В Древней Индии и Древнем Китае
Древня Индия
| Древний Китай
| Культура Древней Индии величественна и оригинальна, отличаясь от других монотеистических (монотеизм – единобожие) религий, представляется более глубокой и философски насыщенной.Это запечатлено в священных текстах «Брахманах», а также в «Упанишадах» (сидеть у ног учителя, получая наставления). Особенность индийских философско-религиозных направлений – их интровертивность, т.е. направленность внутрь, на поиск собственного пути индивидуального спасения своей бессмертной души в вечной Пустоте, вечном небытии, Абсолютной реальности.В них разум, слитый с интуицией, с идеалистическим видением мира господствовал над слепой верой.
Индийская религия не едина, а включает различные формы. Основы ее заложены в ведических верованиях(ведийскими называют богов, вошедших в священные тексты Веды – от санскр. Vid – ведать, знать), которые принесли в III тыс. до н.э. племена ариев. Она политеистична. Пантеон (все боги данного культа) слабо дифференцирован, включая добрых и злых. Боги, вероятно, человекоподобны, хотя изображений их нет.
В центре религиозной практики брахманизма стоял обряд жертвоприношений с магическими ритуалами, монополизированный жрецами (брахманами). Они заняли ведущие позиции в религиозных действах, знании священных текстов, образовании и т. д. «Мир подчиняется богам, боги подчиняются заклинаниям, заклинания подчиняются брахманам, следовательно, – брахманы наши боги».[8]На смену кровавым жертвам пришла условность, символика магических жестов во славу богов: Брахмы (Брахмана), Вишну и Шивы.
Основа религиозной философии – мир не случайное сочетание вещей и явлений, а универсальный и вечный космический порядок, удерживающий Вселенную как целое – дхарма (от санскр. держать), ему подчинено все, включая богов. Это некая безличная закономерность, ей подчинены боги, природа, люди. По отношению к отдельному человеку дхарма – долг, совокупность религиозных, этических и общественных обязанностей каждого.
В индийской философии кардинальными являются проблемы бытия; жизни и смерти, взаимоотношения человека и космоса, людей и богов, того, что находится по ту сторону жизни, т.е. философские проблемы.Идея вечного круговорота жизненного начала (сансара): свет-тьма, холод-тепло, смена времен года и пр., видимо привела к мысли о закономерности этого круговорота, о примате духовного начала (бессмертной души) и к мысли о переселении душ (реинкарнации). Данный постулат стал одним из главных принципов всех религиозных течений в Древней Индии. Смерть – не конец и не достижение блаженства. Это просто разрыв непрерывности бесконечного круговорота, за которым будет новая жизненная форма, в которую воплотится душа. Конкретная форма, новый телесный облик зависит от поведения человека, от соблюдения им кастовых законов. Теоретическое обоснование учения о перерождении и идея кармы как суммы злых и добрых дел человека (нравственной нормы) –благодаря своим деяниям человек может изменить свою карму и перейти после смерти в более высокую или более низкую варну (касту).
Не проблемы социальной справедливости, имущественного и пр. неравенства, не борьба за изменение социально-культурных условий, а улучшение собственной кармы – путь к спасению в вечной Пустоте, освобождения (мокши) от круговорота перерождений души стало целью индийца.
Борьба за социальную справедливость, социально-экономическое равенство оказались несущественными в Индии, если все зависит от самого человека – твори добро, терпи, почитай Брахмана как высшую Абсолютную реальность, духовное единство, следуй законам варны. Тем самым обеспечивалась социально-политическая устойчивость, активно поддерживаемая жречеством (брахманами).
В процессе роста социальных противоречий, противоборства разных религиозных течений наиболее широко распространился в государстве Мадагха на рубеже тысячелетий (III в. до н.э. – I в. н.э.) Буддизм, ставший самой ранней мировой религией, явившейся мощной философской системой. В его недрах родилась вероисповедальная связь людей независимо от этнических, языковых, политических связей. Он сформировался в среде кшатриев как альтернативная доктрина мудрости брахманов (жрецов).Будда (Сиддхартха Гаутама), ставший «просветленным», нашел путь к самоуглублению, познанию истины, ведущий к покою и просветлению духа. Буддизм, который поначалу сформировался как религия без Бога и не был связан с варно-кастовой структурой, проявил социально-политическую гибкость.
Это четыре истины: учение о страдании, его причинах, пути преодоления. Причина страдания в жажде жизни, избавление – в уничтожении желаний, привязанностей, и в итоге праведная жизнь. Конечная цель религиозного спасения – состояние полного небытия, угасания (нирвана), когда прекращается круговорот перерождений.Фундамент учения – идея кармы, а также основа всей системы представлений и запретов: воздержание от убийства, воровства, от разврата, лжи и т.д., а также принцип непротивления злу насилием, непричинения зла всему живому (ахимса). Это состояние совершенной мудрости, самообладания, достигаемое путем совершенствования души, улучшения кармы, переживается на земле, а не в потустороннем мире.
Социальная роль философии буддизма определяется идеей равенства людей в страдании, праве на спасение на основе личного самосовершенствования, углубления в себя, размывании варно-кастовых границ.
Соперником буддизма стал индуизм, более ориентированный на условия кастовой Индии, традиционные принципы сельскохозяйственной общины, ее нормы, этические ценности, верования, обряды, мифы. Индуизм – синтез и итог всех длительных религиозно-философских поисков. По мнению А.С. Токарева, это скорее совокупность религий, отразившая пестроту кастового, этнического состава, сложность классовых отношений, сохранившая традиционные догматы – авторитет Вед, веру в реинкарнацию, в справедливость кастового деления, непричинение зла и пр. Множество богов ушло в прошлое. На первый план вышли модифицированные Брахма, Вишну, Шива, выполняя основные функции: созидательную, охранительную, разрушительную. В модернизированном виде они стали ближе и понятнее людям. Будучи приближены к земным условиям, они приобрели человекоподобный облик. Индуизм превратился в основную религию в условиях достаточно пестрой религиозной жизни.
Появлению индуизма способствовало стремление жрецов приспособить культ к потребностям народа, чтобы конкурировать с буддизмом. Культ стал более демократическим, народ получил возможность участвовать в публичных церемониях, обрядах. Именно в эту эпоху стали строиться храмы, появились антропоморфные (человекоподобные) изображения богов.
Индуизм оказался тесно связанным с варно-кастовым строем: чтобы стать индуистом, надо принадлежать к какой-либо касте. В этом его ограничение и он не мог стать мировой религией, подобно буддизму.
Главной ценностью ее доныне является приобщение к мудрости, святости, благочестию, а не к накопительству, освобождение от власти кармы.
В Индии и ныне принято оценивать жизнь человека не по размеру вклада в банке, а на основании ее моральности и благочестия, следования индивида религиозным нормам, законам касты, согласия его с общиной, с самим собой, с природой. Отсюда отсутствие традиции энергичного социально-политического сопротивления внешним силам.
| В Древнем Китае издревле на первый план выходят не абстракции, не мистика, как в Индии, а «художественно-мифолого-религиоз-ный комплекс» и знания, интеллект, развивающиеся в практике жизнеобеспечения. Китаец не задумывался над таинствами жизни и смерти, но ориентировался на эталон высшей добродетели – жить достойно ради жизни на земле, в соответствии с ритуалом, а не ждать посмертного блаженства на том свете. Поэтому в Китае главное не религия, а ритуал, этикет и моральные нормы, правила, в том числе административные, цели управления.
Вперед вышли – строгий рационализм, государственная польза, не личные связи индивида с божеством, а отказ от личного в пользу общественного. Сложившаяся философско-религиозная система рационалистична и равнодушна к мистике и метафизическим спекуляциям. Она обусловила облик китайской цивилизации на века, облик религиозной жизни, характеризующейся ослаблением иррациональности и возвеличиванию рационального начала, этических норм.Религия обернулась этикой.
Древний китаец при отсутствии великих богов изначально искал защиту у духов предков умерших правителей. На первый план вышел Шан-ди – легендарный первопредок-тотем, родоначальник народа шан-инь. К нему шли мольбы и просьбы. Он как бы заслонил богов, оттеснил религиозное начало, возвысил ценность материального, практического и абсолютизировал культ предков.
Необходимость укрепления власти вана привело к обожествлению Неба (поначалу местожительства Шан-ди), выступившем как абстрактная безличная сила, космический и нравственный закон, контролирующее и регулирующее начало. Небо – всекитайское божество, символ высшего порядка, космического и нравственного, олицетворение разума. Оно охраняет земное общество, основанное на добродетели, карает недостойных и награждает добродетельных.
Китайский ван – сын Неба, а Китай – Поднебесная.Это означало для вана принятие ответственности за весь мир, за народ. А народ объявлялся глашатаем воли Неба, требовавшем большей заботы, чем духи. В этом случае космически установленный коллективизм снижал значимость личностного начала, индивидуализма, в отличие от Запада.
В Китае были канонизированы нормы и стереотипы поведения в зависимости от социального статуса, что поддерживалось Конфуцианством.
Жречества в Китае не было, так как абстрактное божество (Небо) в них не нуждалось, а обязанности первосвященника в ритуалах выполняли правитель, образованные чиновники.Вся деятельность жрецов-чиновников ориентирована на ритуальные функции, на выполнение административных обязанностей, на сохранение устойчивости социальной структуры, санкционированной Небом. Подготовка чиновников – особая задача. Их отбор осуществлялся посредством конкурсного экзамена, предполагающего наличие грамотности, знание классических канонов, классических текстов, умения рассуждать на философские темы, сочинять стихи и пр. Трижды сдавшие экзамен получали высшую ученую степень и право на престижную должность.
Культура Китая, как никакая другая, была необычайно доверчива к мудрости природы, что определило картину мира, где не было враждебности и дисгармонии. Мир изначально целен, совершенен, гармоничен и не нуждается в переделке, человек должен самоустраниться, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Социальные проблемы в реальной жизни китаец стремился решать, опираясь на морально-нравственное начало, на ритуал.
В основе гармонии мира – социо-этико-политическая идея, санкционированная Небом. Китайский мир – некий космос, где совершаются взаимопереходы двух противоположных начал – Инь и Ян, они символизируют священный союз Земли и Неба.
Названные идеи развивались в философско-религиозных учениях даосизма, конфуцианства, буддизма. Их особенность, во-первых, в подчиненности политике в отличие от индийской философии, во-вторых, в оторванности философии от естествознания, от конкретных научных знаний. Таким образом, натурфилософские концепции природы, логика и др. не получили развития, несмотря на склонность китайцев к рациональному мышлению.
Одним из важнейших был вопрос о Небе, Небесном пути, всеобщем законе, высшей Истине и Справедливости (Дао) и первопричине всего сущего, который стоял перед многими философами.
Один из них Конфуций (Кун Фу-цзы, 551–479 гг. до н.э.). Он – родоначальник древнекитайской философии, этико-политического направления. Он пережил мятежи, нищету, жестокость и тяготел к ритуалу и старине. В эпоху глубокого кризиса Конфуций искал опору, общепризнанные авторитеты, коими сталиполулегендарные предки. Конфуций реанимировал культ предков и придал ему нравственно-этическое и социальное звучание.Одним из основных положений конфуцианства является учение о сяо (сыновней почтительности) с требованием строго повиновения старшим, от отца до государя. Культ предков воспитывал уважение к семье. Ее интересы выше личных, ибо семья – малое государство.
На первое место он ставит народ, на второе – божества, на третье – государя.Для него мир – упорядоченное гармоничное начало и человек должен найти в нем свое место, исходя из учения о правилах поведения, о правильной жизни при соблюдении канонов, ритуалов.
В основе – сконструированный Конфуцием умозрительный социальный идеал как эталон для подражания – совершенный человек (цзюнь-цзы – благородный муж) с главными достоинствами: гуманностью (жэнь), основанной на почитании предков: почтительности к родителям, к старшим (принцип сяо), и чувством долга (и), обусловленным моральной обязанностью, но не расчетом.«Кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла». Основная заповедь (изречение) Конфуция – «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Критерием деления общества на верхи и низы стал идеал цзюнь-цзы. Он противостоит простолюдину (низкому человеку). Благородный следует долгу и закону, низкий – выгоде.
Жить согласно ритуалу есть основной принцип, а ритуал – мера гармонии в отношениях между людьми.Через обряды и церемонии они становились доступными для людей и приобщали их к добродетели. Так, ритуал стал центральной частью социального взаимодействия и формой религиозно-культового действия.
Конфуцианство направлено на приземление древних верований и обрядов, придания им прагматического, социально-нравственного, а не религиозного звучания.
Серьезно занимается вопросами бытия, небытия, становления единого, многого, т.е. картиной мира в абстрактно-философском аспекте – даосизм. (Возник в VII в. до н.э., основатель – легендарный Лао-цзы). Главный символ – Дао (путь), чем-то близок символу Бога Неба, а также к Брахману-Абсолюту. Это своего рода закон бытия, Космоса. Он – основа всего сущего во Вселенной, источник всех вещей и явлений, путь, по которому следует все в мире, включая богов.
Цель человека – достичь слияния его бессмертной души с Дао через силу Дэ как индивидуального проявления Дао. В основе лежит недеяние (ву-вей), не деятельность, не добрые дела, а вслушивание в себя, уход в свой внутренний мир, т.е. созерцательное отношение к жизни, слияние с природой
Нравственный идеал даосизма – первобытная община, когда не было неравенства, угнетения, стяжательства. Но не следует сопротивляться, а нужно покорно следовать Дао. Главное – не нарушить путь, а встроиться в него.
Конфуций заложил фундамент этико-политической системы взглядов. Заложил фундамент патриархальной теории государства. Со временем эта система стала государственной доктриной на долгие годы.
|
Письменная культура Древнего Востока
|
Древний Восток не случайно считают колыбелью цивилизации, кладезем яркой, самобытной культуры. Величайшим достижением древневосточных народов было формирование письменности. Ученые относят это к IVтыс. до н.э. Она прошла долгий путь от пиктографии (рисуночного письма) до алфавитного. В пиктографии знак прямо изображал слово, например, слово «дерево» обозначалось изображением какого-либо дерева.
| | | | | | | | |
Клинописное письмо распространилось по многим восточным странам. Через финикийцев оно проникло в Древнюю Грецию. Греки создали на его основе новую систему письменности, где каждый знак получил звуковое выражение. Совокупность знаков (букв) называют алфавитом. Алфавитной системой пользуется большинство народов. Она упростила письменность, облегчила овладение грамотой и явилось мощным рычагом для развития и фиксации всех видов знания, религиозно-философских учений, художественного творчества. Стимулом распространения письменности стало широкое применение ее в хозяйственных и сакральных целях. Первая в истории библиотека Ашшурбанипала (ассирийского царя) в Ниневии – ценнейший материал древней культуры по разным областям знаний.
Потребности земледелия, необходимость измерений, отчетности и пр. требовали расширения математических, астрономических знаний.
Гуманитарные знания преимущественно развивались в Индии, известны труды грамматиков (например, Панини – IV в. до н. э.). Истолкование древних, ведийских текстов привело к появлению фонетики, этимологии, ставшими основой не только древнеиндийской лингвистики, но основой мировой лингвистической науки.
Исторические знания развивались в лоне сказаний, легенд, плачей по погибшим в войнах и пр. История в Древнем Египте, Китае родилась из жизнеописаний правящих династий с достаточно точным летоисчислением, сведениями о войнах. Летописцы-историографы Китая – Сыма Цянь (основоположник историографии. Он излагает историю Китая в труде «Ши цзи» от древности до 140-87 гг. до н. э.), Бань Гу, Лю Сянь и др. оставили богатое наследие. К «историческим данным» можно отнести шумерские плачи, храмовые и мирские, живописующие ужасы войн, набегов, очевидно, реальных. В Индии история не играла особой роли. Исторические события упоминаются редко. В основном это сведения о благочестивых дарителях, жертвоприношениях.
Художественная культура народов Древнего Востока
|
На протяжении своей истории древневосточные народы создали великие творения художественной культуры. Основой ее стало народное творчество. Это большое количество обрядовых, трудовых, исторических, бытовых, лирических, песен, инструментальных наигрышей, произведений декоративно-прикладного творчества, архитектурных сооружений и пр., представлявшее некое синкретическое единство хозяйственной деятельности, общественно-политической, эстетической, религиозной и пр. Выделившись из первоначального синкретического единства, художественное творчество специализировалось, в нем стали вычленяться отдельные виды: музыка, танец, словесные жанры и т.д., которые стали развиваться относительно автономно, хотя не утрачивали взаимосвязь друг с другом.
Пластические
искусства
народов
древневосточных цивилизаций
| Барельеф – basrelief – изображение, орнамент, выступающие на плоской поверхности.
| Разнообразная жизнь древневосточных народов породила искусство, способное включать разные впечатления об окружающем мире. При этом бурные исторические события диктовали свои нормы и правила. В искусстве складывался свой идеал человека, властителя, формировался присущий данному времени, данной культуре канон (свод правил), согласно которому положено изображать человека разного социального статуса, возводить здания (дворцы, храмы, усыпальницы и пр.). Дошедшие до сего времени древнейшие памятники искусства Древнего Востока представляют собой в значительной степени культовые сооружения.
Древний Египет
|
Древняя Месопотамия
|
Фараон как потомок богов должен хранить самое дорогое сокровище – землю и храмы. В Древнем Египте искусству отводилась почетная и священная роль – обеспечивать бессмертие и прославление государственной власти, выражать идеи стабильности и незыблемости общественного порядка, веры в загробную жизнь, воплощать величие правителя. Жилища бессмертной души фараона (пирамиды), храмы строили из камня. Наиболее знаменит комплекс пирамид в Гизе. Это пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена, Микерина. Они – образец монументальности. Пирамида Хеопса высотой 146 м. сложена из 2, 5 млн. известняковых и гранитных блоков. Большой сфинкс (лев с головой человека, диной в 57 м, высотой – 20 м), высеченный из скалы, стал символом загадочности и таинственности. Культ сфинкса привел к многократным повторениям скульптур. Храмы строились выходящими фасадом на Нил. Для них характерны строгие геометрические пропорции. (Храмы Карнака, Луксора). Внутреннее пространство густо заполнено таинственным лесом колонн, богато украшено росписями, рельефами, статуями, мелкой пластикой, религиозными текстами.
Изобразительное искусство достигло необычайных высот. Скульпторы виртуозно обрабатывали различные материалы, не отступая от канонов, искусно передавали индивидуальность модели.
Портретность. Особенно ярко это отразилось в статуях фараонов, а также фигурках слуг и ремесленников. Не случайно скульптора Итерсена (XXI в. до н.э.) называют «мастером гораздым в ремесле своем». Одно из достижений – настенная живопись, демонстрирующая чувство цвета, мастерское владение линией, поэтическое восприятие мира. Монументальность скульптуры и живописи подчинены канону (обязательным правилам) – голова и ноги в профиль, плечи и глаза в фас. Мастера стремились в изображениях простолюдинов передать суть их профессий, в статуях фараона, верховного жреца – идею божественной власти. Изменения в эпоху Аменхотепа IV привели к тому, что портретный реализм доведен до гротеска, до крайности, и уравновешен с каноном. Скульптору Тутмесу приписывают создание шедевров – портретов Эхнатона и Нефертити.
|
Богатство и сила власти царей выразились в повсеместном строительстве дворцов и храмов. При отсутствии сложной и пышной заупокойной обрядности в Шумеро-Вавилонии не было грандиозных усыпальниц, подобных египетским пирамидам. Грандиозные трех или семиступенчатые храмы-башни (зиккураты) строились из-за недостатка камня из кирпича-сырца. Они отражали мифические представления: 3 ступени – небо, земля, воды, 7 ступеней – семь астральных (звездных) богов. Наряду с дворцами, они становились центрами городов. Храмы посвящались великим богам. Главный из них стоял на высокой платформе, что возносило его над уровнем земной жизни, и венчался небольшим храмиков – «жилищем Бога», где стояла статуя Бога. Наиболее знаменита Вавилонская башня («Этеменанки») высотой 90 м. В Верхнем храме, который одновременно служил обсерваторией, помещалась статуя верховного Бога Вавилона – Мардука. Памятником архитектуры был сам Вавилон с его двойными стенами, сторожевыми башнями. По мнению древнегреческого историка Геродота, между ними могла проехать четверка лошадей. Комплексы дворцов с богатейшими украшениями, многоцветными барельефами, являлись чудом роскоши.
Междуречье знаменито своей керамикой с многоцветной росписью, а также глиптикой (искусство резных печатей). Врезанные рисунки цилиндрических печатей оставляли рельефные оттиски, которые дают представление об идеологии, эстетических принципах, устройстве государства, а также о видах животных, растений, мифологических сюжетах. В Вавилонии изображались крылатые быки, львы, драконы. Человек изображен в различных областях хозяйственной жизни и культурной деятельности. В изображениях заметны схематизм и условность. Непомерно большие уши и широко раскрытые глаза символизировали божественную мудрость и магическое прозрение. Идеализация и обобщение сочетаются с умением подчеркнуть индивидуальные черты. Особняком стоит скульптурное изображение богини Инанны.
|
Ступа – сооружение в виде полусферического холма, выложенного из кирпича и камня, предназначенное для хранения реликвий Будды, лишенное внутренних помещений.
| Достижения художественной, в том числе пластической культуры с уходом с исторической арены Египетского и Шумеро-Вавилонского государств были усвоены другими народами и вошли в мировую сокровищницу. Народы Древних Индии и Китая сумели донести художественные достижения до наших дней, во многом сохранив вековые национальные традиции.
Древняя Индия
| Древний Китай
| Памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства Древней Индии сохранилось немного, возможно из-за запрета на изображения богов и недолговечности древесины. Строительство из кирпича и камня началось поздно, в конце I тыс. до н. э. Сохранившиеся памятники связаны преимущественно с буддизмом: это ступы – мемориальные памятники в честь деяний Будды, хранящие его священные реликвии, отождествляемые с небесным сводом, столб (самбха), на котором высекались буддийские проповеди, и скальный храм как символ отшельнической жизни Будды. Их мощь символизирует идею о непоколебимом единстве существующего в государстве порядка с законами Вселенной. Ступу окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Самая большая ступа сопоставима по размерам с египетскими пирамидами, но лишена их величия и чистоты форм. Ступа является принадлежностью пещерных храмов. Своеобразным видом индийского храма были чатьи – пещерные храмы, позднее украшенные резными колоннами и скульптурами.
Все сооружения свидетельствуют о высоком мастерстве обработки камня. Храмы, монастыри характеризуются синтезом архитектуры и изобразительных искусств. Ценны колонны, на которых высечены надписи царя Ашоки.
В последние века I тыс. до н.э. сформировались местные школы скульптуры, наиболее известны гандхарская, матхурская, школа Амаравати и др. Гандхарская сочетает три традиции: буддийскую, грекоримскую, среднеазиатскую. Именно здесь были созданы первые изображения Будды как Бога. Другие школы более тесно связаны с индийскими традициями. Стены монастырей, храмов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Любимый образ скульпторов – это фигуры духов плодородия (якшинь) в облике юных девушек.
* * *
Черты и ценности культуры Древней Индии:
§ ее интровертивность (направленность внутрь), поиск индивидуального спасения в вечной Пустоте(это путь к индивидуализму);
§ особая религиозная утонченность, окрашивающая социальное поведение, политику, психологию, этические нормы;
§ склонность к самоанализу, созерцательность;
§ установка на совершенствование души, а не накопление;
§ традиционность при соблюдении законов варн.
Самобытность индийской художественной и в целом культуры в следовании традициям.
Культура Древней Индии в разных ее проявлениях является одним из оригинальных и самобытных явлений. Обращенность внутрь, особая религиозность, склонность к самоанализу оказали огромное влияние на мировую духовность.
В целом индийская художественная культура тесно связана с религией и философией, что требует знания основных философских концепций.
| Основы китайской архитектуры и пластических видов искусства, художественного ремесла были заложены в III в. до н. э. в период правления династии Цинь, затем Хань. В Китае сложились устойчивые планировочные принципы зодчества и его типичные силуэты.
– это здания в 2-3 этажа, многоярусные башни с изогнутыми вверх карнизами, воздвигаемые в честь божеств и знаменательных событий, крытые черепицей.
– храмы и храмовые комплексы, высеченные в скалах;
– многоярусные башни – пагоды с изогнутыми карнизами, посвященные высшим божествам буддийского пантеона. Они свидетельствуют о взаимодействии двух древнейших культур – Индии и Китая.
Самобытность и поэтичность в том, что архитектурные сооружения искусно вписаны в природную среду. Достоинство садового ландшафта – полная естественность. Главное в Китае не дом, не монументальность, – усадьба, т.е. комплекс огороженных стеной зданий, воплощающий идею семьи как замкнутой общности, воспроизводящей принципы мироздания. Но возводились и крупные инженерные сооружения: каналы, мосты, крепостные стены, оросительные системы (например, Великая китайская стена длиной в 3 тыс. км, высотой в 10 м).
Мировой известности достигла живопись. Высочайшим художественным феноменом стала иероглифическая письменность, искусство каллиграфии. Оно – в пластичности, отсутствии симметрии, трепетном отношении к природе, чувствовании материала (кости, шелка, изобретенной в I в. н.э. бумаги). Росписи дворцов, храмов, картины на свитках из шелка, бумаги рисуют сцены жизни разных слоев населения, также отражают религиозные, мифологические, назидательные сюжеты. Велико значение пейзажей. Уникальна живопись «цветов и птиц», «трав и насекомых». В буддийском Китае появилась светская живопись.
Древняя самобытная скульптура связана с ритуалом погребений, заполнением гробниц фигурками зверей, слуг, воинов и пр. (гробница императора Цинь Ши-Хуана, которую теперь называют «восьмым чудом света»). Большое количество монументальной скульптуры найдено в скальных монастырях.
* * *
Как и в Индии, в Китае традиции окрашивают не только пластические искусства.
Мудрость, по мнению китайцев, это человечность как воплощенное знание. Эффективны не сами по себе знания и технические приспособления, а воля и разум («техника сердца»). Уважать добродетель, великодушие, правдивость – эти нормы обеспечивают стабильность, устойчивость. Они стали приоритетами китайской культуры.
Основные ценности китайской культуры:
§ это коллективизм, санкционированный сверху;
§ не мистика, а нормированная и ритуализированная этика, прагматизм;
§ рационализм;
§ экстравертность как ориентация на других, а не на себя, человечность, чувство долга по отношению к общине, государству;
§ традиционализм, проявляющийся в уважении к семейным устоям, к старшим (сяо) – от отца до государя, основанный на культе предков.
|
* * *
Популярное:
|