Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ УКЛАД И ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН



7. Главной отраслью хозяйства восточных славян было земледелие. Примерно с V в. на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Помимо злаковых (рожь, пшеница и т. п.) и огородных (репа, капуста и т. п.) культур выращивались и технические культуры (лен конопля). С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. Ремесло отделилось от земледелия в VI–VIII вв. Особенно активно развивались гончарное дело, железная и цветная металлургия. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Видное место в хозяйстве восточных славян занимали также промыслы и торговля. Главные торговые пути проходили по рекам Волхову – Ловати – Днепру («из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Славяне вывозили в основном меха, оружие, воск, хлеб. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности. Важнейшее место в числе источников существования занимала военная добыча. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли – таковы были главные цели походов славян в сопредельные и дальние земли.

8. Славяне жили в больших избах – клетях по 30–35 человек. Несколько таких домов составляли поселение, а число построек в нем достигало 200–250.

9. Основу военной организации составлял вооруженный народ. По решению веча и в зависимости от условий на войну выступал или весь народ, или отряд воинов-дружинников во главе с князем. Для содержания дружины и себя князь получал право сбора дани с тех, кого он защищал.

10. Восточные славяне часто подвергали своих соседей опустошительным набегам. Так, из различных источников нам известно, что славяне в VI в. в количестве 3 тыс. воинов вторглись в Византийскую империю, в VII в. опустошили окрестности Константинополя в IX в. совершили поход в Крым. Сохранились свидетельства о том, что примерно в 860 г. киевский князь Аскольд вынудил византийского императора Михаила заключить договор «Мира и любви». Византийские письменные источники сообщают, что к VII в. славяне стали применять на поле боя правильные боевые порядки, а также осадные машины. Их вооружение составляли мечи, луки с отравленными стрелами копья, щиты, боевые топоры.


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

11. Социально-политическое устройство восточных славян представляло собой военную демократию Она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма. Вервь (соседская община) являлась главной ячейкой общества. Все важные вопросы жизни общины решались общим советом – вече, на которое сходились домохозяева округи независимо оттого, выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирался совет старейшин. По мере накопления богатств у отдельных членов общины они начинали играть более весомую роль в ее жизни.

12. Корпорацией, в которую был организован господствующий класс Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Постепенно, в процессе образования структуры единого государства, формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), на котором происходит совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников – наместников в городах; воевод – предводителей военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц в обществе; данников – сборщиков поземельных податей; мечников – судебных чиновников; мытников – сборщиков торговых пошлин тиунов – управителей княжеского вотчинного хозяйства и др.

13. Лично-свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично-зависимого населения вотчин и несвободных слуг использовались термины «челядь» и «холопы». Смерды составляли группу полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Появляется также категория людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их называли «закупы», а права их были промежуточными между свободными людьми и холопами.

14. Восточные славяне были язычниками, они поклонялись явлениям природы и поддерживали культ предков. У древних славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, но были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались как служители богов и толкователи их воли. Главными богами славян были: Сварог – бог славянского рода; Перун – бог грозы и войны; Даждьбог – бог солнца; Стри-бог – бог ветра и дождя; Белее – покровитель скотоводства; Мокошь – богиня земли и плодородия У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года.

Образование древнерусского государства.

Вокруг происхождения слова «Русь» в исторической науке до сих пор ведутся споры. Распространено мнение о привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками (варягами) Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой происхождение этого слова южное, от реки Рось. В любом случае в IX в. оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств.

Двумя центрами Руси стали города Новгород и Киев. На территориях, вошедших в состав Новгород-ско-Киевской Руси, как известно из летописных источников, существовало 12 славянских союзов (поляне, древляне, вятичи, кривичи и др.). Факт присутствия на Руси в IX–X вв. скандинавских дружинников-варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породили длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как местные корни восточно-славянской государственности, так и активное участие в процессе складывания Новгород-ско-Киевской Руси выходцев из Скандинавии. Однако основой создания государства, несомненно, было само внутреннее развитие восточнославянского мира, его социальные, хозяйственные и военно-политические закономерности. Как и в других европейских странах, предпосылками к созданию государственного объединения славян были наличие союзов племен, системы управления ими, развитие производительных сил, рост имущественного неравенства и т. д.

Внешняя политика была тесно связана со складыванием и развитием социально-экономического и военно-политического единства Руси. Страна была объединена всякого рода экономическими и политическими обязательствами тех земель, которые составляли ее территориальное единство. Надо учитывать также, что в это время не все государственные границы были установлены и юридически закреплены, так как не все народы в своем развитии достигли государственных форм. Еще одной особенностью была зависимость многих народов-соседей от Древней Руси. Да и сама территория государства включала в себя свыше 20 неславянских племен и племенных союзов. Их взаимоотношения оказывали существенное влияние на внешнюю политику в целом.

Наиболее ощутимых успехов на международной арене Новгородско-Киевская Русь добилась во времена Владимира и особенно Ярослава. Одним из показателей признания равными себе со стороны европейских государств стали династические браки, связавшие Киевский великокняжеский дом со многими королевскими дворами Европы – французским венгерским, английским, датским, византийским и др. Эти факты свидетельствуют о тесных связях между Русью и другими государствами, о ее большом вкладе в развитие европейской цивилизации.

Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII в. Своеобразной точкой отсчета стал 860-й год – дата осады русским флотом столицы Восточной Римской империи Царьграда. Состоялось дипломатическое признание Византией Новго-родско-Киевской Руси.

Первый этап включает в себя период с середины IX до концаХ в. При князе Олеге (882–911) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточно-славянских племен, введена выплата дани «полюдья», которая составила одну из экономических основ государства. Именно за счет дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Преемнику Олега – князю Игорю (912–945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945–964) стремилась укрепить великокняжескую власть с помощью социально-экономических нововведений. Она упорядочила размеры взимаемой дани, определила места ее сбора (погосты), провела некоторые реформы в системе административного управления. При сыне Ольги великом князе Святославе (964–972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны, совершенствовалась система управления. Славу Руси в это период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата.

Именно в этот период западно-европейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов), которых по европейским меркам было более ста. Наиболее известными центрами государства стали, помимо Новгорода и Киева, Ладога, Псков, Полоцк и др.

На втором этапе (конец X – первая половина XI вв.) Русь достигла расцвета в своем развитии. За 35 лет правления Владимира (980—1015) продолжался процесс территориального расширения. В состав государства были включены земли вятичей, хорватов, ятвягов, Тьмутаракань, Червенские города. При великом князе Ярославе Мудром (1015–1054) особенно упрочилось международное положение государства. Именно в этот период значительно усилилась экономическая мощь страны.

Главная тенденция третьего этапа развития древнерусской государственности – это попытка предотвращения надвигающегося распада, а также стремление стабилизировать положение внутри государства, ликвидировать сепаратистские тенденции. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом. При нем был создан новый юридический свод – так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI – начале XII в. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярос-лавичей» и др.). Однако со второй половины XII в. процесс дробления и развала единого государства усилился.

 

5. Основные этапы становления государственности Древней Руси. Принятие христианство. Особенности социального строя Древней Руси.

Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте – православии – состояла в необходимости формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси, укрепления международных связей на прочной основе. В новых условиях языческая религия не обеспечивала в полном объеме процесс формирования государственности, так как в силу свойственного ей многобожия не способна была объединить Русь, укрепить авторитет великокняжеской власти. Процесс принятия новой религии был длительным и противоречивым. Он начался попыткой князя Владимира создать единый языческий пантеон. Главным же стало крещение окружения князя и Киева по православному чину в 988 г. Крещение народа наиболее активно осуществлялось в 988–998 гг. В отличие от городского населения крестьяне еще долго не принимали новую веру, причем особенно серьезным было сопротивление в северных районах страны (Новгород и др.).

Объективно введение христианства способствовало укреплению политического единства древнерусских земель, окончательной ликвидации племенной обособленности. Православие оказало значительное культурное влияние на общество: более широкое распространение получила письменность, появились школы, началось систематическое летописание.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны.

и становление государственной структуры – с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания Они обнаружены при раскопках в 9 древнерусских городах (основная масса в Новгороде, где естественные условия способствовали их лучшей сохранности).

В XI – нач. XII в. на Руси распространяется большое количество переводных сочинений как религиозного, так и светского содержания. В это же время происходит становление оригинальной литературы, самым ранним памятником которой является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, написанное в сер. XI в. Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод к. XI в. В нач. XII в. в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». В «Повести» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее – как часть истории всемирной. Автор (возможно, монах Нестор) использовал ряд переводных источников, а также отечественные летописи и устные легенды.

В XI в. развиваются каменное храмовое строительство, церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества сер. XI в. – соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь