Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Могучий закон детской жизни.



(Корней Чуковский)



Как и в прошлый раз, я хочу начать, если Вы позволите, нашу встречу в виде устного выступления. Знаете ли Вы...

Этюд ¦ 32

Пожалуйста (нравятся мне слова " пожалуйста", " будьте добры", " если Вам не сложно", " буду признателен" ), перечитайте первые строчки нашего занятия. Если бы я начал свое устное выступление этими словами, какую бы оценку Вы поставили мне за подобное начало? Совершенно верно, двойку, а еще лучше единицу. Почему?

Да потому, что в этих фразах нет ни информации, ни оригинальности, ни образности, ни эффектного, пусть и странного, начала - словом, они пусты.

И с первых предложений слушателю понятно: перед ними выступает пустой человек, которому нечего сказать. Но, увы, каждая фраза типична для многих выступающих.

Не стоит произносить " я хочу начать". Хочешь - и говори! Если Вы что-то произносите - следовательно, Вы начали говорить. Некоторые ораторы, как бы демонстрируя свою воспитанность, перед тем как что-либо произнести, спрашивают: " Если вы позволите...". Но после этого " Если вы позволите" не делают паузу, и всем слушателям очевидно: оратору безразлично, позволят или нет, - он начинает говорить.

Когда слышу " Если вы позволите, я приведу такой факт" - мне всегда хочется крикнуть на весь зал: " Не позволяю..." - и посмотреть, как на реплику отреагирует выступающий. А выражение " знаете ли вы..."! Что нужно знать? Конечно, никто из сидящих в зале пока об этом не имеет представления.

Когда Вы будете слушать тех или иных выступающих - на совещаниях, собраниях, съездах, заседаниях, симпозиумах, " круглых столах" или на дискуссиях, пожалуйста, проанализируйте их выступления под таким углом, насколько верно они начали свою речь (верно с психологической точки зрения, смогли ли они завладеть вниманием зала), сколько раз они произносили " я хочу сказать", " я должен заметить", " мне необходимо вам сказать", " я хочу остановить ваше внимание"?..

Постарайтесь подобных ошибок не допускать. НаУчитесь слышать сначала других (слышать и слушать), а потом и себя. НаУчитесь (ударение на у) контролировать свою речь - Вы быстрее избавитесь от недостатков.

Этюд ¦ 33

Помните: никогда и ни у кого не получается все и сразу. Но если Вы научитесь внимательно себя слушать и анализировать чужую речь (заучивание стихов, произнесение их вслух по методике, которую я предлагал раньше, в этом отношении прекрасное упражнение! ), то это 25 процентов успеха.

Четверть, представляете? (Четверть и 25 процентов - это одно и то же, тем не менее я повторил. Повтор нередко помогает лучшему усвоению услышанного. Не бойтесь повторять то или иное положение, которое Вы считаете для себя главным, дважды, а то и трижды. Ставьте в своей речи акцент, делая это интонационно. Скажем, слово " четверть" я бы произнес с восклицательным знаком, а затем выдержал паузу в две-три секунды и лишь после этого продолжил.) Но и злоупотреблять повторами нельзя. Они хороши в педагогических целях, повтор - закрепление материала при подведении итогов Вашего выступления, при подчеркивании главной мысли. Но в обыденной жизни механических повторов лучше избегать.

Вам, видимо, приходилось встречать людей, повторяющих все по два-три раза. Скажем, фразу: " Главный редактор просил этот материал поставить в номер без сокращений" один мой знакомый сотрудник редакции еженедельника " Собеседник" произнес бы так: " Главный редактор, понимаешь, первое лицо в нашей редакции, он главный, и он действительно главный, просил, чтобы этот материал, материал, который я тебе передаю, обязательно без сокращений ты поставил бы в ближайший номер, в ближайший, и без каких-либо сокращений; да, так сказал главный: и чтобы в номер, и без сокращений поставить этот материал - значит, я тебе сказал, чтобы этот материал по распоряжению главного был поставлен в номер! " (Вы отметили, что ни одной точки, все одной фразой?! )

В чем истоки механических, бездумных, доходящих до автоматизма повторений? Как правило, опять же прав великий Зигмунд Фрейд? в детстве. Как говорят родители с детьми?

- Саша, принеси газету? - обращается отец к сыну. (Пауза). Саша, я к кому обращаюсь, мне нужна газета, принеси ее. - (Пауза. Сын привстает.) - Сколько раз можно просить? Мне легче самому спуститься вниз. Ты пойдешь и принесешь мне газету или мне все-таки спуститься? Я могу. Или ты все же сам сходишь и принесешь газету? (Сын приподнимается и медленно идет к двери.) - Нет, честное слово, нет терпения, я же сказал: Саша принеси газету. Сколько можно ждать? Сходи и быстро принеси газету, не испытывай моего терпения. Ты слышал - принеси газету.

И только тогда Саша спускается вниз за газетой. Проходит несколько минут. Сын возвращается, но, зайдя в квартиру, он решил попить воды. Открывается кран на кухне.

- Сколько раз можно просить, сколько раз можно говорить, принеси отцу газету, а ты... а ты... делаешь из этого проблему. Саша, я жду газету! - уже не просит, а кричит отец.

Замените просьбу о газете на просьбу вынести мусор, сходить в магазин, погулять с собакой, записывать телефонные звонки, мыть руки перед едой - все приходится повторять по шесть-семь раз. И когда человек становится взрослым, он настолько привыкает к подобному стилю общения, что все свои просьбы, указания, советы проговаривает по нескольку раз.

Проанализируйте речь окружающих Вас людей: нет ли среди них " повторялок"? Обязательно запишите свои впечатления в дневник. И попробуйте проконтролировать себя: а нет ли повторений у Вас, нельзя ли их избежать? Нельзя ли взять для себя правило: все говорить другим людям (коллегам, родственникам, друзьям) только один раз. Попытайтесь, общаясь с другими людьми, не заставлять их напоминать вам что-либо дважды. Если Вы серьезно отнесетесь к выполнению этого этюда, то в значительной степени улучшите свой характер, приобретете отличную привычку все выполнять с первой просьбы, не обещать того, чего вы не сможете выполнить. Вы научитесь правильно рассчитывать свои силы, а среди своего окружения Вы прослывете человеком обязательным, точным, аккуратным, воспитанным.

Этюд ¦ 34

Старая тема. Заезженная, общеизвестная, банальная, набившая оскомину, животрепещущая, как считают некоторые, не стоящая и ломаного гроша, как утверждают другие. (Какое слово оставить? Пожалуйста, сократите эту фразу до трех-четырех слов.)

Если ваш начальник обращается к Вам на ты, а Вы в силу субординации обращаетесь к нему на вы, правильно это или нет? Стоит ли с этим бороться? Нет ли здесь унижения личности? Кто прав? Утверждающий: пусть, мол, поживет с мое, а тогда и обращается ко мне на ты, я был в молодости с начальниками на вы, а они со мной на ты, пусть теперь так и продолжается?

Я, например, всех студентов всегда называю не только на вы, но и по имени и отчеству, считая, что общение должно быть на равных. Многие мои коллеги в университете, кто в открытую, кто за спиной, высмеивают меня, иронизируют по этому поводу. Я проделал эксперимент, попросил одну группу студентов попытаться отучить моего коллегу обращаться к ним на ты и по фамилии. Четыре месяца продолжался эксперимент, и студенты добились своего.

Трудно проходил эксперимент. Студенты делали вид, что они просто не слышат, когда к ним обращались на ты и по фамилии; как бы невзначай переходили с преподавателем тоже на ты или называли его только по фамилии, а между собой на занятиях подчеркнуто обращались по имении и отчеству и сверхучтиво по интонации. Правда, на экзаменах все они получили заниженную оценку и пересдавали предмет кто два, а кто и пять раз.

Пожалуйста, проанализируйте, кто к Вам обращается на ты, а вы вынуждены отвечать ему на Вы. Ваше отношение к этой проблеме? В Сети, я знаю, принято со всеми быть на ты и по именам. Я получил несколько писем. Наверное, такие письма есть и у Михаила Борисовича Зуева? мол, ребята, хватит выпендриваться, давайте, как везде, ? на ты и только по имени или прозвищу. В Сети у многих есть " ник" (другое, придуманное ими имя).

Я против этого. В отчестве? имя отца. Собственное имя? дано матерью и отцом. Так и хотелось, чтобы нас звали. Сегодня, получая паспорт, можно сменить имя. Есть целая теория имени. В Армении, например, если ребенок сильно заболевает? ему дают новое имя. Считается, что это помогает выздороветь.(Впрочем, я отвлекся от главной темы. Вернусь к ней. Мы говорили о том, как общаться? на ты или на вы. Здесь же замечу, что если при выступлении Вы вдруг чуть отошли от главной темы, то возвращаясь к ней, обязательно напомните о чем шла речь. Как же отучить других тыкать при общении с Вами? )

Я одного своего знакомого, Николая Трофимовича, отучил быстро: как только он начинал тыкать, так я тоже переходил с ним на ты и говорил:
? Конечно, Коля, я тебя понимаю. И ты меня понимаешь. Но вот другие люди никак меня понять не могут. Подходит ко мне люди и спрашивают: " Владимир Владимирович, а верно ли, что вы с Колей, то есть с тобой, близкие родственники?.. И сколько бы я ни доказывал им, что мы с тобой всего лишь коллеги, они не верят.
- Ну надо же, чего только не придумают, - произносил мой коллега, и тут же исправлял свое ты на Вы.

Трудно ли поставить на место тыкальщика? Помню, один из директоров " Мосфильма" тыкал маститым режиссерам, лауреатам международных премий, а они к нему обращались на вы. Так директор как бы подавлял личность и показывал, кто хозяин на " Мосфильме": они - творцы или он - администратор. Но я был и свидетелем, как этот же директор заискивал перед вышестоящим чиновником намного его моложе, который тыкал ему, а директор обращался к нему на вы.

Этюд ¦ 35

Я хотел бы, чтобы каждый занимающийся понял, что ораторское искусство - универсальная дисциплина (да простится мне этот сухой оборот). Психология, актерское мастерство (дикция, жестикуляция, движение), знание русского языка, овладение приемами внушения (любая речь - это внушение, близкое к гипнотическому воздействию; к сожалению, многие об этом забывают и, следовательно, не добиваются поставленной цели) и знание логики, кругозор, образованность - все это (назван лишь минимум) необходимо для того, чтобы овладеть мастерством публичного выступления.

Пожалуйста, перечислите, какие качества, навыки необходимы человеку, чтобы уметь хорошо публично выступать. Скажем, так: нужно обладать хорошей памятью, иметь достаточно широкий кругозор, уметь фантазировать, профессионально владеть дикцией... Продолжите список и пришлите мне копию, выполненного задания электронной почтой. Я желаю Вам успехов.

ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОЕ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь