Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Внутренняя и внешняя политика Древней Руси



(IX – начало XII в.)

Середина IX в. – складывание в Среднем Приднепровье раннефеодального государственно-политического образования Русь.

860 г. – первый поход русов на Царьград (Константинополь).

862 г. – год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание в Новгородскую землю варяжского конунга (князя) Рюрика. По традиции с этого времени берет начало русская государственность.

862 879 г. – правление князя Рюрика в Новгороде.

882 г. – объединение Новгорода и Киева под властью варяжского князя Олега. Киев стал центром Древнерусского государства

879 912 гг. – княжение Олега.

907 г. – удачный поход Олега на Константинополь. Первый договор с Византией. Победители получили огромную дань.

912 945 гг. – правление князя Игоря в Киеве.

941 г. – неудачный поход князя Игоря на Константинополь. Сожжение русских кораблей «греческим огнем».

944 г. – поход князя Игоря на Константинополь. Посольство к императору Роману в Византию для заключения мира.

945 г. – договор князя Игоря с Византией о мире, союзе и торговле. Восстание племени древлян. Убийство Игоря древлянами при попытке повторного сбора дани (полюдья).

945–964 гг. – правление жены князя Игоря Ольги в Киеве в качестве регентши малолетнего князя Святослава.

945 г. – окончательное покорение древлян княгиней Ольгой.

945–946 гг. – установление дани («уроков») и мест сбора податей («погостов») в землях племен, подчиненных Киеву.

955 или 957 г. – крещение Ольги. Ольга стремилась укрепить союзнические отношения с Византией.

964–972 гг. – правление князя Святослава Игоревича в Киеве.

964–966 гг. – походы князя Святослава на Оку на вятичей, которых он освободил от хазарской дани и присоединил их земли.

965 г. – разгром Святославом хазарского города Саракел (Белая Вежа). Завоевание ясов и касогов (Северный Кавказ). Завоева­ние Святославом Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества.

60-е гг. X в. – разгром Святославом Хазарского каганата. Установление полного контроля Киева над важнейшими торговыми путями по Волге и Каспию.

966 г. – присоединение вятичей, обложение их данью.

968 г. – поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию. Завоевание 80 городов.

968 г. или 969 г. – нападение печенегов с юга на Киев. Возвращение Святослава и разгром печенегов под Киевом.

969–971 гг. – второй поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию и война с Византией.

969 г. – назначение Святославом своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене (земля древлян), Владимира в Новгороде.

971 г. – заключение под Доростолом мира между князем Святославом и императором Византии Иоанном I Цимисхием. Обязательство Святослава уйти из Болгарии и оказать помощь Византии в случае нападения на нее неприятеля – в обмен на обязательство Цимисхия не воевать с болгарами и не подстрекать печенегов на походы против Руси.

972 г. - гибель Святослава в схватке с печенегами на р. Хортица.

972–980 гг. – правление князя Ярополка в Киеве.

977 г. – поход Ярополка на древлянского князя Олега.

978 г. – победы Ярополка над печенегами.

979 г. – заключение князем Ярополком мира с Византией.

980 г. – поражение князя Ярополка в битве с князем Владимиром под Смоленском. Осада Киева дружиной Владимира. Убий­ство Ярополка. Опираясь на новгородцев и варягов, Владимир утвердился в Киеве.

980–1015 гг. – правление князя Владимира I Святославича в Киеве ознаменовало новый этап в развитии Киевской Руси.

980 г. – языческая реформа Владимира. Замена разрозненных языческих культов единой государственной религией. Создание государственного пантеона из шести божеств во главе с Пе­руном. Владимир искал такую религию, которая помогла бы креп­че объединить его государство. Но языческая реформа не решила этих задач.

981 г. – отвоевание князем Владимиром у Польши городов Червен и Перемышль.

981–982 гг. – успешные походы князя Владимира на вятичей. Покорение вятичей и обложение их данью.

984 г. – успешный поход князя Владимира на радимичей и покорение их.

985 г. – поход князя Владимира на волжских болгар.

988 г. – военный союз князя Владимира с византийским императором Василием II. Нарушение Василием условий договора. Поход Владимира на греческую колонию Херсонес (Корсунь) и взятие ее. Мирный договор с Византией. Крещение Владимира и брак с принцессой Анной, сестрой императора Василия II.

988–990 гг. – введение христианства в Древнерусском государстве («Крещение Руси») содействовало укреплению княже­ской власти, престижа Руси на международной арене, торговых, экономических и культурных связей с другими странами.

1014–1016 гг. – выступление новгородского князя Ярослава против великого князя киевского. Отказ Ярослава от уплаты дани Киеву.

1015 г. – восстание в Новгороде против варягов, призванных на службу князем Ярославом. Убийство удельных князей братьев Бориса и Глеба по приказу Святополка (Окаянного). Вступле­ние Святополка на великокняжеский престол.

1015–1019 гг. – княжение в Киеве Святополка Владимировича.

1018–1019 гг. – борьба Святополка с Ярославом за власть в Киеве. Изгнание Святополка из Киева, обращение его за помощью к печенегам. Поражение Святополка и его бегство в Польшу.

1019–1054 гг. – время правления в Киеве Ярослава Мудрого – расцвет Древней Руси. Ему была подвластна огромная территория от Балтийского до Черного моря. Восточным и южным гра­ницам больше не угрожали печенеги. Составление свода законов «Правды Ярослава» – наиболее древней части Русской Правды.

1019 г. – Ярослав Мудрый освобождает Новгород от дани киевским князьям.

1021 г. – появление первых русских святых: были канонизированы Борис и Глеб – братья Ярослава, убитые в ходе междоусобиц.

1026 г. – раздел Киевского княжества между Ярославом и его братом Мстиславом Тмутараканским (Мстислав Удалой).

1036 г. – разгром печенегов под Киевом. Создание киевской митрополии во главе с митрополитом Феопемтом.

1036 г. – после смерти Мстислава власть Ярослава Мудрого распространяется на все его владения.

1043 г. – неудачныйпоход Владимира Ярославича на Визан­тию.

1043 г. –будущий корольВенгрии женится в Киеве на доче­ри Ярослава Анастасии.

1043 г. –сынЯрослава Изяслав женится на дочери польского короля Мешко II.

1046 г. – заключение Ярославом мира с Византией.

1048 г. –французскоепосольство просит руки дочери Ярослава Анны для своего короляГенриха I.

1051 г. – утверждение Ярославом священника княжеского села Берестова Иларионана Киевскую митрополию без предварительных обсуждений с константинопольским патриархом (пер­вый митрополит из русских).

1052 г. –браксына Ярослава Всеволода с византийской принцессой Анной.

1054 г. « Завещание»Ярослава. Ярослав Мудрый, умирая, разделил страну между6 наследниками (5 сыновей и 1 племянник) и установил порядокпередачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. Предполагалось, что наследники будут править страной сообща (ни у одного из братьев не было определенного княжества, земли были расположены чересполосно). Появляются тенденции к раздробленности Руси.

1054–1073 гг. – правление Изяслава Ярославича в Киеве. Создание свода законов Древнерусского государства – Правды Ярославичей.

1054–1097 гг. – междоусобная война русских князей – сыновей и внуков Ярослава Мудрого – за Киевский престол.

1073 г. – Святослав (1073–1076) изгнал из Киева Изяслава (погиб в 1078 г.).

1073–1076 гг. – великое княжение в Киеве Святослава Ярославича.

1078-1093 гг. – великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича. После его смерти киевляне пригласили туровского князя Святополка Изяславича.

1093 г. – поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами. Разорение Южной Ру­си половцами.

1096 г. – победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем.

1097 г. – в интересах прекращения междоусобиц по предложению Владимира Всеволодовича Мономаха созывается съезд русских князей в Любече, на котором Святополк был признан Великим князем и достигнуто общее согласие, «кому, какой отчиной править». Съезд закрепил юридически разделение Руси на отдельныекняжества. Нарушение договора князьями – киевским Святополком II и Давыдом Игоревичем Владимиро-Волынским.

1111 г. – победа русских князей во главе с Владимиром Мономахом над половцами.

1113 г. – смерть Святополка II. Восстание посадского населения в Киеве против произвола княжеских управителей и при­теснений ростовщиков. Приглашение киевским боярством на великое княжение Владимира Мономаха.

Около 1113 г. – составление летописи «Повесть временных лет » монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

1113–1125 гг. – правление великого князя Владимира II Всеволодовича (Мономаха) в Киеве.

1113 г. – уставы Владимира Мономаха о «закупах» и о «резах» (процентах). Ограничение годового «реза» до 50 % законодательное ограничение размера годовых процентов, получаемых ростовщиками.

1125–1132 гг. – княжение в Киеве старшего сына Владимира Мономаха Мстислава I Владимировича – последнего князя единой Руси. После смерти Мстислава Русь распалась на полтора десятка княжеств-государств.

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Борис (до 988–1015 ) – сын киевского князя Владимира, князь Ростовский. Убит по приказу старшего брата Святополка. Канонизирован Православной церковью, почитался заступником Русской земли.

Владимир I Святославич (? -1015) – князь киевский примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича. С 969 г. – князь в Новго­роде. Походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешная борьба с печенегами. В народном эпосе получил имя Владимира Крас­ное Солнышко.

Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие культы в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ славянского главного дружинного бога-громовержца Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому Владимир обратился к христианству, приобщение к которому на Руси началось еще при княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство един­ственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Русь с соседними государствами, но и оказало огромное влия­ние на культуру, быт и нравы Древней Руси.

Время княжения Владимира Святославича является периодом подъ­ема Киевского государства: усиления феодальной власти, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и религии. После его смерти между сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – русский князь, опытный военачальник, писатель, князь киевский в 1113-1125 гг. Сын князя Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Прозван Мономахом по имени матери – дочери византийского императора Константина Мономаха.

Владимир Мономах– вдохновитель и руководитель военных походов против половцев в 1103, 1107 и 1111гг. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли. После смерти в 1113 г. киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Он стал киевским князем, подавил восстание, но в то же время ввел в действие Устав Владимира Мономаха, в котором регламентировалось положение должников и закупов. Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Руси. Он сумел объединить под своей властью до трех четвертей террито­рии Древнерусского государства и прекратить княжеские распри. Од­нако после его смерти усобицы на Руси продолжились.

Глеб (до 988 1015) – сын киевского князя Владимира, князь Муромский. Младший брат Бориса. Убит по приказу Святополка Окаянного.

Игорь (? - 945) – великий князь киевский с 912 г. Продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских кня­зей столкнулся с печенегами. Он был убит древлянами при попытке повторно собрать с них дань.

Изяслав Ярославич (1024–1078) – киевский князь (1054–1068, 1069–1073, 1077–1078), сын Ярослава Мудрого. Был изгнан из Кие­ва народным восстанием 1068 г. и братьями в 1073 г. Первым из рус­ских князей прибегнул во внутренних распрях к военной помощи иностранных войск. Был одним из составителей Правды Ярославичей – свода законов Русского государства.

Мстислав I Владимирович (1076–1132) – великий князь киевский в 1125–1132 гг., старший сын Владимира Мономаха. Участво­вал в организованных отцом походах против половцев. После смерти от­ца продолжал его политику укрепления власти великого князя и за­щиты рубежей Руси от внешних врагов. В 1129 г. смирил полоцких князей и посадил в Полоцке своего сына Изяслава.

Нестор – древнерусский летописец XI – начала XII в., монах Киево-Печерского монастыря. Автор жизнеописания князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, первой редакции «Повести времен­ных лет». Его труды легли в основу «Истории государства Россий­ского» Н. М. Карамзина и работ других историков.

Олег Вещий (? -912) – древнерусский князь. Согласно летопи­си, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским кня­зем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал столицей своего государст­ва. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хор­ватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно вое­вал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи.

Ольга (ок. 890–969) – великая княгиня киевская, жена князя Игоря. Правила в Киеве при малолетнем Святославе (945–962). По­сле убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восста­ние, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организо­вала административные центры – погосты. Значительно расшири­ла земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Рюрик – по русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из-за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде.

Святослав Игоревич (? -972) – великий князь киевский (962–972), полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался пла­номерным укреплением границ Руси. Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско-камскими болгарами. Око­ло 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но неудачно и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев погиб у днепровских порогов в бою с печенегами.

Феопемт (годы жизни неизвестны) – первый митрополит Русской церкви, назначенный на этот пост константинопольским патриархом в 1036 г. Грек по происхождению. При нем были заложены соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, началось строительство многих церквей, подготовка священнослужителей.

Ярослав Мудрый (ок. 978 1054) – великий князь киевский с 1019 г., сын Владимира I Святославича. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. В 1036 г. русские войска нанесли крупное поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились. Огромное значение имело принятие единого судебного кодекса – Русской Правды. Это первый документ, регулировавший взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями городов, порядок разрешения различных споров и возмещения ущерба.

Важные реформы провел и в церковной организации. Русская церковь считалась частью константинопольской патриархии. Ее глава - митрополит – назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит впервые был избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Им стал митрополит Иларион. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались в Константинополе. Учреждались епископские кафедры, которые становились центрами церковных округов-епархий. Во главе епархий стояли епископы, назначенные киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории епархии церкви и монастыри.

При Ярославе Мудром была зафиксирована и церковная десятина – десятая часть получаемых князем дани и оброка отдавалась на нужды церкви. В это же время на Руси появляются и первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный середине XI в. Благодаря монастырям на Руси стала развиваться литература, являвшаяся важнейшей составляющей древнерусской культуры.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Барщина – форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве землевладельца. На Руси появилась во времена Древнерусского государства, укрепилась во второй половине XVI в., широко использовалась до первой половины XIX в., была отменена в 1882 г.

Бояре – высшее сословие феодалов в Русском государстве в IX–XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Древней Руси. Бояре участвовали в управлении государством, занимали высшие чины.

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых нередко именовали норманнами. Термин «варяги» возник, ви­димо, в конце IX – начале X в., когда увеличилось число военных отрядов скандинавов, служивших у русских князей в качестве наемников. Они участвовали как в междоусобных войнах, так и в войнах с соседними странами и народами, причем составляли отборную часть войск русских князей. Варягами на Руси называли и сканди­навских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из Варяг в Гре­ки», т.е. между Скандинавией и Византией, на протяжении X – начала XI вв. некоторая часть варягов оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати.

Варяжский путь (из « Варягв Греки») – одно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с Югом. Путь возник в конце IX в., наиболее важное значение имел в X–XI вв. Шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и затем вдоль морского берега до Византии.

Великий князь – глава великого княжества на Руси X–XV вв. и Русского государства в XV – середине XVI вв.

Вече – народное собрание на Руси X–XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV – начала XVI вв.

Византия (Византийская империя) – государство, возникшее в IVв. в восточной части Римской империи в результате ее распада и существовавшее до середины XV в. Столица Византии – Константинополь, на Руси именовался Царьградом. Ведущую роль в жизни Византии играло греческое население. Феодальное государство с развитыми городами, ремеслами, торговлей. Наибольшего могущества достигла в VI в. при императоре Юстиниане. В 1453 г. со взятием Константинополя войсками Ос­манской империи Византия прекратила существование, а ее столи­ца была переименована в Стамбул.

Вотчина – древнейший вид феодальной земельной собственности, родовое наследственное имение. Возникла в X–XI вв. (княже­ская, боярская, монастырская), в XIII–XV вв. господствовавшая фор­ма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с кото­рым сблизилась в XVI–XVII вв. В начале XVIII в. слились в один вид имение – земельный участок с усадьбой, которым владели в основном дворяне (государственные, удельные, войсковые [казачьи] имения).

Глаголица – одна из двух древнеславянских азбук. Создана славянскими проповедниками – братьями Кириллом и Мефодием в IX в. Была распространена в X–XI вв. в основном у юго-западных славян. Отличалась от кириллицы формой букв.

Государство – основной политический институт общества, устанавливающий власть, порядок, контроль, систему взаимоотношений граждан, социальных групп и слоев на определенной террито­рии, осуществляющий внутреннюю и внешнюю политику. Имеет ап­парат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.

Древняя Русь – название начального периода истории России (IX – XIII вв.), включающего эпоху Древнерусского государства, формирования удельных княжеств, складывание древнерусской народности.

Дружина – 1. Отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя, и составлявший привилегированный слой общества. 2. Вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Духовенство – особое сословие в России с конца X в., занимавшееся отправлением религиозных культов. Подразделялось на черное (монашество) и белое, живущее «в миру» (священники, дьяконы).

Епархия (греч.) – в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем (епископом).

Епископ (греч.) – в Русской Православной церкви священнослужитель высшей (3-й) степени, глава церковно-административной тер­риториальной единицы (епархии, митрополии и т. д.).

Закупы – крестьяне, взявшие у землевладельца ссуду («купу») скотом, зерном, орудиями труда и т. п. и вынужденные отрабатывать на заимодавца до тех пор, пока не отдадут долг. Хозяин нес за закупа ответственность в случае совершения им кражи и т. п.

Кириллица – одна из славянских азбук (наряду с глаголицей), созданных в конце IX – начале X в. Кириллом и Мефодием на основе греческого письма. Реформирована Петром I в 1708 г.

Княжества – самостоятельные и вассальные государства, возникшие у восточных славян в VIII в. Княжества входили в состав Древ­ней Руси, дробились на уделы, во главе каждого был свой князь. В конце XV – начале XVI в. княжества вошли в состав Русского централизованного государства.

Князь – 1. Вождь племени, глава дружины. 2.С развитием феодального общества – правитель, глава княжества. На Руси старший из князей назывался великим, остальные – удельными. Если сна­чала князь избирался племенем, то с развитием государства титул князя становится наследственным. До 1547 г. титул великого князя носили русские цари.

Крещение – христианский обряд (таинство), совершаемый над человеком, вступающим в христианскую церковь. Крещение Руси, т.е. введение христианства в греко-православной форме как государственной религии, пришедшее на смену языческим верованиям, было начато киевским князем Владимиром Святославичем в 988 г.

Митрополит (греч. – человек из города) – в Православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии. В Древней Руси – глава русской митрополии, подчиненный константинопольскому патриарху.

Монархия – государственная форма правления во главе с монархом, т.е. единоличным правителем (князь, царь, король, император и т.д.), получающим право властвования по наследству (в основном). Монархия может быть неограниченной (абсолютизм) и ограниченной.

Мужи – у восточных славян свободные общинники-воины, имевшиеправо участвовать в народных собраниях.

Норманнская теория – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древне­русского государства.

Оброк – ежегодный сбор денег или продуктов с феодально-зависимых крестьян помещикам. Оброк мог включать в себя и ремесленные изделия. На Руси продуктовый оброк появился в IX в. в виде дани, в XVI в. к натуральному налогу прибавилась и барщина, т.е. работа непосредственно на барской земле. Отменен продуктовый оброк в 1861 г., а денежный сохранился до 1883 г. для временнообязанных крестьян.

Племя – этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находятся выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к их смешению и возникновению более крупных общностей - народностей.

«Повесть временных лет» – общерусский летописный свод, составлен в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря. Затем редактировалась Сильвестром и др. Содержит летописные своды XI в. и другие источники, где русская история увязывается со всемирной и общеславянской. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Полюдье – в Древней Руси объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Княгиня Ольга в X в. установила фиксированную дань с определенного района – «погоста».

Православие – одно из основных направлений в христианстве возникло в 395 г. в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии IX–XI вв. Окончательно сложилось в 1054 г. при разделении xpистианской церкви на католическую и православную. Центром православия стала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославиче в 988–989 гг., когда православие стало государственной религией.

Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя. Родство определялось по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Объединялись в племена, которые распадались при образовании государства.

Русь (Русская земля) – первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре, до начала XIIв. – название Древней Руси. В XII–XIII вв.Русью назы­ваются все древнерусские земли и княжества. С XIII в.возникают названия Белая Русь, Малая Русь и др. Название Русь закрепляется за землями северо-восточных территорий бывшего Древнерусского государства.

Русская Правда – первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы «Закона Русского», Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Русская Правда оказала влияние на последующее законодательство.

Ряд – распоряжение как действие власти (указ, наказ, приказ, приговор); договор; завещание.

Рядовичи – смерды (крестьяне), заключившие с землевладельцем договор (ряд) об условиях работы на него или пользования его землей и орудиями труда.

Смерды – свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство и пашню.

Удельные земли (удел) – доля члена княжеского рода в родовом владении; в XII–XVI вв. составная часть крупного великого княжества, управлявшаяся членом великокняжеской семьи – удельное княжество; земельная собственность княжеской фамилии.

Феодализм (лат. - феод – земельное владение) – ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытнообщинного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам – крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству. Крестьяне имели свое хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.

Феодальная рента – один из видов земельной ренты в отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной формах.

Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом, исламом и иудаизмом). Возникло в I в. н. э. как вера в Иисуса Христа, Богочеловека, принявшего смерть на кресте во искупление грехов человеческих, а затем воскресшего и вознесшегося на небо. Иисус Христос – второе лицо триединого божества (Иисус означает «Спаситель», Христос – «помазанный»). Главный источник вероучения – Священное писание (Библия). В IV в. христианство превращается из преследуемой властями религии в официальную государственную церковь Римской империи. В ходе своего развития распалось на ряд самостоятельных направлений, главными из которых являются: католицизм, православие, протестантизм.

Холопы – категория феодально-зависимого населения, по правому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирования этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой.

Церковь (греч. – дом Господний) – в христианстве: 1) здание, в котором происходит богослужение; 2) название всей совокупности религиозно-христианских общин. От единой церкви, находившейся под властью Папы, в XI в. отделились греческая и другие восточные церкви. От римско-католической церкви в XVI в. откололась протестантская. Внутри церквей существует много сект.

Челядь –в Древней Руси IX-XII вв. – рабы, позже – широкий круг феодально-зависимых людей.

Язычество – религия, возникшая на стадии родоплемённого строя основанная на многобожии (политеизме), поклонении силам природы и духам предков, идолопоклонство.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 1743; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь