Особенности педагогического идеала в русской педагогике
Необходимо сказать об особенностях педагогического идеала человека, который существовал в русской педагогике. Древняя славянская культура соединилась благодаря принятию христианства со зрелым восточным христианством Византии, цели воспитания в которой отличалась от средневековой концепции западного христианства большим вниманием к телесным качествам человека. С самого начала обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс - это объясняет сильное влияние практически до ХХ века церкви на образование в России. Православная церковь, в отличие от католической, существовало отрицательное отношение к рациональному знанию, убеждение, что знание, " философия" ей не нужна, так как все истины в высшем воплощении заключены в Библии, в творениях святых отцов и учителей церкви. Поэтому главной задачей обучения и воспитания детей для родителей и педагогов считалась задача нравственно-религиозного воспитания. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Следует отметить, что при всем различии педагогических и философских школ в понимании сущности и процесса воспитания развитой личности, существует два педагогических идеала личности:
- Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.
- Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Его можно назвать " реальным идеалом". Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться.
Очевидно, что цели воспитания в ходе истории человеческого общества соответствовали представлениям людей об идеале человеческой личности. И на сегодняшний день педагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представлениях об идеальном гражданине своего государства.
Проблемы для обсуждения: 1. Обучение в первобытном обществе и педагогический идеал в Древней Греции. 2. Особенности педагогического идеала эпохи средневековья. 3. Педагогический идеал Возрождения и Реформации. 4. Эпоха Просвещения как основа для формирования педагогического идеала современности. 5. Специфика педагогического идеала в России.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
11.6. Философские и психологические концепции образования
- Общие основания современных направлений образования
- Основные типы обучения
Общие основания современных направлений образования
Как уже понятно из вышеизложенного, образование и такие составляющие его смысловые единицы как воспитание, обучение, развитие представляют собой сложный феномен, объяснить который пытались многие философы, педагоги, психологи. В целом, философские концепции обучения были рассмотрены в предыдущем разделе при описании исторического развития идеала педагогики. В этом разделе мы остановимся более подробно на психолого-педагогических теориях обучения, а именно:
- ассоциативно-рефлекторной концепции обучения (традиционное обучение);
- основах проблемного обучения;
- программированном обучении;
- теория поэтапного формирования умственных действий;
- знаково-контекстном обучение.
Образовательный процесс, начиная со второй половины XVIII в., становится объектом теоретического, не только педагогического, но и психологического осмысления. Напомним, что до конца позапрошлого столетия господствовала ассоциативная теория, в начале XX в. сразу две теории - бихевиоризм и гештальтпсихология - сформулировали основные положения обучения. И только во второй половине XX столетия возникли самостоятельные теории или, точнее, направления обучения. С начала столетия на основе этих психологических теорий формировались определенные направления и теории обучения. Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований. 1. По основанию непосредственности (опосредованное) взаимодействия обучающего и обучающегося могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения. К первой форме относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ко второй - создаваемое в настоящее время обучение " на расстоянии", дистанционное обучение при помощи специальных взаимодействующих на входе и выходе технических средств. 2. По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта. При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, очень важен ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения:
- Если обучающимся осознаются только правила, средства, то это форма так называемого традиционного, " сообщающего, догматического", по Н.Ф.Талызиной, обучения.
- Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).
- Если это осознание программы, алгоритма действий, то это программированное обучение, теория алгоритмизации (Н.Ф. Талызина, Л.Н.Ланда).
- Если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов, то это проблемное обучение (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер).
3. По основанию наличия управления образовательным процессом обучение может быть разделено на:
- не основывающееся на нем (например, традиционное обучение),
- рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программированное обучение).
4. По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены:
- обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения),
- обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).
5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено знаково-контекстное, или контекстное, обучение (А.А.Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа. 6. По основанию способа организации обучения выделяются обучение, включающее активные формы и методы, и традиционное (информационное, сообщающее) обучение.
К НАЧАЛУ ПУНКТА
Основные типы обучения
В соответствии с названными основаниями традиционное обучение может быть охарактеризовано как контактное (может быть и дистанционным), сообщающее, основанное на принципе сознательности (осознание самого предмета освоения - знания), целенаправленно неуправляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования - без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной).
- Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.). Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
- Возникновение программированного обучения связано с именем Б.Ф. Скиннера, который в 1954 г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления этим процессом. Категория управления рассматривается в качестве центральной для программирования. В основе программированного обучения лежат общие (В.П. Беспалько) и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения - обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. Для программированного обучения существенно наличие " дидактической машины" (или программированного учебника). В этом обучении в определенной мере реализуется индивидуальный подход как учет характера освоения обучающимся программы. Однако главным остается то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.
- Преимущества управления, программирования в образовательном процессе наиболее полно и теоретически обоснованно представлены в направлении обучения, основанном на психологической теории поэтапного формирования умственных действий.
- П.Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая - исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее и " управляющей инстанцией".
- Достаточно широкое распространение в профессиональном (высшем и среднем) образовании получает в настоящее время знаково-контекстное, или контекстное обучение. В этом обучении информация предъявляется в виде учебных текстов (" знаково" ), а сконструированные на основе содержащейся в них информации задачи задают контекст будущей профессиональной деятельности. По А.А. Вербицкому, предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется в учебном процессе всеми дидактическими средствами, формами, методами, среди которых одно из основных мест занимает деловая игра. Деловая игра понимается как форма знаково-контекстного обучения, в которой участники осуществляют квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учения, так и труда.
Проблемы для обсуждения: 1. Основания для классификации современных направлений обучения. 2. Особенности традиционного и проблемного обучения. 3. Варианты программированного обучения. 4. Особенности знаково-контекстного обучения.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
11.7. Проблема таксономии образовательных целей
- Цели обучения и цели образования
- Таксономия целей образования Б.С. Блума
Цели обучения и цели образования
Разработка целей различной степени обобщенности и реализация этих целей в образовательной практике - важная задача педагогики. Цели обучения определяют успешность процесса обучения. В педагогической образовательной системе существует иерархия целей:
- цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;
- цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;
- цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретного образовательного учреждения;
- цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность учителя
С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах; учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т.д. В остальном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности. Это движение образования, связанное как мы видели в предыдущих разделах, с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования. При переходе от " природосообразного" принципа обучения к " культуросообразному" изменились и цели, к которым должен был стремиться педагог в своей деятельности. Цели образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и в укреплении гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовых устоев членов общества. Кроме того, можно говорить о двух значениях слова цель в педагогике. В более узком смысле образовательная цель связана с проблемой передачи педагогами и усвоение обучающимися знаний и может быть названа целью обучения. Такая цель всегда конкретна и связана с конкретным уроком, лекцией и т.д. Некоторые авторы предлагают называть их задачами, или целями, обучения. Концепцию целей обучения предложил Э. Стоунс, выделивший три уровня умений, которые связаны соответственно с тремя типами задач, для которых эти умения предназначены. Между умениями разных уровней существует иерархическая связь, что важно учитывать при организации процесса обучения. В более общем виде можно говорить о целях образования, являющихся системообразующими по отношению к целям-задачам обучения. Цели образования в таком аспекте являются тесно связанным, практически проекцией ценностей образования и имеют иерархическое строение.
К НАЧАЛУ ПУНКТА
Таксономия целей образования Б.С. Блума
Одну из первых классификаций (таксономий) целей образования предложил американский ученый Б.С. Блум. Ценность этой работы состоит в том, что она позволяет разобраться в сложной проблеме целей. Б.С. Блум предложил две таксономии целей:
- одна касается целей, относящихся к когнитивной (познавательной) области,
- другая - к аффективной области.
В основе его систематизации лежит иерархическая структура: цели, требующие освоения навыков более высокого уровня сложности, включают цели, требующие менее сложной деятельности. Категории навыков распределены от простых к сложным, от конкретных к абстрактным. Приведем краткое изложение целей образования по Б.С. Блуму.
Когнитивная область.
- ЗНАНИЕ:
- конкретного материала,
- терминологии,
- фактов,
- способов и средств обращения с конкретным материалом и т.д.;
- ПОНИМАНИЕ:
- объяснение,
- интерпретация,
- экстраполяция;
- ПРИМЕНЕНИЕ;
- АНАЛИЗ:
- элементов,
- взаимосвязей,
- принципов построения;
- СИНТЕЗ:
- единичное обобщение,
- разработка плана и возможной системы действий,
- получение системы абстрактных отношений;
- ОЦЕНКА:
- суждение на основе:
- имеющихся данных,
- внешних критериев.
Аффективная область.
- СТЕРМЛЕНИЕ (НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ);
- ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ:
- согласие на ответ,
- желание ответить,
- удовлетворение от ответа;
- ОЦЕНИВАНИЕ:
- принятие какой-то ценности,
- предпочтение какой-то ценности,
- обязательность какой-то ценности;
- ОРГАНИЗАЦИЯ:
- концептуализация ценности,
- выработка системы ценностей;
- ПРЕДПОЧТЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТИ ИЛИ ЦЕННОСТНОГО КОМПЛЕКСА.
Основной недостаток этой классификации целей состоит в том, что она дает классификацию уже имеющихся в образовании целей, а практика современного образования в динамично развивающемся мире требует разработки обоснованной и конструктивной системы целей с учетом прогноза о развитии общества в ближайшем будущем. Кроме того, перед педагогом стоит задача не только формирования определенных познавательных умений, но и в развитии у обучающегося определенного эмоционально-ценностного отношения к жизни. Но любая, даже самая совершенная система целей образования мало поможет на практике, если не будут известны пути достижения каждой конкретной цели. Отсюда следует и другая проблема образовательных целей. Разработанные к настоящему времени концепции обучения часто помогают достичь схожих образовательных целей. В чем тогда должен быть критерий выбора средства достижения цели? Не породит ли таксономия целей новые концепции " ради самих целей"? Не ограничит ли жесткими рамками творческий процесс педагога любая таксономия? Возможна ли гармонизация личностно-ориентированный и государственно-ориентированных целей? Эти и другие вопросы остаются сейчас без ответа, так как проблема классификации целей образования является одной из наименее исследованной в педагогике и философии образования. Не менее сложной задачей является и сам процесс педагогического целеполагания. Он требует междисциплинарного синтеза представлений о ценностях и целях общества, о смысле человеческого существования, о сущности самого человека для достижения системности формулируемых целей, отражение в них целостной материально-духовной картины мира, взаимосвязанных между собой философских, религиозных, научных, культурологических и других элементов мировоззрения данного общества. Очевидно, что можно говорить только о постоянном процессе определения целей образования обществом, так как он не может быть эпизодическим, разовым процессом.
Проблемы для обсуждения: 1. Связь целей образования с развитием общества. 2. Таксономия целей образования Б.С. Блума. 3. Проблемы целеполагания в образовании.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
- Содержание и принципы непрерывного образования
- Теоретические основания принципов непрерывного образования
- Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования
Содержание и принципы непрерывного образования
Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач. Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного - имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат. Практика показывает, что прерывные формы обучения не охватывает тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований. Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность может быть прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства. Прерывистость образовательного процесса не противоречит идее непрерывного образования. Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами. Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии. Для осуществления этой работы надо знать принципы непрерывного образования. Это система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся:
- поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности,
- вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;
- интеграция учебной и практической деятельности;
- учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;
- содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;
- единство профессионального, общего и гуманитарного образования;
- самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;
- интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса.
К НАЧАЛУ ПУНКТА
Теоретические основания принципов непрерывного образования
Принципы непрерывного образования базируются на следующих теоретических положениях:
- охват образованием всей жизни человека;
- понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;
- включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования;
- горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера - общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;
- вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);
- акцент на самоуправление; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;
- индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний, их качества; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;
- динамичный подход к знаниям - способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов;
- облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; развитие воспитывающего и обучающего общества; учиться для того, чтобы " быть" и " становиться" кем-то; системность принципов для всего образовательного процесса.
К НАЧАЛУ ПУНКТА
Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования
Со всей убедительностью и полнотой своего звучания сегодня заявила о себе выявленная в отечественной педагогике и психологии закономерность эффективного формирования личности с задействованием ее личных усилий и резервов, а так же возможностей пополнения знаний и умений. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки. Профессиональное самосовершенствование как одно из условий непрерывного образования представляет собой сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития В основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма (" Я-реальное профессиональное" ) и некоторым воображаемым (моделируемым) его состоянием (" Я-идеальное профессиональное" ). Источники профессионального самосовершенствования специалистов находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности и профессиональных возможностей. Непрерывное образования и является одним из способов преодоления разрыва между идеальным и реальным профессиональным Я человека.
Проблемы для обсуждения: 1. Принципы непрерывного образования. 2. Теоретические предположения как база для формирования принципов непрерывного образования. 3. Самосовершенствование как необходимое условие реализации модели непрерывного образования.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Список рекомендуемой литературы
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
- Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.
- История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М., 1999.
- Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. Абульхановой К.А. - М., 1998.
- Философия / под ред. Кохановского В.П.- Ростов-на-Дону., 1998.
Вопросы: 1. Какие книги должен прочесть образованный человек? 2. Какие науки должен хоть как-нибудь знать образованный человек? 3. Какими качествами должен обладать/не обладать образованный человек? 4. Кто-нибудь может назвать себя абсолютно образованным человеком?
Сложно ответить на все эти вопросы. Нет чёткой грани между образованным и необразованным человеком, и, я думаю, никогда не будет. Все люди по-своему являются образованными. Только каждый в разную сторону.
то такой образованный человек и зачем вводить этот термин? Автор: Ая Дата: 15.06.02 21: 15: 33
| Ссылка
|
| Термин вносит излишнюю путаницу. Предлагаю другой: человек, ищущий знаний. А необразованными мы остаёмся всегда: вспомните Сократа -- так что чем больше мы знаем, тем больше не знаем; )))
о моему степень образованности-непостоянная неизмеримая величина. 1.Какие книги должен прочесть образованный человек? А я считаю что никаких! Только те что ему интересны и нравятся. И еще вот это слово " ДОЛЖЕН" -кому и что должен? Прочитать Хемингуэя или " Войну и мир" только для того чтобы их прочитать (и везде этим тыкать )по-моему глупо.Терпеть не могу когда кого-то называют тупым и серым если он не прочитал какую-то книгу! (Это мой преод по-философии любит делать когда ему говорят что не читали Соловьева или Фрэйда) Мой ответ таков-вам нравится вы и читайте! И никому не стоит это навязывать, и никто не имеет права считать при этом кого-то необразованным. То же самое с музыкой например. У меня преподавательница по физиологии пожилая женщина страстно любящая театр, оперу и подобное исскуство. Тоже всех назвает серыми если не вспомнить кто написал оперу " Риголетто" или из какой оперы такая-то ария. А могу ли я с другой стороны спросить ее кто такой Пол Маккартни и услышав отрицательный ответ считать ее серой? А если она скажет что Битлз или Элвис не исскуство-можно ли ее считать ханжой? Что касается психологов-те вообще погрязли в маразме придумав коэффициент интеллекта, по которому якобы можно определить насколько человек умен-на мой взгляд это самая большая глупость. С науками думаю то же самое. Мой бывший одноклассник (из Мурманской области)заканчивает московский ВУЗ по технической специальности. На каникулах мы встречаемся в Мурмаске, часто спорим по поводу образованности. Вот этой зимой он с пеной у рта кричал что человек не владеющий матрицами из высшей математики или не знающий каких то там законов и формул не может считать себя образованным. А через 5 минут спросил увидев рекламу по-телевизору (про препарат Гентос для лечения простатита) -" А что такое простатит? " Вот вам и выводы: 1) Не стоит зацикливаться на чем то одном-если вы высший математик или биолог не стоит считать необразованными тех кто не сильнее вас в этих науках. 2)Нельзя считать кого-то необразованным если этот человек не прочел вашу любимую книгу, или везде тыкать своей начитанностью-по настоящему умный человек так никогда не будет делать. Так что никто и никогда не вправе кого-то считать необразованным-при этом он только покажет свою серость.
Я согласен с создательницей данной темы, что тема отнюдь не праздная, в чем моя позиция в корне отличается от позиции нашего многоуважаемого Деда (действительно, многоуважаемого). Вообще такие темы повышают интеллектуальное содержание нашего форума и уже только поэтому совсем невредны. Я далек от мысли поучать кого-бы то ни было, но попытаюсь ответить на корректно заданные и конкретные вопросы Фрикэт. 1. Какие книги должен прочесть образованный человек? Как можно больше классики мировой литературы. Будучи человеком русским - в первую очередь русскую классику, потом или одновременно - античную классику, английскую литературу, французскую литературу и немецкую литературу. В отношении итальянской можно ограничиться Данте, Моравией и Умберто Эко. Причем читать надо торопиться смолоду, ибо потом не будет времени, не будет больше такой возможности, а провалы в образовании (которое в отличие от нашего юного Беки и Димона является по определению понятием гуманитурным) потом практически невосполнимы (т.е. восполнимы героическими усилиями, говорю на собственном опыте). 2. Какие науки должен хоть как-нибудь знать образованный человек? Философию, логику, науку о языке - т.е. все то, что поможет ему грамотно выражать свои мысли устно и на бумаге, опять-таки исходя из гуманитарной концепции образования. 3. Какими качествами должен обладать/не обладать образованный человек? Образованный человек должен уметь разбираться во всех общегуманитарных материях, поддержать разговор на любые культурные темы. Образованный человек не должен по определению быть крупным невеждой в каких-то общедоступных важнейших темах (допустим, не узнать цитату из известнейшей пьесы или романа - настоящий позор). 4. Кто-нибудь может назвать себя абсолютно образованным человеком? Назвать то себя кто-нибудь и может, но слово абсолютный не вяжется с релативизмом, который является неотъемлемым элементом современной культуры. Могу из личного опыта сказать, что встречал неоднократно людей, который по своему невежеству считал и продолжаю считать абсолютно образованными.
|
|
|
| Re: Степень образованности. Автор: Dark_horse Дата: 15.06.02 23: 50: 48
| Ссылка
|
|
|
| Dimon, необразованный человек потому ничего и не читает, что он необразованный. Литература это вообще своего рода отражение человечества. Другое дело, что литературные предпочтения определяются личными пристрастиями, но, с другой стороны, чтобы приобрести эти пристрастия нужно ведь и почитать что-то. Конечно, глупо называть человека серым, если он не знает чего-то, что вам нравится. Ну а если он ничего не хочет знать? Вот я ценю Достоевского (после Сэлинджера, которого всем рекомендую). Никогда не орал об этом на каждом углу, но если речь вдруг заходит о литературе и я говорю, что мне нравится Достоевский - в половине случаев ответ: " а ты знаешь, что он был шизофреником? ". Причем люди за последнее время не читали ничего кроме Гарри Поттера. Я все-таки думаю, можно ведь что-то сказать об их образованности (все-таки)? Далее, насчет образованных и необразованных. Есть такая фраза: " Человек, ищущий истину - мудрец, человек, считающий что нашел ее - безумец". Может ли человек, окончивший совместно мехмат и филфак считать себя образованным как некое завершенное создание? Да нет конечно. Нужно стараться все время улучшать себя, " образовывать", что-ли. А то так недалеко и до утверждений вроде " Русские самые умные в мире" Кстати я сам до учебы в Москве жил в Мурманске, что вызывает теплые чувства. СизиF, Библия такая странная книга, из которой невозможно сделать каких-либо четких выводов, тем не менее согласен, что это пожалуй единственная книга, которую железно стоит прочитать всем. Тем более что на библейских темах основано огромное количество другой литературы, взять того же Сэлинжера. Целиком поддерживаю обязательное уважение к родителям. Ая, а разве Библия учит добру и любви? Если это так, то христиане - плохие ученики (я кстати атеист). Мастера и Маргариту также обожаю.
|
|
|
| Re: Степень образованности. Автор: John Lennon Knows Your Name Дата: 15.06.02 23: 57: 35
| Ссылка
|
|
|
| Дорогие друзья! Вот вы здесь все пишете, что неизвестно кто-там образованный, а кто необразованный, поэтому получается, что и стремиться стать образованным не надо. Так вот нет, наоборот, все-таки стремиться стать менее дремучими надо. И к тому же имеются всеобщие принятые критерии образованности, которые конечно-же не включают в себя знание матричного анализа. А вот человек, который не читал определенных книг - Толстого, Шекспира, Гете, Данте - кто угодно Вам скажет, что он человек мало образованный... никто при этом не мешает быть ему милейшим человеком и прекрасным специалистом по поршневым насосам.
|
|
| Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе
скачать скачать Автор: Грехнев В. С. Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(59)/2010
Получение образования становится одной из основополагающих ценностей современного общественного развития. В значительной степени это связано с развитием самого образования и значения образованности в жизнедеятельности каждого человека.
Образование, как известно, – это процесс приобщения человека к всеобщим формам его бытия в мире с другими людьми. По существу, это означает, что именно через образование люди осваивают социально значимые представления, понятия, формы чувствования и поведения в окружающем их мире. Именно поэтому образование – это всегда процесс возвышения человека над своей природной сущностью, а следовательно, и процесс его вхождения в сферу духа (ценностей культуры), то есть освоение всего того, что создано человечеством за всю историю своего существования[1]. Однако образование – это не только введение человека во всеобщее: в опыт, знания, способы поведения других людей, – оно предполагает одновременно и развитие самой личности, ее самос
Популярное:
|