Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Какие причины вызвали рабочее движение?⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Чем взгляды марксистов отличались от взглядов народников в конце XIXв.? Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в.
ПЛАН ОТВЕТА: А. Развитие образования. Б. Русская наука. В. Русская литература. Печать. Г. Живопись. Д. Скульптура, архитектура. Е. Музыка. Театр.
А. Развитие образования 1. Русская культура второй половины XIX в. развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России. 2. После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения народа. В губернских уездных городах в 60-х годах количество неграмотных доходило до 70%, в Москве — 55, а в Сибири — 85% населения было неграмотным. Развитие промышленности и техники требовало грамотных работников. Усиливается внимание правящих кругов к народному образованию. Были открыты реальные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскресные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счет так называемые вольные школы. 3. Основным типом средней школы были гимназии, в которых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право поступать в университеты. Существовали также мужские реальные училища, где преподавались математика, физика, химия и т. п. В 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений. 4. Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы открыто еще 2 (в Одессе и Томске). Увеличилось количество технических вузов. Открылись консерватории в Петербурге и Москве. Было положено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (1 учащийся на 135 жителей; в Англии 1 учащийся на 9 жителей).
Б. Русская наука 1. Российская наука во второй половине XIX в. достигла крупных успехов. Русский физиолог И. Н. Сеченов в 1863 г. выпустил труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обусловленность психических явлений физиологическими процессами. Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Естествоиспытатель К. А. Тимирязев открыл закономерности фотосинтеза растений. Биолог И. И. Мечников создал теорию развития многоклеточных организмов, открыл явление фагоцитоза. 2. Математик П. Л. Чебышев исследовал теорию чисел и теорию вероятностей, занимался математическим анализом. Математик Софья Ковалевская получила образование за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального исчисления. Физик А. Г. Столетов исследовал магнетизм и фотоэлектрические явления, основал московскую школу физиков. Великий ученый-химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему элементов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал агрохимию. 3. А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накаливания, П. Н. Яблочков создал трансформатор и электрическую дуговую лампу. Профессор А. С. Попов продемонстрировал изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на военных кораблях. Учитель физики К. Э. Циолковский разработал теорию реактивного двигателя, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, разработал проект дирижабля. 4. Большую известность получили работы этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая, изучавшего природу и народы Океании и Новой Гвинеи. Ученый и путешественник Н. М. Пржевальский совершил путешествия в Уссурийский край, Центральную Азию и Тибет, провел крупные исследования, собрал ценные коллекции растений и животных. 5. Широкое развитие получили гуманитарные науки. Профессор-историк С. М. Соловьев в 1851 г. выпустил первый том «Истории России с древнейших времен». В год смерти ученого (1879) вышел 29-й том, доводивший изложение до 1775 г. 6. Ученик Соловьева, не менее известный историк В. О. Ключевский, создал пятитомник «Курс русской истории», а также труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. В своей работе «Происхождение крепостного права в России» обосновал идею о том, что крепостное право в России сложилось в результате соглашений между крестьянами и помещиками.
В. Русская литература. Печать 1. В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение ее пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека. 2. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «премудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы нарождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Пошехонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чиновничества. 3. Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Ф. М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и социальных контрастов общества. Непревзойденный мастер психологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности. 4. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борьбе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Воскресение» нашли отражение социальные противоречия России, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда. 5. В 60—70-е годы продолжается литературная деятельность И. С. Тургенева — мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи был поэт Н, А. Некрасов, который в своих произведениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной литературе вспомнил декабристов («Русские женщины»). 6. Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Бесприданница», «На всякого мудреца...» и др.). С конца 70-х годов начинается литературная деятельность А. П. Чехова. В его творчестве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест против серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писатель в рассказах «Палата № б», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко и другие писатели. 7. Во второй половине ХГХ в. основным видом печатных изданий оставались журналы. Одним из лучших демократических журналов был «Современник» Салтыкова-Щедрина. Огромную популярность в 70—80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили старейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое время». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д. И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на русском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.
Г. Живопись 1. В изобразительном искусстве второй половины ХIХ в. господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся И. П. Крамской. 2. В начале 60-х годов группа талантливых учеников Академии художеств во главе с И. П. Крамским отказалась участвовать в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышла из Академии, объединившись в Артель петербургских художников. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, куда вошли члены Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выставки, откуда и пошло наименование — передвижники. 3. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Толстого, Некрасова, Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир человека, его душевные переживания. 4. Одним из наиболее ярких представителей критического реализма в русской живописи был художник В. Г. Перов. Его картина «Сельский крестьянский ход на Пасхе» вызвала общественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова — это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Тройка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов». 5. Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан. 6. Вершиной реализма в русской живописи справедливо считается творчество И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Яркую социальную направленность имели такие работы Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Исторический жанр присущ и творчеству В. И. Сурикова. На его картинах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. изображены исторические личности, люди с сильными характерами. К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье». Художник В. А. Серов писал портреты, пейзажи. Наиболее знаменитая картина — «Девочка с персиками». Многие картины художников второй половины XIX в. попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей. Д. Скульптура, архитектура 1. Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину. Большой известностью пользовались работы выдающегося скульптора М. М. Антокольского, создавшего серию скульптурных портретов: «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак» ид р. В 1880 г. в Москве произошло событие большого общественного и культурного значения — был открыт памятник А. С. Пушкину (на Тверской). Автор его — скульптор А И. Опекушин. Под руководством М. О. Микешина десятки скульпторов создали в Новгороде памятник «Тысячелетие России». Эта композиция — образец смешения стилей. 2. В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промышленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорусский» стиль, стилизация под старину, с характерными деталями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (арх. В. О. Шервуд), здание городской думы (арх. Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. И. Померанцев). Строились многоэтажные и многоквартирные дома. 3. В России началось строительство торговых пассажей. В Москве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную, а в Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды соединили Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Построены театральные здания — в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. Был открыт Политехнический музей (арх. Шохин) в Москве.
Е. Музыка. Театр 1. Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкального искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кружок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хованщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бородина — «Князь Игорь», симфония «Богатырская». 2. В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфонические поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 романсов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику. 3. В конце века в музыкальную жизнь входят молодые композиторы — С. И. Танеев, А. К. Лядов, С. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубинштейн создает в Петербурге «Русское музыкальное общество». 4. Особую роль не только в культурной, но и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры действовали в 100 городах России. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский — в Петербурге. Репертуар Малого театра связан прежде всего с драматургией А.Н. Островского. Его пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы» пользовались огромным успехом у зрителей, представляли собой целое культурное явление в жизни Москвы. Слава Малого театра связана с именами блестящих русских актеров: Марии Ермоловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Сумбатова-Южина, Александра Ленского. Признанными театральными центрами были также Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный театр. В 60—70 годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы