Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антропосоциогенез: проблемы и этапы.



Особенности возникновения цивилизаций на Древнем Востоке (Шумер, Египет).

Наиболее значительные цивилизации древности, расположенные в долинах больших непересыхающих рек, базировались на развитом ирригационном земледелии. Это такие обширные по территории страны, как Египет, Месопотамия.

Земли Месопотамии отличались искл-ым плодородием (воды рек несли ил, который оставаясь на полях, удобрял их). Тигр был значительно полноводнее Ефрата и имел более быстрое течение, разливы рек зависят от таяния снегов на Армянском нагорье.

Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль в междун.торговле.

Египет находится на перекрёстке различных путей, связывающих его со многими странами и регионами Африки, Средиземноморья, передней Азии и Аравии (эти связи реализованы на довольно высокой стадии египетской цив-ии). На 1-х этапах Египет, напротив, оказался в некоторой геогр-ой изоляции: труднопр-ые пороги Нила препят-ли возник-ю контакта с южными стр-ми по реке; пески аравийской пустыни отделяли долину от Красного моря; болотистая дельта затруд-ла продвижение к берегам Сред-го моря. Эта геогр-ая изоляция способствовала формированию египетской цив-и как самобытного исторического явления.

Исключительная роль Нила в жизни египтян (един.источник влаги)→ благоприятные условия для занятия высокопродуктивным земледелием. Особенностью водного режима Нила были его ежегодные разливы (19июля – серед.ноября), которые насыщали землю водой и удобряли илом. Развитие ирригационной системы земледелия бассейнового типа - отводные каналы, плотины и дамбы разбивали долину Нила на многочисленные участки прямолинейной формы (бассейны). Окружающие Египет области были богаты полезными ископаемыми (гранит, базальт, песчаник, известняк). Древнее оседлое население появляется в долине Нила в конце 6 тыс.до н.э.
4.Время зарождения и особенности буддизма как мировой религии.

Самая древняя из мировых религий возникла в VI-V вв. до н. э. В Индии в это время начинает складываться крупное рабоаладельческое государство. Инд. Общество переживало соц-экономический и культурный кризис.Становление классовых отношений происходило в условияхполиэтничности и господства в С. Индии брахманизма. Эта религиозная система признавала высшим авторитетом сборники древнейшихМеняется образ жизни В это время много филос. Школ и направлений, которые предлагали пути спасения. Буддизм возник как отрицание брахманизма, но вобрал его черты.

Возникновение буддизма

Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н.э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока.

В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Северной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний—Веды, сочетала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принадлежности к социально-политической группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие— реально или номинально—к арьям. Их считали «дваждырожденными», но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещались в соседскую общину, неоднородную в социальном, этническом и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась войском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия. Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этносов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахманскую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших государствах.

Распадались родовая организация, традиционные связи. Расиад основной производственной ячейки — большой патриархальной семьи — и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть племени и требовал нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.

Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропорядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно приглядываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам новых идей крепнущую новую элиту.

На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в предгорьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов, Вриджи —арьянизированных, но политически оппозиционных архаичным элитам и центральным структурам, со слабым шшянием брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно здесь, в среднем течении Ганга, чаще появлялись, активнее выступали и привлекали больший интерес мудрецы,

учителя, школы, предлагавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений наибольшее влияние приобрел буддизм.

За легендарной фигурой основателя буддизма, по-видимому, скрывается реально существующий персонаж. Предание гласит, что знатный член племенного образования Шакья — царевич Сиддхартха Гаутама (из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед универсальной для индийского самосознания идеей о бесконечной череде перевоплощений души. Этическое истолкование священных текстов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках традиционного мышления и не удовлетворяли его, поскольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздаяния —кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой («буддха» — просветленный). Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени шакьев») удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения — этот путь нашел и описал Будда.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком — санскритом. Их размышления в общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма: принимались принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный, «праведный» путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути — повышение статуса будущего рождения — была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единождырожденными» право на участие в культе. Главная же цель буддиста — выход из цепи перевоплощений.

Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268—ок. 231/232 до н.э.), правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества — сангхи и защитником этических норм буддизма — дхармы и тем самым укрепил цент ральную власть империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о «трех драгоценностях» буддизма: учителе — Будде, учение — дхарме, хранителе истины —сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть — путь архата или бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Антропосоциогенез: проблемы и этапы.

Происхождение и становление человека..XIXв.. Проблемы. Время, когда появился человек. Связь с признаками человека. Ок.3млн.л.н..–homo habilis австралопетекус. Ему отказали в человеческих чертах, качествах, навыках. М.б.ок.2млн.л..З.Е.-т-ко неандерталец (ок.100 т.л.т.н.-проблески духовной жизни). Церковн. учёные-homo sapiens (до него-существа). Прародина человека. Вт.пол.XIX-п.п.XXв.в..Приоритет-Юго-Вост. Азия (древнейш. находки ископаем. чел-ка). Сер.XXв.-Лики в Сев.-Вост. Афр..Недостающие звенья в ант-зе. П.п.XXв.-ряд линейн. эв-ций чел-ка. Уч-е Дарвина об эв-ции живого мира-нач. с человекоподобн. Обезъян и до homo sapiens. 2 пробела. 1-антропоморфн. обезъяна, кот. явл-ся переходн. этапом от об-ны к чел-ку, не найдена в ископ. виде. Она антропоморфна, а не человекообразна, т.к. чел-к от неё не образ-ся. 2-м/у неанд-цем и homo sapiens. Пробел не заметен по внеш. параметрам, но м/у мозгом настоящ. провал (н-ц 1600-2000куб.см, 1400-1450 h.s.). Мозг неанд-ца намного примитивнее. Неанд-ц и h.s. родственниками не явл-ся, это кажд. отдел. чел. тип со св. эв-цией. Критерий чел-ка. Платон: чел-ка отлич. дух-ть, преоблад-е духа над материей, что возвелич-т чел-ка над ост-ной прир..Вт.пол.XIXв.-материал-кий подход. Дарвин. Биолог-е кр-рии чел-ка. Сейчас призн-т и дух-е и биолог-е кр-рии (культ-е кр-рии-совок-ть достиж-й чел-ка в дух-й и мат-й сфере). 1.Возм-ть мыслить, осозн-ть трудов. пр-с. 2.Орудийн. деят-ть. 3.Нормы повед-я в общ-ве: мораль, этика, нормы общения, забота др. о др., нормы иерархии в общ-ве, сист. воспит-я и обуч-я, з-ны жизни. 4.ИЗО и религия: предст-я о мироздании и месте чел-ка в нём, древнейш. иск-во. Биолог. кр-рии (чел-к сост. из тех же эл-тов и молек. стр-р, что и жив-ные, что связ. с близк. усл-ми сущ-ния). 1.Двуногая локомоция-прямостоящ. скелет, сбалансир-я вертикал-я походка, сигмавидн-я изогнутость позвоночника и спец-ка стопы. 2.Чел-кая рука с гибк. тонк. пальцами и сильно отстающ. больш. пальцем (точн. захват и тонк. манипул-е предметом). 3.Трёхмерн. цветов. зрение: глаза чел-ка различ. цвет, форму, объём, перспективу и яркость; взгляд с высоты и вперёд: подвиж-ть глаза> чел-к видит намного шире и б-ше жив-ных. 4.Уникальн. по св. строению мозг: спос-ть к обуч-ю, спос-ть упраления речью, спос-ть координир-ть движ-е и зрение, спос-ть к аналитич. и абстрактн. мышл-ю и членораздельн. речи. Эв-ция в антр-зе. 60-ег.г.XXв.-пробл. «недостающ. звеньев» не решена, 2 лагеря в обл-ти молек-й биологии, по отн-ю к учёным термин антиэв-ный, но они таковыми не явл-сь. Основа 3-х религий-Ветхий Завет: чел. сущ-во разумн., ощущ-ее, созд-е Богом на 6-й день Твор-я-любовь Творца к чел-ку и его связи с ним, чел-к- мат-ное и дух-ное. Мат. телесн. жизнь счит-ся Божьим даром. Предназн-е чел-ка- отраж-е Бога в окруж-м его мире. Бог созд. чел-ка в готов., совершен. виде, и это отриц. эв-цию чел-ка. Но сущ-ва до h.s. ещё не б. людьми. Эв-ция. Термин появ-ся во вт.пол.XIXв.(Дарвин, Гексли). Спор м/у стор-ками религ. т.з. и послед-ми просвет-лей, кот. отверг. Бож. начало. 1859г.-книга о происх-ии видов и половом отборе: основы эв. уч-я Дарвина, чел-к- пр-т эв-ции жив. мира. 60-ег.г.-книга Гексли: чел-к произ-л от об-ны. 70-ег.г.-книга Д-на «Происх-е чел-ка и полов. отбор». Жив. мир делится на классы, отряды, сем-ва, роды и виды от простейш. многоклеточн. до сам. сложн. млекопит-ся. Эти группы (см. выше), развиваясь, м. переход. один в др..Это основа эв-ной т-рии Д-на. Движущ. сила- полов. отбор, передача по насл-ву признаков, накопл-х в ходе измен-я о.с..Чел-к принадл-т к классу млекопит-х, к отряду приматов, к подотряду антропоидов, к сем-ву гомининов, к виду h.s..Морфология и молек. стр-е тканей чел-ка общ. с жив. миром+насл-ть и генет. фонд. Внутриутробн. разв-е чел-ка: 1-2нед.-чел. зародыш простейш, 2-4-рыбообразн, 5-6-млекопит-е, 7-8-обезъяноподобн сущ-во, после 8нед-чел-к. Приматы: полуоб-ны, об-ны, чел-к. Полуоб-ны-60-70млнлетназад (Аз. и Афр.)- низш. и высш. полуоб-ны (антропоиды). Происх. от грызунов- адаписы-ископаем. вид, лимуры и долгопяты сейчас: 20-25см, длин. хвост, цепк. пальцы, кругл. глаза, больш. мозг, ногти, вертик-но поставл. зубы, 50-10млнлеттн. Об-ны и гоминиды- высш..Об-ны ок.40млнлеттн в Центр. и Южн. Ам-ке, на юге Евр., в Юго-Вост. Аз., в Сев. Афр..Их ископаем. виды- рамопитеки и дриопитеки. Они обит. в усл-х лесов и субтропич. саванн. Укороч. лицеев. часть, смотр. вперёд, заглублён. в череп глаза, округл. череп, крупн. мозг, вертик. зубы, 2молочн. железы, больш. продолжит-ть жизни, 10-40кг, травоядн.. Соврем. антропоморфн., человекоподобн. об-ны- «недост. звено»: шимпанзе, гориллы, орангутаны-140-180см, самки и самцы различ-ся в росте и весе, 50-180кг, зубн. дуга U-образню, сильно выдвиню вперёд челюсти, крупню зубы, наличие диастемы (промежутки м/у зубами для клыков), руки длиннее ног, на черепе костн. гребень в затылочн. части с мощн. мышцами шейно-плечев. пояса, отсут-е хвоста, на руке отодвин. больш. палец, больш. головн. мозг по сравн-ю с массой тела. Эти об-ны– рез-т эв-ции или рез-т регресса. Док-во2- отсут-е неотеним. Это факт, когда детёныш рожд-ся с полн. набором признаков вида. У шимпанзе детёныш рожд-ся, > похож на чел-ка, затем приобр. признаки в стор. регресса.> > далёк предки, чем шимпанзе, > похожи на чел-ка. Предок антропоморфн. об-н неизвестен. Они живут соц. группами. Самки со стор.> кровосмесит связей нет, привяз-ть к детёнышу, растит. пища, охота на себеподобн., ходят на 2-х ногах. От них произ-ли гоминины(гоминиды)-человекообразн. об-ны. «Антиэв-ты» не отриц. эв-цию, а отстаив. её особ-ти. Главн. пр-п перехода из одн. вида в др. при накопл-ии признаков под возд-м о.с. ими отверг-ся. В рез-те скрещ-я или мутаций м. появ-ся потомтсво, кот. не размнож-ся, прир. выставл. ест. преграды. Ген. инженерия: из соврем. человекообразн. об-н б-ше не разовьётся, нет передачи приобрет. признаков. Внутривидовая эв-ция. Эв-ция чел-ка не линейн., есть тупоков. ветви, регресс пути эв-ции. Австралопетеки. 4, 5-4млнлтн. Не изгот. ор-я тр., за пределами рода homo. Остатки их предков не найдены. 1924-1925г.г.- Дарт ввёл слово в оборот («Южн. об-на»).5млнлетназад пути об-ны и чел-ка разошлись, расхожд-е в генных признаках. Неск. рановид-тей: 140-180см,.об-м мозга 410кубсм до 550. 1.> мал. и примитивн. из Афра (70-ег.г., Эф-я, Ричард Лики): 140см, 30кг, мозг 410, отсут-е центра Брока(речи). 2.Ав-к Бойса, Танзания: 170-180см, 80кг, мозг 500. 3.Ав-к Могучий, Танзань и Южн. Афр.: 160см, 50кг, мозг 550, 3-2 млнлетназ. Кроме костей отпечатки стоп 3, 8млнлетназад (кал.-арг. м-д). Танзания, Мэри Лики обнаруж. спрессов. вулканическ. пепел> сущ-во двуногое(двуног. локомоция), строение стопы чел-кое, но стопа плоск.(стопа-платформа), широк., рост 160-170см. Морфология: прям. посадка головы, но сильно выдвин. вперёд; позвон-к им. заметн. сигмавидн. сдвиг; шир. таз; длин. бедрен. кости, длиннее голени; стопа-платформа; череп хар-ся отсут-м лобн. долей, округл. форма черепн. коробки, вогнут. профиль, отсут-е лба и носов. кости, выдвин. мощн. челюсти, отсут-е центра Брока и подбород. выступа, больш. надбровн. дуги, отсут-е диастемы, волосян. покров нач. сходить. Нет орудийн. деят-ти, но умнее об-н, м. использ. предметы как ор-я тр..Нач-я с них разум> силы определ. стиль жизни чел-ка. Homo habilis: 2, 6млн-1млнлетназад. Генетт. преем-ть от австралопетека. 1960г., Танзань, Олдувэй, Джонатан Лики. Перв. сущ-во в ряду чел. эв-ции.Морф-гия, оруд. деят-ть- кал.-арг. м-д: 2, 6млнлеттн или ок.3млнлтн. В теч-е 1-1, 5млнлет сосущ-л с австралопет..Простейш. ор-я тр. на основе гальки. 2 группы учёных: 1- это австралопетек, его сам. последн. форма, ор-я тр. не его, а чел-ка, кот. съел автралопетека; 2- ор-я тр. H.h., ряд> прогресс. черт.Найден в Вост. Афр, Юго-вост. Аз. в к.80-хг.г.XXв..Остатки: ор-я тр., несложн. укрытия с подветрен. стор. загородки, в р-не кот. с внутр. стор. находки костей> охота нос. случайн. хар-р. В осн-м собир-во. Охота на австр-ков. Костей много. Морф-я: рост 1, 5м(как средн. авст-к); вогнут. профиль, но голова > округл., мозг 700куб.см, в мозге в зачаточн. виде сущ-т центр Брока; отсут-е диастемы, ост-е как у австр-ка. Homo erectus- прямоходящ..Происх. от h.h.1, 6млнлтн). Даты наплыв. др. на др..Приход. не на смену др. др., а сосущ-т вместе. оспар-ся даты 1, 7-1, 5млнлтн. Перв. нах-ки Дюбуа на о-ве Ява 1898-1899г.г..Он назв. его питекантропом(обезьяночел-к). Неск. 10-ков особей. В Герм. гейдельбергск. чел-к: мало ост-ков(нижн. челюсть). Китай, 1927-1929г.г., Дэвидсон- ок.40 особей синантропа. Аз.- мегантроп. Универсальн. ор-е тр.- чопперы, на отщепах скребла и остроконечники. Гл. зан-е- охота. умел польз-ся огнём, но не умел добывать. Распростр-сь в Афр. (Кения, Алжир, ЮАР), Евр. (юг- Герм., Фр., Венгр., Грец.), Южн. Аз. (юго-вост., Кит., Инд., Ява). Чел-кие коллективы. Загон., облавн. охота. Примитивн. жильё коническ. формы. Освоение пещер. Кругл. загородки очагов из вертик-но поставл. камней. Морф-я: рост 150-180см; вес 40-75кг; мозг 850-950куб.см; развитый центр Брока, у синантропов слабо выраж. подбород. выступ > зачатки речи; появл-ся лобн. доли, сильно скошен. назад; бол. надглазн. валики; отсут-е носов. кости; выдвинут. челюсть. Преем-ть м/у h.h. и h.er..Массивн. зубы. Ледник сильно не повлиял, климат благоприятн..Т.О., морф-я, жильё, ор-я тр., огонь, м.б. горяч. пища > намет-ся приоритет культ. разв-я. Нач-ся правила этики и морали в чел. стаде. H.er. исчез м/у 300-200тлтн, в конце(100тл) сосущ-т с неанд-цем. На местах ночёвок кости об-н и h.h.- об-ты охоты. Неандерталец. М/у h.er. и им недостающ. звено. Ген. преем-ть, но в морф-ии оч. бол. разница.


2.Осн этапы разв-я первобыт мат и дух к-ры (палеолит, мезолит, неолит). Пробл. пер-ции и хрон-гии. 1.П.-о. строй-сам длит. эпоха> пер-ция затрудн.. Чем древнее, тем < дан-х. 2.П.о. вкл-т неск. дисц-н и наук> хрон-гия исход. из методик датировок неск. наук. Кажд. наука им. св. методики> неск пер-ций, осн.3. Главн.-археолог.+соц., антрополог.(на костн. останках). Все пер-ции неустоявш-ся. 3.Верхн. и нижн. грани. Нижн.-начало первобыт-ти, чел. ист-ии. Верхн.-конец первобыт-ти, начало цив-ции. Нижн.: *1, 5млнлтн появ-ся чел-к, способ-й изгот-ть ор-я тр. (1, 7-1, 5); *неанд-ц, до него-т-ко сущ-ва(200-100тлтн); *50-40тлтн-Homo sapiens; *ок.3млнлтн-2, 6млнлтн, когда появ-ся чел-к умелый, способ-й изгот. перв. ор-я тр.. Верхн.-не столь остр. пробл..П.о. неравномерно заканч. св. сущ-ние на земле. *Шумер, Др.Ег.(4-3тыс.дон.э.); *П.п.XXв. (конец2тыс.н.э).-ряд народов в сост-ии первобыт-ти+XXIв.. Но это исключ-я, т.к. соврем.мир-цив-я. Соц. пер-ция. Особенно много сложностей, поп-ки выделения п-дов с XIXв.. В основе-кач. измен-я, кот. наблюд-ся в стр-ре устр-ва общ-ва.Ист-я-наука об общ-ве.Пер-ция Генри Моргана быстро устарела, т.к. он не учитыв. археолог. дан-е. В СССР ист. пер-ция в русле Маркс.-ленинск. идеологии. Она удобна, когда речь идёт о форме устр-ва общ-ва.1871г.Г.Морган-3 этапа: дикость, вар-во, цив-я. Без дат. Перв. постав.? о верх.грани, перв. выдел. признаки, по кот. м. опред.-поздн. п.о. или ран. цив-я: письм-ть, взн-е городов, образ-е сословий и классов. Кажд. эпоха делится на 3 ступени: низш., средн.в дик-ти и вар-ве, высш. Дикость. Низш. ступ.-речь(перв. признак чел-ва). Но он ошибся. Археология-оружейн. деят-ть, нач. изгот-я ор-й тр..Язык мимики, жестов и звуков долго предшест-л членораздельн. речи. Сред. ступ.-освоение и добыча огня и рыболовство(Г.М.). Но б. и охота. Но Г.М. наблюд. за индейцами, кот. истреб всю дичь. Высш. ступ.-лук и стрелы, охота, но у Г.М. она оч. поздно.Варварство. Низш. ступ.-гончарчтво (Г.М.). Но это производное от земледелия и скотоводства. Он исход. из этнограф. набл-й. Сред. ступ.-землед-е и скот-во. Это главн., что отдел. дикость от вар-ва. Высш. ступ.-железо, но правильнее б. бы металлы. Недостаток пер-ции-отсут-е хрон-гии. В к.XIX-н.XXв.в. дополн-я с хрон-гией, Ф.Энгельс. Дикость-время присваив. хоз-ва: собир-во, охота, рыб-во при привалир. охоты. Варв-во-произв. хоз-во: землед-е и скот-во. Это отдел. дикость от вар-ва. Это эк. парам-ры. 70-е г.г.-окончат. оформл-е. Основа-пр-п кач. измен-й, кот. происх. в древн. общ-ве с теч-м врем.. Источники малоинформативны, помог. этнография. Община-общ. ед-ца, кот прониз. всё п.о., это коллектив людей, кот. свойств. всему п.о.. Она легла в основу соц. пер-ции. С.Толстов в 50-е г.г. выдел. 3 осн. п-да: 1.первобытн. чел. стадо, для кот. хар-но стан-е п.о. и изгот-е и употребл-е ор-й тр.; 2.первобытн. община, зрелое п.о., основ. на кровно-родств. связях; 3.воен. демократия(термин Маркса), разлож-е п.о., зарожд-е нерав-ва и классов. отн-й. Ю.Семёнов на эт. основе созд. св. пер-цию с един. пр-пом-измен-я в общине. Он выдел. стад. разв-я общины. 1.Праобщина(чел. стадо)-чел. стадо и соб-но праобщина. Это соц.-биолог. этап. Огромн. протяж-ть. 2.Первобытн. родов. община, главн. признак-акровно-родств. связь. Первобытн. община: ранне первобытн. и позднее первобытн. родов. община. Разница-присваив. и произв. хоз-ва. Коллективн. труд, жилище, распред-е пр-тов, коллективизм. 3.Первобытн. соседск. община-стан-е сем. и част. соб-ти, разлож-е п.о.. Признак единый-община. Археолог. пер-ция(30-90-ег.г.XIXв.; Томсен, Ворсо, Леббок, Мортелье). Пр-пы: выделение эпох(«веков») на осн-ии мат-ла, из кот. изгот. осн. ор-я тр.: камень, энеолит, бронза, железо. В посл. четв-ти XIXв. появ-сь хрон-гия. Эпохи раздел-сь. Камень: палеолит, мезолит, неолит. Вних тоже раздел-я. Энеолит, бронза и железо вкл. в себя ран. и поздн. п-ды. Сам. подробн. пер-ция, т.к. больш. кол-во п-дов, ей удобно польз-ся. П-ды внутри эпох выдел-ся на основе мат-ла и тех-ки. I. Эпоха камня (ок. 3млнлтн-4-3тыслдонэ): 1.палеолит(ок.3млнлтн-15/10тлтн)-нижн., ран.(ок.3млнлтн-200тысл), средн.(200-50/40тыслтн), верхн., поздн.(50/40-15/10); 2.мезолит-ран.(15/12тыслтн), поздн.(11-7/5); 3.неолит (7/5-4/3тсылдонэ)-ран.(7-6тсылтн), поздн.(5-4/3). II.Энеолит(4-3тыслдонэ). III.Бронза(3-1тлдонэ)-ран.(3тыслдонэ), поздн.(2-1тыслдонэ). IV.Железо(1тыслетдонэ-сер2тыслнэ)-ран.(1тысдонэ-сер1тыснэ), поздн.(вт.пол.1тыснэ-сер2тыснэ).

Антрополог. пер-ция. Основа- п-ды эв-ции ископаем. чел-ка, т.е. формы ископ. чел-ка от примитивн. до современ.. 1. П-д сущ-ния чел-ка умелого. 2.П-д анхантропа(древнейш. чел-ка). 3.П-д палеантропа (палайос-древн.). 4.П-д неоантропа(нов. чел-ка). Внутри есть разновидности. 1.Ок.3млнлет-1, 5млнлетдонэ. 2.1, 7млнлет-100тыслет. 3.100тыс-40тыс.4.50/40-15/10. Дальше она не актуальна.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1524; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь