Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Классификация больших групп (стихийные и организованные). Психологические особенности этнических групп. Социальные движения.
Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности - и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Большая социальная группа определяется как количественно не ограниченная соц. общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения, социально - регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно - отраслевые и общественные организации), и оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки. По времени существования разделяются длительно существующие большие группы (классы, партии) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа). По характеру организованности-неорганизованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа). Важный фактор формирования стихийных групп – общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различные больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, который можно определить как массовое сознание. Выразителем этого массового сознания является общественной мнение, которое возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств, строится по принципу похожести «моих» взглядов на взгляды других людей. Для социальной психологии исследование общественного мнения, предшествующего формированию стихийных групп, крайне важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий. Типы стихийных групп: Толпа – образуется на улице по поводу какого-либо события, длительность ее существования определяется значимостью инцидента. Она может быстро разойтись, или же возбуждение может нарастать и толпа может перейти к действиям. Состояние толпы нестабильно, поведение стихийно и может привести к агрессивным формам. Лебон дает негативные характеристики толпе: если индивид сознателен, то толпа неосознанна, иррациональна, консервативна, нетерпима, нуждается в поддержке вождя. Масса - это более стабильное образование с нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы, поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым. Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Другие группы организуются сознательно (партии, ассоциации). Долговременные или устойчивые в своём существовании- это группы, которые сложились в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений каждого конкретного вида общества (соц. классы, этнические группы, профессиональные, половозрастные). Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Этнические группы специально исследуются этнопсихологией. Нации – наиболее распространенная форма этнической общности. Кроме того существует такие этнич группы, как народности, национальные группы и т.д. Традиция исследования этнич гр восходит к работам В. Вундта по «психологии народов» (метод исследования этнич гр – изучение языка, мифов, обычаев, поскольку эти образования составляют структуру этнич гр). Национальная принадлежность индивида фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, усвоение этого опыта – содержание процесса социализации индивида. В психологии этнических общностей различают две стороны: 1. наиболее устойчивая часть – психический склад (национальный или этнический характер, темперамент, традиции, обычаи) 2. эмоциональная сфера (национальные или этнические чувства). Эмоциональная сфера включает этническую идентичность и этническое самосознание. Эти характеристики относятся к осознанию человеком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта, т.е. восприятие и переживание культурных отличий своей группы от других. Этому процессу сопутствует возникновение этнических стереотипов, которые влияют на этнические симпатии и антипатии. Может возникать явление этноцентризма - предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. Важной характеристикой психологии этнических групп является относительность различий между группами, которые должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений («культурная трансмиссия»). Эти черты способны исторически изменяться. Социальные движения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Дилигенский Г.Г. подчеркивает, что социальные движения являются массовым групповых субъектом. Общность, охватываемая движением чрезвычайно подвижна: состав его участников постоянно меняется, форма существования – акции, которые могут возникать и прекращаться, затухать. Движение выражается в таких действиях, как забастовки, демонстрации, митинги. Отличие движения от других форм больших групп, по мнению Дилигенского, состоит в том, сто движение представляет собой общность объединенную общим действием. В движении личность на какое-то время преодолевает свою изоляцию, отчуждение от других людей, в то же время возрастает ее чувство социального достоинства. базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. Значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всегда — относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Таким образом, основным психологическим особенностям больших социальных групп относят: ·общее сознание ·общественное мнение ·общественное настроение ·общегрупповая мотивация В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это - нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 4047; Нарушение авторского права страницы