Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси



Содержание

 Тема 1. Древняя Русь

 1.1. Славянский этногенез[1]

 1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья

 2.3. Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси

 Тема 2. Удельная Русь

 2.1. Раздробленность Руси

 2.2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество)

 2.3. Монгольское нашествие и установление ордынского ига на Руси

 2.4. Отпор агрессии шведских и немецких феодалов в Северо-Западной Руси

 Тема 3. Московская Русь

 3.1. Образование Московского княжества и политика московских князей

 3.2. Завершение объединения русских земель. Освобождение Руси от ордынской зависимости

 Тема 4. России в эпоху правления Ивана Грозного

 4.1. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады (1548/9–1560)

 4.2. Опричнина (1565–1572)

 4.3. Внешняя политика Ивана Грозного

 Тема 5. Смутное время в России

 5.1. Причины и сущность Смуты

 5.2. Характеристика основных этапов Смуты

 5.3. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты

 Тема 6. Россия в XVII веке

 6.1. Экономическое и социальное развитие России при первых Романовых

 6.2. Церковный раскол

 6.3. Народные восстания

 6.4. Внешняя политика

 6.5. Россия в конце XVII века

 Тема 7. Эпоха петровских реформ

 7.1. Предпосылки преобразований Петра I

 7. 2. Северная война и военные реформы

 7.3. Реформы в экономической, социальной и государственно-административной сферах общества

 Тема 8. Дворцовые перевороты

 8.1. Предпосылки политической нестабильности

 8.2. Российская монархия в 1725–1762 гг

 Тема 9. Россия во второй половине XVIII века

 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II

 9.2. Казацко-крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775)

 9.3 Внешняя политика Екатерины II

 9.4 Россия при Павле I (1796–1801)

 Тема 10. Россия в первой половине XIX века. Правление Александра I

 10.1. Экономическое и социально-политическое развитие России

 10.2. Реформы начала царствования Александра I

 10.3. Проекты М.М. Сперанского и конституционные замыслы верховной власти

 10.4. Самодержавие и крестьянский вопрос

 10.5. Социально-экономическая политика и крушение реформаторских надежд

 10.6. Внешняя политика

 10.7. Отечественная война 1812 года

 10.8. Движение декабристов

 Тема 11. Правление Николая I

 11.1. Ужесточение внутренней политики во второй трети XIX века

 11.2. Общественное движение 1830–1850-х гг

 11.3. Основные направления внешней политики

 Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II

 12.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения

 12.2. Реформы 1860–1870-х гг

 12.3. Общественные движения

 12.4. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

 12.5. Внешняя политика

 Тема 13. Правление Александра III

 13.1. Внутренняя политика царизма и контрреформы

 13.2. Модернизация российской экономики

 13.3. Начало рабочего движения и распространение марксизма

 13.4. Внешняя политика России в 1880–1890-х гг

 Тема 14. Россия в начале XX века

 14.1. Экономическое и социально-политическое развитие

 14.2. Образование политических партий

 14.3. Русско-японская война 1904–1905 гг

 14.4. Революция 1905–1907 гг

 14.5. Столыпинские реформы

 14.6. Россия в Первой мировой войне (1914–1918)

 Тема 15. Революции 1917 года и Гражданская война в России

 15.1. Февральская революция

 15.2. От Февраля – к Октябрю

 15.3. Октябрьская революция

 15.4. Политика большевиков в период становления Советской власти

 15.5. Россия в годы Гражданской войны и интервенции

 Тема 16. Страна Советов в 1920-е годы

 16.1. Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х гг. Переход к нэпу (1921–1928/29)

 16.2. Образование СССР

 16.3. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И.В. Сталина

 16.4. Внешняя политика

 Тема 17. Форсированная модернизация советского общества в 1930-е годы

 17.1. Свертывание нэпа

 17.2. Индустриализация страны (1928–1941)

 17.3. Коллективизация сельского хозяйства

 17.4. Характеристика советского общества

 Тема 18. Великая Отечественная война

 18.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в 1930-е гг

 18.2. Начало Великой Отечественной войны

 18.3. Перелом в ходе войны и разгром гитлеровской Германии

 18.4. Антигитлеровская коалиция

 18.5. Поражение и капитуляция Японии

 18.6. Итоги и последствия войны

 Тема 19. СССР в послевоенные годы (1945–1953)

 19.1. Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «Холодная война»

 19.2. Создание атомного оружия и начало ядерного противостояния

 19.3. Послевоенное экономическое развитие страны

 19.4. Общественно-политическая жизнь

 Тема 20. Попытка осуществления политических и экономических реформ. «Хрущевское десятилетие» (1953–1964)

 20.1. Борьба за власть в руководстве страны после смерти И.В. Сталина

 20.2. Начало десталинизации общества

 20.3. Противоречивое реформаторство Н.С. Хрущева

 20.4. Новые реальности внешней политики

 20.5. Нарастание недовольства в обществе и отстранение Н.С. Хрущева от власти

 Тема 21. СССР в середине 1960-х – 1980-х годов. Нарастание кризисных явлений

 21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны

 21.2. Экономическая реформа 1965 г

 21.3. Нарастание кризисных явлений в экономической, политической и социально-духовной сферах

 21.4. Внешняя политика

 21.5. Агония социализма

 Тема 22. Советский Союз в 1985–1991 годах. Перестройка

 22.1. Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований

 22.2. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил

 22.3. Новое политическое мышление и внешняя политика

 22.4. Обострение межнациональных отношений

 22.5. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки

 Тема 23. Российская Федерация на современном этапе (1992–2007)

 23.1. Радикальная социально-экономическая трансформация страны и ее издержки

 23.2. Общественно-политическое развитие и становление новой российской государственности

 23.3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

Отечественная история

Тема 1. Древняя Русь

1.1. Славянский этногенез[1]

«Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.

Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская, иранская, германская и другие языковые группы. Распад индоевропейской общности приходится на IV тысячелетие до нашей эры.

Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры.

Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины.

Славяне вышли на историческую арену в V–VIII вв. нашей эры. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V–VI вв. нашей эры славяне жили еще в условиях родового строя. Однако в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности.

Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло.

В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основных славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя полян. Жителями современной правобережной Украины и Припятского Полесья были древляне.

Между Припятью и Березиной находились земли дреговичей, в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины – кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным – вятичи, жившие в бассейне верхней Оки. Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры – укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян – Новгород, на земле кривичей – Смоленск. Уже в IX–X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов.

По своим верованиям древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. Источники свидетельствуют о поклонении Перуну – богу молний, грома, войны, Велесу – покровителю скота, Стрибогу – богу ветров, Даждьбогу – богу солнца, Сварогу – богу неба. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия и покровительницей рода Мокошью.

Образование Древнерусского государства и его первые князья

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.

По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке зародилась так называемая «норманнская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов во главе с Рюриком, чтобы прекратить внутренние распри. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны, т. е. «северные люди». По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра I и создания Академии наук. Немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, приглашенные на службу в Петербургскую академию наук, стали основоположниками «норманнской теории», согласно которой русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманнизм. Его основатели – М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.

Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. В исторической науке ХХ века норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.

Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.

После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, – Олег (879–912), родственник Рюрика – первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». Захватив в 882 году Киев, убив княживших там ранее Аскольда и Дира, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды он совершал походы на Константинополь, итогом которых стали два выгодных для Руси мирных договора (907 и 911).

Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941, 944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье– периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.

Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).

В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований.

Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества.

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

Тема 2. Удельная Русь

Раздробленность Руси

К середине XI в. Древнерусское государство достигло своего расцвета. Но с течением времени единого государства, объединенного властью Киевского князя, уже не стало. На его месте появились десятки вполне самостоятельных государств-княжеств. Распад Киевской Руси начался после смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого. Владения князя были разделены между тремя его старшими сыновьями. Вскоре в роду Ярославичей начались конфликты и военные усобицы. В 1097 г. в городе Любече состоялся съезд русских князей. «Пусть каждый держит свою отчину» – таково было решение съезда. На деле это означало закрепление сложившегося порядка разделения Русского государства на владения отдельными землями. Княжеские усобицы, впрочем, съезд не прекратил: напротив, в конце XI – начале XII в. они вспыхнули с новой силой.

Единство государства удалось на время восстановить княжившему в Киеве внуку Ярослава Мудрого Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1113–1125). Политику Владимира Мономаха продолжил его сын Мстислав Владимирович (1125–1132). Но после смерти Мстислава период временной централизации закончился. На долгие века страна вступила в эру политической раздробленности. Историки XIX в. называли эту эпоху удельным периодом, а советские – феодальной раздробленностью.

Политическое дробление – закономерный этап в развитии государственности и феодальных отношений. Его не избежало ни одно раннефеодальное государство Европы. Повсюду в эту эпоху власть монарха была слаба, а функции государства – незначительны. Тенденция к сплочению и централизации государств начала проявляться только в XIII–XV вв.

Политическое дробление государства имело множество объективных причин. Экономическая причина политической раздробленности заключалась, по мнению историков, в господстве натурального хозяйства. Торговые связи в XI–XII вв. были развиты достаточно слабо и не могли обеспечить экономического единства русских земель. К этому времени некогда могущественная Византийская империя начала приходить в упадок. Византия перестала быть мировым торговым центром, а следовательно, утратил свое значение древний путь «из варяг в греки», который долгие века позволял Киевскому государству осуществлять торговые связи.

Другой причиной политического распада были пережитки родоплеменных отношений. Ведь сама Киевская Русь объединила несколько десятков крупных племенных союзов. Немалую роль сыграли постоянные набеги кочевников на днепровские земли. Спасаясь от набегов, люди уходили жить в малонаселенные земли, расположенные на северо-востоке Руси. Непрерывная миграция способствовала расширению территории и ослаблению власти киевского князя. На процесс непрерывного дробления страны могло повлиять и отсутствие в русском феодальном праве понятия о майорате. Этот принцип, существовавший во многих государствах Западной Европы, предусматривал, что все земельные владения того или иного феодала мог наследовать только старший из сыновей. На Руси же земельные владения после смерти князя могли делиться между всеми наследниками.

Одним из важнейших факторов, породивших феодальную раздробленность, большинство современных историков считают развитие крупного частного феодального землевладения. Еще в XI в. идет процесс «оседания дружинников на землю», появления крупных феодальных вотчин – боярских сел. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество.

Распад Древнерусского государства не разрушил сложившуюся древнерусскую народность. Духовная жизнь различных русских земель и княжеств при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Росли и строились города – центры вновь возникших удельных княжеств. Развивалась торговля, что привело к возникновению новых путей сообщения. Важнейшие торговые пути вели от озера Ильмень и Западной Двины к Днепру, от Невы к Волге, Днепр также соединялся с Волжско-Окским междуречьем.

Таким образом, удельный период не следует рассматривать как шаг назад в русской истории. Однако непрекращающийся процесс политического дробления земель, многочисленные княжеские усобицы ослабляли обороноспособность страны перед внешней опасностью.

Тема 3. Московская Русь

Образование Московского княжества и политика московских князей

Рубеж XIII–XIV вв. – сложный период в русской истории. Русские земли были страшно разорены Батыем. Набеги Орды не прекращались. Страна была разделена на множество удельных княжеств. В числе новых самостоятельных княжеств, возникших после монголотатарского нашествия, были Тверское (с 1246 г.) и Московское (с 1276 г.).

Уже в XIV в. Московское княжество возглавило объединительный процесс, а ко второй половине XV в. Москва стала столицей могущественного государства.

Причины возвышения Московского княжества и объединения вокруг него русских земель сложны и многообразны. Одним из факторов является благоприятное географическое положение Москвы. Москва находилась на пересечении важнейших торговых путей, что превращало ее в центр экономических связей. Она располагалась в центре русских княжеств, которые прикрывали ее от ударов извне. На территорию Московского княжества переселялись беженцы из разоренных южных областей Руси. Быстрый рост населения, а также сбор торговых пошлин благоприятно сказывались на экономическом положении княжества. Однако этими преимуществами обладали еще ряд русских княжеств, прежде всего Тверь. Главным же фактором роста могущества Москвы была политика ее князей.

Московские князья были талантливыми политиками и дипломатами. Они сумели заручиться поддержкой Русской православной церкви, а также проводили умелую политику, позволявшую им чаще других получать ханский ярлык на право княжения. В первой половине XIV в. московские князья пользовались активной поддержкой Орды.

В борьбе за лидерство среди русских земель главным соперником Москвы была Тверь. Московское и Тверское княжества были образованы почти одновременно и управлялись близкими родственниками – потомками владимиро-суздальских князей. Первый тверской князь Ярослав Ярославич был братом Александра Невского, а первый московский князь Даниил Александрович – младшим сыном знаменитого полководца.

Даниил Александрович (1276–1303) присоединил к своему первоначально небольшому и малозначимому городу Москве Коломну, Переяславль, Можайск, поставил под свой контроль все течение реки Москвы. Таким образом, Даниилу удалось расширить территорию своего княжества почти вдвое. Он основал Свято-Данилов монастырь в Москве. Канонизирован Русской православной церковью.

Основными соперниками сыновей умершего в 1303 г. Даниила Александровича становятся тверские князья. В начале XIV в. соперничество двух политических центров принимает драматический характер.

Сын Даниила Московского Юрий (1303–1325), женившись на сестре хана Узбека Кончаке и укрепив свое положение, вступил в борьбу с Тверью за великое княжение Владимирское. Совершив неудачный поход на Тверь, войска Юрия были разбиты. Кончаку взяли в плен, и там она умерла. Московский князь обвинил Тверского князя Михаила Ярославича в отравлении своей жены и ханской сестры. Михаил Ярославич был казнен в Орде. Его сын Дмитрий Михайлович Грозные Очи вскоре отомстил за отца, убив в ставке хана московского князя. Как и его отец, Дмитрий Михайлович был казнен в Орде, но ярлык на владимирское княжение остался за тверскими князьями.

Значительного влияния в Северо-Восточной Руси добился князь Иван Данилович Калита (1325–1340). Его цель – укрепить положение своего княжества, расширить его границы и добиться мира с Ордой. В 1327 г. Иван Калита подавил восстание тверичей, направленное против ордынских сборщиков дани, и получил за это ярлык на великое владимирское княжение, а также право собирать и доставлять в Орду дань с русских земель. Калита расширял свои владения, приобрел Галич, Белоозеро, Углич. В состав Москвы при нем вошла часть Ростовского княжества.

Он сделал Москву религиозным центром Руси, перенеся сюда местопребывание митрополита, который окончательно переехал в Москву из Владимира. Митрополит управлял всеми русскими православными приходами и монастырями. При Иване Калите в Москве были возведены первые каменные храмы и построена из дуба новая кремлевская стена.

Идя к своей цели – укреплению Московского княжества, Калита не стеснялся в средствах. Подавив тверское восстание, он отвел опасность нападения Орды на остальные русские земли, полностью обезопасил свое княжество. Укрепление позиций Москвы сделало возможным дальнейшее объединение русских земель. Иван Калита заложил прочную основу для будущего Московского царства.

Политику Ивана Калиты продолжили два его сына Семен Гордый (1340–1353) и Иван II Красный (1353–1359). Они сумели не только сохранить, но и преумножить сделанное отцом. К московским владениям присоединились Дмитровские, Стародубские и ряд других земель. Фактически был подчинен Новгород, так как в него назначались московские наместники. Оба сына Калиты получили от ордынских ханов ярлыки на великое княжение.

Внук Калиты Дмитрий Иванович (1359–1389) вел борьбу за первенство среди русских князей с Тверью и Великим княжеством Литовским, построил белокаменный Московский Кремль, пытался освободиться от татарской зависимости.

После долгой междоусобной борьбы власть в Орде захватил Мамай. Новый правитель решил укрепить слабеющую власть Орды над русскими землями. Дважды посылались на Русь ордынские отряды. В 1378 г. впервые в истории татарское войско потерпело поражение от русских на реке Воже. В 1380 г. ордынский правитель организовал новый поход против московского князя. В войско Мамая, помимо подвластных Орде народов, входили иностранные наемники из числа жителей итальянских колоний в Крыму. Союзником Мамая стал литовский князь Ягайло. Дмитрию Ивановичу удалось собрать большое войско, в которое вошли представители многих русских княжеств.

Летом 1380 г. московский князь готовился к решающему сражению. Согласно преданиям, перед тем как выступить против Мамая, московский князь получил благословение от Сергия Радонежского. Основатель Троице-Сергиевой лавры – один из самых почитаемых русских святых – уже к тому времени имел огромный авторитет среди русских людей. В исторических произведениях, написанных после Куликовской битвы, сказано, что игумен Сергий предрек князю Дмитрию победу.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле у места впадения в Дон реки Непрядвы состоялась битва, на долгие века прославившая московского князя Дмитрия Ивановича. Отступление войск Мамая переросло в паническое бегство. Русские войска преследовали остатки сил противника на протяжении 50 км. Мамай бежал в Крым, где вскоре потерпел поражение от утвердившегося на ордынском престоле хана Тохтамыша и был убит. Куликовская битва закончилась полной победой русского оружия. Узнав о поражении Мамая, Ягайло не выступил против московского князя и повернул обратно.

Куликовская битва не принесла Руси освобождения от монголотатарского ига. Спустя два года на русские земли напал хан Тохтамыш. Вторгшись в Москву, он сжег и разорил ее. Выплата ордынцам дани возобновилась. От власти Золотой Орды Русь освободилась только спустя сто лет после битвы на Куликовом поле. Но победа русских войск в 1380 г. укрепила мужество и боевой дух русских воинов. В сознании русского народа был развеян миф о непобедимости Золотой Орды. Литовско-ордынские планы ослабления Руси потерпели крах. Успех московского князя Дмитрия Ивановича, которого в честь победы стали называть Донским, способствовал укреплению позиций Московского княжества и процессу объединения вокруг него русских земель. Были созданы предпосылки для освобождения Руси от ордынского владычества. Как и его предок Александр Невский, Дмитрий Донской канонизирован Русской православной церковью.

Сын Дмитрия Донского Василий I Дмитриевич (1389–1425) продолжил политику укрепления Московского княжества и расширения его территории. Ему удалось присоединить Нижегородское княжество и ряд других земель, а также улучшить отношения с Литовским княжеством.

Однако объединение Руси было замедлено конфликтом, возникшим внутри московской великокняжеской семьи. Затянувшаяся на четверть века династическая война была вызвана рядом причин. В феодальном праве того времени существовало два принципа наследования княжеской власти: прямое (от отца к сыну) и непрямое (по старшинству в роде). Различие этих принципов часто служило основой для династических конфликтов. В Древней Руси могли действовать оба принципа, в будущем Московском государстве – только прямое наследование. Противоречив был и текст завещания Дмитрия Донского. Его можно было трактовать с различных наследственных позиций. Соперничество потомков князя Дмитрия Донского началось в 1425 г. после смерти Василия I.

При Василии II Васильевиче Темном (1425–1462) русские земли пережили длительную династическую войну. Право на великое княжение у Василия II оспаривали его дядя Юрий Дмитриевич, брат Василия I, княживший в Звенигороде и Галиче, а после его смерти в борьбу за власть вступили сыновья Юрия Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Победа Василия II в этой войне способствовала усилению власти князя, утверждению принципа наследования по прямой линии от отца к сыну. Династическая война закончилась победой прямых потомков Дмитрия Донского. После этого объединение отдельных княжеств в единое государство стало неизбежным.

Опричнина (1565–1572)

В декабре 1564 г. царь неожиданно для своих подданных покинул Москву и укрылся вместе с семьей в Александровской Слободе, которая находилась примерно в ста километрах от столицы. Посланные оттуда гонцы привезли в Москву две грамоты. Одна из них обвиняла бояр и высшее духовенство в изменах и заговорах против царя. Другая, адресованная горожанам, объявляла, что «гневу и опалы» на них царь не держит. Этим ловким маневром Иван рассчитывал приобрести союзников в лице населения. Спустя несколько дней царь принял делегацию Боярской думы и высшего духовенства. В качестве условия возвращения на престол Иван назвал учреждение опричнины. Просуществовавшая очень короткое время (1565–1572) опричнина оставила глубокий след в русской истории.

Опричниной (от слова «опричь» – кроме) стали называть специально выделенный царю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. Опричные владения включали в себя ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах государства. Остальная его территория получила название «земщина». Весь государственный аппарат был разделен на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (первоначально их было одна тысяча, а к 1572 г. – шесть тысяч) носили специальную униформу: черный кафтан и черную же островерхую шапку. Преданность своему государю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям лошадей и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Уже первые месяцы существования опричнины ознаменовались чудовищными по своей жестокости казнями неугодных царю людей. Жертвами кровавых расправ оказывались заподозренные в измене бояре и государственные деятели, члены их семей и слуги. Одним из самых страшных преступлений Ивана Грозного была карательная экспедиция в Новгород зимой 1570 г. Ложный донос об измене новгородских бояр и духовенства послужил поводом для убийства тысяч ни в чем не повинных жителей города. От набегов опричного войска страдало сельское и торговое население. От постоянных кровавых оргий царское войско разлагалось. В 1571 г. оно продемонстрировало полную неспособность перед внешним врагом. Крымский хан Девлет-Гирей во время своего набега дошел до Москвы, татары подожгли московский посад и увели в рабство более 100 тысяч русских пленников. Летом следующего года набег повторился. Враг был остановлен и разбит небольшим по численности войском, в состав которого входили опричники, земские бояре и дворяне.

Осенью 1572 г. опричнина была официально отменена. Под угрозой наказания царь запретил своим подданным даже произносить это слово. Многие бывшие опричники из палачей превратились в жертвы. Их обвинили в государственных преступлениях и казнили. После упразднения опричнины царь создал так называемый «двор» и вновь поделил страну на земскую и дворовую части. Но большой роли в политической и экономической жизни страны это уже не играло. С отказом от опричных порядков сократился массовый террор.

Опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти царя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся Ливонская война разорили страну. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг., современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики Ивана Грозного стало закрепощение русского крестьянства. В 1581 г. были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам запрещалось покидать своих владельцев. На деле это означало, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.

Причины и сущность Смуты

После смерти царя Ивана Грозного в 1584 г. на русский престол взошел его сын Федор (1584–1598), который был болезненным и не способным к управлению государством человеком. Очень скоро фактическим правителем страны становится царский шурин Борис Годунов.


Поделиться:



Популярное:

  1. F. Дела челобитчиковы. - Условный критерий частноправного отношения. - Безразличие методов процедирования. - Екатерининская эпоха. - Единство в праве. - Судебная волокита
  2. II. Формирование феодализма в Киевской Руси
  3. R производственные отношения
  4. VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса.
  5. Автор концепции «анаконды» в отношениях США с СССР, Китаем?Мэхэн
  6. Администрация Р.Никсона и Дж. Форда. Уотергейтский скандал и его политические последствия.
  7. Аналогия закона и аналогия права в гражданско-правовых отношениях.
  8. Антонимические отношения между словарными единицами. Некоторые общие и различительные черты синонимов и антонимов
  9. Б. Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в XVI в.
  10. БИЛЕТ 28. Прагматические отношения в переводе.
  11. Биосфера и её строение, экосистемы, взаимоотношения организмов и среды
  12. Борьба Руси за независимость в XIII в.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь