Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подведем, используя форму вопросов, итоги четырех занятий. Всегда полезно подводить итоги.



1. Вы придумали оригинальное начало для разговора с теми, кого вы решили увлечь идеей заниматься в нашей школе? Какое оно?

2. Как прошло выполнение эксперимента с Нянаждихашом? Вы составили список вопросов?

3. Как вы произносите фамилии, имена и отчества - четко и спокойно или скороговоркой?

4. Вы составили список фраз, которые не стоит использовать начиная разговор, выступление, доклад, сообщение, отчет?

5.Сколько времени в день вы тратите на выполнение заданий?

6. Вы начали вести дневник своих занятий?

7. Скольким людям из вашего окружения вы рассказали о нашей школе? По электронной почте, на своих домашних страничках или другим способом?

8. Смогли вы пересказ первого урока уложить в две минуты? Каким он у вас получился?

9. Вы молчали два дня?

10. Вы прочли книги, рекомендованные на нашей прошлой встрече?

11. Вы составили объяснение слову " аргументы"? Какими словарями пользовались, считаете ли вы свою речь аргументированной?

12. Что означает тест Льва Ландау " р, д, т, ч, п, ш, с..."? Коллеги называли эту задачу загадкой, а журналисты - проверкой на нестандартность мышления. Продолжите этот ряд. Кстати, вы знаете, как Ландау избавлялся от застенчивости? Если кто-то не знает имени Ландау, напишите об этом, не стесняйтесь признаться в своем незнании.

13. Как прошло выполнение заданий третьего занятия?

Как всегда, я желаю вам успехов. Чем больше появится учеников у нашей школы, тем приятнее будет нам, руководителям и создателям нашего сервера: Галине Николаевне Коваленко, Дмитрию Анатольевичу Волкову (пусть он хорошо отдыхает) и мне, автору экспериментального курса " Учимся говорить публично".

 

Занятие пятое

Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать. (Франсуа де Ларошфуко)

Что означает тест знаменитого физика Льва Ландау " р, д, т, ч, п, ш, с..."? Продолжите этот ряд. Кстати, вы знаете, как Лев Ландау избавлялся от застенчивости?

Такое задание было в прошлом выпуске. (Чтобы слушатели лучше воспринимали ваше выступление, если приходится говорить перед постоянной аудиторией, нужно постараться найти переход от прошлого выступления. Вы тем самым и напомните слушателям, о чем шла речь раньше, и дадите понять, что сами тоже об этом помните. Вернемся к задачке Льва Ландау - раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь...)

Теперь, я думаю, любой сможет продолжить. Казалось бы, невозможно придумать разгадку. Я, например, мучился много дней, но так и не решил. А среди моих двадцати студентов всегда находится один, кто, подумав минут пять, обязательно находит ключ.

Нестандартность мышления. Увидеть все по-новому, оригинально - это очень нужно тем, кто решил овладеть ораторским мастерством.

Но возможно и лучшее начало, интереснее. Любопытный, чуть непонятный рассказ. Непонятный только поначалу. Но само повествование должно носить чуть интригующий характер, чтобы слушающие захотели понять, о чем это вы ведете речь.

Подняв худые плечи, по университетской набережной идет высокий студент. Щеки у него втянуты, из-за короткой верхней губы, едва прикрывающей зубы, рот все время полураскрыт. (Что это я рассказываю, уж не детективную ли историю? ) Большие глаза смотрят исподлобья, но взгляд внимательный и теплый. (Каждую фразу я бы произносил спокойно и ровно, делая между предложениями паузу чуть больше обычной, чтобы слушающие могли как бы представить картинку, которую я пытаюсь нарисовать.) В нем и любопытство, и мучительная застенчивость.

Это Ландау. Он страшно робок, неловок, одет в какой-то серый френч, каких в северной столице никто не носит. А ему так нравятся сильные, веселые люди, которые непринужденно держатся, в разговоре находчивы, остроумны. Он решил пересилить свою робость, пересилить любыми средствами. Но как это сделать? Для начала можно ставить перед собой небольшие задания и выполнять их. Вот навстречу идет самоуверенный господин, по виду нэпман. Лев внушает себе: надо к нему подойти. Это трудно, невероятно трудно. Но он должен побороть свою застенчивость!

- Нельзя ли попросить вас ответить на один вопрос? - говорит он громко.

Нэпман останавливается.

- Почему вы носите бороду? - все тем же любезным тоном продолжает побледневший от напряжения юноша.

На следующий день он дает себе задание потруднее: прогуляться по проспекту Двадцать пятого октября (так в ту пору назывался Невский) с привязанным к шляпе воздушным шариком.

Если вы вернетесь к пятому абзацу от той строчки, что сейчас перед вами, то учтите: там должны были быть кавычки, ибо я цитировал фрагмент из книги Майи Бессараб " Ландау". Конечно, если бы я выступал, а не писал свои уроки, то пересказал бы этот фрагмент близко к тексту, делая фразы еще короче, а паузы - неожиданнее. Я как бы вспоминал, будто я сам знаком с человеком, о котором веду рассказ. Слушателям безразлично, знаком я или нет с Ландау, им в данной ситуации важны информация, как Ландау боролся с застенчивостью, и эмоциональная убедительность.

Упражнение N 5

Попробуйте перевести процитированный фрагмент в устную речь. Где вы сделаете паузы? Где добавите слова от себя? Как вы перескажете текст? Прочтите его два раза и обязательно перескажите своим знакомым, друзьям, коллегам. Только для этого найдите удобный повод.

Допустим, зайдет разговор о застенчивости или о физиках, может быть, кто-то вспомнит похожий эпизод, и вы как бы случайно спросите: а знаете, как боролся с застенчивостью Ландау?

Отступление. Вы заметили слова " а знаете"? Многие люди используют их постоянно, начиная именно с этих слов чуть ли не каждое свое предложение. Так не стоит поступать. Произносить их нужно только для того, чтобы действительно выяснить, знают или нет то, о чем вы собираетесь рассказать. Если знают, то рассказывать не стоит.

(В редких случаях " знаете" используют, чтобы подчеркнуть значимость того, что последует за самим словом, но ведь не в каждом же предложении?! )

Хотя, проводя наше второе занятие я и писал, что никто в школе не учит устной речи, на самом деле уже с первого класса по программе предусмотрены занятия по пересказу. А пересказ и есть устная речь. Но как это делается? Читается рассказ, и учительница обычно просит пересказать близко к тексту. Передать не смысл, а форму. То же самое и с рассказом по картинке. Показывают картинку, а там нарисовано: ребята в речке купаются, кто-то моет автомобиль, рядом сидит с удочкой человек. Учительница спрашивает, что нарисовано на картинке.

Смышленые ребята начинают сочинять.

Было лето. Так приятно его провести на речке. Каждый сможет получить удовольствие. Если бы мы с папой оказались на речке, то машину бы мыл не папа, как нарисовано на картинке, а мама и я, а папа бы отдыхал с дороги, а дедушка мой удил бы рыбу. Только нельзя удить рыбу там, где купаются и моют машину...

И тут, гарантирую, многие учительницы не выдержали бы. Они остановили бы малыша и сказали: так нельзя пересказывать. Отвечать нужно полно: " На картинке нарисовано: речка, около берега дружная семья моет машину, а пенсионер в свое удовольствие ловит рыбу".

Думаю, что пояснений не требуется.

А что если попробовать снова поучиться рассказу по картинке?

Зайдите - это продолжается упражнение N 5 - в музей, рассмотрите повнимательнее картины, которые вас привлекут, и перескажите их сюжет как можно более детально. А то и просто выгляните в окно - что вы увидите?.. Попробуйте рассказать, а еще лучше - описать. При всей простоте задания оно достаточно сложное и потребует от вас внимательности, фантазии, наблюдательности, вам придется перебрать много слов, чтобы найти наиболее точные для выражения вашей мысли, чувств, ощущений.

Упражнение N 6

Его выполнять нужно только тем, кто считает себя застенчивым.

Пройдитесь по оживленной улице вашего города и каждого третьего человека о чем-нибудь спросите: который час, как проехать на вокзал, не видел ли кто-нибудь пробегавшей овчарки по имени Кристоф, мол, куда-то запропастился пес... Придумайте пятьдесят вопросов. Пусть они будут странными, но чтобы на них захотелось ответить. Спрашивайте с максимально доброжелательной интонацией.

Считается, что в любой речи последняя фраза запоминается больше всего. Это верно. В речи важны начало и конец. Ударные фразы - в конце, как и в репризах клоунов, как в анекдотах.

Упражнение N 7

Некоторым читателям не понравилось название нашего курса " Учимся говорить публично". Скучно это, не притягивает, не заинтересовывает. Согласен. Придумать название сложно. Помню, очень мучился с названием для книги " 1001 вопрос про ЭТО", для курса по машинописи. Тогда мне помог один студент, предложивший прекрасное, на мой взгляд, название - " Соло на пишущей машинке". Три года мы с Юрием Никулиным, работая над книгой, рассказывающей о его жизни, искали название - и оно вдруг пришло, " Почти серьезно...". Впрочем, это отдельная история и в одном из выпусков нашего сервера я подробно рассказал о ней. Вспомнил Вольфа Мессинга, ибо он сыграл в придумывании названия главную роль.

Вы же слышали о великом Вольфе Мессинге? Кстати говоря, вполне уместно анонсировать те или иные рассказы, истории, чуть-чуть заинтриговывать слушателей.

Подумайте: какое название лучше всего взять для нашего курса? Мне это важно, ибо я планирую этот курс издать отдельной книгой, и хорошо бы найти с вашей помощью название оригинальное, точное по мысли, запоминающееся, не очень длинное.

Буду рад, если вы сообщите, как идут ваши занятия, что получается, что вызывает трудности, сколько новых участников нашего курса вам удалось найти - помните мою просьбу?

 


Поделиться:



Популярное:

  1. А. В сосуде 1. Б. В сосуде 2. В. В сосуде 3. Г. В сосуде 4. Д. Во всех четырех одинаково.
  2. Актуализация теоремы Коуза (Дж. Стиглер). Формулировка теоремы Коуза: две версии. Проблема оптимальной структуры собственности.
  3. Б. Как подводить итоги работы?
  4. Билет № 28. Комбинаторные задачи. Виды и формулы для подсчёта числа возможных комбинаций.
  5. Борьба за власть в руководстве страны в 20-х гг.: основные этапы, итоги.
  6. В ВСЕГДА БУДЬТЕ ВЕРНЫ СВОЕМУ ВНУТРЕННЕМУ ВОДИТЕЛЬСТВУ
  7. Вагнер желает продвинуть вперед собственную художественную форму.
  8. Ввод формулы, содержащей функцию
  9. Влияние различных факторов на форму индикаторной кривой
  10. Война за Независимость в странах Латинской Америки в первой трети XIX в. Основные этапы. Региональные особенности. Итоги.
  11. Все выводы должны быть записаны в тетради ПОДРОБНО, каждый отвечающий должен уметь воспроизвести решение, не используя тетрадь.
  12. Вычислитель и формульный редактор


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь