Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природа детской агрессивности



 

Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстите сти, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполн неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивное или воровства. Существует множество вариантов, о твует клинический и педагогический опыт.

Так, воровство может быть приобретенной формой поведения, но можетбыть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М. Раттер. Но оно может служить и другим целям: быть средством завоевания дружбы или формой протеста.

Некоторые случаи детского воровства стали предметом профессионального анализа психолога Н.И. Гуткиной. Она рассматривает ихологические механизмы таких случаев воровства, которые квалифицируются иногда детьми как «не украл, а просто взял …», когда младшие школьники потихоньку «берут» вещи своих одноклассников. Каждая подобная ситуация конкретна, но в ряде пучаев, считает психолог, причиной становится «полевое» пове­ление ребенка. При слабом развитии процессов торможения, воле­вого поведения и сильно выраженном ситуативном, «полевом» по­ведении ребенок с большим трудом сознательно управляет своими действиями, он каждый раз оказывается во власти того предмета, который привлекателен для него. Вместе с тем неразвитость нравственного сознания, отсутствие понятия «чужая собственность» усиливают импульсивность поведения ребенка и побуждают к во­ровству. К тому же дети нередко видят, как взрослые приносят что-то чужое домой, не считая это предосудительным, в иных случаях родители не обращают внимания на то, что у ребенка появляются вдруг незнакомые им предметы, происхождение которых им неиз­вестно.

Интересную психологическую интерпретацию механизмов, ле­жащих в основе неблаговидных поступков ребенка (воровство, ложь), дает выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский. Он свя­зывает это с процессами развития воли, саморегуляции и приобре­тения опыта нравственного поведения. В основе волевого процесса К.Д. Ушинский видит «желание», «я желаю». Но это еще не «воля души». Человек имеет множество противоречащих друг другу же­ланий и нежеланий. Чтобы возникшее желание стало волей, необ­ходимо преодолеть другие желания, противоположные, одолеть их и сделаться «единым желанием души в данный момент времени», т.е. желание должно перейти в «решение». Процесс этот очень сложен. Например, мальчик хочет взять вещь, которая ему нравится, т.е. она может удовлетворить какое-то его стремление. Но данное ание не может быть удовлетворено сразу. Существует много преград в виде «накопившегося в душе представлений». Допустим, вещь, которую дитя хочет взять, составляет чужую собственность. Но у каждого ребенка свое представление о собственности, и оно чрезвычайно сложно, имеет свой особый след в душе ребенка. Один познакомился с понятием о собственности, испытав на себе горькое чувство, когда у него отняли вещь, доставлявшую ему удовольствие; другой - потому, что его наказали, когда он тронул чужую вещь; третьему внушили представление о собственности взроет говоря: «Это твое, а это не твое», «Чужое трогать стыдно» и т.п. Кроме того, у каждого сложился свой опыт пользования чуж^ собственностью. Одному удавалось часто ею пользоваться; другого всякий раз наказывали; третьему только грозили, но не наказывали; четвертого бранили, но вещи не отнимали; пятого даже защищали, хотя он брал чужое, а шестого хвалили за ловкость и смелость и душе каждого человека складывается сложная «сеть чувственны сочетаний», которую Ушинский называет понятием чужой собственности. Образы и представления, возникающие в сознании ребенка, различаются по силе и характеру. Возникшее желание захватить чужую вещь «пробегает или по всей этой сети представлений, иди только по одной части ее, так как другие следы слишком слабы и не возникли вовремя в сознании». Если эту сеть представлений удастся победить, чужая вещь будет взята; если нет - желание оста­нется желанием, не перейдя в решение.

Однако подавленное таким образом желание не всегда побеж­дено окончательно. Чужая вещь остается очень привлекательной для ребенка, и он, отказавшись взять ее, не перестает о ней думать, У него возникает «обширная ассоциация представлений», связан­ных желанием чужой вещи. Сама по себе эта «обширность ассоциа­ции» не решает поступка. Поступок будет зависеть, скорее, от на­пряженности стремления, которое, в свою очередь, зависит от мно­гих причин. Так, одно стремление может быть более сильно пото­му, что другие слабы; или у ребенка нет деятельности, нет других, более сильных интересов, которые могли бы увлечь его. В этом слу­чае данное стремление усиливается «всею силою неудовлетворен­ного стремления к деятельности». «Вот почему, - пишет К.Д. Ушин­ский, - праздность детей бывает причиною множества безнравст­венных поступков. Если в каком-нибудь заведении дети страдают от скуки, то надобно непременно ожидать, что появятся и воришки, и лгуны, и испорченные сластолюбцы, и злые шалуны».

Механизмы агрессивности сложны. В психологической науке существуют разные подходы к их объяснению: психоаналитиче­ский, бихевиористический, социокультурный, этнологический и др.

Глубокие исследования природы человеческой агрессии, деструктивности содержатся в трудах выдающегося философа, пс холога современности Э. Фромма,

Согласно Э.Фромму, механизм человеческой агрессивности лежит в специфически человеческих условиях существования. В о чие от животного, у которого механизм агрессивности «вмонтирован в мозг», человек не является по природе своей разрушите Присущие ему деструктивность, жестокость, злоба - благопр ретенные свойства. Истоки нравственности, как и деструктивности, находятся в человеческой свободе. Свобода - явление слоЖ предполагает не «совращение человека, а меру его ответственности», его собственный выбор, «добрую волю». Но не свобода порождаетразрушительность, а отказ, воздержание от собственной воли, отказ отсамого себя, своей собственной уникальности. Безответсвенность, бесцельность порождают деструктивность. Раб, комформист только по видимости социально безопасен. Но на самом деле задушенная внутренняя свобода и рождает, по убеждению Фромма, синдром насилия.

Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу, т.е. является биологической адаптацией, способствую-ПРи поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу. Названы следующие ее виды: псевдоагрессия (непреднамеренная агрессия, игровая агрессия, агрессия как самоутверждение) и обо­ронительная агрессия.

Важнейший вид псевдоагрессии Фромм приравнивает к самоут­верждению как наступательной активности человека, необходимой для самореализации его личности. Эта агрессия направлена на достижение цели и является важнейшим качеством в структуре личности, которое повышает способность человека к достижению целей и значительно снижает потребность в подавлении другого человека, в жестоком к нему отношении. Снижение в человеке «наступательной активности», робость, закомплексованность со­здают больше предпосылок для враждебного поведения. Главным же фактором, снижающим «агрессию самоутверждения», высту­пает, по мнению Фромма, авторитарная атмосфера в семье и обще­стве, где потребность самоутверждения воспринимается как непо­слушание и бунтарство. Любой абсолютный авторитет, говорит Э. Фромм, воспринимает попытку другого к самореализации как «смертный грех, и это угрожает его авторитарности». Поэтому для авторитара послушание - самый лучший способ самореали­зации.

Оборонительная агрессия может возникать как реакция защиты, сохранения своих ценностей, ценностных ориентации, «объектов почитания», т.е. идеалов, объектов, к которым человек относится как к святыне (родители, религия, родина и др.). Даже привычки могут выступать как символ ценности. Любое покушение на объект почитания вызывает гнев, враждебность.

Ощущение угрозы извне собственной системе ценностей может вызвать страх, который «мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству». Если условия жестки и избежать позора или краха невозможно, то вероятнее всего реакция нападения. Страх и боль - очень неприятные чувства, и человек пытается любой ценой избавиться от них. Один из самых действенных приемов вытеснения страха, по мысли Фромма, - агрессивность. Чувство страха исчезает, если человек находит в себе силы перейти в нападение.

Раскрывая механизмы агрессивности, Э.Фромм называет в честве одного из них потребность защиты собственной свободы и чести. Потребность в свободе у человека является достоянием культуры и формируется в процессе воспитания. Однако вместе с тем, говорит он, эта потребность является и биологической реакцией человеческого организма. Свобода входит в сферу витальных (жизненно важных) интересов человека. Она есть предпосылка для развития всех способностей человека, физического и психического здоровья личности. «Если у него отнимают свободу пишет Фромм, - он становится больным, калекой, инвалидом». При этом под свободой он понимает не отсутствие, каких бы то ни было ограничений. Всякое полноценное развитие, подчеркивает он, возможно лишь в рамках какой-то структуры, а каждая структура требует ограничений. Без ограничений невозможно полно­ценное развитие человека, но важно то, «кому это ограничение выгодно - какому-то одному лицу или учреждению, или же оно необходимо для роста и развития самой структуры личности». Опасность лишиться свободы вызывает вспышки агрессивности и насилия. Это нормальный механизм функционирования организма, не оправдывающий, однако, разрушительную позицию человека. Выбор жизненной позиции - дело его этической культуры, убеждений, совести.

Одним из важнейших источников оборонительной агрессии Фромм называет угрозу нарциссизму. Это такое эмоциональное состояние, «при котором человек реально проявляет интерес только к своей собственной персоне, своим потребностям, своим мыслям, своим чувствам, своей собственности» и т.д. Все остальное, что не является частью его самого, объектом его устремлений, не имеет смысла, лишено жизненной реальности и воспринимается лишь на уровне разума. Значимо лишь то, «что касается его самого, а остальной мир в эмоциональном от­ношении не имеет ни запаха, ни цвета». Если такой человек чувст­вует себя ущемленным, если его недооценивают, критикуют, ло­вят на ошибках, унижают в играх или других ситуациях, то это вызывает у него чувство возмущения и гнева. Эта реакция може быть очень сильной, и он будет испытывать жажду мести. Люди высокой степенью нарциссизма постоянно нуждаются в приз» нии, популярности, успехе, так как это условие их душевного покоя. Их человеческая сущность (ядро личности: убеждения, вер вания, совесть, любовь), замечает Э. Фромм, недостаточно развита. Возможен и групповой нарциссизм, который выполняет важные функции. Во-первых, апелляция к общим ценно сплачивает группу изнутри и облегчает манипулирование группой в целом. Во-вторых, создает членам группы ошущение удовлетворенности, особенно тем, кто сам по себе мало что значит и не может гордиться собственной персоной. «В группе даже самый ничтожный и прибитый человек в душе своей может оправдать свое состояние такой аргументапией: «Я ведь часть великолепного целого, самой лучшей группы на свете. И хотя в действительности я всего лишь жалкий червяк, благодаря своей принадлежности к этой группе я становлюсь великаном». Групповой нарциссизм представляет собой один из главных источников человеческой агрессивности, хотя и это всего лишь реакция на ущемление жизненных интересов. Но эта форма агрессии проявляется весьма интенсивно и иногда граничит с патологией.

Агрессия может проявляться и как реакция человека «на попытку лишить его иллюзий». В психоанализе такую реакцию называют защитой (сопротивлением). Человек бессознательно стремится «забыть», вытеснить какие-то стремления, влечения в силу многих причин: боится унижения, наказания и др. в случае, если другим людям станут, известны его потаенные желания. Часто он не решается признаться в этих желаниях и самому себе, боясь по­терять самоуважение. Он противится тому, чтобы «вытесненный» материал стал осознанным. Это - самообман. Когда кто-то пыта­ется вытащить на свет божий вытесненные влечения, то это может вызвать агрессию.

Выделяют и конформистскую агрессию, которая обусловлена не разрушительными устремлениями человека, а тем, что «ему пред­писано действовать именно так и он сам считает своим долгом подчиняться приказу». Главное здесь - привычка подчиняться, не задавая вопросов. Это распространенный вид агрессии. Послу­шание, нежелание оказаться трусом в молодежной группе может побудить к агрессии. К тому же неподчинение, нежелание приспо­сабливаться для многих, отмечает Фромм, представляет внутрен­нюю опасность, от которой они защищаются, совершая агрессив­ные действия.

К области доброкачественной агрессии Фромм относит инст­рументальную агрессию, которая выступает средством получения «необходимого» или «желательного». «Необходимое» понимается им как безусловная биологическая потребность, например утоле­ние голода.

«Желательное» может быть и необходимым, но чаще оно выступает как «желаемое», и в этом случае появляется проблема «жадности и алчности». Жадность, говорит Фромм, - самая сильная из всех неинстинктивных человеческих страстей. Накопительство, неумеренность, необузданность, ненасытность - все это проявления жадности. Алчущий, у которого нет достаточных средств для удовлетворения своих желаний, становится агрессивным, нападающим.

Злокачественная агрессия , проявляющаяся в деструктивности, жесткости, не является защитой от нападения и угрозы. Единственной целью является получение удовольствия. Она возникает из условий самого существования человека и является том взаимодействия различных социальных условий и циальных потребностей человека». Экзистенциальные потребности -это психические потребности человека, удовлетворение и которых необходимо для сохранения душевного здоровья, так же как удовлетворение естественных потребностей необходимо для жизни. Эти потребности удовлетворяются разными способами, что проявляется в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости, ненависти, деструктивности и пр. Эти страсти укореняются в человеке и составляют его, характер, т.е. личность. Экзистенциальными потребностями че­ловека являются потребность в привязанности, соотнесенности; в трансценденции (выход за пределы непосредственного опыта в своем сознании); потребность в обрастании корнями (укоренен­ность); в чувстве идентификации (единении); потребность в сис­теме координат и объектах почитания; потребность действовать совершать, осуществлять, выполнять, «быть эффективным», дееспособным (творчество).

Специфическая реализация этих потребностей в конкретных социокультурных условиях порождает злокачественные формы агрессии - деструктивность, садизм, мазохизм и др.

Клинические наблюдения за развитием детей свидетельствуют о том, что агрессивность ребенка может быть вызвана эмоцио­нальными нарушениями. Это могут быть депрессия, страхи, тре­вожность. Но агрессивность может выступать и средством защи­ты и самоутверждения, протеста против неприемлемых условий и требований.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь