Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава V. Культурные ценности и мировоззренческие



Глава V. Культурные ценности и мировоззренческие

Устремления древневосточных цивилизаций

Древний Восток как географическое, историческое и социокультурное явление

В Древнем Риме, цивилизация которого является одной из самых величественных, с уважением говорили: «Ex oriente lux» (т.е. «Свет с Востока»). А в XIX в. великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) произнес: «Солнце, свет восходит на Востоке… Всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть, безусловно, конец всемирной истории» [1].Древний Восток — это большая географическая зона – она простирается с Запада на Восток – от Туниса, где расположен Карфаген – до современного Китая, Японии, Индонезии, – а с Юга на Север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древнейшие времена существовали многочисленные государства: великое Древнеегипетское царство; Шумеро-вавилонское государство; огромная Ассирийская империя; государство Урарту; государственные образования на территории Индостана, Китая, Кореи Юго-Восточной Азии и др. Народы древности – египтяне, халдеи (вавилоняне), китайцы, индийцы, а также греки, римляне и пр. – ушли в своем развитии вперед. От них мы получили в наследство плуг, колесо, календарь, алфавитное письмо, металлургию, водопровод, шоссейные дороги и многое другое. Древний Восток в широком смысле слова был колыбелью мировой цивилизации. Там берет начало раннеклассовое рабовладельческое общество.

Зарождение древневосточных цивилизаций (Древнего Египта, Шумеро-Вавилонии, Древней Индии, Древнего Китая) относят к V, IV и даже к VI тыс. до н.э. Нижняя хронологическая граница – первобытность, верхняя связывается с возникновением первых мировых религий и нового типа общества – раннеклассового рабовладельческого с государствами монархического типа. Имущественное и социально-культурно-политическое неравенство в них проявилось в отделении племенной знати (вождей, их приближенных, жрецов и пр.) от полноправных тружеников, неполноправных и совсем бесправных (рабов – т.е. военнопленных, обнищавших соплеменников). Рабство на Востоке носило патриархальный характер, так как рабский труд использовался преимущественно в домашнем хозяйстве, а рабы пользовались некоторыми правами, могли иметь семьи.


Формирование рабовладельческого общества


 
 


Тойнби А.Д. (1889-1975) – выдающийся английский историк, философ, дипломат, разработавший оригинальный вариант типологии локальных цивилизаций. Автор многотомной работы «Постижение истории».

Развитие ремесла подготовило городскую революцию, появление новой формы поселения – города, выполняющего функции административного, хозяйственного, военного и культурного центра, а перераспределение всех ресурсов, включая землю, породило право сильного.

Л. С. Васильев авторитетный современный российский исследователь истории и религий Востока.

Древневосточные государства: Древний Египет, Шумеро-Вавилония, Древние Индия, Китай формировались по берегам крупных рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ и пр.), отвечая, по мнению А. Д. Тойнби, «вызову природной среды, могучих рек и иссушения» почвы. Это во многом определило социокультурные процессы, необходимость координации и консолидации усилий всего населения для создания мощных единых ирригационных систем, позволивших заставить реки служить человеку, что потребовало формирования нового способа производства. Его Л.С. Васильев вслед за К. Марксом называет «азиатским» [2], выделяя следующие черты:

1. наличие относительно самостоятельных сельских территориальных общин;

2. сильная надобщинная (государственная) администрация, взимающая ренту (налог), за счет нее существующая, держащая население в повиновении. Это, по словам Л.С. Васильева, – ключ к восточному небу. Древневосточные государства преимущественно были деспотиями, что означает неограниченную власть.

Сложные общегосударственные ирригационные сооружения возможны только в крупных, централизованных государствах, их целью было:

§ создание эффективного способа производства как основы развития общества;

§ регулирование внутренних социально-культурных отношений;

§ обеспечение защиты от внешних врагов.

Общественно-экономические основы централизации

Структура власти

 


..

 

Наиболее сильная власть сложилась в Древнем Египте, где ее безоговорочно поддерживала религия и мощное жречество. Фараон был вознесен над всем населением, считавшемся его рабами. Он воспринимался как живой Бог. Его культ превосходил культ богов. В Месопотамии государство было более рыхлым и власть правителя более слабой. Индифферентность религии к государственной власти в Индии обусловила ее неустойчивость и слабость. В Китае власть вана, «порядок» в государстве опирался не на религию, а на традиции – культ предков, почитание старших, когда правитель (ван) становился главным, старшим, как отец в семье.

Древний Египет, Древний Китай представляли собой единые государства с единым народом, единой культурой, хотя у их истоков изначально стояло немало различных племен. В Месопотамии (Междуречье), Древней Индии сменяли друг друга, взаимодействовали, сосуществовали, противостояли разные народы. Шумеры, семиты, амореи, ассирийцы, хетты и пр. в Месопотамии; дравиды, мунда, тамилы, индоевропейцы и др. в Индии. Там с древнейших времен шел процесс смешения народов и языков.

Социальная структура в странах Древнего Востока иерархична и регулировалась традицией, поддерживалась религией.

Именно в древневосточных цивилизациях родились величайшие культурные ценности: полная тайн и гениальных прозрений мифология, понятие истины, высказанные от лица древних мудрецов, высочайшего уровня искусство, первые ростки философско-религиозных систем, мировые религии.

Культурные достижения Древнего Востока есть результат взаимодействия многих цивилизаций, сформировавшихся посредством взаимообмена между государствами, осуществлявшегося через торговлю, паломничество, даже военные походы. При этом победители и побежденные часто перенимали и усваивали культурные ценности друг друга.

Это свидетельствует о взаимодействии Востока и Запада. Запад немало черпал и черпает из сокровищницы восточной мудрости (принцип алфавита, разные системы счисления, архитектурные и технические находки и многое другое).

Запад нередко смотрит на восточные страны как на что-то отсталое, традиционалистское, но опора на традиции позволила им выстоять под мощным давлением европеизации, указать путь для выживания, сохранения самобытности другим народам.

Западные исследователи в XXI в. все чаще обращают взоры на Восток, противопоставляя «техническому человеку», добивающемуся господства над миром, природой, стремление понять мир не только объективно, но и через себя. Востоку еще предстоит сказать свое слово. Благоговение перед жизнью, нравственную чистоту, уважение к старшим и прочие ценности Восток в отличие от Запада сохранил и по сей день.

Литература

Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

Белцхий Л. Забытый мир шумеров. М., 1980.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

Буддизм: история и культура. М., 1989.

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004.

Древнекитайская философия. В двух томах. М., 1972.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизации на Востоке (очерки общей теории). М., 1990.

Керрам К. В. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.

История культуры Китая. СПб., 2003.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1971.

Мировая культура. Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. 2000.

Мифология древнего мира. М., 1987.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М., 1980.

Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Религиозно-философская мысль

Древнего Востока. Ростов-на-Дону. 2004. С. 169-180.

Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М., 2003.

 

 


[1] Гегель Г. Лекции по истории философии. Т. VIII. М., 1935. С. 98.

[2] Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004.

[3] Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С. 315.

[4] «Законы Ману». М., 1960. С. 29.

[5] Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 2003. С.39.

[6] Клочков И. Духовная культура Вавилона: человек, судьба, время. М., 1983.

[7] Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2004. С. 458.

[8] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1980. С. 285.

Глава V. Культурные ценности и мировоззренческие


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь