Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методологические установки познания
Наиболее общие методологические принципы в каждой науке называются методологическими установками данной науки. Они выполняют функцию регулятивной основы познавательной деятельности, направляют, ориентируют и контролируют построение эмпирических обобщений и теоретических схем. По своему содержанию методологические установки – это система представлений об общих свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том, каким по форме должен быть результат исследования. В ходе исторического развития любой науки рано или поздно изменяется объект ее исследования, а значит в определенной мере изменяется и процесс познания. Поэтому система методологических установок характеризует конкретно-исторические особенности естественнонаучного познания. Методологические установки соединяют познавательный и ценностный аспекты познание в некоторое качественно новое целое. Через методологические установки познания каждая наука включается в систему культуры в целом. Та естественная наука, методологические установки которой в данную историческую эпоху являются типичными и определяющими для всех остальных естественных наук, становится лидером естествознания. Долгое время (17-20 вв.) лидером естествознания выступала физика. Сейчас эта роль постепенно переходит к биологии. Методологические установки являются составной частью основания конкретно-исторического способа познания. Кроме того, та часть содержания методологических установок познания, которая связана с характеристикой общих черт предмета познания данной науки, является одним из непосредственных истоков научной картины мира.
Эволюционные и революционные периоды развития науки Общий ход развития науки включает основные ступени познания природы и мира вообще. Он проходит несколько основных ступеней: 1. Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого. Это характерно для греческой натурфилософии; 2. Анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий, при этом за частностями исчезает картина универсальной связи явлений. Характерно для начального этапа развития любых конкретных наук, а также для позднего Средневековья – начала Нового времени; 3. Воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путем соединения анализа с синтезом. Характерно для зрелого периода развития конкретных наук и для современной науки вообще. Т.о., научное знание не является раз и навсегда данным феноменом, объем и содержание его постоянно изменяются. В настоящее время существует 3 основные модели исторических реконструкций науки: 1. История науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс, 2. История науки как развитие через научные революции, 3. История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис). Все 3 модели существуют в современном науковедении, но возникли в разное время. С этим связано доминирование отдельных моделей в конкретные периоды развития науки. Долгое время господствующей моделью развития была кумулятивистская, тесно связанная с философией позитивизма. Эта модель строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать лишь опираясь на предыдущие достижения. Поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность. Т.о., предшествующее развитие науки является лишь подготовкой ее современного состояния. В силу этого обстоятельства значение имеют только те элементы знания, которые соответствуют современным теориям; отвергнутые идеи, признаваясь ошибочными, являются не более чем заблуждениями и отклонениями от магистрального пути развития науки. Эти идеи наиболее полно сформулированы в работах Э.Маха и П.Дюгема в конце 19 века. В связи с общим кризисов позитивизма в сер 20 в. в науку проникают идеи прерывности развития, особенности и уникальности отдельных периодов в развитии научного знания. Они четко формулируются в модели научных революций. Трактовка научных революций основывалась на идее абсолютной прерывности хода развития научного знания. Предполагалось, что новая теория, возникающая в ходе научной революции, отличается от старой самым принципиальным образом. После революции развитие науки начинается заново и идет в совсем другом направлении. Именно такая точка зрения представлена в знаменитой работе Т.Куна «Структура научных революций». В этой работе Кун ввел очень популярное нынче понятие - «парадигма». Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Переход от одной парадигмы к другой идет через революцию. Цель науки по Куну – втиснуть природу в парадигму. С одной стороны, парадигма сужает поле зрения ученого, но с другой – ведет к накоплению очень подробной информации в области действия парадигмы. Только тот, кто в совершенстве знает свою область исследования, способен рассмотреть аномалии в парадигме. Аномалии ведут к кризису парадигмы и замене новой, в уже завершенной форме. Теории прошлого рассматриваются не как некоторые ошибки, а как обладающие своей значимостью, особенностью. Прошлое не утрачивает своего своеобразия и не поглощается настоящим. Сегодня в истории и методологии науки на первый план выходят кейс стадис, которые называют ситуационными исследованиями.. это направление формируется с 7-х гг. в работах этого направления прежде всего подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. Это прямой антипод кумулятивистских, линейных моделей развития. В кейс стадис ставится задача понять прошлое событие не как вписывающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. В работах прежнего типа исследователь стремился изучить как можно больше фактов, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести общие закономерности. Теперь он изучает факт как событие – результат многих особенностей развития науки, сходящихся в одной точке с тем, чтобы отличить ее от других. Для истории науки – это новый поворот исследования. Он более характерен для гуманитарных наук. В кейс стадис элементарное событие не приобщается к некоторому всеобщему, а, наоборот, это всеобщее обнаруживается в нем самом и через общение с другим особенным событием. Историческая картина, складывающаяся на базе кейс стадис, представляет собой нечто вроде плоскости с холмами и пиками, изображающими события разной степени важности. Поскольку по ходу истории старые события не вытесняются новыми, история становится многосубъектной и многособытийной. Между событиями устанавливаются диалогические отношения, речь идет о существовании разных теорий и парадигм.
Периодизация и хронологическая развитие естествознания
Историю человеческой мысли можно разделить на 4 основных этапа: - мифологический (1700-600гг. до н.э.); - натурфилософский (60г. до н.э. – 485г. н.э.) - религиозный (455-1584гг. н.э.) - научный (1584-2700гг. н.э.) В свою очередь научный период делится на: - классическую науку (до начала 20 в.), - неклассическую науку (первая половина 20 в.), - постнеклассическую науку (конец 20 в.).
Мифологическая картина мира
Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Мифологию можно рассматривать как некоторый «дотеоретический» способ обобщения и систематизации обыденных знаний. Т.о., миф есть, прежде всего, способ обобщения знаний о мире в форме наглядных образов. В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность таких образов и есть мифологическая картина мира. (МФКМ) § МФКМ выступала аналогией картины рода, родовой общины, в которых сложился миф. В мифе природа очеловечивалась (антропоморфизм): в мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины. § В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа вообще не характерно разделение объекта и мысли о нем, (вначале было слово) вещи и слова, («здравствуйте»), вымысла (фантазии) и действительности, пространственных и временных отношений. Миф это не только обобщение и понимание мира, но и переживание мира, мироощущение. В мифе выражались желания, ожидания, страдания и порывы человека. § Мифология не нацелена на выявление объективных закономерностей мира. Миф выполняет функции установления идеального равновесия между родовой общиной и природой. В мифологии выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа (шамана и др.) – эгоцентризм отражения. Способ обобщения строится на основе подражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умозаключения по аналогии. Вся система объяснения МФКМ построена на убеждении в реальности мифа. Отсюда беспроблемность МФКМ: миф как миропонимание не нуждался в проверке и обосновании. Еще одной важной особенностью мифа является его повествовательность, которая в последствии стала источником народного эпоса и эпического искусства. Вещам окружающего мира в МФКМ придавалось определенная символическая значимость и ценность. Т.е. миф выступал и как система ценностей, протоморальных норм и правил.
Натурфилософский этап Связан с функционированием греческой и римской цивилизаций, был подготовлен древнекитайской, индийской, ближневосточной и среднеземноморскими (минойской и микенской) культурами. Начало этапа связывается с работами Фалеса Милетского (600 г. до н.э.). Появление собственно науки происходит именно в Др. Греции. Именно между 6 и 7 вв. до н.э. в накопленных греками знаниях появляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Среди этих характеристик – деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций для этого и т.д. Цель греческой науки – постижение истины из чистого интереса к самой истине. Эта наука системна и рациональна. Причиной того, что наука появилась именно в Др. Греции, стали появление частной собственности, развитие экономических отношений и становление рабовладельческого строя. Становление науки в Др. Греции происходило в форме научных программ. Математическая программа Математическая программа – первая по времени возникновения (кон. 6 в. – середина 4 в. до н.э.). Заложена Пифагорейским союзом (Кротон). Это научно-философско-религиозно-политическая школа. Пифагорейский союз – закрытая тайная организация с определенным уставом. Основатель – Пифагор; его представления в последствии развиты Платоном в математическую программу. Основное мировоззренческое положение Пифагора – «все есть число». Число воспринималось как божественное начало, сущность мира, а Космос – упорядоченное, гармонично и симметричное целое ряда первоначальных сущностей (чисел). При этом числа не являются кирпичами мироздания. Вещи не равны числам, а подобны им. Эти представления ускорили переход математики из прикладной вычислительной сферы в теоретическую. Пифагорейская картина поражала своей гармонией – мир целостен, все части его связаны между собой. Но так как «все есть число», то занятия математикой позволяют установить эти связи, логически их обосновать. А тот, кто изучит и поймет божественные числовые отношения, сам станет божественным и возвысится до абсолютного блаженства. В такой форме закладывались предпосылки математического и естественно научного познания. Основные направления математических исследований: - доказательства положений египетской и вавилонской математики (теорема Пифагора); - разработка теорий пропорций, музыкальной теории; - разработка теории чисел. Важнейшее открытие (после смерти Пифагора) – открытие несоизмеримости стороны квадрата и его диагоналей, Философский смысл этого открытия – крах общей идеи гармоничности, стройности и организованности Космоса, следовательно, под сомнением: «мир есть число»? Всемирно-историческая заслуга пифагорейцев – осмысление и утверждение категорий количества. Пифагорейцы заложили основы представления о мире и его познании в соответствии с которым математические знания являются важнейшим условием познания природы. Начиная с Пифагора развивается установка на широкое развитие математических исследований. Т.о., из изложенной посылки («мир есть число») вытекает очень разумный и плодотворный вывод: математика есть средство познания устройства мира. Это не единственный пример того, когда из ложных идейных посылок следуют истинные и плодотворные научные программы. Следующий шаг в формировании математической программы сделали софисты и элеаты. Элеаты впервые поставили проблему человеческого познания. Парменид показал, что результатом человеческого познания является не одна, а две картины мира: 1) чувства дают одну картину. 2) разум – другую. Это было величайшее научно-философское открытие: со всей значимостью был поставлен вопрос о том, как возможно научное познание мира и возможно ли оно вообще. В ту эпоху сама возможность научного познания мира не была самоочевидной. Идея познаваемости мира буквально выстрадана человечеством. Сами элеаты считали, что из двух картин мира подлинной является та, которая постигается разумом. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона. Платон противоречие между значениями, полученными органами чувств и разумом, объясняет наличием двух миров. Первый мир – мир вещей – единичных, подвижных, изменяющихся, отражаемых чувствами человека. Это материальный мир. Второй мир – мир идей – вечных, общих, неизменных сущностей, постигаемых разумом. Идея – это то, что видно разумом в вещи. Идея – это некоторое конструктивное начало вещи, ее прообраз, парадигма, порождающая модель. Идея – это такое обобщение, которое характеризуется почти математической предельностью, это такой предел абстрагирования, за которым вещь теряет свои существенные признаки. Мир идей первичен по отношению к материальному. (Платон – объективный идеалист). Значительную роль в своей теории идей Платон отводил математике. «Несведущим в геометрии вход воспрещен». Только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Заслуга Платона в том, что он впервые вводит представления о неоднородности бытия, Космоса. Атомистическая программа Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующие развитие науки, стала атомистическая, созданная Демокритом. Он стремился в своем учении преодолеть противоречие, сформулированное элеатами. На этом пути он осуществил переход от континуального к дискретному видению мира. Другими словами, начало всего сущего – атомы и пустота. В противоположность элеатам, Демокрит считал, что небытие также реально как и бытие. Бытие – это атомы, небытие – пустота. Пустота неподвижна и беспредельна, следовательно, возникает идея бесконечного пространства, где во всех направлениях беспорядочно перемещаются атомы. Пустота не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела. Представление о пустоте – достаточно сильная абстракция, свидетельствующая о высоком уровне теоретического мышления греков. От понятия пустоты остается один шаг к понятию инерции, но древние греки этого шага не сделали. Атом – неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая чувствами (из-за размеров) самостоятельная частица вещества. Атом неделим, вечен, неизменен. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются друг с другом и сцепливаются. Так составляются вещи. Возникновение и уничтожение вещей объясняется сложением и разделением атомов. По Демокриту, мир в целом – это беспредельная пустота, начинённая многими отдельными мирами. Отдельные миры образуются в результате того, что множество атомов, сталкиваются друг с другом, образуют вихри. В вихрях тяжелые атомы скапливаются в центре, а легкие – вытесняются к периферии (земля и небо). Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Исторической заслугой атомизма явилось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом события влекут за собой определенные следствия, и в то же время сами являются следствием других событий, совершившихся ранее. Демокрит детерминизм понимал механистически, отождествляя причинность и необходимость. (Все, что происходит, не только обусловлено, но и неизбежно). Мир атомистов – мир сплошной необходимости, где нет места объективной случайности. Демокрит – материалист. Атомизм – одна из самых эвристичных, плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки. И спустя 2500 лет остается краеугольной основой естествознания. Программа Аристотеля Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Аристотель строил свое учение отталкиваясь от критики теории идей Платона. Главное возражение Аристотеля направлено против платоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Идеи и вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един. В отличие от Платона Аристотель считал возможным познание мира вещей. Аристотель – объективный идеалист. Основу естественно-научных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме. Мир состоит из вещей. Каждая вещь – это соединение материи и формы. Материя сама по себе – это бесформенное, хаотичное, пассивное начало. Чтобы стать вещью материя должна принять форму. Форма – это некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Материя и формы вечны. Аристотель вводит понятие «первоматерии». Первоматерия лишена всякой формы, свойств и качеств. Это субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке, который задает структуру Космоса. В центре мира находится элемент земля, который образует нашу планету. Земля является центром Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму (геоцентризм). Вокруг земли распределена вода, затем воздух, затем огонь. Огонь простирается до орбиты Луны, а выше ее – надлунный, божественный мир, который принципиально отличен от мира подлунного. В надлунном мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы. Важную роль в космологии Аристотеля играл принцип отсутствия пустоты («природа не терпит пустоты») в противоположность атомизму. Историческая заслуга Аристотеля в том, что он стал основателем физики. Центральное понятие аристотелевской физики – понятие движения. Аристотель разработал первую историческую форму учения о движении – механику. Закона инерции Аристотель не знал. Механика Аристотеля содержала в себе глубокое противоречие – есть виды движения, происходящие без видимого приложения силы. Что вызывает эти движения? Поиски ответа растянулись на столетия. Тем не менее, учение Аристотеля – это разработка первой естественно-научной картины мира – как итог развития античной культуры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2489; Нарушение авторского права страницы