Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Факторы этнической педагогики.



Тысячелетний опыт функционирования традиционной этнической социализации позволил объективно отобрать наиболее эффективные средства воздействия на личность. Наличие сознательного элемента в народном педагогическом творчестве подтверждается поражающей воображение дифференциацией факторов и средств, связанных с формированием вполне определенных черт совершенной личности у каждой этнической группы.

Постижение самобытности внутреннего мира, всего контекста образа жизни этнической группы возможно только на основе глубокого проникновения в живую плоть его педагогических традиций. То же самое можно сказать и о формировании нравственных принципов представителей любого из этносов: оно реализуемо только на основе традиционной этнической системы воспитания; разгадка сложнейших этнических загадок чаще всего в особенностях этой системы. Необходимо анализировать не отдельные приемы народной педагогики, а рассматривать этническую педагогическую систему как целостный процесс, представляющий естественное единство со всей многообразной жизнью народа.

Поэтому правомерно специальное рассмотрение активного взаимодействия таких важнейших факторов народного воспитания как природа, труд, общение, быт, искусство, детская этническая среда, пример-идеал и средств традиционной педагогики как праздники, обряды, мифы, сказки, пословицы, поговорки.

На особую значимость этих факторов народной педагогики указывал академик Г.Н.Волков: «В традициях народа, несмотря на примитивную с первого взгляда прямолинейность и первобытную пассивность, очень часто вполне отчетливо выступают факторы воспитания: природа, игра, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), традиция, быт, искусство, религия, общение, пример. Объединяющим началом, является, конечно, родное слово» (Волков Г.Н., с.103).

Природа является главным фактором, объединяющим в единое целое комбинированные меры воздействия на детей, комплексные формы организации их деятельности, все стороны формирования совершенной личности. Поэтому первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию, послужило представление о гармоническом характере отношений в природе. Так, совершенство человека связывается с естественностью, природосообразностью, непрерывностью процесса воспитания, с его ранним началом.

Объективная гармония природы несет в себе начатки и субъективной гармонии; уяснение этого способствует укреплению здоровья, благотворно влияет на умственное развитие ребенка. Соприкасаясь с природой и жизнью, протекающей на лоне природы, дети имеют своими педагогами их же, а природа и жизнь признаются лучшими воспитателями.

На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно наблюдать одно какое-нибудь запечатлевшееся явление. Все явления природы ребенком воспринимаются цельными, а поэтому и запечатлеваются в нем гораздо сильнее, в результате чего в нем воспитываются сосредоточенность и глубина мысли.

Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и способствует более широкому и всестороннему росту духовных сил. Извечна эстетическая роль природы, что подтверждается высокопоэтичными произведениями, которые создает каждый народ, черпающий свое вдохновение из созерцания красот природы.

С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Вспомним «Декларацию прав человека»: «Человек рождается свободным». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».

Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.

Очеловеченное восприятие природы проявляется даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Удивительно отношение к природе представителей так называемых диких и полудиких народов. Их отличает гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листку, они очеловечивают все живое и неживое в природе. Ни один северянин напрасно ветки не сломает, листка не сорвет, птичье гнездышко он далеко обойдет, чтобы не потревожить птенцов. Якуты, например, комаров не убивают, а просто отгоняют их, не хотят нарушения гармоний в природе.

Чувашский народ обожествляет, поэтизирует дуб, называет его батюшкой. У него только тело жесткое, а душа мягкая, посидит негодяй в тени дуба - на следующий день померкнет для него свет божий и начнет он сохнуть. Юманкка - дубочком называют сына, на которого делает ставку не только семья, но и род. Часто он оказывается единственным сыном, в семье. И воспитывают, формируют его по примеру дуба: твердым и сильным - в делах, мягким и нежным - в душе.

У поволжских народов обожествляются озера, реки, овраги, холмы, родники, отдельные деревья, они объявляются местопребыванием вполне определенных богов-покровителей и называются их именами. К каждой травинке здесь - трепетное отношение. Каждый уголок несет свою лирику и функционирует автономно. Однако гармония, нежная, хрупкая, как горный хрусталь, чуть что - и рассыпается на мелкие осколки. Грубое вмешательство в жизнь природы имеет страшные последствия, делая людские души пустыми, холостыми, черствыми, неспособными откликнуться на зов родины. И тогда погибает страна, исчезает народ.

Русский лес, русская природа, русская зима, русское небо - это не эпитеты и не метафоры, а движения души русского человека, примеры-идеалы, примеры-символы, призывающие к гармонии со Вселенной.

Природа содействует формированию различных черт личности: здоровья, развитию ума, нравственности, трудолюбия, чувства прекрасного. Так доминирующее влияние природной среды перерастает, при условии целенаправленной педагогической деятельности взрослых, в способность не только созерцать и объяснять природу, активно ориентироваться в ней, находить средства выживания в экстремальных условиях, но одновременно любоваться ею, помогать ей, улучшать ее. В этом трепетном отношении к окружающей действительности природе и человеческому сообществу как ее части - и состоит смысл исконного совершенства человеческой личности. Системой взаимоотношений человека и природы закладывались зачатки экологической культуры.

Гармония, царящая в природе, накладывала свой отпечаток и на народную педагогику, как на педагогику природную, естественную, несущую на себе величайшую из гуманистических идей вечности воспитания. Педагогические знания находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрологическими и другими наблюдениями за окружающей природой. Это значит, что повседневная жизнь человека определяла характер многих воспитательных традиций. С одной стороны, функционировала народная педагогическая идея, и даже концепция воспитания (познание, знание - аспект эпистематический), с другой выявлялось и воспитательное значение народных знаний (значимость, ценность - аспект аксиологический).

Особенности природы, в которой протекает жизнь того или иного народа, влияют и на формирование национальных черт его характера. Именно в этом смысле, конечно же, условно, можно трактовать " педагогику Севера", " педагогику тундры", " педагогику степей", " педагогику гор" и даже " педагогику дуба и дубрав" (обожествление дуба чувашами), " педагогику березки" (высшая степень поэтизации березы русскими - вплоть до образа Родины - " Любовь к родине начинается с березки у крыльца" ).

Разнородностью природы и деятельностью людей объяснял К.Д.Ушинский разнообразие человеческих характеров: «И в русской равнине есть разнообразие и в природе, и в жителях». Природа, в окружении которой происходит деятельность людей, оказывает непременное воздействие «как на юношеское развитие каждого отдельного человека, так еще гораздо более на развитие целых племен» Природа влияет на душевное и умственное воспитание человека. Жизнедеятельность племени в определенных природных условиях содействует созданию народной индивидуальности, отличной от других.

Экологическое воздействие на традиционную духовную культуру народа явно прослеживается в языке, фольклоре, религиозных верованиях и обрядах. Во всех перечисленных сферах присутствует природа и отношение к ней.

Педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий получили отражение - хотя и в самой примитивной форме в произведениях устного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.

Эта взаимосвязь духовной культуры и окружающей действительности обобщенно показана в суждениях Ушинского о поющих сынах природы, о песнях, соответствующих их этническим особенностям, - оссиановская поэзия, родившаяся на обнаженных полянах сурового, отуманенного облаками шотландского высокого побережья, лесная песнь канадца, песня негра на рисовом поле, песнь камчадала про медведя, рыбачья песня островитянина отличаются удивительной точностью наблюдений. Особенное впечатление, конечно же, производит оценка песни камчадала. В связи с нею вспоминается и колыбельная пробудительная песнь ительменов, открытая И.А.Богдановым, цель которой - пробуждение ребенка и встреча наступающего дня в хорошем настроении.

По мнению К.Д.Ушинского, «впечатление из природного быта через высшее духовное посредство может передаваться и в быт образованности отдельного существа или целого народа». (Ушинский К.Д., с. 265)

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле.

Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Игра - древний и очень важный элемент человеческой культуры. Игра достаточно близка к обряду, но в то же время существенно от нее отличается. Сходство игры и обряда заключается в том, что их целью выступает не какой-то вещественный, материальный результат деятельности, а сама деятельность как таковая. И обряд, и игра вызывают обычно глубокие и интенсивные чувства у их участников. В то же время обряд не может быть отождествлен с игрой. Он требует, чтобы его участники были убеждены в истинности тех идей, образов и представлений, которые воплощает в себе обрядовое действо. Обряд предполагает, поэтому серьезное к себе отношение: к обряду специально готовятся, ко многим ритуалам допускается лишь определенный круг людей, иногда обряды совершаются втайне. Игра в отличие от обряда есть, прежде всего, развлечение. Поэтому ни место, ни состав ее участников обычно не регламентируется. В тех случаях, когда в игре содержатся символические образы, они не принимаются всерьез, а выступают как своеобразная забава, как сказочные, художественные, т.е. чисто условные представления (Угринович Д.М., с.13).

Мы нередко встречаемся с превращением обряда в игру и народные развлечения. В связи с этим можно сделать вывод о том, что обряд более архаичен по сравнению с игрой. Подтверждением сказанному является переход некогда важных обрядов (ряжение, колядование и т.д.) в веселые игры-забавы.

Игра прямо и непосредственно связана с воспитанием. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. В воспитании детей значение игр состоит в том, что в них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно - драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть трудами даже в самый процесс труда.

Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической и т.п. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели - стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. В играх, например, якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. Об этом свидетельствуют строки о Нюргун Воотуре, одном из наиболее любимых героев в Олонхо - так называется эпос народа саха.

При организации и выборе игр учитываются многие факторы:

1. Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников, игры. Ни обязательно проводить игры сразу с большой группой. Можно разделить малышей и детей среднего и старшего возраста, мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь; мячи, скакалки, флажки и т.п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

5. Правила игры должны быть хорошо понятны всем участникам.

6. Водящий может быть назначен или определен детьми с помощью считалок. Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

Игра, вероятно, представляет собой самое лучшее воплощение идеи любви и свободы народной педагогики, ибо в игру никого не вовлечь насильно. Без увлечения, интереса и любви игра не ладится. Можно утверждать, что даже глубина народности любой воспитательной системы определяется местом в ней игры. Игра не только развлечение и интересное времяпровождение для детей, многие игры имеют значение для физического, художественного и нравственного воспитания.

Природа и жизнь развивают в детях привычку и любовь к труду, так как они видят постоянно работающих отца и мать, и сами часто помогают им. Свободный труд, учил К.Д.Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства, в конечном счете, из него вырастает и национальное чувство - чувство национальной чести. Этим положением всегда руководствовались носители ценностей народной педагогики.

Трудовая деятельность и воспитание детей являются основными проявлениями общественной жизни людей. В том и другом отразилась вековая борьба человека за существование и продолжение своего рода, поэтому они тесно связаны и выступают в единстве. Весь народный педагогический опыт, воспитательные приемы находятся в определенном отношении к этим видам деятельности людей. Они - часть совокупности знаний о природе и обществе, общего комплекса сведений людей о жизни и окружающей действительности.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют.

Моральный облик человека оценивался по его поведению, и что очень важно, по результатам труда. «В руках все горит», - обычно говорили о трудолюбивых и умелых людях, это была высшая похвала и детям. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

В народной педагогике ясно прослеживается стремление все окружающее, в том числе трудовую деятельность, семейный быт, бытовую культуру, предметы быта, домашних животных и т.п., подчинить задачам воспитания детей. На это обратил внимание и А.С.Макаренко в связи с воспитательным значением вещей. Причем, конечно, совершенно естественно, что воспитывают вещи не сами по себе, а вместе с людьми и благодаря им.

Прогресс человечества был бы невозможен без заложенного в людях стремления к совершенству. Само это совершенство, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, осуществлялось в человеке и вне его - но в человеческом общении. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры, «сумеречного» ума первочеловека. Не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Труженики искусно украшали, любовно отделывали орудия труда и одежду. Они должны были быть не только удобны, но и красивы, чтобы радовать глаз, поднимать настроение. Украшения орудий труда (упряжь, сани, телеги, веретено, прялка, гребень, мялка и т.д. ) носили на себе отпечаток приемов народного художественного творчества. Народ искал и стремился найти радость в труде. В подневольном труде радости, конечно, мо мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней. Народная педагогика формировала высокий художественный вкус, который воспитывался веками.

В народной педагогике нашли отражение многие стороны повседневной жизни: приучение детей к труду, изготовление предметов быта и создание детских орудий труда, музыкальных инструментов, игрушек. Игрушки - только незначительная часть выдающихся творений народного ума, озабоченного воспитанием подрастающего поколения, они материализованные свидетельства высокой педагогической культуры народных масс.

Трудовая деятельность развивала творческие способности и эстетические представления и у детей. Особенно интересно содружество старших и младших в процессе изготовления игрушек. Как известно, игрушки являются памятниками древнейшей культуры народов, они сохранились нетронутыми на протяжении многих веков. Возможно, что игрушка «переродилась из скульптуры религиозной, культовой, какой, как можно думать, являются первоначальные изображения людей и животных; только позже скульптура связывается с детьми» (Детский быт и фольклор).

В игрушках, в способе их изготовления, в их назначении и значении соприкасаются детство человечества и современность. Если изображения людей и животных переставали иметь культовый смысл, то они сохранялись из-за своего педагогического значения. Если взрослые в свое время, возможно, делали изображения людей из глины, подражая Богу, сотворившему, по их представлению, человека из глины, то в последующем дети, вероятно, начинали лепить из глины фигуры людей, уже подражая взрослым. Любопытно, что в самих куклах - ни в деревянных, ни в глиняных, ни в тряпичных - почти не улавливается что-либо национальное, зато в раскраске кукол или в одежде до сих пор сохранялись черты местных и национальных традиций. Это национальное часто воспроизводилось на куклах детьми.

Источники педагогической культуры не следует искать только самом процессе воспитания, но и в поведении, действиях, творчестве. Красота, создаваемая людьми, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры.

Выдающимся достижением народной педагогики является выделение в ней главного условия человеческого существования - общения, связи каждого человека с себе подобными: человек - среди людей. Требование этой связи в народной педагогике сформулировано в виде призыва к единству действий, к солидарности, к сплочению усилий людей в борьбе за улучшение своей жизни. Дети, находясь в постоянном общении со взрослыми - общий семейный быт, совместный труд, праздники - постигали этические эталоны общения. Трудно в связи с этим не вспомнить классическую формулу Н.К.Крупской о том, что семейное воспитание есть, прежде всего, самовоспитание родителей.

Общение взаимоувязывает в единое целое действие всех факторов народной педагогики. Общение - высшее духовное богатство в отношениях между людьми, оно невероятно богато и многообразно. В воспоминаниях повзрослевших детей остаются не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, ласковое обращение, встречи, разговоры, обсуждения, походы, путешествия, совместное посещение красивых и интересных мест, т.е. многообразное содержательное общение.

В специфике общения проявляется национальный характер. Для одних народов характерны сдержанность в проявлении чувств, другие – напротив эмоциональны и открыто ласковы. (У чувашей есть даже пословица: «Чуваш целует дважды: в колыбельке и в гробу»).

Слова любви в народной среде произносятся крайне редко. Эти слова священны, они выражают божественные состояния души, и их нельзя произносить всуе. Эта мысль серьезно внушается детям. Не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, - вот что превыше всего ценится у народа.

Вопрос о культуре межнационального общения не вызывает в этнокультуре и этнопедагогике особых затруднений и осложнений. История воспитания в этнических масштабах воспроизводит историю воспитания человечества. Этнопедагогическая концепция исторически исключает национальную ограниченность, самоизоляцию, какое-либо этническое противостояние, ибо воспитание, как этническое, народное, возникло, когда прачеловечество было как бы одним народом мира, Земли.

Народная педагогика как объект научного познания имеет особую природу, особый способ бытования в культуре. История народа по-настоящему постигается лишь при знакомстве с реалиями его быта, при непосредственном общении с его настоящим бытием. Цивилизованная роль народной педагогики прослеживается в функционировании таких социальных институтов как семья, традиции, религия, искусство.

Для жизни человека очень важна среда, созданная культурой предков и им самим. «Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение и окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной оседлости, для его нравственной самодисциплины, социальности» (Лихачев Д.С., С. 574).

Общение в семье, семейное воспитание является действенным фактором установления связи с трудовой и духовной жизнью народа. По замечанию Ю.В.Бромлея, в большинстве обществ в качестве важнейшего канала передачи традиционной культурной информации выступает семья (Бромлей Ю.В., с.119).

Мощным фактором воспитания, самовоспитания и взаимного воспитания поколений является детская этническая среда, ее содержательное наполнение.

Детская среда самобытна, и детская жизнь в известной степени обособляется от жизни взрослых. Мы говорим о детском труде, о детском здоровье, уме, о детских эстетических представлениях и даже о моральном кодексе детей. Народными педагогами это не только признавалось, но и определенным образом поддерживалось.

В процессе труда, игр, песен и плясок дети входили в определенные взаимоотношения друг с другом. Игры проходили при соблюдении уговора или правил, а это и есть одно из проявлений того самого традиционного «морального кодекса», который передавался из поколения в поколение, порою даже минуя взрослых.

Труд и игры детей расширяют их представления об окружающем мире, у них наблюдаются даже попытки самостоятельно классифицировать наблюдаемых птиц, насекомых, растений и т.п. Эти знания, получаемые детьми эмпирическим путем, специфичны, они не всегда полностью совпадают с представлениями взрослых, дети даже в этом проявляют относительную самостоятельность. Независимость детей от взрослых в суждениях наблюдалась не только в прошлом, она проявляется и в настоящее время.

Большой интерес для исследования представляет своеобразие общения детей в своей среде. Дети используют свои речевые бороты и выражения - «детские тайные языки». В этом феномене много привлекательного и для современной педагогики: как будто в детях имеется естественный заряд двуязычности - в раннем возрасте сосуществуют детский лепет и детская речь, позднее дети придумывают свой язык для внутреннего употребления в своей среде. В детских выражениях чрезвычайно много любопытного и труднообъяснимого.

Во многих игровых прелюдиях и речитативах сохранились слова, непонятные взрослым. Порою дети переделывают на свой лад даже загадки, заменяя общепринятые слова своими. Многие непонятные слова, содержащиеся в загадках, - это или детские слова, переставшие быть понятными, или же слова праязыка, смысл которых утрачен. Во всяком случае, в детском языке явно чувствуется сохранение детства этноса.

Сказывается, конечно, и взаимовлияние соседних народов. Так или иначе детская среда и в играх, и в языке, и в песнях, и даже в считалках сохранила, по-видимому, многое из того, что имело место в эпоху, именуемую детством человечества. Вероятно, здесь могло сохраниться и древнее этническое, и древнее общечеловеческое (быть может, еще из раннего родового строя - до периода дикости и варварства).

У детей свои взгляды на родителей и близких, на сверстников, есть и присущий им мир, в котором ребенок не только объект, но и субъект воспитания, как воспитатель и как воспитуемый. В детской среде используются оригинальные меры педагогического воздействия, своеобразные средства умственного развития, методы стимулирования творческой активности и самодеятельности. По всей вероятности, в результате подражания детей взрослым в их среде в своеобразном преломлении отражаются многие методы воспитания и обучения, известные их родителям.

Детская среда самостоятельна, конечно, относительно. Самостоятельность ее проявляется в создании чисто детских трудовых «артелей», игровых компаний, певческих групп и т.п. В детской среде были свои руководители, неформальные лидеры. Ту или иную группу обычно возглавлял выделяющийся организаторскими умениями вожак. Подросток или юноша могли быть избраны как ответственные за подготовку и проведение праздника. Однако это не исключало тактичного руководства детской средой со стороны взрослых.

Забота об относительной самостоятельности детей и детской среды не исключала, а предполагала постоянный контроль и руководство. Повсеместно распространена пословица- педагогическая заповедь, в какой-то мере определяющая отношение старших к детской среде: «Не давай детям волю смолоду и не потакай их неразумию» (Волков Г.Н. Г.Н., с.252). В этих словах содержится признание необходимости постоянно направлять детей, причем ограничение не понимается как лишение их всякой свободы, а, прежде всего - отказ терпеть их неразумные поступки. Подобное афористическое выражение основного педагогического требования встречается почти у всех народов.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Конечно, отнюдь не следует идеализировать все народные традиции. В традициях немало и консервативного, но трудно не согласиться с Г.Н.Волковым, который рассуждает о том, что вместе с отсталостью уходит и самобытность.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос.

В семейном быту концентрируются важнейшие этнические традиции. Быт суммирует все предыдущие факторы, в совокупности они в мелочах быта приобретают новые качества. Быт столь же многообразен в своих проявлениях; как и природа. В сущности - это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие.

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю потачки не давай»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена (в некоторых этнических коллективах, например в индийском сообществе, дети должны были знать 80 поколений рода). Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. В отличие от городской улицы, чаще всего оказывающей отрицательное влияние на молодежь, деревенская улица всегда воспитывала, наказывая общественным порицанием за необдуманные поступки, разгульную жизнь, бездеятельное времяпрепровождение. Своеобразны деревенские принципы взаимной помощи. Если у человека сгорел или обветшал дом, то соседи устраивали безвозмездную трудовую помощь, всем селением возили строительный материал, воздвигали новый дом. Коллективная помощь оказывалась друг другу и при посадке картофеля, и в сенокосную пору. Особое внимание при этом уделялось немощным старикам и одиноким пожилым людям.

Каждая семья должна была следить за санитарным состоянием закрепленного участка, сделать ровной и удобной проезжую часть вдоль улицы, сажать деревья в целях ограждения рек и родников от засыхания, участвовать в коллективном возведении мостов и т.д. Если установленные правила жизни в деревне кем-то не выполнялись, такой человек получал молчаливое осуждение и холодное отношение односельчан.

Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше, его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиция вбирает в, себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. Трудовые традиции, пожалуй, самые устойчивые.

Праздники и обряды – наиболее распространенные разновидности народных традиций. С языческих времен дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами.

Характерной особенностью народных праздников является учет конкретных сторон совершенствования личности и дифференцированный подход к отдельным качествам совершенного человека. Одно из первых мест у всех народов занимали трудовые традиции, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску.

Следует задаться вопросом: откуда берут начало праздники, где их истоки? Данные истории, археологии, этнографии и других областей знаний дают возможность представить жизнь наших далеких предков и именно здесь увидеть истоки праздников и обрядов. Когда люди жили первобытной средой и добывали себе пищу охотой и рыболовством, каждая успешная охота означала возможность утолить голод, накормить ближних, жить в течение некоторого времени, не заботясь о пище. В таких общих трапезах древних людей и следует искать истоки праздников.

Кроме того, каждая успешная охота сама по себе была праздником, сопровождалась определенными действиями, которые должны были дать выход огромному напряжению нервной энергии, связанной с преследованием зверя и радостью по случаю успешной охоты. Поэтому, ведя речь о возникновении праздников и обрядов, необходимо учитывать комплекс разнообразных факторов человеческую потребность в переключении эмоционального строя; стремление людей противопоставлять праздники монотонным будням; необходимость периодического отдыха от трудовой деятельности.(Пропп В.Я., с. 138.).

В дальнейшем праздники порождались хозяйственными потребностями, поэтому, как установлено в этнографической литературе, народный календарь, по которому расписаны обряды и праздники, - это сельскохозяйственный или аграрный, земледельческий календарь. Естественно, что это упрощенная схема возникновения праздничных дней.


Поделиться:



Популярное:

  1. VI.1. Психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации учащихся.
  2. XVII ВЕК В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАКТОРЫ
  3. Адаптация детей к началу обучения в школе, понятие адаптации, факторы, влияющие на ее успешность. Определение готовности детей к школе.
  4. Анализ процесса подачи баланса и силовые факторы при рубке древесины в рубительной машине.
  5. Антикризисный менеджмент. Функции и факторы антикризисного управления
  6. Биологические факторы почвообразования и органическая часть почвы
  7. В гл. 5 описывается маркетинговая среда, в которой действуют фирмы, и указываются внешние факторы, влияющие на их маркетинговые решения.
  8. Валютный курс и факторы на него влияющие
  9. Виды цен, их экономический смысл, и факторы, влияющие на уровень цен.
  10. Внешние факторы пространственной дифференциации ландшафтов.
  11. Внешние факторы, воздействующие на решение о ценах
  12. Внутренние и внешние факторы языкового развития


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь