Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Р.Челлен - автор понятия «геополитика»
Первым ученым, введшим понятие «геополитика» - «географическая политика», был шведский государствовед и географ Рудольф Челлен (1864—1922). С 1901-го по 1922 г. Челлен был профессором Гётеборгского, а затем Упсальского университета. В начале карьеры его основные научные работы были связаны с историческими и конституционными аспектами государ-ственности. Поворотной точкой в творческой жизни Челлена стало его знакомство с идеями Ф. Ратцеля. Среди главных трудов Челдена: Великие державы: очерки из области современной большой политики (1914); Государство как форма жизни (1916), Основы системы политики (1920). Подобно Ратцелю, к государству Челлен подходил как к живому организ-му со сложной структурой, развивающемуся в пространстве. До Ратцеля и Челлена государству приписывалась лишь официальная и конституционная сущность. Считалось, что власть и законность являются прямым следствием совокупности различных соглашений, династических браков и альянсов с благословения церкви. Государство как организм имеет не только «тело» в виде прост-странства, но и «душу», представленную нацией. Государство как биологи-ческий организм, стоящий над индивидуумами и одновременно включаю-щий их, обладает особым видом «разума» и наделено волей к власти. Ему как единичному существу приходится вести борьбу за существование, кото-рая поглощает часть его сил и влечет за собой определенной силы трение с окружением. Силу государства Челлен определял как функцию от пяти егосвойств: территории, хозяйства, народа, общества, власти. В соответствии с этим наука о государстве должна состоять из пяти дисциплин: геополитика, эко-политика, демополитика, соцштолитика и кратополитика. Геополитика, по его мнению, является наиболее важной из этих дисцип-лин, для которых она служит базисным элементом. Это объясняется тем, что государство представляет собой пространственный организм. И поведение государства определяется этой сущностью. Геополитика, по определению Р. Челлена, - это учение о государстве как географи-ческом организме в пространстве (1910). В ее состав, по Челлену, входят: · Топополитика, которая изучает политическое окружение данно го государства. Центральный вопрос для нее – давление на государство, ока-зываемое со стороны внешнего окружения. Такое давление усиливается или облегчается политическими союзами и иными подобными соглашения-ми. Географическое положение, по Челлену, в известном смысле может быть признанным «ключом ко всей политике». Он считал, что буферное или пери-ферийное положение государства всегда является привлекательным для по-литического давления. · Морфополитика - учение о форме государственной территории. Пространство изучается как таковое без внимания к его материальному содержанию. За идеальную форму территории государства, по Челлену, принимается круг, а государства, форма территории которых удаляется от круга и имеет продолговатый вид (например, Норвегия), проигрывают с геополитической точки зрения. Размер государства составляет фундамент его мощи. · Физиополитика - учение о государственной территории с пози-ции ее содержания или, как говорил Челлен, это учение о «домини- Представление о мощи государства, по Челлену, может быть выражено следующим соотношением: Мощь государства = f (Естественно- географические свойства +Хозяйство + Народ + Форма государственного правления). Под хозяйством он понимал способность государства существовать с помощью имеющихся на его территории собственных ресурсов, положение государства в мировом хозяйственном обороте и экономическую политику, включающую много проблем, среди которых проблема свободы торговли и протекционизма, а также колонизации, стремящейся к отысканию новых источников сырья и рынков сбыта. Челлен стоял на позициях автаркии, т.е. пытался создать концепцию экономически самодостаточного, закрытого государства - защищенного «народного дома» -Folkhemmet. Народ Р. Челлен характеризовал в культурном, этническом и демографическом отношениях. Социальный состав населения понимался им как коммунальная организация населения и его классов, например организаций рабочих. Интересно введение им термина «биополитика», которая изучает «жизнь общества: дух, душу, систему». Форму государственного правления он отождествлял с конституционной и административной структурой. Челлен говорил и о границах государственной власти в отношении свободы индивидуума. Речь шла, с одной стороны, о свободе совести, печати, собраний и других правах, а с другой - об обязанностях платить налоги, воинской повинности, обязатель-ном школьном обучении и т.д. Сила государства, по Челлену, - более важный фактор для поддер жания его существования, чем закон. Он противопоставлял свой взгляд на государство либеральным концепциям, считая, что государство — это цель сама по себе, а не организация, которая служит целям улучшения благосостояния своих граждан. Другими словами, в отличие от либералов он не сводил роль государства к второстепенной служебной роли «ночного сторожа», «пассив-ного полицейского». Как активный член националистического правого крыла консервативной партии он поддерживал Германию в течение Первой мировой войны, видя в ее лице единственного подлинного защитника от «разрушительных либерально-космополитических сил», представленных прежде все- | го Великобританией и Францией. Подобно Ратцелю, он считал, что великие державы запрограммированы стремиться к расширению жизненного пространства в целях поддержания численности своего населения, достижения автаркии в отношении продовольствия и природных ресурсов. Нужно отметить, что Челлену были чужды расистские и анти-интеллектуальные элементы фашистской идеологии, однако он в неко-торой степени разделял ее авторитарные идеи. Он также считал, что война является инструментом прогресса человечества, удаляя состарившиеся и больные нации и воспитывая жизнеспособность и силу внутри воюющих стран. Безусловно, мировоззренческие взгляды Челлена основывались на социал-дарвинизме, который рассматривал биологические принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных как определяющиефакторы общественной жизни. Взгляды Челлена были опровергнуты поспедующими накопленными человечеством фактами. Так, автаркия (идея Volkhemmet) делает эконо-мику невосприимчивой к научно-техническому прогрессу и, следова-тельно, обрекает страну на отставание. В войнах, как правило, гибнет наиболее продуктивная часть нации и никакой «санации», следовательно, не наблюдается.- Тем не менее ряд поднятых Челленом проблем остается актуальным. Например, глобальные перемены ставят под сомнение традиционный суве-ринитет государств, особенно в экономическом аспекте Фундаменталисты вновь сталкиваются с либералами. Даже в традиционно демократических странах набирают силу националистические круги, противоборствующие процессам глобализации. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы