Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ассирийские торговые фактории в Малой Азии
Стремясь расширить торговлю с Вавилонией, жители Ашшура примерно за две тысячи лет до н. э. начали создавать торговые поселения (фактории) в Каппадокии, а также в южной и центральной части Восточной Малой Азии, призванные поставлять в Ашшур для торговли с Вавилонией те богатства, которыми располагала Малая Азия. В первую очередь это было серебро. Но Каппадокия оказалась богатой и другими металлами и материалами – свинцом, медью, лесом и камнем. Здесь имелись также большие запасы железа, металла, которому суждено было сыграть в более позднюю эпоху крупную роль. Не случайно жители Малой Азии славились как весьма искусные мастера в кузнечном деле. Основывая фактории, ассирийцы не создавали поселений, а образовывали в местных поселках самостоятельные общины, теснейшим образом связанные со своей метрополией – Ашшуром. Связи эти были не только деловыми; вырабатывались общая письменность, религия, календари и весьма характерный метод датировки событий. В городе‑ государстве Ашшуре он был изъят из ведения главы государства: летосчисление в Ашшуре устанавливалось не по годам правления главы города‑ государства (ишшакум, патэси – древнешумерск.), а по времени пребывания на службе особых чиновников (эпонимов), так называемых лимму, которые сменялись каждый год. Такого же рода летосчисление существовало в греческих городах‑ государствах и в Риме. Из одной колонии Ашшура, Каниша (Канес), входившей в состав большого поселения, основанного на месте современного Кюль‑ Тепе, дошло до нас большое число деловых табличек, относящихся, вероятно, к архиву так называемого «дома города», городского совета, который играл важную роль в деле руководства торговыми делами фактории, а также осуществлял судебные функции. Судя по этим документам, сами ассирийцы обосновались в северном квартале Каниша. Кроме них здесь жили амореи (выходцы из западносемитских областей) и хурриты. В южной части города преобладало местное население (хетты, протохетты, лувийцы), а в центре население было смешанным. Деловые документы и письма составлялись исключительно на ассирийском диалекте аккадского языка независимо от этнической принадлежности авторов. Ассирийская фактория в Канише была тесно связана со своей метрополией и играла для Ашшура важную роль. С прочими факториями он сносился обычно через посредство Каниша. Все судебные дела, касавшиеся только ассирийских поселенцев, решались «домом города» Каниша. Ассирийское общество начала II тысячелетия до н. э., по данным табличек из Кюль‑ Тепе, было раннерабовладельческим. Так, рабы уже противопоставляются здесь свободным ассирийцам. Рабы выполняли грубую физическую работу и помогали своим ассирийским хозяевам в ведении торговых дел, не будучи, однако, их полномочными представителями, так как ими могли быть только свободные ассирийцы. Можно было нанять раба лишь на определенный период. Кроме рабов к тяжелым работам привлекалось и свободное население. В III и начале II тысячелетия до н. э. рабы рекрутировались, очевидно, из коренного субарейского населения, а в факториях – из числа местного, хеттского. Субарейцы и хетты становились также рабами, не будучи в состоянии расплатиться с ассирийскими купцами, дававшими ссуды местному населению. Правда, долговые сделки, касавшиеся как ассирийских колонистов, так и местных жителей, формально согласовывались с царем области Кюль‑ Тепе. Однако тот поддерживал интересы ассирийцев и зачастую передавал целые семьи в распоряжение ассирийских ростовщиков. Политическая надстройка ассирийского рабовладельческого общества начала II тысячелетия до н. э. не была, согласно тем же каппадокийским табличкам, деспотией, как это характерно для более поздних рабовладельческих обществ Египта, Вавилонии и Ассирии. Все управление в Ашшуре было сосредоточено в руках «дома города»; здесь же хранились медь, серебро и товары. Деловые и торговые связи между «домом города» и факториями Каппадокии были очень оживленными. Ассирийцы процветали как торговцы в течение XX‑ XIX вв. до н. э. Они находились в тесной связи с Шумером и Аккадом как в эпоху третьей династии Ура, так и позднее – во время первой вавилонской династии. Лишь опираясь на Шумер и Аккад, город Ашшур мог сохранить свои фактории, окруженные враждебно настроенным местным населением.
Старовавилонское царство
В самом начале II тысячелетия до н. э. пало могущественное царство шумеров, во главе которого стояла третья династия Ура. Оно распалось под ударами эламитов с востока и амореев с запада. Амореи были новой волной семитских переселенцев, овладевших Палестиной и Сирией и проникших затем в долину Тигра и Ефрата. Скоро в их руках оказывается вся долина Двуречья. Расцвет старовавилонского царства и окончательное объединение под его главенством всего Двуречья, как уже было сказано выше, происходит при знаменитом царе Хаммурапи (1792‑ 1750 гг. до н. э.). Он одержал победу над эламитами, затем завоевал лежащее к северу от Вавилона царство Мари и, наконец, подчинил своему влиянию Ассирию, утвердившись в г. Ашшуре. Хаммурапи построил в Вавилоне два больших храма и реставрировал храмы в других городах. При нем были возведены огромные плотины для защиты от наводнений и новые каналы. В одной на своих надписей он провозглашает:
«Когда боги даровали мне власть, я приказал рыть канал под названием Хаммурапи – благословение людей, чтобы в страну текла вода плодородия. Я обратил пустыню в плодородную землю, даровал воду, которая не иссякнет. Я привлек в страну толпы народа, даровав им плодородие, изобилие и мирные жилища».
Когда Хаммурапи в 1792 г. до н. э. стал царем Вавилона, город этот ничем особенным не отличался. Власть его распространились на весьма незначительную территорию – от северной до южной границы насчитывалось около 130 км, а от западной до восточной – не более 35. В Хаммурапи сочетались качества хитроумного дипломата, умелого полководца и опытного правителя. Он заключал выгодные ему союзы с соседними странами, а затем нарушал их, когда считал это необходимым. Ему удавалось также сталкивать другие государства, опять же не без выгоды для себя. В результате такой политики, подкрепленной успешными военными кампаниями, за сорок два года правления Хаммурапи Вавилон превратился в центр крупного по тем временам государства. В годы правления Хаммурапи в Вавилоне сложился централизованный государственный аппарат с четко разграниченными функциями. До наших дней сохранилось 55 табличек с приказами Хаммурапи наместникам, военачальникам, послам Вавилона в различных странах и другим официальным лицам. Они касаются смещений и назначений чиновников, проведения переписи, мобилизации населения в отдельных областях, строительства сооружений, размеров вводимых налогов. В Лувре (Париж) в одном из прекрасных залов установлена стела из черного базальта. Книзу столб слегка расширяется, а верх его украшен рельефом с изображением двух фигур. Справа на троне сидит бог солнца‑ Шамаш, олицетворявший справедливость, На нем длинная одежда с поперечными складками, на голове – высокая тиара; большая борода спускается на грудь. Перед ним в почтительной позе – царь Хаммурапи. На голове царя – круглая шапка; одежда – из тяжелой ткани, прямыми складками спускающаяся до самых ступней, правое плечо открыто. Одна рука поднята. Шамаш протягивает царю жезл и обруч – знаки царской власти. Поверхность столба, от рельефа до основания, и вся оборотная сторона покрыты знаками вавилонской клинописи – здесь записаны 282 параграфа свода законов царя Хаммурапи, определяющих правовые, юридические и хозяйственные положения Вавилонского царства. Базальтовая стела из Лувра – одна из самых любопытнейших и ценных находок в истории человечества – найдена в 1901 г. французскими археологами в г. Сузы.
Клинопись из кодекса царя Хаммурапи
Законодательство Хаммурапи носило ярко выраженный классовый характер. Оно охраняло права собственности рабовладельцев. Даруя некоторые льготы свободным беднякам, законодатель был беспощаден к рабам. Из кодекса мы узнаем, что наряду с земледелием в вавилонском обществе были широко развиты ремесленное производство и торговля. Об этом говорит перечень профессий, упоминаемых в кодексе: горшечники, каменотесы, кузнецы, кожевники.
«(Вот) справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, и (тем самым) давший стране истинное счастье и доброе управление… Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему (его) дело, пусть он увидит свое решение, п(у)сть (ус)покоит свое се(рд)це и пусть сильно скажет: „(Ха)ммурапи‑ де владыка, который является для людей как бы родным отцом“»,
– провозглашал царь. По судебнику непочтение к родителям, лжесвидетельство, покушение на чужую собственность и лишение воды соседей наказывалось очень строго.
«Если сын ударил своего отца, (то) ему должны отрубить руку». «Если человек выбил зуб человеку, равному ему, (то) должны ему выбить зуб».
Иногда увечье заменялось штрафом. В сомнительных случаях обвиняемого бросали в священные воды Евфрата; если он оставался жив – наказывали обвинителя. Можно было приносить жалобы местным судьям, затем – в верховный суд и наконец самому царю. Крупные торговые операции вели храмы и даже сами цари. Они действовали через купцов тамкаров, которые, в свою очередь, имели торговых агентов и приказчиков. Главнейшими статьями торговли с соседними странами были скот, хлеб, серебро, медь. Из кодекса Хаммурапи мы узнаем о рабовладельческих отношениях в древнем Вавилоне. Особое распространение получило здесь так называемое долговое рабство. Если должник не мог вовремя вернуть долг, он обязан был отработать его либо лично, либо за него должны были трудиться дети. Кодекс Хаммурапи ограничил долговую кабалу: отдать в рабство за долги можно было теперь на три года. Вавилонское общество в период правления Хаммурапи достигло высокого уровня развития. Однако этот расцвет продолжался сравнительно недолго. Страна подверглась ряду сокрушительных вторжений. Около 1740 г. до н. э. началось нашествие касситов[19], захвативших северные области Вавилонии, а в дальнейшем продвинувшихся и в Южную Месопотамию. Другим врагом оказалось сильное Хеттское царство, о возникновении которого говорилось выше. В самом начале XVI в. до н. э. хеттский царь Мурсалис I захватил и разграбил Вавилон. Правда, хетты здесь не укрепились и ушли с награбленной добычей обратно в Малую Азию. Зато касситы овладели наконец Вавилонией полностью, и в стране утвердилась касситская династия (1518‑ 1204 гг. до н. э.). Спустя много лет после смерти Хаммурапи войско эламитов совершило набег на Вавилонское царство. Эламский царь приказал своим воинам захватить как трофей стелу Хаммурапи и поставил ее на площади перед дворцом в своей столице Сузах. Эламскому царю не нужны были вавилонские законы. Он захватил этот памятник только для того, чтобы, глядя на него, люди думали, как велик и могуч их царь, совершивший набег на Вавилон. По‑ видимому, он даже собирался стереть текст законов и заменить, его своей надписью, но уничтожил лишь несколько строк. Поврежденный памятник, к счастью, уцелел при разрушении Суз в середине VII в. до н. э. и, пролежав в земле две с половиной тысячи лет, был найден в 1901 г. французской археологической экспедицией. Вавилон в дальнейшем не раз подвергался разгрому, но каждый раз поднимался из руин и в VII‑ VI вв. до н. э. вновь достиг расцвета. Только в III в. до н. э. он окончательно теряет свое значение и большая часть его жителей переселяется в возникший поблизости эллинистический город – Селевкию. Замечательные памятники Вавилона были раскопаны археологами, что дало возможность получить наглядное представление о грандиозных сооружениях одного из крупнейших центров древнего мира.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы