Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности возникновения цивилизаций на Древнем Востоке (Шумер, Египет).
Наиболее значительные цивилизации древности, расположенные в долинах больших непересыхающих рек, базировались на развитом ирригационном земледелии. Это такие обширные по территории страны, как Египет, Месопотамия. Земли Месопотамии отличались искл-ым плодородием (воды рек несли ил, который оставаясь на полях, удобрял их). Тигр был значительно полноводнее Ефрата и имел более быстрое течение, разливы рек зависят от таяния снегов на Армянском нагорье. Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль в междун.торговле. Египет находится на перекрёстке различных путей, связывающих его со многими странами и регионами Африки, Средиземноморья, передней Азии и Аравии (эти связи реализованы на довольно высокой стадии египетской цив-ии). На 1-х этапах Египет, напротив, оказался в некоторой геогр-ой изоляции: труднопр-ые пороги Нила препят-ли возник-ю контакта с южными стр-ми по реке; пески аравийской пустыни отделяли долину от Красного моря; болотистая дельта затруд-ла продвижение к берегам Сред-го моря. Эта геогр-ая изоляция способствовала формированию египетской цив-и как самобытного исторического явления. Исключительная роль Нила в жизни египтян (един.источник влаги)→ благоприятные условия для занятия высокопродуктивным земледелием. Особенностью водного режима Нила были его ежегодные разливы (19июля – серед.ноября), которые насыщали землю водой и удобряли илом. Развитие ирригационной системы земледелия бассейнового типа - отводные каналы, плотины и дамбы разбивали долину Нила на многочисленные участки прямолинейной формы (бассейны). Окружающие Египет области были богаты полезными ископаемыми (гранит, базальт, песчаник, известняк). Древнее оседлое население появляется в долине Нила в конце 6 тыс.до н.э. Самая древняя из мировых религий возникла в VI-V вв. до н. э. В Индии в это время начинает складываться крупное рабоаладельческое государство. Инд. Общество переживало соц-экономический и культурный кризис.Становление классовых отношений происходило в условияхполиэтничности и господства в С. Индии брахманизма. Эта религиозная система признавала высшим авторитетом сборники древнейшихМеняется образ жизни В это время много филос. Школ и направлений, которые предлагали пути спасения. Буддизм возник как отрицание брахманизма, но вобрал его черты. Возникновение буддизма Буддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н.э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Северной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний—Веды, сочетала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принадлежности к социально-политической группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие— реально или номинально—к арьям. Их считали «дваждырожденными», но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещались в соседскую общину, неоднородную в социальном, этническом и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась войском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия. Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этносов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахманскую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших государствах. Распадались родовая организация, традиционные связи. Расиад основной производственной ячейки — большой патриархальной семьи — и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть племени и требовал нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности. Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропорядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно приглядываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам новых идей крепнущую новую элиту. На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в предгорьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов, Вриджи —арьянизированных, но политически оппозиционных архаичным элитам и центральным структурам, со слабым шшянием брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно здесь, в среднем течении Ганга, чаще появлялись, активнее выступали и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предлагавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. За легендарной фигурой основателя буддизма, по-видимому, скрывается реально существующий персонаж. Предание гласит, что знатный член племенного образования Шакья — царевич Сиддхартха Гаутама (из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед универсальной для индийского самосознания идеей о бесконечной череде перевоплощений души. Этическое истолкование священных текстов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках традиционного мышления и не удовлетворяли его, поскольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздаяния —кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой («буддха» — просветленный). Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени шакьев») удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения — этот путь нашел и описал Будда. Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком — санскритом. Их размышления в общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма: принимались принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный, «праведный» путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути — повышение статуса будущего рождения — была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единождырожденными» право на участие в культе. Главная же цель буддиста — выход из цепи перевоплощений. Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268—ок. 231/232 до н.э.), правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества — сангхи и защитником этических норм буддизма — дхармы и тем самым укрепил цент ральную власть империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о «трех драгоценностях» буддизма: учителе — Будде, учение — дхарме, хранителе истины —сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть — путь архата или бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало его приспособление к местным условиям, освоение местных культов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы