Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ



Основным классом общества было крестьянство, которое делилось на две категории: частновладельческое и черносошное. Частновладельческие крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой и составляли около 90 % тяглового населения страны. Барские крестьяне работали в пользу помещиков на барщине (от двух до четырех дней в неделю), вносили натуральный и денежный оброки. Кроме работ и платежей в пользу помещиков они несли повинности в пользу казны. Положение частновладельческих крестьян усугублялось тем, что хозяева по своему усмотрению осуществляли суд и расправу над ними: били батогами и кнутом, пытали огнем и дыбой, сажали в тюрьму.

Важную категорию сельского населения составляли черносошные крестьяне, жившие на государственных землях. Они пользовались правом отчуждения земли: продажи, заклада, передачи по наследству. У черносошных крестьян отсутствовало крепостное право. На государственных землях административно-фискальные и судебно-полицейские функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и сотскими. Мирские органы строго следили за своевременностью уплаты податей крестьянами, чинили суд и расправу. Община была связана круговой порукой, что затрудняло крестьянам выход из нее. Черносошные крестьяне платили самую высокую в стране подать, поэтому нередки были случаи их массового бегства «от великих платежей».

Следует отметить, что среди черносошных крестьян появлялись и зажиточные люди. Они нередко докупали участки земли, давали денежные ссуды под залог земли и тем закабаляли других крестьян, занимались ростовщичеством и торговыми операциями. Зажиточные хозяйства способствовали капиталистическому развитию России.

Дальнейшее укрепление феодально-крепостнических отношений, усиление личной зависимости крестьянства от феодалов стали определяющей тенденцией социально-экономического развития России в XVII в. Соборное уложение 1649 г. законодательно оформило систему крепостного права. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками боярами, монастырями, усилило их зависимость от государства. По этому же уложению устанавливались наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие права землевладельцам, правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

Утверждением государственной системы крепостного права правительство стремилось закрепить привилегии господствующего класса, мобилизовать все слои общества для укрепления государства, подъема его экономики. На какое-то время крепостное право могло обеспечить подъем производительных сил страны, при этом движение вперед достигалось ценой самых жестоких форм эксплуатации народных масс.


24. РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ФЕОДАЛИЗМА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовили почву для возникновения мануфактур. Если западно-европейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская – на основе труда крепостных крестьян, так как рынок рабочей силы в России практически отсутствовал. Государственные крестьяне, посланные работать на мануфактуру, не имели никакой заинтересованности в труде, и поэтому роста производительности быть не могло. Наличие дешевой крепостной рабочей силы давало предпринимателям возможность долго обходиться без технических новшеств. Первые мануфактуры появились в черной металлургии, солеварении, кожевенном производстве, и в конце XVII в. их насчитывалось около 30.

В этих условиях развитие торговли приобретало особое значение. Укрепление межрайонных связей привело к возникновению торговых ярмарок всероссийского масштаба – Макарьевской близ Нижнего Новгорода, Свенской под Брянском, Ирбитской на Урале. Крупнейшим торговым центром была Москва, куда стекались все товары из стран Западной Европы и Востока. Развивавшиеся торговые связи заложили основу экономического объединения российского рынка.

В XVII в. с развитием торговли и товарного производства довольно быстро росли русские города. В России насчитывалось 226 городов (без Украины и Сибири), соответственно происходило увеличение численности городского населения, преимущественно посадских людей. К середине века ускорился процесс социального расслоения в городах. Бояре, дворяне и духовенство, проживающее в городах и белых слободах, не несли повинности и не платили налоги. Богатые купцы тоже пользовались привилегиями. Вся тяжесть государственных поборов ложилась на плечи трудового населения черных слобод.

Социальная структура российского общества. По Соборному уложению 1649 г. белые слободы были ликвидированы, и их население стало платить тягло. Посадские люди прикреплялись к общине так же, как крестьянин к помещику. Правительство установило жесткие меры против выхода посадских людей из тягла – по указу 1658 г. предусматривалась смертная казнь за самовольный переход из одного посада в другой и даже женитьбу вне посада. Так государство законодательно закрепило корпоративную структуру российского общества. Тем самым консервировались средневековые социальные институты, что, в свою очередь, тормозило процесс развития капиталистических отношений в городах. Реформы Петра I при их общем модернистском характере были также направлены на унификацию сословной структуры общества, имели своей целью создание самодержавного, военно-бюрократического государства.


25. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в. РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

В XVII в. в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII в. носил черты сословно-представительной монархии, то со второй половины века политический строй страны эволюционировал к самодержавию. Это прослеживалось прежде всего в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно-представительных учреждений, привлечении в государственное управление «непородных» людей, повышении роли приказов и в окончательной победе светской власти над властью церковной.

Особенности социально-экономического и политического развития России привели к установлению деспотической самодержавной власти, основанной на жестокой эксплуатации всех слоев общества. В состоянии зависимости от государства находились не только крепостные крестьяне, но и остальные слои общества – служилое дворянство, горожане, купцы стрельцы, расписанные по городам и областям.

Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Центральная власть добивалась, чтобы все в стране делалось в соответствии с законом. Взаимоотношения власти и общества были определены в Соборном уложении 1649 г. – основном своде законов самодержавной монархии. Уложение закрепило самодержавный характер государственной власти. Были определены меры наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Устанавливалась смертная казнь не только за измену и заговор против государя, но даже за нарушение его чести и спокойствия.

Укрепление самодержавия нашло отражение и в титуле властителя страны, который при коронации Алексея Михайловича в 1654 г. звучал как «Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России Самодержец».

Земские соборы в России были однотипны возникшим в XIII–XIV вв. сословно-представительскими учреждениям Западной Европы (английский парламент, французские генеральные штаты и т. д.), но из-за усиления самодержавия сыграли в целом менее значимую роль, чем на Западе.

Земские соборы особенно активно действовали после Смуты, когда царская власть нуждалась в поддержке широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение земских соборов выносились жизненно важные вопросы внешней и внутренней политики государства. После непрерывной работы в период 1613–1622 гг. в созыве земских соборов наступает десятилетний перерыв. В последующем они созывались периодически. Земский собор 1653 г. созванный для обсуждения вопроса о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. В дальнейшем правительство перешло к практике проведения совещаний, куда приглашались представители тех сословий, в мнении которых оно было заинтересовано. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Отмирание земских соборов было одним из проявлений перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.


26. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ XVII в.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая претендовала на большую власть. Без сокрушительного удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти ярче всего проявилась в деле патриарха Никона.

В 1653 г. Никон, желая укрепить упавший авторитет церкви, начал проводить реформу. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. Исправление обрядов богослужебных книг нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской власти Лидером противников Никона стал протопоп Аввакум.

Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название «раскол» Раскольники яростно боролись за сохранение в неизменности русского православия, старины. Их сторону принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди Раскол охватил значительные массы населения страны. По указам царя 1666–1667 гг. воеводам предписывалось разыскивать раскольников и подвергать их «царским казнениям». С этого момента начинается открытая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Аввакум и другие вожди раскола были сожжены в Пустозерске «за великие на царский дом хулы» в 1682 г.

Пока Никон пользовался поддержкой царя, его главенствующее положение в церкви было достаточно прочным. Дело изменилось, когда патриарх стал посягать на прерогативы светской власти, ставя себя выше самодержца. По инициативе царя в 1666–1667 гг. в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Собор признал православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Однако, несмотря на расправу с Никоном, церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения и оставалась значительной политической силой.


27. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В XVII в. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в.

Народные восстания. XVII в. не случайно назван историками «бунташным веком». Именно в этот период произошли два крупных крестьянских, два стрелецких, ряд городских восстаний и соловецкий бунт.

Из городских волнений в XVII в. выделяются так называемый «соляной бунт» (1648) и «медный бунт» (1662) в Москве, на волне которых происходили беспорядки в Козлове, Курске, Устюге и других городах.

Наиболее же масштабным и сильным выступлением было восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Движущими силами восстания были крестьяне, казачество, холопы, посадские люди, стрельцы. Наряду с русскими в крестьянской войне участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др. Требования восставших сводились к улучшению условий жизни низших слоев общества за счет «изменников доброго царя» – бояр, воевод и др. После взятия восставшими Царицына и Астрахани разинцы потерпели поражение под Симбирском. В 1671 г. Разин был выдан правительству и казнен в Москве. Все участники восстания подверглись жестоким репрессиям.

Итоги развития российской государственности. В России в XVII в. сформировался особый, отличный от общеевропейского тип общества, который можно определить как самодержавно-государственно-крепостнический. Помимо самодержавия и крепостного права его сущностной чертой была гипертрофированная роль государства, в жесткой зависимости от которого находились не только непосредственные производители, но и представители господствующего класса. В этот период в развитии страны проявились две основные тенденции: усиление централизации государственной власти и утверждение внешнеэкономических методов принуждения, выразившиеся в ужесточении крепостного права. В силу особой роли государства в жизни русского общества все и вся подчинялись верховному носителю власти – царю-самодержцу.


28. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII в. КОЛОНИЗАЦИЯ ОКРАИННЫХ ЗЕМЕЛЬ

Внешнеполитический курс России на протяжении XVII в. был нацелен на решение трех задач:

• достижение выхода к Балтийскому морю;

• обеспечение безопасности южных границ от набегов крымских ханов;

• возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий.

Первая задача не была достигнута. Война со Швецией (1656–1658) завершилась Кардисским миром (1661), который закрепил Балтийское побережье за северным соседом России.

Вторая задача стала главной во внешней политике России с начала 1670-х гг. Тяжелые сражения с Крымом и Турцией завершились подписанием Бахчисарайского перемирия (1681), признававшим право России на Киевские земли.

Третья задача решалась Россией на протяжении 1630-1660-х гг. Первоначальные неудачи в Смоленской войне (1632–1634) сменились победами русского оружия на фоне народных восстаний в Белоруссии и на Украине против польских феодалов Земский собор в Москве 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией. В свою очередь Переяславская рада в 1654 г. единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России. Война с Речью Посполитой закончилась подписанием «Вечного мира» 1686 г., по которому к России отошли Смоленщина, Левобережная Украина и Киев. Белоруссия осталась в составе Польши Колонизация окраинных земель. Ма протяжении XVII–XVIII вв. территория России расширялась не только за счет войн с внешними врагами, но и благодаря освоению русскими окраин государства и новых земель. Известную роль в процессе оттока людей из центра сыграла церковная реформа – раскольники бежали на незаселенные территории от царских гонений, создавая там свои поселения. Кроме того, казаки и торговые люди продолжали осваивать Сибирь и Дальний Восток. Наиболее важным по своим результатам в XVII–XVIII вв. были походы Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, экспедиции В.В. Атласова, В.И. Беринга и др. Их деятельность способствовала составлению сводного Атласа Всероссийской империи, первый том которого вышел в 1732 г.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Восстановление сельского хозяйства. Кооперирование крестьянства
  2. S: Категория, обозначающая совокупность отношений, выражающих координацию существующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину
  3. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
  4. Б. Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в XVI в.
  5. БИЛЕТ 1. Перевод как разновидность межъязыковой и межкультурной коммуникации. Общественное предназначение перевода.
  6. БЮДЖЕТ И ЕГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ.
  7. В основных сферах общественной жизни
  8. В России возобладали революционные, радикальные тенденции общественного развития.
  9. В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение.
  10. В. Возраст. - Способы измерения. - Venia aetatis. - Грани возраста в нашем законодательстве. - Положение инородцев
  11. Введение. Взгляд на исходное положение 1808/13
  12. Ведомственный и общественный контроль в сфере безопасности


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1693; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь