Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Шарлотта Бронте и Элизабет Гаскелл
Жизнь и литературная деятельность Шарлотты Бронте. Дочь бедного и многосемейного священника, Ш. Бронте всю жизнь (1816—1855) прожила в деревушке Йоркшира. Ее биография не богата событиями. В школе для бедных детей она получила скудное образование, но непрерывно пополняла его в течение всей жизни чтением и изучением языков. Ее жизненный путь — это путь неутомимой труженицы, постоянная борьба с горем и нищетой. После смерти матери и двух сестер она осталась старшей в доме, когда ей было всего девять лет. Чтобы добыть средства к существованию, она была вынуждена одно время служить гувернанткой в доме фабриканта и лично пережила все те унижения, о которых она с возмущением говорит устами героинь своих романов. Ш. Бронте происходит из талантливой семьи. Ее отец в молодости издал несколько сборников своих стихов. Сестра Шарлотты, Эмилия, написала роман «Грозовой перевал», а другая сестра, Анна, даже два романа, хотя эти романы гораздо слабее произведений Шарлотты и Эмилии. Их брат готовился стать художником. Еще в детстве все они сочиняли стихи и повести, выпускали рукописный журнал. В 1846 году сестры издали за свой счет сборник стихотворений. Но, несмотря на их талантливость и трудоспособность, их жизнь была слишком тяжела. Вскоре сестры и брат Шарлотты умерли от туберкулеза, и с 1849 года она осталась одна со старым и больным отцом. Нелегко было бедной и безвестной девушке из глухой провинции пробить себе путь в литературу. Ее первый роман «Учитель» (1846) не был принят ни одним издательством. Но уже через год выход в свет романа «Джен Эйр» (1847) явился значительным событием в литературной жизни Англии. Буржуазная пресса резко обрушилась на роман из-за бунтарского духа, однако именно этот бунтарский дух сделал имя автора широко известным и любимым в демократических кругах. Ко времени выхода в свет «Шерли» (1849) вся Англия знала имя Керрер Белл — псевдоним, под которым Ш. Бронте выпустила «Джен Эйр». Керрер Белл — мужское имя, и в течение долгого времени читатели не знали, что за ним скрывается женщина. Ей пришлось прибегнуть к обману, ибо она была уверена, что ханжеская английская буржуазия осудила бы ее произведения только за то, что они написаны женщиной. У Бронте был уже и некоторый опыт в этом отношении: еще до издания сборника стихов она однажды послала письмо и свои стихи поэту Роберту Саути. Он ответил ей, что литература — не женское занятие; женщина, по его мнению, должна находить удовлетворение в домашнем хозяйстве и воспитании детей. После «Шерли» Ш. Бронте написала всего лишь один роман — «Вильет» (1853), в котором рассказала о своем кратковременном пребывании в Брюсселе, где она училась и работала в пансионе в надежде открыть впоследствии собственную школу. Это предприятие в буржуазной Англии могло бы обеспечить писательнице большую независимость. Но намерению так и не суждено было осуществиться. Кроме четырех романов и юношеских произведений, она оставила большую переписку с интересными высказываниями по общественным и эстетическим вопросам. В России творчество Ш. Бронте известно еще с 50-х годов XIX века. Переводы всех ее романов печатались в русских журналах того времени; им был посвящен ряд критических работ. «Джен Эйр». Наиболее значительным в творчестве Ш. Бронте является роман «Джен Эйр». В нем раскрывается история жизни молодой бедной девушки — сироты Джен Эйр, история ее борьбы за свое человеческое достоинство. Простое по сюжету произведение Ш. Бронте сумела наполнить острым социальным содержанием и большим чувством. Роман разбивается на пять основных эпизодов, которые представляют собой различные этапы жизненного пути героини. Одно из наиболее обличительных мест в романе — это эпизод пребывания Джен Эйр в Ловудской школе. Здесь детям стараются привить чувство покорности, раболепия, убить в них всякую волю к сопротивлению, морят их голодом и холодом. Им внушают ханжеские религиозные принципы об «умерщвлении грешной плоти ради спасения бессмертной души». На примере Элен Берне показано, что достигается таким обращением с детьми. Элен — умная и начитанная девушка, но воля ее сломлена, она безразлична ко всяким издевательствам над собой. Повинны в этом такие люди, как пастор Броклхерст и другие воспитатели детей-сирот. Лицемерию пастора Броклхерста нет границ. Ш. Бронте разоблачает его, выявляя несоответствие между его проповедями и делами. Так, однажды, когда он ханжески разглагольствовал о необходимости одеваться как можно скромнее и беднее, в зал вошли его жена и дочери, пышно разодетые в шелк и меха. Лицемерие Броклхерста настолько очевидно, что его проповеди мало действуют на детей, и далеко не всех удается ему сломить и запугать. Характер Джен Эйр — полная противоположность характеру Элен Берне. Джен Эйр — носительница стихийного протеста против угнетения, против неравноправия людей в обществе. Ненависть к насилию, лжи и несправедливости, дух протеста и независимости, любовь к правде, огромная человечность придают образу Джен Эйр особое обаяние. С исключительной взволнованностью Ш. Бронте говорит о стремлении своей героини к равноправию, которое было заветной мечтой самой писательницы. Хотя она понимает это равноправие довольно узко, зато она выступает за него очень горячо. Для нее равенство — это прежде всего равенство женщины с мужчиной в семье и в трудовой деятельности. Джен Эйр стремится к тому, чтобы быть независимой, но не богатство, а честный труд должен обеспечить ей эту независимость. Уважение писательницы к труду, к людям труда и презрение к бездельникам и паразитам роднит образы ее романов с лучшими образами Диккенса. Джен Эйр всегда на страже своей независимости, своей чести, для нее невозможно пойти против совести. В этом причина ее разрыва с Рочестером: она не может быть рабыней, игрушкой даже любимого человека, честь, человеческое достоинство — ее единственное достояние, и она им дорожит больше всего на свете. Бронте с большим мастерством вскрывает психологию своей героини, показывает глубокий и сложный душевный мир простого человека, противопоставляя Джен Эйр буржуазно-аристократическому обществу. С этим обществом бедная гувернантка сталкивается в доме Рочестера, и оказывается, что она, простая девушка, по своему развитию и культурному уровню, по своим духовным интересам гораздо выше блестящих аристократок. Важное значение в романе Ш. Бронте имеет осуждение церкви и ее служителей. Оно свидетельствует о большой смелости и честности писательницы. Хотя сама Бронте — благочестивая христианка, образы священников в ее романах омерзительны. И часто чувство стихийного протеста против лицемерного буржуазного мира заставляет ее восставать и против мертвящей церковной морали. В «Джен Эйр» даны два образа священников: Броклхерст и Сент-Джон. Первый занимается воспитанием детей в приюте, руководствуясь в своей деятельности бесчеловечными мальтузианскими принципами, а второй — сухой педант и фанатик, который приносит все живые чувства и человеческие отношения в жертву превратно понимаемому им долгу служения человечеству и своему честолюбию. Джен Эйр находится в постоянном конфликте с буржуазно-аристократическим обществом; ее жизнь проходит в непрерывных столкновениях с ним. Но протест Джен Эйр, так же как и протест героев других романов Ш. Бронте, — это бунт одиночек; он никогда не поднимается до настоящей революционности. В романе «Вильет» героиня говорит: «Если жизнь — война, то мне приходится вести ее в одиночестве». Положительная программа Ш. Бронте довольно ограниченна: писательница заставляет свою героиню найти счастье в семейной жизни, отгородиться от всего внешнего мира. Роман не лишен также некоторых традиционно-романтических эффектов, посредством которых, как полагала Бронте, проявляется чудный дар писателя — богатство воображения. Но, несмотря на эти недостатки, отражающие ограниченность мировоззрения Ш. Бронте, читатели по достоинству оценили роман. «Шерли». Роман «Шерли» посвящен непосредственно вопросу о положении народа и классовых противоречиях в буржуазном обществе. В этом романе писательница, исходя из своих демократических симпатий, пытается восстановить правду о луд-дитском движении в Англии в 1811 —1812 годах. Показом этого движения она выражает свои мысли о современном ей чартизме, справедливо считая, что восстания луддитов и чартизм — разные стадии одного и того же процесса. Действие романа происходит на широком историческом фоне наполеоновских войн и движения луддитов — разрушителей машин. Роман построен так, что непосредственно с луддитами читатель сталкивается мало. На передний план поставлены события личной жизни героев, их судьба. Но, будучи большим художником, Ш. Бронте умело показывает, как все индивидуальные судьбы в конечном счете определяются этими важными общественными событиями в жизни страны. Идея резкого столкновения двух моралей — морали эксплуататоров и морали эксплуатируемых — выражена всей системой образов романа. Из правдивого показа помещиков, фабрикантов, священников, с одной стороны, и народа — с другой, можно сделать объективный вывод о непримиримости классовых противоречий в буржуазном обществе. Особенно интересен в романе образ фабриканта Мура и обобщенный образ восставшего народа. Реалистически рисуя Мура, его жестокость к рабочим, алчность и неразборчивость в средствах обогащения, Ш. Бронте тем самым защищает право рабочих на ненависть к нему и ему подобным, право на возмущение. Рабочие в ее изображении — сплоченная и организованная масса, знающая, что ей делать. Писательница переносит на луддитов черты, присущие чартистам, в частности приписывает им организованность и сознательность, которые не были характерны для рабочего движения на этой ранней его стадии. Эта своеобразная идеализация говорит о глубоких демократических симпатиях писательницы. Весь роман проникнут тревожным чувством ожидания надвигающейся бури — революции. Ш. Бронте приходит к мысли о неизбежности и закономерности революции как единственного пути разрешения противоречий, хотя сама писательница вместе с Диккенсом и другими реалистами не разделяет полностью стремлений народа и пытается найти какой-то иной путь. Но ценность романа «Шерли» не в этих поисках, а в резком обличении писательницей правящих классов и в защите прав простого человека на человеческое существование. Учитывая недостатки творчества Ш. Бронте, мы ценим ее как талантливого художника, создавшего правдивые картины современной ей жизни. Элизабет Гаскелл. Роман «Мери Бартон». Элизабет Гаскелл (1810—1865) наиболее известна своим романом «Мери Бартон», вышедшим в свет в 1848 году. Она долгое время жила в Манчестере, который в то время был центром английской промышленности и центром чартизма. Она близко столкнулась с тяжелой жизнью рабочих и в суровые голодные 40-е годы много сил отдала организации помощи безработным. Ее демократические симпатии, хорошее знание жизни рабочего класса позволили ей написать правдивую книгу о манчестерском пролетариате, наиболее объективную из всех книг о рабочем классе, появившихся в то время. В романе «Мери Бартон» Э. Гаскелл рассказывает о положении рабочих Манчестера в 40-х годах, т. е. в период наибольшего подъема чартизма. Перед читателем возникают картины жизни рабочих, их крайней нищеты, вечного страха лишиться работы, изображение ужасных жилищных условий. Писательница показывает, как тяжелая жизнь морально калечит людей, как дети умирают от голода, а женщины и девушки вынуждены идти на улицу. При каждом кризисе в промышленности положение рабочих еще более ухудшается. Весь роман построен на контрастах нищеты и богатства; картины смерти от голода в мрачных подвалах сменяются картинами жизни праздных богачей. Две группы образов резко противопоставлены друг другу: образы рабочих и образы хозяев — капиталистов, фабрикантов. Гаскелл рассматривает рабочих не как «бедных», достойных сентиментальной жалости, а как людей, глубоко уважаемых ею. Они, несмотря на свою тяжелую жизнь, всегда сохраняют мужество, оптимизм, человеческое достоинство. Они всегда готовы к самопожертвованию и борьбе, их солидарность крепнет в самых тяжелых испытаниях. Моральное превосходство рабочих над хозяевами очевидно. Трудящиеся — не просто «рабочие руки», какими их считают предприниматели, а люди с большим духовным содержанием, с широкими и разнообразными интересами. Среди них много певцов, музыкантов, умелых мастеров и мастериц. Так, жених Мери Бартон — техник-изобретатель, старик Лег — самоучка-натуралист, его внучка — талантливая певица. Писательница говорит, что многие из рабочих интересуются не только естественными науками, но и более отвлеченными, например математикой. Но таланты простых людей подавляются и заглушаются бесчеловечными условиями их жизни, жестокой эксплуатацией и нищетой. Гаскелл реалистически изображает рабочих 40-х годов, периода чартизма. Конечно, среди рабочих есть и сломленные жизнью, но не эти люди — герои Гаскелл. В центре романа — рабочие-борцы. Такие фигуры, как Мери Бартон и особенно ее отец Джон Бартон, новы для английской литературы того времени. Если Ш. Бронте дает только обобщенный образ борющегося народа, то Джон Бартон у Гаскелл — вполне типический образ. Образ Джона Бартона помогает Гаскелл раскрыть процесс постепенного пробуждения классового сознания рабочих. Из простого темного рабочего Джон Бартон становится деятелем профсоюза и руководителем чартистов в своем районе. В молодости он мало размышлял над сложными вопросами, но и он начинает задумываться над причиной своих бедствий, когда теряет работу во время промышленного кризиса и его больной ребенок умирает от голода. «Делит ли богач со мной свои избытки, когда я по неделям вынужден сидеть без работы? — думает он. — Мы их рабы, пока можем работать; своим потом мы создаем их богатство, и все же мы живем точно в разных мирах». Единственный выход из своих мучительных поисков он находит в борьбе и присоединяется к чартистам. Большую роль в развитии его классового сознания сыграло его участие в подаче хартии в парламент. Когда парламент отверг народную хартию, Джон Бартон, как и многие другие рабочие, понял необходимость открытой борьбы с фабрикантами. Он крепко связан со своим классом. Гаскелл подчеркивает, что он отстаивал интересы класса, а «вовсе не свои личные незначительные интересы». Чартисты у Гаскелл не однородная масса, а люди, различные по своей сознательности и уровню развития. Она не отступает от реалистических принципов, когда заставляет Джона Бартона по жребию убить сына фабриканта Карсона. Такие террористические акты имели место в среде рабочих, доведенных до последней степени отчаяния. С гневом пишет Гаскелл о фабрикантах, прямо и резко обвиняя их во всех несчастьях народа. Руководствуясь только своими корыстными интересами, фабриканты безжалостно сокращают рабочих во время кризисов, выбрасывают на улицу без всякого пособия заболевших, жгут застрахованные фабрики с устаревшим оборудованием. Они всячески издеваются над рабочими. Молодой Карсон рисует карикатуру на голодных и оборванных людей. Озлобленные рабочие решают его убить. Это происходит в напряженное время всеобщей забастовки, после того как переговоры рабочих с предпринимателем ни к чему не приводят. Гаскелл понимает, что борьба неизбежна, что восстание может вспыхнуть каждую минуту. Рабочие, по ее словам, находятся в том состоянии, «когда слезы и жалобы отброшены, как бесполезные, когда с языка готовы сорваться проклятья, а кулаки сжимаются, чтобы разрушать». Гаскелл не идет дальше признания за рабочими права на возмущение. Революция пугает ее. Она призывает рабочих и капиталистов к мирному разрешению конфликтов. Писательница не может понять логики борьбы рабочих, так как ей самой чужды цели этой борьбы. Поэтому она заставляет своего героя, Джона Бартона, совершить террористический акт и переключает внимание читателя на последствия этого акта. Вся вторая часть романа посвящена поискам убийцы, и роман из социального превращается в авантюрный. Тон повествования резко меняется, в нем появляются несвойственные реалистическому произведению сентиментальные нотки. Особенно фальшив конец романа. Бартон раскаивается в убийстве сына Карсона и умирает в объятьях простившего его фабриканта. Это могло якобы случиться потому, что Карсон еще раз перечитал евангелие и понял, что все люди — братья. Но реалистка Гаскелл оставляет спор между Карсоном и рабочими нерешенным: никто из них не сумел убедить другого в своей правоте. Из этого можно сделать вывод, что борьба не закончена, что она будет продолжаться. Кроме «Мери Бартон», Гаскелл написала еще ряд произведений, но ей уже больше не удалось так правдиво изобразить жизнь. А отступление от жизненной правды, что очень заметно уже в финале романа «Мери Бартон», привело и к снижению художественного мастерства. В романе «Север и юг» (1855) она еще раз возвращается к проблеме отношений рабочих и фабрикантов. Однако этот роман свидетельствует о спаде ее реализма после событий 1848 года. Здесь выведен образ «доброго» капиталиста, и писательница целиком на его стороне. Рабочие изображены в романе ограниченными и безвольными. А капиталистом Гаскелл восхищается за его предприимчивость, за то, что он якобы защищает интересы рабочих. Но ни этот слабый роман Гаскелл, ни неверные выводы в «Мери Бартон» не снижают значения творчества писательницы, правдиво показавшей тяжелое положение английских рабочих 40-х годов XIX века и причины их борьбы. Раздел II. Зарубежная литература второй половины XIX века. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы