Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Длинные циклы развития мировой геополитики Модельского-Томпсона
Авторы в своих работах утверждают, что глобальные экономические процессы по времени сопряжены с длинными мировыми политическими циклами, которые они назвали циклами лидерства. Длинные мировые политические циклы авторы определяют как последовательность подъема и упадка великих держав. Подъем великой державы они называют этапом обучения, а упадок – это этап лидерства. Каждый из этих этапов авторы делят на 4 фазы. Этап обучения делится на фазы: 1) определение основных мировых проблем, требующих решения 2) создание коалиций союзников 3) принятие решений на мировом уровне 4) проведение этих решений в жизнь. Этап лидерства: 1) мировая война 2) поражение в ней великой державы 3) утрата мировой легитимности 4) распад мировой системы. Согласно авторам, в основе глобального лидерства лежат такие факторы как: - мобильные военные силы - передовая экономика - открытое общество - реагирование на мировые проблемы при помощи инноваций. Авторы отмечают, что длинные циклы можно представить как процесс обучения, фазы которого последовательно оптимизируют использование каждого фактора, хотя все они и действуют одновременно. В фазовой цепочке «принятие решений на макроуровне - мировая война» упор делается на развитие мобильных военных сил, а в фазовой цепи «проведение решений в жизнь» главное – это передовая экономика и ее место в международном разделении труда. В цепи «определения основных проблем – утрата легитимности» выдвигается вперед инновационный фактор и гибкость в подходе к решению новых проблем.
ЛЕКЦИЯ ПРОПУЩЕНА
Основатели классической геополитики Германская школа Фридрих Рацель (1844-1904). Считается отцом-основателем геополитики и политической географии. Родился в Карлсруэ в Германии, где прослушал курсы по палеологии, антропологии и т.д. В 1870 отправляется добровольцем на войну, где получил железный крест за храбрость. После войны увлекся демографией. В 1876 г. защитил диссертацию " Об эмиграции в Китае". В этот период он много путешествует по Европе, занимается этнологией. Работает преподавателем географии в техническом университете, затем в Лейпцигском. Интересовался политикой, придерживался националистических взглядов. В 1898 г. вступил в пангерманскую лигу. Был другом Геккеля, который ввел термин " экология". Рассматривал государство как живой организм, борющийся за свое существование. Считается прямым продолжателем немецкой школы органической социологии (один из главных представителей - Фердинанд Теннис). Один из основоположников социологии в Германии. Развивая идея географического детерминизма в духе Герберта Спенсера, английского социолога. Исследователи творчества Рацеля считают, что многие его идеи восходят к воззрениям Канта и Александру фон Гумбольдту, Карлу Риттеру и др. немецким мыслителям. Рацель один из первых пришел к выводу, что пространство - есть наиболее важный политико-географический фактор. При этом он рассматривал пространство не просто как территорию, занимаемую государством, а как некие природные рамки, в которых происходит экспансия отдельных народов. У каждого государства и народа имеется свою пространственная концепция. Упадок государства - есть результат слабеющей пространственной концепции. Пространство обуславливает не только физическую эволюцию народа, но и его ментальность, взгляды на мир и мировоззрение. Рацель много изучал Северную Америку, посвятил ей две книги: " Карты североамериканских городов и цивилизаций" и " Соединенные штаты Северной Америки". В них он отмечает чувство пространства у американцев, что оно развито в высшей степени. Рацель один из первых формулирует концепцию мировой державы. Он предрекал Германии превращение в континентальную мировую державу. При этом он даже выводил и называл конкретную площадь в 5 млн. кв. км. В 1982 г. вышел фундаментальный труд Рацеля " Антропогеография", где он обосновывал связь эволюции народов и демографии с географическими данными. Государство представляет собой единство народа с известным почвенным пространством и особый биологический организм. В 1893 г. вышла работа " Народоведение". Главный труд Рацеля - " Политическая география" (1897). Почва является основной и неизменной данностью, вокруг которой вращаются интересы народов. Государство - это биологический организм, живущий по биологическим законам. Успех государства зависит от его приспособляемости к условиям географической среды. Наиболее важными характеристиками государства являются его размеры, местоположение и границы, а также типы почв, растительность и ирригация, соотношение с другими частями земной поверхности (выход к морям). Нехватка пространства и территории всегда приводит к войне. Война носит естественный характер. Считал необходимым пробудить у вождей Германии чувство пространства, оправдывая войны. Рацель считал, что в будущем будут доминировать крупные государство, подобные Северной Америке, России. Пространственная экспансия также рассматривается им как естественный процесс роста живого организма. Народ растет, увеличиваясь в числе, страна увеличивает контролируемые ею пространства. Граница рассматривается как кожа живого организма, по состоянию которой можно судить о состоянии государства. В своей работе " О законах пространственного роста государств" (1896) Рацель формулирует 7 законов пространственной экспансии. В 1900 г. - работа " Море - источник могущества народов". Тихий океан называл океаном будущего. Он считал, что континентальные державы имеют преимущество перед моркими благодаря их богатым ресурсам. Книги и труды Рацеля широко публиковались в нацистской Германии. Рудольф Челлен (1864-1922). Шведский исследователь. Был сыном священника. Стал студентом Упсальского университета. Защител докторскую диссертацию в 26 лет. Затем переехал в Гетеборг, где преподавал географию в университете. В 1901 г. получил звание профессора статистики и политической науки. Первым дал определение геополитике как науке. Работа " Великие державы: очертания современной большой политики" (1905). Челлен также занимался политикой, был избран в шведский парламент Ригстаг. Многие комментаторы его трудов отмечают, что понятия отечество, долг, самопожертвование должны были стать основной великой цивилизации. В работе " Великие державы" Челлен доказывал необходимость подчинения малых стран великих державам. По его мнению, в пространстве Европы Германия обладала осевым динамизмом - способностью структурировать вокруг себя остальные европейские государства - страны оси. Челлен считал старые народы Европы - Францию и Англию - оплот либерально-космоплитических сил. Большевистская диктатура в России лишь доказывала тот факт, что либеральная демократия была обречена закончиться монархией, а затем привела к установлению тоталитарного правления. В последние месяцы жизни Челлина приход к власти Муссолини в Италии также подтвердил это его убеждение. Хотя отмечается, что Челлину были чужды расистские элементы фашизма, но в некоторой степени он разделял ее авторитарные идеалы. Считал, что война является элементом прогресса, поскольку она воспитывает жизнеспособность и силу в воюющих государствах. Позаимствовав в Достоевского идею о старых и юных народах, он использовал ее для своего обоснования системы геолополитических координат в Европе. Немцы - юный народ, который движется к созданию континентальной мировой державы за счет включения в свою орбиту территорий, которые контролируют старые народы - французы и англичане. Т.о., государство и нацию Челлен также рассматривал как биологические организмы, которые рождались, старели и умирали. Главная задач политической науки - выявление естественных законов, регулирующих политическую жизнь. Государство как организм по Челлену имеет не только тело в виде пространства, но и душу в виде нации. Государство обладает особым разуммо и наделено волей к власти. Силу государства Челлен определял как функцию от пять его свойств: территории, хозяйства, народа, общества, власти. Следовательно, наука о государстве должна состоять из пяти дисциплин: 1) геополитика, 2) экополитика, 3) демополитика, 4) социополитика, 5) кратополитика. Геополитика явлется самой важной из этих пяти наук о государстве, поскольку она служит базисным элементом. Он определяет геополитику как учение о государстве как географическом пространстве. Она должна состояить из трех разделов: 1) топооплитика (изучет политическое оркужение данного государства), 2) морфополитика - учение о форме государственной политики, 3) физиополитика - учение о государственной территории с т.з. ее содержания. Пространственная экспансия по Челлену всегда стремится к своим естественным границам в виде гор или морей. Любое государство стремится захватить достаточное жизненное пространство для его народонаселения. Конечной целью по Челлену является достижение автаркии, т.е. состояния самообеспечения в отношении продовольствия и природных ресурсов. Челлен противопоставлял свой взгляд на государство либеральным концепциям. Он считал, что государство - это цель сама по себе, а не орагнизация, которая служит улучшению благосостояния своих граждан. Также, как и Рацель, Челлен наряду с разработкой теории пространственной экспансии Челлен разрабатывает концепцию великих держав, считая, что именно они и их политика должны стать предметом изучения геополитики. Все великие державы он подразделил на мировые державы и собственно великие державы. В качестве мировых держав он рассматривал до ПМВ Великобританию, США, Россию и Германию, Японию, Австро-Венгрию и Италию. В своих работах Челлен постоянно сравнивал россию и США. Он считал их фактически единственными державами с достаточными ресурсами, необходимыми для автаркичного развития. Также среди этих государств он упоминал Китай и делал вывод о том, что США, Россия и Китай будут доминировать в будущем над другими государствами. Он также предрекал усиление интеграционных тенденций в Европе. После ПМВ Челлен обосновал тезис о трех географических факторах, играющих главную роль в глобальной политике: расширение, территориальная монолитность, свобода передвижения. Великобритания, например, обладает свободой передвижения благодаря флоту и господству в морских коммуникациях, а также расширением, обусловленным масштабами колониальных владений. Вместе с тем в ней отсутствует территориальная монолитность, империя разбросана по земному шару, это является ее слабой стороной. Россия же обладает протяженной территорией, монолитностью, но лишена свободы передвижения из-за ограничения в доступе к теплым морям. Многие положение и идеи Челлена были подхвачены и развиты. Фридрих Науманн - немецкий публицист, журналист. В годы ПМВ в своей работе " Срединная Европа" обосновывает необходимость создания срединной центральной Европы. Он увидел следующее устройство Европы после войны. По его мнению, необходимо было соорудить нечто подобное двум " китайским стенам", которые бы простирались с севера на юг через весь континент. Одна из них должна проходить между Германией и Францией, а другая - между Германией и Россией. Серединная Европа возможно в виде конфедерации, занимающейся вопросами обороны. Экономической составляющей этой конфедерации должен стать общий рынок. Должна постепенно сформировать национальная идентичность. Главную роль в создании срединной Европы он отводил германии. При этом рассматривалась возможность получение выхода Германии - Срединной Европы в Средиземное море. Карл Хаусхофер - профессор географии Мюнхенского университета. Основатель и редактор журнала " Геополитика". Он поддерживал тесные контакты с руководством Риббентропом, Гебельсом. Во время ПМВ Хаусхофер был в чине генерала. После войны он написал работу " Апология немецкой геополитики", где пытался доказать, что геополитические теории были искажены идеологами нацизма. Ключевыми понятиями в его геополитической концепции были понятия кровь и почва, сила и пространство, жизненное пространство. Движущей силой государства он считал обеспечение и расширение жизненного пространства, а средством для этого - поглощение более мелких государств. Хаусхофер переформулировал выражение Ницше " воля к власти" в понятие " воля к пространству", а выражение Рацеля " чувство пространства" в " чувство границ". Само понятие границы распространяется им на военные, государственные, расовые, лингвистические, культурные границы. При этом они становятяс подвижными и размытыми. Хаусхофер был убежден, что натиск на восток верен, что расширение жизненного пространства Германия должна прежде всего на востоке. По мнению Хаусхофера упадок морских держав - Великобритании, Испании др. - создавал благоприятные условия для формирования нового европейского порядка, в котором будет доминировать Германия. Новый порядок должен стать основной новой мировой системы, основывающейся на т.н. панидеях, которые формулируются цивилизациями в борьбе за пространство. Одна из первых, по его мнению, панидей была сформулирована 5-и президентом США Монро в 1823 г. - " Америка для американцев". Всего же он первоначально выделял три панрегиона, каждый из которых состоял из ядра и периферии, в частности, панамерику с ядром США, Евроафрику с ядром Германией, панАзию с ядром в Японии. Каждый панрегион имел меридиальную направленность с севера на юг, обладал экономической самодостаточностью, включал разные климатические пояса. В последующем Хаусхофер увеличил количество панрегионов - добавилась панРоссия с периферией в Иране, Афганистане и Индии. Хаусхофер также знаменит и своей концепцией континентального блока. Ее формирование было обусловлено политикой нацистского правительства, ориентирована на захват новых территорий и на восточную экспансию. Для усиления Германии и ее непобедимости в борьбе за мировое господство, а борьбу эту ей необходимо будет вести с морскими державами (прежде всего, Великобританией и США), и объединить континентальные державы и сформировать военно-политический блок-ось (широтную) Берлин-Москва-Токио. Союз Германии с Россией по мнению Хаусхофера должен был обеспечить Германии трансконтинентальные коммуникации от Рейна до Амура и Янцзы и т.о. Германия получила бы выход к открытому океану. Кроме того, Германия с помощью авиации могла обеспечить превосходство в третьем воздушном пространстве. Это, в свою очередь, приводило к снижению значимости военно-морского фактора и к моральному устареванию талласократических теорией. Нахождение Германии в центре Европы объективно делает ее естественным противником сил моря. Заключение пакта о ненападении между СССР и Германией 1939 г. Хаусхофер воспринял как историческое событие и шаг к осуществлению его геостратегических планов. Он начал разрабатывать идеи создания евразийского блока. Однако расчеты Хаусхофера не сбылись. В июне 1941 г. Гитлер нападает на Советский Союз. Расовые предпочтения в доктрине Гитлера взяли верх над геополитикой. Карл Шмитт (1888-1985). Принадлежит к школе консервативных революционеров. Он вступил в нацистскую апртию, высказывал одиозные антисемитские идеи. После поражения Германии был обвинен в теоретическом обосновании агрессии. На Нюрнбергском процессе подозревался как военный преступник, но обвинение было снято. В работе " Понятие политического" (1931) Шмитт предлагает конкретно в политике разграничивать друзей и врагов. Сущность политики он видит в войне, обосновывает идею права на войну у государства и необходимость требовать у своих граждан готовность отдать жизнь за государственные цели. Основным в геополитике Шмитта является понятие однородность или гомогенность народа, которая возникает из воли к существованию и единству. Выразителем этой воли может быть только государство. Шмитт решительно отвергает любой плюрализм в управлении государством, считая его ошибочным и опасным. Отсюда он выдвигает идею прав народа в пику либеральной идее и теории прав человека. Каждый народ по Шитту специфически осваивает и организует свое жизненное пространство, формируя его иконографию, под которой он понимал форм общественной жизни: язык, культуру (мифы, легенды, образы прошлого, символы, табу). Другой важной идеей Шмитта является номас земли, под которым он понимал закон взаимосвязи между пространством и особенностями государства; разумность организации пространства. Он выделял три номоса земли или три фазы геополитического развития: первый существовал до ВГО, когда не были известны все океаны, поэтому у людей не было глобального представления об Америке. Каждый многочисленный народ считал себя срединной цивилизацией. Второй начался после ВГО. Народы разделили сушу между собой. Самая богатая морская держава Англия постепенно захватила и мировые океаны, став стабильными в новом порядке Земли. Этот порядок был разрушен Первой мировой войной. Третий номос соответствовал блоковой конфигурации политического ландшафта, разделенного на восточный блок (Варшавский договор) и НАТО, которые находились в состоянии холодной войны. По мнению Шмитта развитие номоса земли должно привести к появлению государства-континента, тотального государства, которое является вершиной в развитии континентальной государственности. Такое государство придерживается законов войны, согласно которым из военных действий исключено все население и частная собственность, а в сражениях участвуют только профессиональные воины. Шмитт считал, что морские державы не способны создать континентальное государство. Доктрина Шмитта опирается на разработку основополагающих дихотомий восток-запад и суша-море. Обе дихотомии рассматриваются как дихотомия друг-враг и, следовательно, как враждебные друг другу цивилизации-антагонизмы. Цивилизационный дуализм земли и моря он обозначает с помощью двух библейских чудовищ - бегемота (суша) и Левиофан - морской зверь (море). Также он использует другие символы - корабль и дом.
ДВЕ ЛЕКЦИИ ПРОПУЩЕНЫ
Русская школа геополитики Панправославная идея " Москва - третий Рим"
Идея возникла на рубеже 15 и 16 вв. Ее возникновению предшествовал объединительный процесс русских земель вокруг Москвы в 14-16 вв., который привел к интенсивному экономическому, политическому, культурному развитию и формированию национального самосознания. В этих условиях возникла необходимость духовной доктрины, которая способствовала бы интеграции земель Московского государства после 200-летнего господства татаро-монгольского ига. Как известно, духовной основой со времен Киевского Руси выступало христианство, которое было принято в 988 г.., и оказало большое влияние на культуру Древней Руси. Именно через христианство Русь приобщалась к истории античности и Византии. Русская православная церковь первоначально находилась в подчинении Константинопольской церкви, однако в 1439 г. Константинопольская церковь, надеясь на помощь стран западной Европы в борьбе с турками, заключает с римско-католической церковью Флорентийскую унию, по которой Константинополь признавал главенство папы римского над всей христианской церковью. Однако вскоре Флорентийская уния была разорвана, а РПЦ стала автокефальной и самостоятельно стала избирать своего главу. После взятия турками Константинополя в 1453 г. и падения Византийской империи лишь Московское царство оставалось независимым православным государством. Брат последнего византийского императора Константина Фома Палеолог нашел со своей семьей убежище в Риме. Великий князь Иван III в 1467 г. овдовел. Папа Римский Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в супружество Ивану III, надеясь посредством этого брака вновь присоединить Москву к Флорентийской унии. Брак состоялся в 1472 г., но он не оправдал надежд Папы Римского и в то же время сыграл большую роль в возвышении монархической власти в Москве благодаря родству великого князя с византийской царевной и ее личным властным качествам. Великий князь стал как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного мира. В сношениях с малыми соседними землями был узаконен титул царя всея Руси. С конца XV в. на печатях Московского государства появился византийский герб — двуглавый орел, который комбинировался с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца. Распространилось сказание о том, что «шапка Мономаха», хранящаяся в настоящее время в Московском Кремле, была прислана в Киев императором Константином Мономахом для венчания на царство великого князя киевского Владимира Мономаха, от которого якобы ведут свой род московские государи. Москва теперь считалась наследницей Константинополя и провозглашается третьим Римом – последним и вечным царством всего православного мира. Эти идеи панправославного христианства получили яркое выражение в послании игумена псковского Елизарова монастыря Филофея, в котором он отмечал, что «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы