Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Строительная техника, культура и быт Ассирии при Ашшурнасирапале II



 

Завоевательные походы ассирийцев привели к обогащению Ассирии. Старый город Ашшур показался теперь ассирийским владыкам бедным и маленьким.

Ашшурнасирапал решил перенести свою резиденцию в новое, более удобное место. Он обратил внимание на старинное местечко Калах (Кальху), стоявшее на р. Тигр, выше впадения в него широкого и полноводного Большого Заба. Оно было основано еще в XIII в. до н. э. Салманасаром I, но выстроенный здесь дворец ко времени Ашшурнасирапала разрушился.

Ашшурнасирапал предпринимает в Калахе обширные строительные работы. Остатки старых сооружений были снесены, на их месте создана большая площадь, которую застроили великолепными сооружениями. Здесь вырос царский дворец, храмы богам и высокий зиккурат.

 

Осада крепости. Рельеф из дворца царя Ашшурнасирапала

 

Все здания дворца в Калахе занимали квадратную площадку, размером примерно 70x70 м, в центре находился также квадратный двор (30 м2). По сторонам группировались большие залы, представлявшие в плане продолговатые, узкие прямоугольники, а также маленькие комнаты. Центральный фасад выходил на север. Отсюда открывался вход в главный зал, предназначенный для торжественных жертвоприношений, о чем свидетельствует большой жертвенник. Позади него тянулся второй зал, меньшего размера, также ритуального назначения.

На восток от центрального двора находился зал для пиршеств и комната, служившая, по‑ видимому, «рабочим кабинетом» царя. В северо‑ восточном углу расположилась небольшая царская спальня.

В западной части дворца размещался, как предполагают, гарем, а в южной находилась баня, о чем свидетельствуют плиты с отверстиями для стока воды и остатки трубопроводов.

Во время строительства соблюдались все принятые в те времена церемонии. Прежде всего с помощью гадания определялся наиболее удобный для начала постройки день. Ответ богов считался решающим, и в указанный ими день назначалась закладка, сопровождаемая религиозным церемониалом. В торжественной процессии воины несли на щитах статуи всех главных богов: Ашшура, Иштар, Эа, Адада и др. Жрецы и остальные воины сопровождали процессию, исполняя гимны и играя на музыкальных инструментах. После этого начиналось жертвоприношение богам. Богослужение было особенно пышным: поэтому его совершал сам царь, он же верховный жрец, одетый в парадную форму. Жрецы помогали царю, передавая ему предметы для жертвоприношения, которое совершалось по очереди перед каждой статуей бога.

Первый жертвенник напоминал своей формой стол и был богато украшен золоченой резьбой. На этот жертвенник ставили сосуды с хлебом и плодами. Особые жертвы приносились богу из плодов той земли, которую он дал служителю своему, царю Ассирии.

Второй жертвенник – высокий светильник, на котором ярко пылал священный огонь бога Нуску, истребителя всяких демонов и наваждений. Здесь сжигали фимиам, жир и мясо жертвенных животных. Третий жертвенник – своеобразная чаша, на которой приносили жертвы божеству возлиянием священной воды (она содержалась во всех храмах в огромной медной чаше), масла и вина.

Чаша для священной воды ставилась на 12 ножках в форме крылатых быков. Они символизировали 12 созвездий, через которые в течение года проходит солнце и на которых покоится небесный океан, вместилище священной воды.

Сам царь Ашшурнасирапал I становился перед жертвенниками в молитвенной позе. В одну руку он брал светильник, зажигая его от священного огня, а в другую – чашу для возлияний. Поднимая молитвенно руку к небу, он громко и властно произносил традиционную молитву:

 

«О Ашшур, мой господин, могучий царь богов, всеведущий вершитель судеб! Будь со мною, пока я буду созидать этот дом, укрепи меня, Ашшурнасирапала, царя, который построил тебе вечные храмы, продли царство мое на долгие дни! »

 

Потом царь черпал священную воду из чаши, которую подносил ему стоящий позади жрец, и совершал возлияние божеству, произнося положенную молитву. Хор жрецов и музыкантов исполнял торжественный гимн Ашшуру, повторяющийся после каждого последующего жертвоприношения.

После бескровных жертв начинались жертвы кровавые. Жрецы вели к жертвеннику быка; он упирался, но сильные руки хватали его, ловким ударом рассекали горло. Отчаянный рев животного заглушался звуками музыки. Опытные жрецы разделывали тушу, вынимали трепещущее еще сердце и печень и рассматривали их. Царь брал из рук жрецов куски мяса и жира, полагающиеся богу, и сжигал их на жертвенном огне, произнося при этом молитвы. После этого к жертвеннику вели овец и козлят. Лилась кровь, смрадный чад от сжигаемого жира и мяса наполнял воздух угаром. Только после этой процедуры начиналась закладка фундамента.

По углам фундамента и под пороги клали разные фигурки, похожие на изображение демонов. Их назначение – отгонять своим страшным видом от будущего здания злых духов, всякие болезни и напасти. В фундамент закладывались глиняные цилиндры и небольшие камни разной формы, на которых высекали заклинания против тех же демонов, а также каменные плиты с надписями о времени закладки и именем царя, в правление которого сооружалось здание.

После этого приступали к строительству. Строительного материала у ассирийцев было гораздо больше, и он был прочнее, чем у вавилонян или шумеров. Западные склоны Загра находились на территории Ассирии, так что никто не мог воспрепятствовать ассирийским царям добывать оттуда камни в неограниченном количестве.

Однако в Ассирии камень использовался в сравнительно небольшом количестве. Доставка каменных глыб в столицу была трудоемким делом, требовала больших расходов и рабочей силы.

Поэтому камень шел главным образом на фундаменты, внутреннюю облицовку стен, изготовление статуй богов, гениев и героев, которые должны были охранять и украшать сооружения.

Стены же дворцов и храмов, как у шумеров и вавилонян, возводились из кирпича, смешанного с соломой и высушенного на солнце; в небольшом количестве изготовлялся обожженный кирпич без применения соломы, который шел на облицовку.

 

Царь Ашшурнасирапал II, совершающий возлияние. Фрагмент рельефа из дворца Ашшурнасирапала в Калахе. Лондон. Британский музей

 

Дворец выстроен. Теперь его необходимо защитить от демонов. Для этого у дверей и по углам стен выставляли вызывающие страх фигурки, а на стенах писали заклинания.

Однако ассирийские цари этим не довольствовались. Мало было не допустить к новому сооружению злых духов, надо еще принять такие меры, чтобы в нем поселились и все время оберегали его духи добрые. Мы уже знаем, что вера в таких домашних духов‑ покровителей существовала с древнейших времен, их часто призывали в гимнах богам Ану, Бэлу и в заклинаниях.

В развалинах дворца Ашшурнасирапала, а также его преемников было найдено несколько статуй и множество рельефов на камне. Чудовищные по своим размерам статуи поражают тщательностью и изяществом отделки. Тонко обозначены линии шеи, перьев, из которых составлены крылья, завитки бороды и усов, кольца хвоста у гениев‑ хранителей. Но особенно тщательно подчеркивались мускулы ног.

У крылатых чудовищ не четыре ноги, а пять. Это делалось для того, чтобы зритель, с какой бы стороны он ни смотрел, видел непременно четыре ноги. Если смотреть сбоку – крылатое чудовище идет; если смотреть спереди – стоит. Так всегда поступали художники, высекавшие статуи для дворцов ассирийских владык. Не только фигуры гениев, но и львов, найденные в одном из ассирийских дворцов, имеют пять ног. Крылатые быки считались гениями – стражами ворот. Размеры их были огромны, но морды – добродушны.

Во дворце Ашшурнасирапала была найдена статуя гения‑ покровителя. Это чудовище (хотя и не таких больших размеров, как быки), крылатая фигура которого имеет тело человека и голову орла или ястреба; в одной руке у него корзина, в другой – плод, который чудовище как бы протягивает царю. На корзине изображено дерево жизни, плоды с которого собирают и кладут в корзиночки два гения, – копии того, что высечен на большом камне.

Таким образом, крылатый дух с головой ястреба должен был изображать хранителя жизни царя. С дерева жизни могли вкушать плоды только боги; но ведь ассирийские цари считали себя сыновьями богов, подобными им, и верили, что они так же достойны этих плодов, как и боги.

Мастеров было немало. Резчики работали над отделкой фигур крылатых быков, львов и над гением дерева жизни, полировали каменные плиты для украшения стен дворца и вырезали на них рельефные картины.

Одна из них изображала осаду крепости, к которой придвинули таран, окованный спереди медью и заканчивающийся изображением головы дикого зверя; под разрушительными ударами тарана в стене крепости образовалась огромная брешь. На другом рельефе осажденные ловким маневром сумели зацепить таран крюками и отвести его в сторону. А вот завершающая сцена сражения: враги бегут, но безуспешно; меткие стрелы ассирийцев поражают одного за другим.

На заключительных рельефах – торжество победителей. Ассирийские воины вырубают после победы драгоценную пальмовую рощу, а побежденные несут дань победителю. Здесь есть буквально все, начиная от простой муки и зерна и кончая обезьянами.

Ашшурнасирапал любил охоту. Поэтому художники, украшающие рельефами дворец ассирийского царя, часто изображали охотничьи сцены, которые им особенно удавались. Они были необычайно реалистичны по своему исполнению, полны жизненной правды, великолепны в деталях. Особенно естественны дикие звери, которые оставляют большое художественное впечатление. Они воспроизведены точнее, чем люди, мускулы у них нарочито выпуклы, фигуры всегда даны в профиль.

Любовь художников к природе, их глубокие знания, приобретенные в походах, где на месте событий они находили и изучали сюжеты будущих изваяний, – все это способствовало созданию ими прекрасных работ.

Ассирийский царь изображался пешим и на колеснице. Он – мужественный охотник, стремительно нападающий на диких зверей. Телохранители царя – далеко позади; они зорко наблюдают за ходом охоты, держа наготове копья и стрелы, готовые в любую минуту прийти на помощь своему повелителю.

Вокруг царского дворца и храмов, которые были обнесены высокой стеной с башнями и медными воротами, расположились дома жителей Калаха. Превратившись из маленького местечка в царскую резиденцию, Калах привлек множество народа. Большая слобода заселилась людьми, состоящими у царя на службе, воинами, чиновниками и мастерами всякого рода. Но в Калахе стало селиться и немало торговых людей, отчасти из Ассирии, но больше всего из Вавилона и Сирии. Огромная военная добыча, состоявшая из всевозможных предметов и продуктов, не складывалась ассирийцами в сундуки: они старались как можно скорее продать все, что только возможно было обратить в драгоценный металл. На улицах Калаха всегда шел оживленный торг. Приезжие и местные купцы запасались самыми разнообразными товарами, скупая ассирийскую военную добычу, и сбывали свои товары, по большей части предметы первой необходимости и домашнего обихода, различные продукты, материю. Владельцы ткацких мастерских в Борсиппе и Вавилоне были одними из самых частых посетителей Калаха. Воины составляли себе продажей добычи целые состояния, которые тут же обращались в дело: у судей и торговых посредников («нотариусов») постоянно толкались посетители, оформлявшие куплю‑ продажу земель, домов, садов, занимавшие и дававшие в долг деньги, закладывавшие и принимавшие в залог имущество. Некоторые воины, напротив, стремились положить серебро и золото на хранение в безопасном месте и получать с них проценты. Для этого приходилось отправляться в Вавилон или в Ниппур, где существовали большие банкирские дома; либо в храмы, жрецы которых охотно занимались ростовщичеством.

Среди съезжающихся в Калах купцов можно было встретить людей из разных мест, немало было здесь и представителей плененных народов, переселенных после ассирийских набегов на берега Тигра.

Ашшурнасирапал прорыл большой канал для подачи чистой ключевой воды с гор прямо в город и на окрестные поля через созданные плотины и шлюзы.

Новая столица росла быстро: на огромном строительстве работали десятки тысяч пленных, привезенных из‑ за Евфрата. Вот как представлял себе это Г. Роулинсон:

 

«Дворец за дворцом воздвигались на высокой платформе, блистая позолотою, живописью, глазуровкой, ваянием и резьбою, стремясь затмить великолепием все прежние постройки, между тем как каменные львы, обелиски, храмовые башни и святилища разнообразили и скрашивали убийственную монотонность местности. Высокий зиккурат, вздымавшийся над этой массой дворцовой и храмовой архитектуры, придавал ей художественное единство. Тигр, огибая всю западную сторону платформы, отражал все эти строения и, оптическим обманом удваивая высоту их, сглаживал единственный недостаток ассиро‑ вавилонского зодчества. Когда закат зажигал в небе те пышные краски, которые можно видеть только на Востоке, Калах должен был казаться путнику, впервые созерцавшему его с долины, видением из волшебного мира».

 

 

Правление царя Салманасара III (858‑ 824 гг. до н. э.). Походы Шамшиадата V и Ададнерари III

 

Завоевания царя Ашшурнасирапала были в значительной мере превзойдены его сыном Салманасаром III. Подобно своему отцу, он регулярно совершал военные походы то на север – в Наири, то на восток – в Мидию, то на юг – в Халдею и, наконец, в Сирию и Амман. Здесь он даже продвинулся дальше, чем его предшественники. Ассирия при Салманасаре достигла наибольшего могущества. Она простиралась от истоков Тигра до Ливанских гор и Средиземного моря.

В течение 34‑ летнего царствования Салманасар III совершил 32 похода. Как и другие ассирийские цари, он вел борьбу на всех границах Ассирии. Прежде всего это были северные племена Наири. Объединившись, они образовали государство Биайну во главе с царем Араму, которое в ассирийских летописях именуется Урарту. Об этом сообщает Салманасар III уже в первый год своего правления. Образование централизованного государства создало благоприятные условия для роста военной мощи Урарту. Уже в период правления царя Араму растет сопротивление ассирийцам урартского объединенного войска. Однако молодое урартское государство не в состоянии еще было противостоять Ассирии, которая наносит ей одно поражение за другим. Так, в 859 г. до н. э. ассирийская армия совершает ряд победоносных походов против Урарту. На севере Салманасар захватил укрепленный город Ариду. Ассирийцы жестоко расправились с воинами и населением этого города, после чего все соседние племена поспешили принести повинную Салманасару. Здесь, в Ариду, ассирийский царь принял дань от семесийцев, уланийцев и представителей других племен и областей.

 

Поход царя Салманасара III в Северную Сирию. Фрагмент рельефа ворот дворца в Балавате

 

После Ариду Салманасар продолжает свой поход к западу от оз. Урмия, двигаясь по труднодоступным горам Джелу‑ Даг и Акаран‑ Даг. В этом тяжелом походе ассирийцы проявили исключительное мужество, выносливость и силу. Успешно перевалив через горы армия Салманасара вступает в область Хубушкиа – владение Урарту. Все население этой огромной территории (на юг юго‑ запад и запад от оз. Урмия) не оказывает Салманасару никакого сопротивления. Отсюда ассирийцы продвигаются в глубь страны, захватывают крепость Сугуни и предают огню 14 окрестных поселений. Еще не окрепшее войско Араму снова потерпело крупное поражение, понеся большие потери в живой силе.

Походы Салманасара продолжались и в последующие годы его правления. Так, через три года, в 856 г. до н. э., Салманасар во главе своей армии снова совершает поход на север и северо‑ запад покорив целый ряд областей Наири.

 

Поход царя Салманасара III в Северную Сирию. Фрагмент рельефа ворот дворца в Балавате

 

Надпись Салманасара на монолите из Тушхана повествует о том, что он захватил всю область Энзите. Здесь же был изготовлен огромный обелиск Салманасара III с надписью, свидетельствовавшей о его подвигах, который был установлен в поселении Салуру, недалеко от места слияния р. Арацани с Евфратом.

Самое крупное и тяжелое поражение войска Араму понесли в горах Аддуру. Здесь после ожесточенного сражения ассирийцы нанесли сокрушительное поражение урартской армии. 3400 воинов‑ урартцев было убито. Салманасар разрушил военный лагерь царя Араму, увел его колесницы, всадников, лошадей, мулов, а также захватил богатое имущество. Царский город Арзашку был сожжен.

Многочисленные военные походы Салманасара в Урарту и жестокое поражение армии еще не окрепшего государства сильно расшатало его основы. Подлинное возвышение этого государства началось позднее и было связано с именем знаменитого царя Урарту Сардури I. В период правления Сардури появились первые надписи урартских царей на ассирийском языке. Создание же Урарту открыло новую эру в истории объединенного молодого государства.

Согласно летописям Салманасара, в 859 г. до н. э. он перешел Евфрат на плотах и собрал дань с царей Сирии. В течение последующих четырех лет было совершено еще четыре похода, которые завершились победой над царем Ахуна. Он был взят в плен, а его царство прекратило существование.

Салманасар же продолжал свои завоевательные походы. Он опустошил оба берега Евфрата и, захватив укрепленные города, переселил их жителей в Ассирию. Названия захваченных городов были изменены, а во главе их поставлены ассирийские наместники.

 

«В свой десятый поход, – сообщает в летописи царь, – я в восьмой раз перешел Евфрат, разрушил Кархемыш, я истребил их войска. 12 царей выступили против меня, чтобы сразиться со мной, я вступил с ними в бой и победил их. Я взял в плен их колесницы, их конницу и их оружие. Цари разбежались, чтобы спасти свою жизнь…»

 

Этот поход был особенно важным, так как г. Кархемыш имел большое стратегическое и торговое значение. Царь Кархемыша не только признал власть Ассирии, но и послал Салманасару богатые дары золотом, серебром, бронзой, тканями и скотом, а также свою родную дочь вместе с дочерьми ста высокопоставленных вельмож.

После этого, перейдя реку Оронт, ассирийцы двинулись через всю Северную Сирию и, преодолев Аманские горы, спустились в Киликию. Вскоре царь с богатой добычей возвратился обратно к Евфрату, где получил присланную дань от «заморских царей» и царей берегов Евфрата. Далее в летописи сказано, что Салманасар восемь раз «рубил кедр в горах Амана», двадцать четыре раза лично перебирался с войсками через Евфрат, причем даже в период большого половодья, что, естественно, создавало дополнительные трудности войскам

 

(«…В одиннадцатый поход вышел я из Ниневии, в девятый раз перешел Евфрат на плотах. Я пошел к горам Амана, захватил 92 города и увел оттуда пленных жителей. 10 тысяч воинов врага пали от удара моих воинов…»).

 

В ожидании нового ассирийского нашествия цари и князья Сирии и Финикии вновь создают коалицию против Ассирии. Во главе ее стал властитель могущественного Дамасского царства – Ададидри. Его союзниками были: царь Хамы – Ирхулина, царь Израиля – Ахав, царь Арада – Матинбаал, царь Сиены – Адонибал, царь арабов – Гиндибу и царь Киликии. Этот оборонительный союз решил упорно сопротивляться наступлению ассирийцев на западе.

Царь Дамаска Ададидри выделил 12 000 колесниц, 12 000 всадников и 10 000 пехотинцев; царь хаматский поставил 700 колесниц, 700 всадников и 10 000 пехотинцев; израильский царь – 21 000 всадников и 10 000 пехотинцев. Кроме этого еще девять царей (арвадский, аравийский, аманский и др.) снарядили свои отряды, направив с ними 1000 верблюдов. Страх перед Ассирией был так велик, что даже египетский фараон решил помочь новому союзу, прислав 1000 воинов. Коалиция была очень мощной, хорошо вооруженной и единодушной в своем стремлении добиться победы над Ассирией. Их вера в эту победу была так велика, что они сами решили начать войну и двинулись навстречу ассирийским воинам.

Салманасар лично руководил военными действиями против коалиции. Взяв г. Алеппо, торговый центр, славившийся своими замечательными садами, он преследовал войска союзников до г. Каркар, невдалеке от р. Оронт, у стен которого в 854 г. до н. э. началась ожесточенная битва. Против ассирийцев выступило 60 тыс. воинов союзнических армий. Вот как описывает Салманасар битву при Каркаре:

 

«Могучею, дарованною мне владыкою Ашшуром ратью, сильным оружием, представляемым мне моим заступником, богом Нергалом, я сразился с ними. На пространстве между Каркаром и Гильзаном я нанес им поражения. 20 500 войска их победил я оружием своим, подобно богу Ададу, я разгромил их».

 

На самом деле победа, которую приписывал себе Салманасар III, была весьма сомнительной. О своих потерях ассирийский царь благоразумно промолчал, но, по‑ видимому, они были весьма велики. Ассирийские войска не только не двинулись далее на Дамаск, но вынуждены были вернуться обратно, в Ассирию. Поэтому некоторые историки считают, что битва при Каркаре фактически окончилась поражением Ассирии.

Через некоторое время Салманасар вновь пошел на Дамаск. Ведь он был ключом к Палестине, завладев которой можно было захватить богатую долину Нила в Египте. Однако несколько последующих походов не дали желаемых результатов.

В это время среди врагов Ассирии начались раздоры. Ахав – царь Израиля – вышел из союза и был убит во время сражения с царем Ададидри при Рамот‑ Гилеаде. Несколько лет спустя сын и преемник Ахава – Иорам был свергнут и убит в результате дворцового переворота, а все его многочисленное семейство (70 человек) уничтожено. Новый царь Израиля Иегу (Ииуй) подчинился Ассирии и прислал Салманасару III богатые дары.

Вскоре смерть настигла и Ададидри. Один из его приближенных, по имени Газаил, воспользовавшись тяжелой болезнью царя, придушил его мокрым одеялом. После этого убийце удалось захватить престол.

Таким образом, коалиция против Ассирии оказалась непрочной, не выдержала испытаний временем и распалась. Этим обстоятельством Салманасар не замедлил воспользоваться и вновь обрушился на Дамаск. В 834 г. до н. э. во главе 120‑ тысячной армии он перешел Евфрат и двинулся на город.

Вот как повествует царь в своей летописи об этом походе:

 

«На восемнадцатом году своего правления я в шестнадцатый раз переправился через Евфрат. Газаил Дамасский уповал на многочисленность своей рати, которую он собрал в большом числе. Он окопался на Сенире, одной из горных вершин Ливана. Я вступил с ним в бой и победил его. 6000 воинов его я перебил при помощи оружия, 1121 боевую колесницу и 470 всадников вместе с их лагерем я отобрал у него. Чтобы спасти свою жизнь, он бежал. Я же преследовал и осадил его в столице Дамаске. Окружавшую город рощу я повелел вырубить. Бесчисленное множество городов разрушил, опустошил я, и без числа была моя добыча, а именно: серебро, золото, золотые чаши, золотое жертвенное блюдо, золотые кубки, золотые ведра, свинец, драгоценное дерево разных сортов (пород)».

 

Дамаск не пал, но сильно был ослаблен. Израиль, Тир и Сидон покорились Салманасару и принесли ему дань. Даже египетский фараон признал могущество Ассирии, прислав царю в дар двух верблюдов и бегемота, а также других диковинных животных.

Больших успехов добился Салманасар в борьбе с Вавилоном. Его поход в Вавилонию завершился в Приморской стране у берегов Персидского залива. Таким образом, вся страна была покорена.

Племена страны Наири, несмотря на успех первых походов туда Салманасара, продолжали упорную борьбу с Ассирией. В трудных горных условиях ассирийским полководцам приходилось воевать с сильными войсками царя Сардури. Несмотря на то что 50 городов Урарту были преданы грабежу и разрушению и ассирийские войска вторглись в пределы страны, они так и не одержали окончательной победы. Это был последний, тридцать второй поход Салманасара.

Салманасар стремился установить свое господство во всей Передней Азии. Об этом говорит воздвигнутый им в Калахе большой четырехгранный обелиск из черного диорита, высотой свыше двух метров. На всех его четырех сторонах вырезаны надписи о многочисленных завоевательных походах ассирийского царя и различные связанные с ними изображения. Обелиск дает нам возможность судить о военных походах и мирной деятельности Салманасара III.

На нем изображены послы иноземных стран со всех четырех стран света, приносящие разнообразную дань ассирийскому царю. В пяти рядах рельефных изображений проходят перед нашими глазами все покоренные народы. Их представители ведут слонов, верблюдов, быков, обезьян, львов, несут дань в корзинах, на лотках, на плечах. Надпись сообщает подробные сведения об этой дани. Здесь слитки золота, серебра, свинца, куски железа, кожи, металлические изделия, лен, льняные изделия, слоновая кость, драгоценное дерево кедр.

Всю эту дань принимает лично царь в сопровождении двух своих телохранителей. Среди данников мы видим посла израильского царя, который также вынужден поклоняться ассирийскому владыке.

Владельцем всей добычи, захваченной в военных сражениях, был сам царь. И он уже делился ею со своими воинами по установленному в Ассирии порядку. Каждый участник похода – воин получал часть добычи в соответствии со своими заслугами, а заслуги устанавливались по числу голов, отрезанных солдатами у убитых врагов.

Ранее было уже сказано, как Лэйярду и Рассаму удалось откопать этот обелиск в центре Нимрудского кургана.

 

Балаватскио ворота. Реконструкция

 

Салманасар III оставил потомкам еще один чрезвычайно интересный и единственный в своем роде памятник – Балаватские ворота. О. Рассам так описывает этот памятник:

 

«В 1887 г. в кургане, по названию Балават, километрах в 15‑ ти на восток от Мосула и около 9‑ ти от Нимруда я нашел несколько полос медной обшивки с какого‑ то мне неизвестного ассирийского памятника. Медь (вернее, бронза) была сильно повреждена от долгого лежания под землею. Верхняя часть была на глубине 3‑ 4 футов над поверхностью земли, нижняя – в 15‑ ти. Предмет этот теперь находится в Британском музее. Полагают, что эта обшивка огромных двухстворчатых ворот толщиною, должно быть, в четыре дюйма, как видно по загибу гвоздей, которыми листы были прикреплены к дереву.

На обшивке Балаватских ворот изображены рельефы и сцены из военных подвигов армии Салманасара. Могучее ассирийское войско было отлично организованной, военной армией, с прекрасным вооружением и крепкой воинской дисциплиной, в которой воплощалась сила и победоносность ассирийской военной организации. Этот памятник имеет важное историческое значение и весьма интересен с художественной точки зрения».

 

Жестокость ассирийского войска вызывала у побежденных народов жгучую ненависть к поработителям. При первой же возможности покоренные народы восставали, и ассирийцы были вынуждены усмирять их.

Так, в 832 г. до н. э. жители Хаттины (государства на Оронте) свергли своего царя Лубарну, сторонника Ассирии. Салманасару пришлось послать туда своего полководца и поставить нового царя. В основном же дальнейшее царствование Салманасара было спокойным. Вавилон стал вассалом Ассирии; сыновья его царя – Набуаплаиддина, воевавшего с Ашшурнасирапалом, перессорились между собой. Один из них признал Салманасара и был посажен на вавилонский престол.

Последние годы своей жизни Салманасар провел в Калахе, занимаясь строительной деятельностью. Он закончил зиккурат, сооружение которого началось еще при его отце.

Но мир в стране продолжался недолго. Старший сын Салманасара, Ашшурданинаплу, поднял в 827 г. до н. э. восстание против отца, охватившее более 27 городов царства. Смуты эти, по‑ видимому, были поддержаны земледельцами, которые испытывали большие тяготы из‑ за непрерывно продолжавшихся войн.

Ашшурданинаплу не удалось удержать власть в своих руках. Престол захватил другой сын Салманасара – Шамшиадад V (823‑ 811 гг. до н. э.).

Утвердившись на престоле и подавив восстание своего мятежного брата, он возобновил активную завоевательную политику на северной и восточной окраинах своей державы.

Главным противником Ассирии оставалось царство Урарту, которое значительно усилилось в правление его нового царя – Ишпуини. Этот властитель окончательно объединил разрозненные урартские племена и пытался овладеть территорией Западного Ирана, к югу от оз. Урмия.

Шамшиададу V удалось сломить сопротивление Ишпуини (хотя этот властитель и отрицал успехи ассирийцев) и проникнуть далеко в глубь Ирана. Он перевалил через хребет Загра в районе горы Куллар, овладел Мидией и страной Парсуа. Ассирийцы захватили огромную добычу, состоявшую главным образом из скота, в частности лошадей и двугорбых верблюдов.

Столь же энергично действовал Шамшиадад и на юге, где ему пришлось бороться с вавилонским царем Мардукбалассуикби, пытавшимся свергнуть верховную власть ассирийского царя с помощью эламитов и халдеев. После смерти Шамшиадада V пять лет правила его вдова Шаммурамат[26], которую сменил на престоле их сын – Ададнерари III (810‑ 783 гг. до н. э.).

Его царствование было весьма успешным и продолжительным. Наибольшие успехи были достигнуты им на западе. Ададнерари окончательно завершил покорение Сирии, взяв ее почти неприступную столицу Дамаск, что не удалось в свое время Салманасару. Одолеть Дамасское царство Ададнерари III удалось главным образом потому, что оно было ослаблено тяжелыми войнами с соседями (Израилем, Хаматом и др.). Овладение Дамаском, славившимся своей шерстью и металлическими изделиями, имело огромное значение для ассирийской экономики. Это был крупный центр, лежавший на скрещении караванных путей, ведущих из Месопотамии к приморским городам Финикии и из Малой Азии в глубь Аравии.

Среди добычи, захваченной Ададнерари, фигурирует небывалое количество железа (5000 талантов). Это свидетельствует о том, что железо приобретает в IX в. до н. э. все большее и большее значение. В Дамаск оно доставлялось из Малой Азии и, очевидно, перерабатывалось в здешних мастерских. Не случайно в более позднее время столь славились дамасские клинки.

Ададнерари так сообщает о своих походах:

 

«На запад от Евфрата я покорил землю Хатти, всю землю Финикии, Тир, Сидон, Бит Хумри (т. е. Израильское царство), Эдом и Филистию вплоть до моря Заката (Средиземное море) и наложил на них дань и подати».

 

Надо, впрочем, сказать, что все эти приморские города не решились на войну с Ассирией и добровольно прислали Ададиерари богатую дань, признав, таким образом, свою зависимость.

Добровольное подчинение Эдома (к югу от Иудеи) и страны филистимилян (на побережье Средиземного моря, южнее Финикии) приблизило ассирийцев почти вплотную к границам Египта.

 

Легенда о Семирамиде

 

В IX в. до н. э. в анналах упоминается вавилонянка царица Шаммурамат, жена Шамшиадада V. Она занимала необычайное для ассирийской царицы положение. Под ее влиянием в Ассирии был введен культ бога Набу. Шаммурамат – единственная царица и многовековой истории Ассирии, правившая вполне самостоятельно. В период ее правления происходили частые войны с мидянами и народами севера. Мидяне впервые познакомились со всем блеском ассиро‑ вавилонской культуры, вследствие чего у них сложилась легенда о Семирамиде, прообразом которой была Шаммурамат.

Суть этой легенды такова. В Азии с очень древних времен существовали цари, но ничего примечательного они не оставили для потомства, пока не выделился славный воин, царь Ассирии Нин. Он покорил Вавилон, Армению, Мидию, а также все земли вокруг Черного и Каспийского морей, включая Скифию, и все земли нынешних Ирана и Аравии. В течение 17 лет Нин благодаря своим победоносным походам стал владыкой всех стран между Средиземным морем и Индией. После этого он построил себе великолепную столицу и назвал ее по своему имени – Ниневией. Городу он придал форму продолговатого четырехугольника. Самые длинные стены его имели 150 стадий, а короткие – 90, вся площадь равнялась 480 стадиям, или 89 км. Башен, защищавших город, было 15 тыс… каждая высотой 70 м. Кроме ассирийцев, составлявших богатейшую часть населения, Нин принял в свою новую столицу большое число иноземцев; вскоре Ниневия стала величайшим и самым цветущим городом древнего мира.

 

Триумфальная процессия. Царица Семирамида отправляется на поклонение богине. Рисунок художника Н. Каразина

 

Царю Нину служил воинственный князь Сирии Оанис. Он женился на дочери сирийской богини Деркото – красавице Семирамиде, которая выросла в каменистой пустыне, недалеко от Асколона. Семирамида последовала за своим мужем на войну. Переодевшись в одежду простого воина, она помогла мужу штурмом взять крепость и с ее стены подала сигнал Нину о своей победе. Нин, пораженный ее храбростью и отвагой, сделал Семирамиду своей женой. Оанис с горя покончил с собой. Став царицей, Семирамида обворожила царя так, что перед смертью он назначил ее своей преемницей, несмотря на то что у них был сын. Заняв престол, Семирамида дала простор своему предприимчивому уму и незаурядным организаторским способностям.

Она якобы выстроила царский город Вавилон, который занимал площадь в 66 км. С висячими садами, гигантскими стенами, башнями, великолепным мостом через Евфрат и прекрасным храмом Бэла. По ее приказу был прорыт туннель в горе Оронт, чтобы проложить дорогу в Мидию, где она построила столицу Экбатану с роскошными царскими дворцами, куда воду подавали через туннель из горных озер. Недалеко от древнего города Бегистана находилась большая скала. Семирамида приказала обтесать ее лицевую сторону, чтобы покрыть изваяниями со своим изображением и изображениями ста ее телохранителей.

Военные успехи Семирамиды затмили походы ее талантливого супруга. Она покорила Египет, Эфиопию, Ливию и готовила поход на Индию, но была встречена огромной индийской армией и потерпела поражение. Вернувшись в свои владения, она узнала о заговоре своего сына Ниния против нее и добровольно передала ему власть. Сама же Семирамида превратилась в голубицу и улетела из дворца со стаей голубей. С тех пор ассирийцы начали почитать ее как богиню, а голубь стал у них любимой птицей.

Шаммурамат действительно построила несколько интересных сооружений в Вавилоне. Поэтому с именем Семирамиды и связаны прекрасные зеленые висячие сады Вавилона, которые причисляют к семи чудесам света.

 

 

Глава VI. Образование великой Ассирийской военной державы

 

Тиглатпаласар III (744‑ 727 гг. до н. э.) и организация военного дела в Ассирии

 

В период временного упадка Ассирии в стране произошло несколько восстаний. Они подрывали могущество ассирийского государства. Покончить с ними удалось царю Тиглатпаласару III, который вступил на ассирийский престол в тяжелое для страны время. Северные владения были почти целиком потеряны, границы Ассирии по среднему Тигру подвергались постоянным нападениям соседей. Некоторые области отпали от Ассирии.

Тиглатпаласар III был сторонником наступательной внешней политики. Ему удалось вернуть Ассирии ее былую славу и превратить ее в могущественную державу. Он возобновляет завоевательные походы ассирийских царей IX в. до н. э. Реформы Тиглатпаласара III предусматривали увод в плен населения завоеванных стран в значительно больших масштабах, чем это было ранее. Иногда число пленных, переселенных в другие области, доходило до 200 тыс. человек.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Притяжения и отталкивания, силы отталкивания больше на малых расстояниях, чем силы притяжения. Б. Притяжения и отталкивания, силы отталкивания меньше на малых расстояниях, чем силы притяжения.
  2. Adjective and adverb. Имя прилагательное и наречие. Степени сравнения.
  3. D. Правоспособность иностранцев. - Ограничения в отношении землевладения. - Двоякий смысл своего и чужого в немецкой терминологии. - Приобретение прав гражданства русскими подданными в Финляндии
  4. D. ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ГААГСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ
  5. F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная неуточненными причинами
  6. F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами
  7. I Использование заемных средств в работе предприятия
  8. I. в эксперименте может быть вызвано
  9. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  10. I. О НОВОПРИБЫВШИХ ГРАЖДАНАХ.
  11. I. Предприятия крупного рогатого скота
  12. I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь