Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторические предпосылки развития критического реализма.
В 30-х годах XIX века стало обозначаться ведущее классовое противоречие буржуазного общества — противоречие между буржуазией и рабочим классом. В Германии, Франции, Англии в 30-х годах и далее — в 40-х годах проходит, нарастая, волна рабочего движения. В порабощенных странах — Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии — усиливается национально-освободительная борьба. Эти годы являются периодом подъема в различных областях культуры буржуазного общества. Революция 1789—1794 годов открыла новые широкие перспективы развития передовой научной мысли. Начинается мощный расцвет философии, естественных, технических, исторических наук. Огромные успехи делают уже в первой половине XIX века естествознание и биология. Ряд важных открытий, связанных с именами Эразма Дарвина в Англии и особенно Ламарка во Франции, впервые выдвинувшего целостную теорию эволюционного развития живой природы, производит переворот в науке, разрушая господствовавшее много веков представление о неподвижности и постоянстве форм в природе. «... все застывшее стало текучим, — писал Ф. Энгельс во «Введении к «Диалектике природы», — все неподвижное стало подвижным, все то особое, которое считалось вечным, оказалось преходящим, было доказано, что вся природа движется в вечном потоке и круговороте»1. Рядом открытий естествознание обязано ученым Кювье и Сент-Илеру. Завоеванием исследовательской мысли Кювье явилось учение о соответствии и соразмерности частей животного организма. Кювье говорил: «Всякое организованное существо представляет нечто целое, единую и замкнутую систему, части которой взаимно соответствуют. Ни одна из этих частей не может измениться без того, чтобы не изменились другие, и, следовательно, каждая из них, взятая отдельно, указывает и дает все остальные». Пользуясь своим методом, Кювье восстановил скелеты многих вымерших животных по одной найденной кости или зубу этих животных. Сент-Илер пошел далее, установив связи и преемственность в развитии различных видов животных. Не случайно Бальзак, обосновывая свой реалистический метод, искал опоры в естествознании, признавал Кювье и Сент-Илера своими учителями. Историзм Бальзака, который правдивость мыслил себе прежде всего как верность истории, ее логике, также характерная черта реализма, развитие которого совпадает с тем периодом, когда исторические науки сделали огромные успехи. Мощный расцвет исторических наук относится еще к периоду Реставрации во Франции. Незавершенность буржуазной революции 1789—1794 годов, заторможенность в развитии буржуазного общества в период Реставрации побуждают буржуазных историков — Тьерри, Гизо, Минье и других — выдвинуть передовую для того времени концепцию исторического развития, согласно которой победа буржуазии над дворянской аристократией признавалась исторически неизбежной, подготовлявшейся всем ходом истории в течение многих веков. Надо отметить, однако, что после окончательного укрепления буржуазного общества — после 1830 года — те же самые историки переходят на реакционно-охранительные позиции, стремясь к укреплению господства буржуазии, ее безраздельной власти над эксплуатируемыми классами. Громадное значение получает диалектический метод Гегеля, уже сложившийся в первой четверти XIX века. Наконец, в 40-е годы, в предреволюционной ситуации, которая сложилась в ряде стран (Франция, Германия, Венгрия), возникает научный социализм Маркса и Энгельса, явившийся величайшим переворотом в истории человеческой мысли. Таковы в общих чертах исторические и культурно-философские предпосылки развития критического реализма в зарубежной литературе XIX века. Литературная борьба. Становление и развитие критического реализма происходило в условиях сложной литературной борьбы, главным содержанием которой следует признать соотношение двух основных направлений — романтизма и реализма. Реализм и романтизм — два литературных направления, которые на протяжении очень длительного периода развиваются одновременно, будучи тесно между собой связаны и в то же время глубоко различны по методу. Критический реализм на Западе начинает складываться как направление во второй половине 20-х годов. Эти же годы — период расцвета романтизма. И поэтому, совершенно естественно, между этими двумя направлениями устанавливается сложное взаимодействие. Под целым рядом деклараций романтиков охотно могли бы подписаться и первые реалисты. Такова, например, программная статья, которая была напечатана во французском романтическом журнале «Globe» в 1824 году, где романтики заявили, что все имеющееся в природе может стать предметом искусства. Это положение вполне разделяли и реалисты, но нельзя при этом забывать, что само понимание этого положения у романтиков и реалистов было различно, хотя расхождение между ними определилось в более позднее время. В 20-х же годах романтики и реалисты имели немало общих задач. Их сближение произошло на почве общей борьбы с реакционным искусством периода Реставрации, главным образом с искусством эпигонов классицизма, которое в это время еще находило своих последователей в различных странах. Один из крупнейших представителей французского реализма — Стендаль выступил под знаменем романтизма, и это было не случайно: в понимании Стендаля романтизм был не чем иным, как передовым искусством, боровшимся с классицизмом и его эстетикой. В литературной борьбе, которая развертывается в 20-х годах, романтики идут впереди, они пока оттесняют реалистов; реализм еще не сформировался в эти годы в самостоятельное направление, он только складывается. Однако принципиальные расхождения реалистов даже с прогрессивными романтиками отчетливо выступают уже в 30-х и в особенности в 40-х годах XIX века. Расхождение определяется в основных вопросах эстетики и творчества — в понимании взаимоотношения искусства и действительности, роли искусства и художника в общественной жизни, в решении проблемы личности, в методах типизации и т. д. В Германии, где наиболее полно проявился консервативный романтизм, нашедший свою философскую опору в немецкой идеалистической философии конца XVIII века (Канта, Фихте, Шеллинга), реализм в лице революционных поэтов 30—40-х годов повел решительное и планомерное наступление на романтизм. Эстетические взгляды и творчество Гейне, Фрейлиграта, Веерта, писателей «Молодой Германии» складывались в борьбе с исходными положениями консервативных романтиков, провозглашавших реальный мир только отблеском мира запредельного и отрицавших задачи переделки и улучшения объективной действительности. Во Франции и Англии положение было иным; в странах, где широкое развитие получил прогрессивный и революционный романтизм (Гюго, Ж. Санд, Шелли, Байрон), реализм складывался в борьбе, но в то же время и в прямой преемственности с романтизмом. Вступая в сложную теоретическую и творческую полемику с романтизмом, критические реалисты брали от него все лучшие прогрессивные традиции — демократизм, народность, интерес к историческим темам. Критический пафос прогрессивного романтизма, его гуманистические идеалы были теми великими традициями, которые продолжили в своем творчестве писатели-реалисты. В конце XIX века, в новых исторических условиях, соотношение двух литературных направлений намечается по-новому, романтизм сходит на нет. Но в то же время в символизме, в декадансе, в импрессионизме целый ряд эстетических и творческих положений реакционного романтизма снова возрождается, приобретая характер упадочной литературы «конца века». Критический реализм конца XIX и начала XX века в лице его лучших представителей — Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана и других — вступает в непримиримую борьбу с декадентской литературой. Основные черты критического реализма. Критический реализм, так же как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение к действительности. Для писателя-реалиста характерны признание ценности объективной действительности и огромный интерес к ней. Художник-реалист стремится прежде всего глубоко познать, изучить действительность и всесторонне отобразить ее в своем творчестве, в полноценных типических образах. И не о стихийном процессе идет здесь речь, не о том только, что таков объективный смысл показа жизни реалистами; речь идет о сознательном стремлении к глубокому познанию жизни. «Литература есть выражение общества, — говорил Бальзак, — эта истина, ныне очень тривиальная, является результатом наблюдения ума, глубоко изучившего историю народов и поэзии». В 1888 году, в письме к английской писательнице Маргарэт Гаркнес, Ф. Энгельс высказал несколько весьма важных замечаний по вопросам реализма. Письмо Энгельса было откликом на выход в 1887 году повести Гаркнес «Городская девушка». Энгельс видит главный недостаток повести, определивший исторически неверную концепцию автора, в том, что Гаркнес исказила в ней роль рабочего класса. Энгельс указывает на то, что «в «Городской девушке» рабочий класс фигурирует как пассивная масса, не способная помочь себе, не делающая даже никаких попыток и усилий к этому. Все попытки вырвать ее из отупляющей нищеты исходят извне, сверху. Но если это было верно для 1800 и 1810 гг., ... то в 1887 г.... это не так. Мятежный отпор рабочего класса угнетающей среде, которая его окружает, его судорожные попытки, полусознательные или сознательные, восстановить свое человеческое достоинство вписаны в историю и должны поэтому занять свое место в области реализма»2. Исходя из этого конкретного указания на ошибочность в оценке рабочего класса в повести Гаркнес, Энгельс формулирует свое определение реализма: «Реализм предполагает, — пишет он, — кроме правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Основное требование Энгельса к художнику-реалисту сводится к требованию типического изображения. Под типизацией следует понимать умение дать в образе то, что с наибольшей силой и полнотой выражает сущность данного явления или характера. Художник-реалист проделывает большую работу по отбору существенного, отбрасывает то, что является случайным и, наоборот, усиливает, комбинирует в своем образе те черты, те качества, которые наиболее полно выражают данное явление или характер. В типическом художественном образе обобщение органически сочетается с индивидуализацией. Типизируя, писатель-реалист уже высказывает свое суждение о том, что он изображает: он судит, разоблачает или утверждает те или иные явления. Стремясь познать и объяснить мир, человеческое общество, художник-реалист должен быть на уровне достижений передовой мысли данной эпохи. Энгельс выдвигает еще одно очень важное требование к художнику-реалисту. Он говорит об изображении типичных характеров в типичных обстоятельствах. Он требует, следовательно, типизации в изображении тех обстоятельств, тех социальных условий, которые порождают данный характер; он требует, чтобы эти обстоятельства не были случайными, чтобы они содержали существенные социально-исторические черты, чтобы характеры, которые изображает художник, вытекали из этих условий, были оправданы ими. Типические характеры и образы, отражающие важнейшие стороны действительности, создавали и романтики (Чайльд Гарольд, кот Мурр, Клод Фролло, Лантенак, Симурден и др.). Однако метод типизации романтиков существенно отличается от метода реалистов. Романтики, рисуя свои образы, часто совершенно сознательно отвлекают их от конкретно-исторической и бытовой обстановки; широко пользуясь приемом гиперболизации и контрастного противопоставления, они не стремятся к тому, чтобы сохранить пропорции и масштабы реальных жизненных отношений и сложную диалектику объективного мира. Они нередко переносят своих героев в фантастическую, сказочную или легендарную обстановку, охотно используют аллегорические и символические образы (Манфред, Каин, Прометей). Реалисты при изображении типических характеров, наоборот, стремятся сохранить масштабы реально-бытовой обстановки, рисуют своих героев во всем многообразии их жизненных связей и конкретно-исторических и бытовых отношений, в их развитии. Растиньяк, Жюльен Сорель, Николас Никкльби, Ребекка Шарп и многие другие действуют «в типичных обстоятельствах»; они не отвлечены от той живой и сложной реальной обстановки, в которой складывались подобные характеры. Завоеванием реалистического метода является показ характеров героев в их становлении и развитии, стремление изобразить их историю, проследить их «величие и падение». А с этим связаны и характерные особенности в построении сюжета реалистических произведений. Реалистам чужды условно-романтические ситуации и нарочитое нагромождение роковых случайностей. Развитие действия в романах Бальзака поражает беспощадно трезвой логичностью и глубоким историзмом в изображении объективных событий, связанных с судьбами тех или иных героев. Если в более ранний период творчества Диккенс тяготел порой к романтической условности в развитии действия, когда заранее предрешалось «наказание» злодея и торжество добродетельного героя, то в своих лучших реалистических романах 50—60-х годов («Холодный дом», «Тяжелые времена», «Большие ожидания») он отказывается от этой условности, приходит к признанию неодолимой силы объективных фактов, определяющих судьбу и характер героя. Представители критического реализма, давая правдивое изображение жизни, неизбежно превращали его в критику буржуазной действительности. Сказать о буржуазном обществе правду — это значило разоблачить это общество. Если художник сходил с позиций критики, он уже переставал быть правдивым художником, т. е. реалистом. Указание на сильные стороны творчества критических реалистов Запада не снимает другого, очень важного вопроса — о неизбежной ограниченности критического реализма. Слабая сторона его — в непонимании, куда идет буржуазное общество в своем историческом развитии, неумение вскрыть в обществе наличие тех сил, которые в дальнейшем должны привести к его отрицанию и созданию нового, социалистического общества. И как совершенно неизбежное следствие этого — противоречивое решение критическими реалистами проблемы положительного образа. Давая свои блестящие и глубокие картины жизни буржуазного общества XIX века, писатели критического реализма не призывали к его уничтожению. Но, даже стремясь только исправить его, реформировать, наиболее честные и правдивые художники этого направления сумели глубоко заглянуть в сущность капиталистических отношений, обличить его господствующие пороки, показать их не как случайные, а как вытекающие из самой системы буржуазных отношений. Тем самым они уже подводили читателя к выводу о невозможности в пределах буржуазного общества разрешить противоречия, которые они раскрыли в своих произведениях, хотя сами они такого вывода не делали. Таков, например, смысл критических произведений Бальзака, Диккенса, Теккерея. Глубокая правдивость и обличительный пафос в произведениях революционных поэтов 30—40-х годов (Беранже, Дюпон, Потье, Гейне, Веерт, поэты-чартисты) поднимались до подлинно революционного звучания. Поэма Гейне «Германия», лучшие стихи Веерта, рабочих-поэтов 1848 года во Франции — Потье, Пюжоля, Лашамбоди, поэта-чартиста Эрнеста Джонса и многих других были направлены против буржуазного общества, дышали революционным гневом и возмущением, предрекали неизбежную гибель буржуазного порядка, утверждали новую силу — рабочего, творца тех богатств, которыми живет человечество. Широчайшие эпические полотна создают великие романисты Франции, Англии и других стран — Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Бронте. Отмечая ярко выраженную антибуржуазную направленность творчества великих зарубежных реалистов XIX века, А. М. Горький так характеризовал их значение: «Творцами этого реализма были преимущественно люди, которые интеллектуально переросли свою среду и за грубой физической силой своего класса ясно видели его социально-творческое бессилие. Этих людей можно назвать «блудными детьми» буржуазии; так же как герой церковной легенды, они уходили из плена отцов, из-под гнета догм, традиций, и к чести этих отщепенцев надо сказать, что не очень многие из них возвращались в недра своего класса кушать жареную телятину». Горький правильно указывает на сокрушительную силу обличительных образов критического реализма: «Литература «блудных детей» буржуазии была в высшей степени ценна своим критическим отношением к действительности». Огромны завоевания художественного мастерства реалистов XIX века. Им принадлежит заслуга в развитии и усовершенствовании социального романа. Широкие эпические полотна, изображающие жизнь буржуазного общества с самых различных сторон, бесконечное многообразие социальных типов, «начиная достопочтенным» рантье... и кончая мелким лавочником и подручным адвоката» (Маркс); огромные исторические и философские обобщения — все это делает произведения критических реалистов художественной энциклопедией жизни XIX века. Великие мастера-реалисты XIX века широко используют жанр сатиры. Сатирическая поэма и песнь становятся господствующим жанром в революционной поэзии Германии и Франции («Германия» Гейне, «Будущность Франции» или «Красный человечек» Беранже и т. д.). Лучшие сатирические традиции XVIII века — Свифта, Фильдинга, Стерна — блестяще использованы мастерами английского сатирического романа — Диккенсом, Теккереем. Великие реалисты вносят свой вклад в создание исторического романа, закономерно обращаясь в осмыслении современной им буржуазной действительности к событиям первой французской революции или американской войны за независимость («Шуаны», «Старая дева», «Темное дело» Бальзака; «Повесть о двух городах» Диккенса, «Виргинцы» Теккерея). Во второй половине XIX века реализм в ряде стран, продолжая и развивая лучшие обличительные традиции Стендаля, Бальзака, Гейне, Диккенса, приобретает в то же время в творчестве Флобера, Келлера, Шанфлери, Дж. Эллиот новые черты. Кризис буржуазной демократии, разложение буржуазной идеологии, обнаружившиеся после революции 1848 года во многих зарубежных странах, определили противоречивость исканий реалистов этой поры. В реализме второй половины века все отчетливее начинают звучать мотивы пессимизма и скепсиса. Надвигающийся крах буржуазного мира дезориентирует писателей-реалистов, лишает их чувства перспективы. Все чаще из их лагеря раздаются жалобы на отсутствие каких-либо руководящих идеалов. И тем не менее резкость и беспощадность обличения буржуазного оскудения и предельной нищеты духа достигают (например, у Флобера) силы, ни с чем не сравнимой. Произведения Стендаля, Мериме, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Гейне, Уитмена, Беранже, Яна Неруды, Флобера и других составляют неразменный золотой фонд мировой литературы XIX века и, служа интересам и стремлениям народа, приобретают громадное значение в наши дни — в современной борьбе всего передового человечества против разгула империалистической реакции. Примечания. 1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 354. 2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 37, стр. 35-36. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1301; Нарушение авторского права страницы