкции break.)

Циклы временной задержки

В программах часто используются так называемые циклы временной задержки. Их задача — просто " убить время". Для создания таких циклов достаточно оставить пустым тело цикла, т.е. опустить те инструкции, которые повторяет цикл на каждой итерации. Вот пример:

for(x=0; х< 1000; х++);

Этот цикл лишь инкрементирует значение переменной х и не делает ничего более. Точка с запятой (в конце строки) необходима по причине того, что цикл for ожидает получить инструкцию, которая может быть пустой (как в данном случае).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь