Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теоретико-методологические взгляды Н.А. Полевого. Периодизация всеобщей и русской истории. Корни государственного деспотизма. Особая роль России.
Мировоззрение Полевого формировалось под влиянием теоретических поисков русской общественной и научной мысли, передовых западноевропейских мыслителей XVIII-нач. XIXвв., немецкой философии Ф. Шеллинга, французских историков Ф. Гизо, О. Тьерри. Впервые свое понимание истории как науки Полевой изложил во вступительной речи, прочитанной в Обществе истории и древностей российских в 1825г.: история – одно «из важнейших понятий человеческих… проверка всех догадок и предложений ума, философия опыта». Он отказался от признания истории как поучения, наставления человеку или удовлетворения любопытства. Задача науки – «соображать ход человечества, общественность, нравы, понятия каждого века и народа, выводить цепь причин, производивших и производящих события». Следование истине, беспристрастие, соблюдение исторической перспективы, отказ о изложения событий из «своего века, своего народа, самого себя» - так определял основные принципы работы историка Полевой. Основой изучения истории Полевой полагал «философский метод», т.е. «научное познание»: объективное воспроизведение начала, хода и причин исторических явлений, показ «места тех или иных событий в великой книге судеб». В осмыслении прошлого исходным положением для Полевого было представление о единстве исторического процесса. Все народы и государства яв-ся лишь частями «великого всемирного семейства - человечества». Они живут в непосредственном взаимодействии друг с другом и подчиняются «условиям общей жизни товарищей бытия его». Полевой признавал многообразие исторического процесса. История каждого народа имеет свои особенности, и каждый народ заслуживает внимания. Законом исторической жизни Полевой считал непрерывное, поступательно-прогрессивное движение человечества. Каждый винтик – новая ступень развития. Она выше, совершеннее предыдущей, место действия обширнее, сущность более «объемлюща». Принимаю установившееся в исторической науке деление на древнюю, среднюю и новую историю, Полевой каждую эпоху представлял как более высокую ступень в развитии основных элементов общества: философии, религии, политики, образования. Доисторический период – время становления первых обществ и возникновения первых наук, знаний, законов, торговли и т.п. Древняя история – дальнейшее развитие этих элементов. В религии – освобождение духа и познание «истин откровения»; в философии – свобода мышления; в политике – борьба республики с единовластием. В Средние века – усиление влияния религии; в политике - «недоступная теократия». Новая история отразила в себе все, о чем «мечтали древние и Средние века, что заключалось в идеях самых смелых мыслителей». Все эти эпохи смыкаются между собой, образуя неразрывную цепь изменений, одно вытекает из другого, каждая эпоха подготовляется предыдущей. Полевой обратил внимание на 3 фактора, определяющие жизнь человечества: природно-географический, дух мысли и характер народа, события в странах окружающих. Разницей в природных условиях Полевой объяснял различия в развитии Азии и Европы. Азия огромна, могуча физическими силами. Человек в ней подавлен громадностью природы. Европа уступала Азии обширностью и разнообразием, она бедна физическими силами. Следствием этого явилось преобладание в ней духа. Азия, бывшая в свое время колыбелью «общественного и умственного образования», в силу природных условий «окаменела в своем развитии». Концепция всемирной истории Полевого – это столкновение Востока и Запада. В основе – различия природно-географические и вытекающая из этого специфика развития того и другого. Разрешение противоречия Полевой видел в достижении Востоком уровня развития Европы, установления равновесия. Географическими условиями, положением России между двумя стихиями, объяснял Полевой особенности ее исторического развития. Он обращал внимание на существование различия в природных условиях северной и южной России и отсюда определял специфику направленности их общественной жизни. Географический фактор, по мнению Полевого, влияет на темпы, формы, характер развития, на дух и характер народа, к-рый, в свою очередь, яв-ся одним из основных факторов развития общества. Характер русского народа, сформировавшийся в условиях местоположения его между Азией и Европой, определил своеобразие русской истории. Слияние Европы и Азии: 1) Европа стерта с лица Земли бурным потоком, хлынувшим из Азии; 2) Движение Европы на Азию (Крестовые походы) 3) Движение турецких орд в Европу 4) Нашествие Наполеона (Европа на Азию) 5) Следующий ответ: Восток двинет на Европу, это движение будет не как воинственное и разрушительное, как в средние века и закончится в соединении духа и вещества (соединение произойдет в России). Периодизация русской истории: 1. История русского народа (древний мир) – начинается вторжением норманнов и заканчивается вторжением, господством монголов 862-1054гг. – норманнский феодализм 1054-1224гг. – период уделов 1224-1464гг. – вторжение монголов и их господство. 2. История российского царства (средние века) – от Ивана III до Петра I; выход России на уровень европейских государств. 3. История российской империи (новое время) – от Петра I до Александра I. Русская история начинается когда приплыли грозные морские разбойники, но норманны не установили русского государства. Рюрик и др. основали не одно, а множество княжеств, установлена норманнская феодальная система. Полевой отвергал факт добровольного призвания варяг – они издревле нападали на славянские земли, нов 862г. варягам удалось закрепиться на русских землях. Рюрик – первый князь. Через 20 лет варяги переносят свою власть на Днепр, основывают город Киев – плацдарм для будущих походов. Нельзя считать варягов высшими по уровню развития, чем славяне. Варяги, придя на русскую землю, быстро потеряли свою культуру, остались только имена. 1054-1224гг. – время уделов. Это период не упадка, а удельный. Это закономерный период не только в развитии Руси, но и в др. странах. Естественный и необходимый период. Это тоже феодализм, но уже другой. Земля принадлежит разным князьям, но эти князья были в одном правящем семействе. Период уделов не регресс, а шаг вперед => оживление и развитие общественной жизни. В это время утверждается христианство, как новая и единая религия. Монгольское нашествие было ужасное, как природная катастрофа, но оно было необходимым. Само вторжение – для блага русского народа. Для князей стало удобно решать свои споры с помощью монголов, умы из заработали по новой. Появляются сильные духом князья, к-рые уже не робели перед ханом, используя Орду для укрепления своей власти. Первые появились в Москве => Москва начинает открытую борьбу между руссами и монголами, к-рая завершилась образованием русского государства. Нашествие монголов – последнее нашествие Азии на Европу.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1585; Нарушение авторского права страницы