Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Почему и для чего нужна человеку еще и личность?
Этот параграф может показаться вам скучным, бесполезным, излишне философичным; в таком случае можете его опустить и перейти к следующему. Если у организма есть системы ориентировки во внешней среде, в своих собственных состояниях, а также средства выбора ответного поведения и его (поведения) осуществления, то, казалось бы, есть все необходимое, чтобы организм мог выживать, существовать в конкретных ситуациях. Если к этому еще добавить средства и механизмы продолжения рода, то преодолевается также и некоторый временной барьер и создаются условия для своего рода вечного существования, а также (за счет размножения) и бесконечного освоения окружающей среды. Это немало и, казалось бы, это все, что может быть нужно живой системе. И все это есть в биологическом мире (у растений и животных). Правда, уже на этом уровне рассмотрения организм перестает быть отдельностью. Его лишь искусственно (при мысленном рассмотрении) можно «вырвать» из среды, из множества ему подобных и рассматривать «сам по себе». При этом многое в нем становится как бы лишним, необъяснимым. Почему есть усики у растения гороха, почему у цветов разная расцветка и ароматы, почему у животных есть защитная окраска, объединение в стаи? Такого рода вопросы снимаются и все встает на место, если мы перестаем рассматривать организмы как отдельности. И системное виденье жизни стало в биологии да и в обыденной жизни чем-то само собой разумеющимся. Что касается человека, и в особенно его сознания, мышления, психики в целом, то здесь сильна и часто воспроизводится традиция его «штучного» рассмотрения. Само по себе это не плохо в том смысле, что это есть выражение уважения к каждому, к его уникальности, неповторимости. И это во многих отношениях ценно и важно, о чем мы уже имели повод говорить. Но не утрачивая уважения к отдельному человеку в нравственном плане, мы должны помнить, что в плане познавательном многое для нас останется непонятным и лишним, если мы не встанем на позиции системного рассмотрения человека как существа принципиально общественного. В этом смысле заголовок данной главы построен как провокация на полемику: человек не может быть только «сам с собой», даже когда остается один; его сознание, как мы знаем, диалогично, и это есть результат его развития как существа социального; даже его телесность несет на себе отпечатки его причастности к культуре и является природой «очеловеченной». Человек в принципе социален, и эту мысль мы тоже не обходили в предшествующем изложении. Итак, перед нами дилемма: благоговеть перед отдельным человеком и в то же время видеть его не самого по себе, а как органичную часть социума. Но что значит видеть его именно так? Природа, образно говоря, не может знать, что создаст циви- < лизация, и природа не может поспевать за ее изобретениями, порождениями – как ценными, так и вредоносными, включая и губительные для самой цивилизации. Создав у человека органы чувств и практического воздействия на ближайшую среду, а также потребности, природа сделала все, что могла. Но человеку, чтобы выжить, приходится думать, в конце концов, не о себе, а о человечестве, приходится ориентироваться не только в ситуациях жизни, но и в далеких временных перспективах, далеко выходящих за пределы его физического существования и его личных нужд; чтобы предвидеть будущее и не повторять серьезных ошибок, надо знать историю человечества, историю культур и цивилизаций, а также много такого в современном мире, что принципиально «не доступно глазу»: он должен мысленно охватывать, знать результирующие тенденции активности многих людей, выражающиеся как бы в самостоятельном бытии того, что называют производством, экономикой, политикой, общественной мыслью, наукой, техникой, искусством (на самом-го деле это все суть порождения деятельности людей, противостоящие отдельному человеку как некие объективные и не во всем управляемые «чудища»). При этом человеку приходится ориентироваться на реальности, казалось бы, очень странные: нормы и понятия морали, всечеловеческие ценности, идеалы межлюдских отношений и общественного устройства, для которых пока в реальности, увы, не всегда находятся прототипы. Когда кто-то призывает других думать только о себе, обогащаться и пр., то это лишь уловка, чтобы отвлечь этих других от размышлений о действительно важных вещах и подчинить их себе. Таким образом, человеку приходится еще и ориентироваться в кознях, хитросплетениях общественной мысли и общественной жизни, сохранять какую-то устойчивую позицию, чтобы не оказаться жертвой или орудием тех или иных отнюдь не природных, а социальных сил. Как же в сложной среде сохранить свою определенность? Если говорить кратко, человеку то и дело надо как бы переставать быть только организмом в некоторой наличной и доступной органам чувств среде и уметь встать над конкретной ситуацией и действовать, в частности, вопреки этой ситуации. Природа не могла создать готовых нервных, мозговых механизмов такой надситуативной ориентировки и практической активности. Такие механизмы складываются в ходе сравнительно длинных периодов детства и юности, которыми отличается человек от любых известных живых существ. Теперь становится более ясным, зачем человеку личность. Личность – это такая система психических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человека в надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль, истина и подобные всечеловеческие ценности). Иногда, характеризуя человека как личность в отличие от других как бы неличностей или менее личностей, имеют в виду, что человек выделяется своей неуправляемостью, упрямством, инакомыслием, наглостью или умением тащить за собой других, быть лидером и пр. Все эти проявления, симптомы личности возможны, но они имеют частный характер. Личностью может быть и человек, забывающий о себе и бросающийся помогать другим (и в этом смысле как бы легко управляемый нуждами других), и человек, не стремящийся никем управлять или мелькать перед людьми, а молчун, погруженный в цифры и факты или художественные ценности, или хоть в ремонт бытовой техники. Главный признак личностной регуляции – ориентация на масштабы какой-то реальности, выходящие за пределы наличной воспринимаемой ситуации, и осмысление своего существования с позиций такого рода ценностей. Человек, скажем, работающий на вывозке городского мусора, может осмысливать свою активность как производство большой ценности – чистоты («без меня город захлебнется в своих нечистотах»), и тогда он – личность в самом высоком смысле слова. Итак, помимо того, что человека характеризуют разнообразные так или иначе регулируемые процессы гнозиса и праксиса, перед нами всегда выступает тот или иной относительно устойчивый психический склад человека, его качественная определенность как некоторой неповторимой системы. Строго говоря, эта системная организация – не окаменелость; она тоже процессуальна, она изменяется и развивается. Но все же, как мы видели, есть признаки, которые заставляют нас указанный психический склад выделять как предмет рассмотрения. И, кстати, мы это уже делали ранее, неизбежно оговариваясь о человеке как субъекте, как личности и индивидуальности. К вопросам психологии личности мы еще вернемся позднее. Упражнение. В каких из приводимых ниже казусов можно усмотреть признаки личностной регуляции активности профессионалов? а) Коровники в хозяйстве были маленькие, с низкими потолками. Животные в них в тесноте. Попробуй в этих условиях поставить надежный заслон болезням. Но молодой ветеринар не отступал. Использовал все досгупные меры профилактики: побелку помещений для скота, дезинфекцию, вел борьбу с переносчиками заболеваний – мухами, гнусом, мошкой, клещами. Проводил прививки. День за днем тщательно обследовал животных, лечил. Неустанно боролся за улучшение содержания животных: требовал, доказывал, уговаривал. Постепенно создалось здоровое молочное стадо. Исчезли многие заболевания, еще недавно прямо-таки косившие скот. б) Машинист энергоблока электростанции управляет сложным комплексом ее элементов и тем самым участвует в производстве одного из основных условий существования современного общества –электроэнергии. При нормальной работе энергоблока возникают ситуации однообразия, монотонности в работе машиниста, усыпляющие бдительность. Но в любой момент могут возникнуть и ситуации, требующие от него активности и быстродействия. Понимая значимость своего дела, машинист постоянно поддерживает себя в состоянии готовности к экстренным действиям. в) Пришел я в магазин купить в подарок маленькой школьнице альбом для рисования. Выбрал альбом и спросил, сколько стоит. Продавщица ответила, но тут же спросила: «Вы для себя покупаете или для школьника? » Я охотно поделился своими планами. «Тогда я Вам посоветую: если дело терпит, приходите завтра вечером. Поступили нарядные альбомы. Школьнице они должны очень понравиться». Конечно, я пришел завтра вечером. г) Архивариус работает в хранилище документов, письменных памятников прошлого (это могут быть сведения об уровне воды в реках в разное время года, о трудовом стаже, образовании, зарплате граждан, стенограммы, протоколы деловых совещаний и многое другое). За сохранность каждого документа архивариус в ответе перед народом, поэтому он тщательно оберегает дела (единицы хранения) от хищения, потерь от небрежности, порчи из-за неблагоприятных условий хранения. Следит, в частности, чтобы в хранилищах соблюдались должные санитарно-гигиенические условия, удалялась пыль, которая приносит споры плесени, портит бумагу. д) Художник плаката (плакатист) понимает, что лист, создаваемый им, не просто декорация или декларация, а реально действенный фактор политической, хозяйственной, культурной жизни страны. Поэтому ходожник стремится не просто выразить себя, а почувствовать волнующие многих людей темы, пульс дня, вложить в свое произведение столько энергии, личной убежденности, мастерства, чтобы он остановил на себе внимание, возможно, спешащего и оглушенного городской сутолокой человека. Предварительный обзор основных психических регуляторов человека Есть выражения такого рода, что предметы «действуют на наши органы чувств» или даже «бросаются в глаза» и пр. В действительности дело обстоит иначе. Усмотрит или не усмотрит человек в своем окружении предмет, и какой именно, это зависит от наполнения его сознания. Окружность для изучавшего математику – это некоторое множество точек; а для человека, не слыхавшего о математике, это может быть изображением луны или монеты; тире, знак минуса для него – «дорога», а две параллельные прямые или знак равенства – «арык»1. Среда представляется нам упорядоченной, а не хаосом, потому что мы с детства вместе с доступным нам опытом человечества усвоили и определенную субъективную категоризацию впечатлений. Разные субсистемы человека (как организма и как субъекта, социального существа) открыты среде в том смысле, что взаимодействуют с ней (человек погружен в хаос химических, физических, биологических, социальных явлений: атмосфера имеет некоторый состав, в ней «носятся» молекулы веществ, которые мы называем ароматическими. В нашем окружении есть множество колебательных процессов – электромагнитных, акустических, механических, стационарных и нестационарных состояний разных взаимодействующих систем). Соответственно этому у нас есть некоторые анализаторы среды – органы чувств с соответствующими им мозговыми центрами, позволяющие отделять одни факторы среды от других (глаз чувствителен к электромагнитным колебаниям некоторого диапазона частот, но слеп к периодическим колебаниям воздушной среды; ухо, наоборот, будучи глухо к этим электромагнитным колебаниям, ориентирует нас в акустических и т.д.). Встречи, столкновения с людьми, с их разнообразной предметной и процессуальной, в частности, информационной продукцией тоже отображаются в нашем сознании. И есть средства ориентировки в общее (венной среде: знание норм поведения, владение речью, твердые взгляды (убеждения), жизненно необходимые умения, привычки. Во всех органах нашего тела тоже есть чувствительные нервные приборы, сигналы от которых в норме сливаются в интегральное самочувствие; они важны, кстати, для сохранения сознания тождества человека самому себе в разное время (Вчера был Я, и сегодня, и завтра это буду Я, а не Наполеон и пр.); в отдельных случаях в сознание поступают некоторые специальные сигналы, переживаемые как боль, жажда, голод и т.д. Все это так, но в целом среда хаотична и противоречива относительно человека даже в данный момент времени (тело просит отдыха, а у меня неотложная работа; радисту-оператору надо слышать морзянку, а в эфире шумы от грозовых разрядов; исследователь хочет погрузиться в фундаментальный поиск, а от него требуют срочной прикладной отдачи и пр.). Дело осложняется еще и тем, что среда сильно распределена по параметру времени (человеку приходится ориентироваться не только в наличной ситуации, но и в том, что произойдет по его представлениям через минуты, часы, месяцы и годы; иногда это жестко задано: скажем пилот намерен через полтора часа приземлить без приключений тяжелый самолет с множеством пассажиров; кстати, стюардесса знает, что она не может оставаться на своей должности до старости – не принято). В связи с явлениями указанного рода у человека развиваются и функционируют некоторые специальное системы субъективного отображения (моделирования) и субъективной интеграции не только наличных, сиюминутных, но и более сложных ситуаций в жизненном мире. Чтобы быть системой, открытой для взаимодействия с подобными целостностями, человек должен быть лишь относительно открыт для взаимодействия с наличными ситуациями. Образно говоря, ему для ориентировки и поведения в мире нужны далеко не только процессы познания и скорость реакций, но и какой-то весьма мудрый «царь в голове» или, если угодно, специальная система психической регуляции. Функцию соответствующих регуляторов выполняют свойства личности, что существенно отличает человека от любых саморегулирующихся технических автоматов. Можно выделить три основные разновидности психически* регуляторов активности человека: • Отображения (как субъективные модели и в этом смысле образы) субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений: ценностные представления, направленность личности, образ мира, мировоззрение; характер как система устойчивых отношений человека к разным сторонам действительности; эмоции, чувства; потребности, потребностные состояния. • Отображения самого субъекта: актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях); обобщенный «Я-образ» («Я-концепция»: я в прошлом, я ныне, я в будущем, я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как неповторимая индивидуальность, как член группы, общества). • Отображения объектов (предметов, процессов природы и культуры, социальных процессов и систем, людей как предметов рассмотрения, партнеров, сотрудников, любых «изделий» людей, включая и теоретические, информационные): чувственные образы (результат работы органов чувств); репрезентативные конкретные образы (представления памяти, воображения); репрезентативные отвлеченные образы (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий; эту группу психических регуляторов часто не называют образами, относя это слово только к конкретным представлениям – мысленным картинкам. Здесь мы используем этот термин в широком теоретическом смысле для обозначения любых субъективных моделей действительности). Системообразующее звено психической регуляции взрослого человека – твердые, т.е. сознательно обоснованные определенными доводами, взгляды человека на мир (универсум) – убеждения. Убеждения являются основой характера и вместе с ним обеспечивают прежде всего надситуативную (т.е. иногда даже вопреки наличной ситуации, во имя, скажем, перспектив) регуляцию поведения, обеспечивают устойчивую направленность активности независимо от частных обстоятельств. Черты направленности (системы побуждений) и характера составляют у человека относительно устойчивую конструкцию, в результате чего он становится способным к инициативной, активной деятельности, способным сохранять свое лицо (свою качественную определенность как деятеля) в самых разных частных обстоятельствах, преследовать далекие цели несмотря на внешние и внутренние трудности, сопротивление окружающих. Иначе говоря, человек оказывается личностью. Образы самосознания (наряду с образами окружающего мира) – основа саморегуляции человека в мире природы и культуры. Оглядка на себя важна для построения взаимодействия с людьми, для самоорганизации учения и труда, выработки индивидуального стиля деятельности как условия ее успешности. Профессиональное самосознание, связанное с положительным эмоциональным отношением к делу, – важный критерий подготовленности специалиста. Профессионал – это не просто «процессор», но тот, кто с гордостью причисляет себя к определенной общности делателей: «Мы, швейники, всех одеваем! », «Без нас – математиков – не полетят космические корабли! ». Роль знаний (чувственных и репрезентативных образов реальности) как регуляторов действий, поведения очевидна и отображена даже в народной мудрости: «Не зная броду, не суйся в воду». «Не поглядев в святцы, не звони в колокола» и др. Упражнение. Подумайте: 1) Какие познавательные регуляторы срабатывают, на- * пример, при пришивании человеком пуговицы, дегустации чая, прыжке с вышки в воду. 2) Какие личностные регуляторы необходимы, чтобы человек много лет собирал факты для проверки гипотезы о зависимости особенностей воображения человека от возраста. Задания. 1. «Примерьте» к себе приведенную выше группировку, психических регуляторов и опишите их отдельные проявления. 2. О какой категории психических регуляторов (или их несовершенстве) свидетельствуют следующие проявления: а) болельщик футбола отказывается идти на матч, если его другу не достался билет на стадион; б) один студент приглашает в комнату общежития шумных друзей, хотя его соседи по комнате готовятся к завтрашнему зачету. Вопросы и темы для размышления 1. Физкультура – это господство над телом? 2. Культура тела не есть ли уважение к нему? 3. В чем проявляется моя личность? Тема 1. Не все важные сведения нужно помнить., Тема 2. Чтобы мастерски уметь, надо знать. Тема 3. Чтобы иметь знания, надо уметь их добывать и даже порождать. Тема 4. Меньше личностей – меньше хлопот руководителю группы профессионалов. Литература 1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. 2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. 3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981. 4. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. – Москва-Воронеж, 1996. 5. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. – J1., 1983. 6. Палей ИМ., Гербачевский В.К. Проблемы личности в курсе психологии. – J1., 1972. 7. Петухов В.В. Природа и культура. – М., 1996. 8. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. - М., 1957. 9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебн пособ. для вузов. – М., 1995. 10. Соколова ЕЛ., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995. 11. Телесность человека: Междисциплинарные исследования/ Под ред. В.В Николаевой и П.Д. Тищенко. – М., 1991. 12. Тхостов А.Ш. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни: Автореф. дис. докт. психол. наук. – М., 1991. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1662; Нарушение авторского права страницы