Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мысленно представленное (репрезентативное) знание в жизни и деятельности человека



Нервная система человека может долго сохранять следы своих состояний, в частности, и вызванных взаимодействием с объектами наших органов чувств. И в сознании может удерживаться мысленный образ, отображение объекта, его свойств или иное знание об объекте, хотя к данному моменту самого объекта уже и нет перед человеком. Заметим, что образ не возникает мгновенно, а строится в сознании (и может быть при этом неполным, недостроенным или даже искаженным, а может и отсутствовать несмотря на наличие перед человеком объекта. Человек не заметил, не видел предвестника аварийной ситуации – это нередко отмечается при разборе аварий, несчастных случаев дома и на работе). Иногда говорят об оплошностях по вине работника. На самом деле вины в юридическом смысле тут может и не быть (хотя ее человеку часто и вменяют), поскольку он может быть поставлен в условия, когда «недогляд», авария возникают совершенно закономерно. И если уж кого-то винить, то возможно это уместнее делать по отношению к проектировщикам неудобной техники или организаторам работ (так, никто не сможет в течение многих часов сохранять устойчивое внимание, воспринимать издали плохо различимые шкалы приборов, быстро нажимать кнопки, до которых без палки не дотянешься и пр.).

При преобразовании мысленных представлений, образов объектов у человека возникают новые и, в частности, полезные идеи (например, когда-то образ нерельсового транспорта был мысленно объединен с представлением о транспорте на электрической тяге – родилась идея троллейбуса: синтез, помесь автобуса и трамвая). Аналогично происходит изобретение, проектирование объектов в социальной сфере – придумываются новые профессии, новые учебные заведения и т.д. Правда, не все, что взбредет в голову иному любителю инноваций, ценно. Здесь важны процедуры оценки и отбора.

Благодаря преобразованию представлений становится принципиально возможным построение знаний даже о таких явлениях, предметах, которые сами по себе недоступны органам чувств – знаний о магнитном поле, о процессах кристаллизации металла в ходе его выплавки, о минувших событиях истории общества, о пока еще не выведенном сорте пшеницы, не построенном сооружении или техническом приспособлении, о Змее-Горыныче и Бабе-Яге, о русалках....'Могут возникать не только фантастические, нереалистические представления, сказочные и другие (художественные) образы, но и строгие реалистические прогнозы, планы на будущее, представления о жизненных перспективах личности и вариантах будущего профессионального трудового пути человека, мечты, идеалы, общие теоретические положения, знания о скрытых от внешнего наблюдения закономерных зависимостях между явлениями, событиями.

Фактически человек редко когда предается чисто умственному созерцанию своих представлений, понятий (репрезентативных образов) – умозрению. В учении, труде, при проектировании предстоящих домашних и трудовых мероприятий он обычно активно взаимодействует с предметной и общественной средой, что, в частности, предполагает и активную же работу органов чувств. Размышляя, человек одновременно может смотреть на что-то, слушать кого-то и т.д. В его сознании, в голове возникают не только сенсорно-перцептивные, непосредственные чувственные, но и мысленно представленные знания – сообразы, отличающиеся от образа непосредственно воспринимаемых объектов. Например, наблюдая за работой сначала косилки, а затем молотилки, изобретатель представил, мысленно увидел оригинальный образ двигающегося по пшеничному полю невиданного агрегата, объединяющего косилку и молотилку в одно целое (комбайн). Реально человек видит одно (и этому соответствует некоторый образ в сознании), а мысленно – другое (и это тоже образ в сознании). Вот это другое и есть сообраз. Важно заметить, что слово «соображать» (т.е. что-то сопровождать образами, оперировать образами по ходу какого-то дела, при чтении, слушании речи других людей) в русском языке осознается как думать, мыслить, понимать. Репрезентативные знания играют важную роль в практике.

Но чтобы человек знал больше, чем позволяют органы чувств, чтобы он оперировал сообразами, соображал, важно культивировать у него четкие представления. Если представления выражены слабо, человека как бы порабощает конкретная, зримая обстановка, создаются психологические препятствия для инициативы, самостоятельности, формирования активной преобразующей жизненной позиции. Учеба и работа, обдумывание своего профессионального будущего становятся в этом случае для него трудными и малоинтересными.

Целесообразно различать ряд разновидностей репрезентативного (мысленно представляемого) знания. Можно выделить и противопоставить поднесенные и обретенные знания. В первом случае речь идет о знаниях, которые предлагают обучающемуся, оптанту (т.е. что-то выбирающему, например, гражданство, профессию) в относительно готовом, оформленном, «разжеванном» виде. Предполагается, что нормальный человек должен их понять, усвоить и в дальнейшем ими пользоваться как внутренними средствами своей деятельности (основная функция знаний – ориентировать деятельность, обеспечивать ее информационное обслуживание: «Что? », «Как? », «Где? » и т.д.). Во втором случае активность человека выражается словами: «Сам додумался», «Сам придумал, докопался, узнал» и т.п. Качество самостоятельно обретенных знаний выше, чем знаний просто поднесенных (обычно говорят «преподнесенных»), а главное самостоятельный поиск знаний, учеба, обдумывание ожидаемого будущего результата делают обучение интереснее, веселее. В вузе грешно пенять на то, что вам плохо «преподносят» знания. Пора находить удовольствие в собственном движении от хаоса к порядку в голове.

Преподаваемые знания требуют включения в работу прежде всего памяти и воссоздающего воображения. В результате возникают нужные представления. Выделим три разновидности представлений памяти:

• внешнее впечатление;

• конкретное представление;

• общее представление.

Внешнее впечатление – это не вполне определенное, отрывочное, смутное знание. Как и знание других рассматриваемых ниже видов, оно может относиться и к предметам, и к общим идеям, и к чувствам человека, и к последовательностям своих движений, и к описаниям сложных объектов, таких, как профессии, свойства души человека и пр.

Конкретное представление – достаточно точное, полное знание о вполне определенном (быть может, и сложном) объекте. Эта (вторая) разновидность знаний (определенные знания об определенных объектах, фактах, явлениях, событиях) – обычно предмет особой заботы педагога. Когда говорят об обучаемом «знает», «не знает», «твердо знает» и т.п., то часто имеют в виду именно уровень конкретных представлений его. Это базовые знания для последующего формирования понятий, мысленных теоретических схем, обобщений.

Общее представление (не путать с внешним впечатлением) – знание, в котором на передний план выступают признаки, общие для некоторой группы сходных предметов, а признаки частные, малосущественные отходят на второй план. Дело, конечно, обстоит не так, что общее представление возникает как результат некоего «отряхивания» имевшихся ранее у человека образов, в которых было «все» – и главное, и второстепенное. Выделение главного – не простой процесс, предполагающий уже работу ума по сопоставлению, сравнению, противопоставлению, перебору и отбору признаков мыслимых объектов.

Но соответствующие сложные для нас вопросы мы пока оставим в стороне и вернемся к характеристике общих (в смысле обобщенных, обогащенных общим знанием, знанием общего, важного) представлений. В результате отсутствия некоторых конкретных подробностей эти представления являются менее полным знанием, чем рассмотренные выше. Но эта неполнота – важное преимущество, так как ориентирует человека на главное в объекте. Это организованная неполнота, а не стихийная бедность, свойственная внешнему впечатлению. Общее представление – шаг к понятийному, теоретическому знанию, отражающему именно общее и главное в вещах, явлениях, событиях, шаг от памяти к мышлению.

Рассмотрим еще один вид представлений – представления воссоздающего воображения – знания, возникающие в результате некоторой перестройки отложившихся в памяти представлений, элементов опыта. Это построение новых комбинаций из материала имеющихся (например, полученных в жизненном опыте, в ходе лекции) представлений. Типичный пример воссоздающего воображения – это построение в сознании новых представлений на основе каких-либо описаний. Например, вы читаете «Мертвые души» Н.В. Гоголя, и у вас сами собой возникают в сознании образы его героев. Иной раз описание таково, что образ приходится с усилием строить в сознании (скажем, когда читаете инструкцию к новой технике, чертеж детали, приказ по учреждению, аналитический обзор и т.п.).

Если же новый образ строится не по готовому описанию, а в порядке оригинального изобретения, то такой процесс является творческим воображением. Разумеется, нечто ранее не виданное может человеку присниться, пригрезиться, возникнуть в порядке болезненного состояния сознания (бреда). Поэтому, строго говоря, творческим воображением принято обозначать создание таких новых образов, которые имеют признаки общественной полезности (полезное новаторство в разных областях жизни – в организации общества, педагогике, технике, прикладном и академическом искусстве, науке, литературной деятельности и т.д. – практически в любой профессии человек может обнаружить творческое воображение; творческими являются не профессии, а люди).

Чтобы учиться и чтобы строить жизненный путь с учетом' ошибок, не обязательно их совершать. Достаточно представить эти ошибки и их последствия с помощью воссоздающего воображения и, что называется, эмоционально прочувствовать. Образы воссоздающего воображения могут возникнуть и без участия педагога, более опытного специалиста, но как результат некоторой самостоятельной работы ума, а также и стихийно, непреднамеренно (при чтении книги, в ходе интересной беседы).

Самостоятельно обретаемые знания могут быть результатом и творческого воображения, и мышления человека. В тех случаях, когда решаемая задача (а вся наша жизнь – сплошной поток плохо поставленных и не всегда осознанных задач и их решений, начиная от простейших (типа где и как перейти улицу) и кончая сложнейшими, связанными с жизненным, профессиональным самоопределением человека) характеризуется явно большой неопределенностью или нестандартностью условий, данных, требований, на первое место выдвигаются фантазия, вымысел, домыслы. В этом случае говорят о творческом воображении. Если же условия задачи достаточно определенны, поддаются строгому учету, определению или даже измерению, то на первое место выдвигается так называемое логическое следование, расчет. В этом случае говорят о мышлении. В сущности говоря, границы между творческим воображением и мышлением являются чисто теоретическими и достаточно размытыми, как границы между весной и летом.

Продуктом воображения (выше речь шла о воображении как процессе) обычно считают сложные знания, имеющие необозримое количество оттенков, тонкостей, возможностей толкования составных частей, (например, многие социально-организаторские, проектно-конструкторские идеи, образы искусства, художественной литературы), а продуктом мышления – так называемые понятийные знания, теорию.

Одно из важных и ценных свойств понятийных знаний – отвлеченность, своеобразная оторванность, очищенность от многих конкретных, частных свойств объектов. Можно, например, держать в уме знание о том, что такое форма, размер (а не какие-либо другие свойства заготовок, деталей, предметов), хотя,

казалось бы, это некий миф – не существует ведь ничья форма или чистая форма и пр. Однако точные и строгие рассуждения невозможны без употребления именно отвлеченных знаний.

Упражнения.

Опуская в чай очередной кусочек сахара и надеясь, что он тоже растворится, опираетесь ли вы при этом фактически на общее (теоретическое по природе) знание?

I, Привелите примеры, когда работник-практик вашей профессии опирается на теоретическое знание.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь