Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Урок 5 О богодухновенности Библии



Урок 1.О вере и знании

1.ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС?

Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “КАТЕХИЗИС”?

Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк 1: 4, Деян 18: 25).

3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ?

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.

4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА?

Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры угодить Богу невозможно (Евр 11: 6).

5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА?

С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва (Иак 2: 20).

6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ?

По объяснению ап. Павла: вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11: 1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

7. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ?

Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.
8. ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА?

В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. “Вера, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — есть зрение, освящающее совесть; она даёт человеку ведение. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены” (Ис 7: 9; Огласительное поучение, 5).
9. КАК МОЖНО ЕЩЕ РАЗЪЯСНИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕРЫ?

Св. Кирилл объясняет необходимость веры таким образом: “Не только у нас, носящих имя Христово, за великое почитается вера, но и всё совершаемое в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждено земледелие: не верящий в то, что соберёт урожай, не станет трудиться в поле. Верой руководствуются мореплаватели, вверяя свою судьбу малому судну и волнующееся море предпочитая твёрдой земле, предаваясь неизвестным надеждам и имея при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря” (Огласительное поучение, 5: 3).

Вопросы к занятию:

1.ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ?

2.ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА?

3.ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА?

4.ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ?

5. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ?

6.ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА?


Урок 2 О Божественном Откровении.

10. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ УЧЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ?
Учение о православной вере мы почерпаем из Божественного откровения.
11. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ?
Божественное откровение — это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить.
12. ВСЕМ ЛИ ДАНО БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ?
Бог дал необходимое и спасительное откровение для всех людей, но поскольку не все способны непосредственно принять откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников, которые передали Божественное откровение тем, кто желает его принять.
13. ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ СПОСОБНЫ ПРИНЯТЬ ОТКРОВЕНИЕ ОТ БОГА?
Не все люди способны непосредственно принять откровение от Бога по своей греховной нечистоте и немощи духа и тела.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому, - да! не всякому. - Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способные к этому люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу. Когда же можно? - Когда бываем свободны от внешней тины (т.е. от явных грехов) и мятежа, когда владычественное в нас (разум) не сливается с негодными и блуждающими образами, как красота письмен, перемешанных письменами худыми, или как благовоние мира, смешанного с грязью. Ибо действительно нужно остановиться, чтоб познать Бога (Пс.45: 11), и когда изберем время, судить о правоте Богословия (Пс.74: 3). Перед кем же можно? Перед теми, которые занимаются этим тщательно, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом после конских бегов, театров и песен, после удовлетворения чрева и того, что хуже чрева; ибо для последних составляет часть забавы и то, чтоб поспорить о таких предметах и отличиться тонкостью возражений. О чем же должно любомудрствовать, и в какой мере? О том, что доступно для нас и в такой мере, до какой простираются состояние и способность понимания в слушателе. Иначе, как превышающие меру звуки или яства вредят одни слуху, другие телу, или, если угодно, как тяжести не по силам вредны поднимающим, и сильные дожди - земле; так и слушатели утратят прежние силы, если их, скажу так, обременить и подавить грузом трудных учений» (слово 27. О богословии 1).


14. КТО БЫЛИ ПРОВОЗВЕСТНИКАМИ ОТКРОВЕНИЯ БОЖИЯ?
Провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов.
Ап. Павел говорит: “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам о Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил” (Евр 1: 1-2). Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей; которой никто из властей века сего не познал… А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор 2: 7-8, 10).
Ев. Иоанн пишет: Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1: 18).
Сам Иисус Христос говорит: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф 11: 27).
15. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПОЗНАВАТЬ БОГА БЕЗ ОСОБОГО ЕГО ОТКРОВЕНИЯ?
Человек может познавать Бога методом исследования сотворённых Им вещей, но это познание является несовершенным и недостаточным и может служить только приготовлением к вере или лишь некоторым пособием к познанию Бога из Его откровения.
“Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы” (Рим 1: 20).
“От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем” (Деян 17: 26-28).
Рассуждение о вере в Бога начинается с мысли о том, что Бог есть. К этой мысли мы приходим созерцая сотворённые Им предметы. Внимательно рассматривая мир, мы познаём, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаём также и многие невидимые Его свойства. Таким образом принимаем Его как Верховного управителя. Поскольку Бог творец всего мира, а мы составляем часть этого мира, следовательно, Бог есть и наш творец. За этим знанием следует вера, а за верой — поклонение (Василий Великий, Послание 232).

Вопросы к занятию:

1. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ УЧЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ?
2. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ?

3. ВСЕМ ЛИ ДАНО БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ?
4. ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ СПОСОБНЫ ПРИНЯТЬ ОТКРОВЕНИЕ ОТ БОГА?
5. КТО БЫЛИ ПРОВОЗВЕСТНИКАМИ ОТКРОВЕНИЯ БОЖИЯ?
6.МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПОЗНАВАТЬ БОГА БЕЗ ОСОБОГО ЕГО ОТКРОВЕНИЯ?

Урок 3 О Священном Предании

16. КАКИМ ОБРАЗОМ БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ СОХРАНЯЕТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ?
Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством св. Предания и св. Писания.
17. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ СВ. ПРЕДАНИЕМ?
Под св. Преданием понимается то, что словом и примером истинно верующие и чтущие Бога люди передают друг другу и предки передают своим потомкам: учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды.
18. ГДЕ ХРАНИТСЯ СВ. ПРЕДАНИЕ?
Все истинно верующие, соединенные св. Преданием, по устроению Божию преемственно и в единстве, составляют Церковь, которая и есть хранительница св. Предания, или по изречению ап. Павла, “Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины” (1 Тим 3: 15).
Св. Ириней пишет: Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В неё, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из неё воду жизни, она есть дверь жизни (Против ересей, кн. 3, гл. 4).
19. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ СВ. ПИСАНИЕМ?
Св. Писанием называются книги, написанные Св. Духом через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называют Библией.
20. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “БИБЛИЯ”?
Слово Библия в переводе с греческого означает книги. Этим названием выражено то, что священные книги по отношению к другим достойны особого внимания.
21. ЧТО ДРЕВНЕЕ: СВ. ПРЕДАНИЕ ИЛИ СВ. ПИСАНИЕ?
Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть св. Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Своё и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом и апостолы вначале распространяли веру и утверждали Церковь Христа. Книгами не все могут пользоваться, а преданием — все (в этом также состоит необходимость св. Предания).
22. ДЛЯ ЧЕГО ДАНО СВ. ПИСАНИЕ?
Св. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В св. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как если бы мы сами с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени.
23. СЛЕДУЕТ ЛИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВ. ПРЕДАНИЯ, ЕСЛИ ЕСТЬ СВ. ПИСАНИЕ?
Мы должны соблюдать св. Предание, согласное с Божественным откровением и св. Писанием, как учит этому само св. Писание. Ап. Павел пишет: “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим” (2 Фес 2: 15).
24. КАК В НАШЕ ВРЕМЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВ. ПРЕДАНИЕМ?
Св. Предание нужно и в наши дни для руководства к правильному пониманию св. Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.
Св. Василий Великий говорит об этом следующее: “Из всех хранимых Церковью догматов и традиций, одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. Для благочестия же те и другие имеют одинаковую силу, и этому не будет противоречить никто, мало-мальски разбирающийся в церковных правилах. Поскольку если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, как якобы не имеющие большого значения, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, — более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку. Так, например, где написано, чтобы надеющиеся на имя Господа нашего Иисуса Христа осеняли себя крестным знамением? Какое писание нас научило в молитве обращаться к востоку? Кто из святых записал нам слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения? Ведь мы пользуемся не только словами из Апостола и Евангелия, но и перед ними, и после, произносим слова, взятые из неписаного учения и имеющие великую силу для Таинства. По какому писанию мы благословляем воду Крещения, елей Помазания, самого крещаемого? Не по тайному ли и неписаному преданию? Что ещё? Помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда троекратное погружение человека? И относящееся к Крещению отрицание сатаны и ангелов его, — из какого взято писания? Не из необнародываемого ли и негласного учения, которое отцы наши, быв основательно научены молчанием охранять святыню таинств, сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании? Поскольку было бы недостойно писанием оглашать учение о том, на что некрещёным и воззреть непозволительно? ” (Правило 97, О Святом Духе, гл. 27).

Вопросы к занятию:

1. КАКИМ ОБРАЗОМ БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ СОХРАНЯЕТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ?
2. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ СВ. ПРЕДАНИЕМ?

3. ГДЕ ХРАНИТСЯ СВ. ПРЕДАНИЕ?
4. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ СВ. ПИСАНИЕМ?
5. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “БИБЛИЯ”?
6. ЧТО ДРЕВНЕЕ: СВ. ПРЕДАНИЕ ИЛИ СВ. ПИСАНИЕ?

7. ДЛЯ ЧЕГО ДАНО СВ. ПИСАНИЕ?
8. СЛЕДУЕТ ЛИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВ. ПРЕДАНИЯ, ЕСЛИ ЕСТЬ СВ. ПИСАНИЕ?
9. КАК В НАШЕ ВРЕМЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВ. ПРЕДАНИЕМ?

Урок 4 О Священном Писании

25. КОГДА НАПИСАНЫ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ?
Священные книги написаны в разные времена. Одни до рождения Христа, а другие — после.
26. КАК РАЗДЕЛЯЮТСЯ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ?
Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги, которые написаны до рождения Христа, называются книгами Ветхого Завета; а те, которые написаны после рождения Христа, называются книгами Нового Завета.
27. ЧТО ТАКОЕ ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ?
Ветхий и Новый Завет — это древний и новый союз Бога с человеком.
28. В ЧЕМ СОСТОЯЛ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ?
Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию.
29. КАК БОГ ГОТОВИЛ ЛЮДЕЙ К ПРИНЯТИЮ СПАСИТЕЛЯ?
Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через пророчества и прообразования (прообразы).
30. В ЧЕМ СОСТОИТ НОВЫЙ ЗАВЕТ?
Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, единородного Сына Своего Иисуса Христа.
31. ИЗ СКОЛЬКИХ КНИГ СОСТОИТ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И КАКОВЫ НАЗВАНИЯ ЭТИХ КНИГ?
Св. Кирилл Иерусалимский, св. Афанасий Великий и св. Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета — двадцать две, в соответствии с тем, как их считают евреи (по числу букв древнееврейского алфавита — ред). (см. Афанасия, послание 39, праздничное; Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 17).
32. Счисление (счет) евреев достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел: Им вверено слово Божие (Рим 3: 2), и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской.
33. Ветхозаветные книги св. Кирилл и св. Афанасий исчисляют следующим образом: 1.Книга Бытия. 2.Исход. 3.Левит. 4.Числа. 5.Второзаконие. 6.Книга Иисуса Навина. 7.Книга Судей и вместе с ней, как бы её прибавление, книга Руфи. 8.Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9.Третья и четвертая книги Царств. 10.Первая и вторая книги Паралипоменон. 11.Книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Иеремии. 12.Есфирь. 13.Книга Иова. 14.Псалтирь. 15.Притчи Соломона. 16.Екклесиаст, его же. 17.Песнь песней, его же. 18.Книга прор. Исаии. 19.Книга прор. Иеремии. 20.Книга прор. Иезекииля. 21.Книга прор. Даниила. 22.Книги двенадцати пророков.
34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке (не сохранилось в древнееврейском подлиннике).
35. Но мы должны принимать эти последние книги. О них св. Афанасий Великий говорит: “они назначены отцами для чтения вступающих в Церковь.”
36. КАК ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА?
По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре разряда: книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета; исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия; учительные, которые содержат учение благочестия; пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе.
37. КАКИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ?
Законоположительных книг пять, написанных прор. Моисеем: книга Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование — Закона Моисеева (см. Лк 24: 44).
38. Книга Бытия содержит повествование о сотворении мира и человека, а также историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого.
39. Другие четыре книги Моисеевы содержат историю благочестия во времена прор. Моисея и данный через него от Бога закон.
40. КАКИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКИМИ?
Исторические книги Ветхого Завета — это книги: Иисуса Навина, Судей, Руфи, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, книги Неемии и Есфири.
41. КАКИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ ЯВЛЯЮТСЯ УЧИТЕЛЬНЫМИ?
Учительные книги — это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.
42. КАКОЕ МЕСТО В БИБЛИИ ЗАНИМАЕТ ПСАЛТИРЬ?
Псалтирь вместе с учением благочестия содержит его историю и многие пророчества о Христе Спасителе. Являясь превосходным руководством к молитве и прославлению Бога, Псалтирь всегда используется в богослужении.
43. КАКИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОРОЧЕСКИМИ?
Книги пророческие — это книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати прочих.
44. СКОЛЬКО КНИГ В НОВОМ ЗАВЕТЕ?
В Новом Завете двадцать семь книг.
45. КАКИЕ КНИГИ НОВОГО ЗАВЕТА НАЗЫВАЮТСЯ ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ?
Законоположительными книгами, лежащими в основании Нового Завета, являются четыре книги, составляющие Евангелие: евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
46. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “ЕВАНГЕЛИЕ”?
Слово Евангелие — греческое, оно означает благовестие, т.е. добрую или радостную весть.
47. О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ЕВАНГЕЛИИ?
Книги, называемые Евангелием, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его жизни на земле, чудесных Его делах и спасительном учении, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо.
48. ПОЧЕМУ ЕВАНГЕЛИЕ ПОЛУЧИЛО ТАКОЕ НАЗВАНИЕ?
Эти книги названы Евангелием, потому что для людей не может быть лучшей и более радостной вести, чем весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в Церкви каждый раз предваряется и сопровождается радостным восклицанием: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
49. КАКАЯ КНИГА В НОВОМ ЗАВЕТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ?
Среди новозаветных книг есть книга историческая: книга Деяний святых апостолов.
50. Она повествует о сошествии Св. Духа на апостолов и о распространении через них христианской Церкви.
51. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО АПОСТОЛ?
Слово апостол значит посланник. Этим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.
52. КАКИЕ КНИГИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧИТЕЛЬНЫМИ?
Учительные книги Нового Завета — это семь Соборных посланий: одно ап. Иакова, два Петровых, три Иоанновых, одно Иудино и четырнадцать посланий ап. Павла: к Римлянам, Коринфянам два, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Солунянам (Фессалоникийцам) два, Тимофею два, Титу, Филимону и к Евреям.
53. КАКАЯ КНИГА В НОВОМ ЗАВЕТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОРОЧЕСКОЙ?
Среди книг Нового Завета есть и книга пророческая — это Апокалипсис.
54. В переводе с греческого языка это слово значит откровение.
55. Эта книга содержит таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христа и всего мира.
56. КАК СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ СВ. ПИСАНИЕ?
При чтении св. Писания нужно соблюдать следующее: необходимо читать его с благоговением, как слово Божие, и с молитвой о его понимании; с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам; понимать его следует согласно толкованию Православной Церкви и св. отцов.

Вопросы к занятию:

1. КОГДА НАПИСАНЫ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ?
2. КАК РАЗДЕЛЯЮТСЯ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ?
3. ЧТО ТАКОЕ ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ?
4. В ЧЕМ СОСТОЯЛ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ?
5. КАК БОГ ГОТОВИЛ ЛЮДЕЙ К ПРИНЯТИЮ СПАСИТЕЛЯ?
6. В ЧЕМ СОСТОИТ НОВЫЙ ЗАВЕТ?
7. ИЗ СКОЛЬКИХ КНИГ СОСТОИТ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И КАКОВЫ НАЗВАНИЯ ЭТИХ КНИГ?
8. КАК ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА?
9. КАКИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ?
10. КАКИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКИМИ?
11. КАКИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ ЯВЛЯЮТСЯ УЧИТЕЛЬНЫМИ?
12. КАКОЕ МЕСТО В БИБЛИИ ЗАНИМАЕТ ПСАЛТИРЬ?
13. КАКИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИГИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОРОЧЕСКИМИ?
14. СКОЛЬКО КНИГ В НОВОМ ЗАВЕТЕ?
15. КАКИЕ КНИГИ НОВОГО ЗАВЕТА НАЗЫВАЮТСЯ ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ?
16. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “ЕВАНГЕЛИЕ”?
17. О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ЕВАНГЕЛИИ?
18. ПОЧЕМУ ЕВАНГЕЛИЕ ПОЛУЧИЛО ТАКОЕ НАЗВАНИЕ?
19. КАКАЯ КНИГА В НОВОМ ЗАВЕТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ?
20. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО АПОСТОЛ?
21. КАКИЕ КНИГИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧИТЕЛЬНЫМИ?
22. КАКАЯ КНИГА В НОВОМ ЗАВЕТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОРОЧЕСКОЙ?
23. КАК СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ СВ. ПИСАНИЕ?

Урок 6 О Символе веры

62. НА КАКИЕ ТРИ ЧАСТИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ КАТЕХИЗИС?
Чтобы правильно представить состав катехизического учения благочестия, в соответствии с “Православным исповеданием, ” одобренным Восточными Патриархами, можно руководствоваться словами ап. Павла о том, что в основе жизни христианина должны находиться вера, надежда, любовь. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь (1 Кор 13: 13).
Итак, христианину нужны: учение о вере в Бога и в Таинства, которые Он открывает; учение о надежде на Бога и о средствах утверждения в ней; учение о любви к Богу и ко всему, что Он повелевает любить.
63. ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО РАСКРЫВАЕТСЯ УЧЕНИЕ О ВЕРЕ?
Церковь вводит нас в учение о вере посредством Символа веры.
64. ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО РАСКРЫВАЕТСЯ УЧЕНИЕ О НАДЕЖДЕ?
Руководством к учению о надежде можно принять изречения Господа о блаженстве и молитву Господа.
65. ПОСРЕДСТВОМ ЧЕГО РАСКРЫВАЕТСЯ УЧЕНИЕ О ЛЮБВИ?
Начальное учение о любви можно найти в десяти заповедях Закона Божия.

 

О членах Символа веры.

74. ИЗ СКОЛЬКИХ ЧЛЕНОВ СОСТОИТ СИМВОЛ ВЕРЫ?
Чтобы лучше понять Символ веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов (частей) и рассмотреть отдельно каждый член.
75. О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В КАЖДОМ ИЗ ЧЛЕНОВ СИМВОЛА ВЕРЫ?
В первом члене говорится о Боге, а именно, — о первой ипостаси Св. Троицы, о Боге Отце и о Боге как о Творце мира. Во втором члене — о второй ипостаси Св. Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В третьем члене — о воплощении Сына Божия. В четвертом члене — о страдании и смерти Иисуса Христа. В пятом члене — о воскресении Иисуса Христа. В шестом члене — о вознесении Иисуса Христа на небо. В седьмом члене — о втором пришествии Иисуса Христа на землю. В восьмом члене — о третьей ипостаси Св. Троицы, Св. Духе. В девятом члене — о Церкви. В десятом члене — о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства. В одиннадцатом члене — о будущем воскресении мёртвых. В двенадцатом члене — о жизни вечной.

Вопросы к занятию:

1. ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ ВЕРЫ?
2. КАК ЧИТАЕТСЯ СИМВОЛ ВЕРЫ?

3. КЕМ СОСТАВЛЕН СИМВОЛ ВЕРЫ?
4. ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР?
5. СКОЛЬКО БЫЛО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ?
6. ОТКУДА ВЗЯТО ПРАВИЛО СОБИРАТЬ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ?
7. ДЛЯ ЧЕГО СОЗЫВАЛИСЬ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ?
8. СКОЛЬКО ПРАВИЛ СОСТАВИЛИ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ?
9. ИЗ СКОЛЬКИХ ЧЛЕНОВ СОСТОИТ СИМВОЛ ВЕРЫ?
10. О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В КАЖДОМ ИЗ ЧЛЕНОВ СИМВОЛА ВЕРЫ?

 

 

Урок 11 О Промысле Божием

121. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ?
Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству.
122. ОСТАЕТСЯ ЛИ ЭТО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ КО БЛАЖЕНСТВУ НЕИЗМЕННЫМ И СЕЙЧАС?

Предопределение Божие о блаженстве человека остаётся неизменным даже сейчас, когда человек не блаженствует. Уклонившемуся от пути блаженства человеку Бог по предведению и по бесконечному милосердию Своему изволил открыть новый путь к блаженству через единородного Сына Своего Иисуса Христа. Избрал нас в Нем прежде создания мира (Еф 1: 4), — говорит ап. Павел.
123. КАКОВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ВООБЩЕ, И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ЧАСТНОСТИ?
Бог предопределил и даровал всем людям предваряющую благодать и средства к достижению блаженства. Непосредственно к блаженству Он предопределил тех, кто подаваемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет подаваемые Им спасительные средства и идёт к блаженству указанным Им путем.
124. Слово Божие говорит об этом так: Кого Он предузнал, тем и предопределил (Рим 8: 29).
125. В изложении веры Восточных Патриархов об этом сказано: Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й).

Преп. Иоанн Дамаскин пишет так: «Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость.

Следует принять к сведению то, что добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой и что Он сам есть начало и причина всякого блага. И без Его содействия и помощи для нас невозможно ни хотеть, ни делать добра. Но в нашей власти или остаться в добродетели и последовать Богу, Который к ней призывает, или оставить добродетель, т.е. жить порочно и последовать дьяволу, который - правда, без принуждения - нас к этому призывает; ибо порок есть не что иное, как удаление от добра, подобно тому, как тьма есть удаление от света. Итак, оставаясь верными нашей природе, мы живем добродетельно; уклоняясь же от своей природы, т.е. от добродетели, вы приходим в противоестественное состояние и становимся порочными» (Точное изложение Православной веры. Кн.2.30).

 

126. ЗА СОТВОРЕНИЕМ МИРА И ЧЕЛОВЕКАМЫ КАКОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО СЛЕДУЕТ ДЕЙСТВИЕ БОЖИЕ В ОТНОШЕНИИ К МИРУ, И В ОСОБЕННОСТИ К ЧЕЛОВЕКУ? Промысел Божий.
127. ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЛ БОЖИЙ? Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

Святитель Григорий Богослов так пишет о Промысле Божием, опровергая выдумки о существовании судьбы и о влиянии звезд на людей: « Так водружен широко основанный мир великим бесконечным Умом, Который все носит в Себе и Сам превыше всего. Но что за помысел объять необъятное? Бог, как скоро устроил мир, с первого же мгновения, по великим и непреложным законам, движет и водит его, как кубарь (волчок, юлу. - Ред.), ходящий кругами под ударом. Ибо не самослучайно естество сего обширного и прекрасного мира, которому нельзя и вообразить чего-либо подобного, и в продолжение такого времени предоставлен он не самослучайным законам. Видал ли кто дом, или корабль, или быструю колесницу, или щит и шлем, которые бы не были сделаны руками? Мир не простоял бы столько времени, если бы в нем было безначалие. И хор певцов расстроится, если никто им не правит. Вселенной же не свойственно иметь иного Правителя, кроме Того, Кто устроил ее.

Ты, который представляешь звезды вождями нашего рождения, нашей жизни и целого мира, скажи: какое еще иное небо прострешь над самыми звездами и над ним поставишь ли еще новое и новое, чтобы было кому водить водящих? Под одною звездою родится один царь и много других людей, из которых иной добр, а другой худ, один вития, другой купец, третий бродяга, иного же высокий престол делает надменным. Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина… Необходимо надобно кому-нибудь управлять – или Богу, или звездам.

А я знаю следующее: Бог управляет Вселенной. Божие Слово и здесь и там распределяет все, чему положено в Его совете быть на небесах и на земле; и одним тварям даны навсегда неизменно постоянная стройность и течение, а другим уделена жизнь изменяющая и принимающая многие виды. О них - иное явил нам Бог, а иное блюдет в тайниках Своей премудрости, чем хочет обличить пустое тщеславие смертного; одно поставил Он здесь, а другое явится в последние дни. И земледелец пожинает все зрелое; так и Христос, наилучший Судия моей жизни.

Таково мое слово; оно независимо от звезд и идет своим путем. Говори ты мне о своих гороскопах, о мелких частях зодиакального круга и о мерах пути; разоряй у меня законы жизни - страх злочестивых и надежду добрых, борющуюся до конца! Если все дает звездный круг; то и я влекусь его же вращением. И самое хотение производится во мне тем же кругом; нет у меня никакой силы воли или ума, которые бы вели меня к добру; но и к этому влечет меня небо.

Не упоминай мне о великой славе Христовой – звезде - благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос - безлетный Сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь астрологии халдеи, когда с удивлением отличили ее от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве.

Но пусть текут своим путем, какой указал им Царь-Христос, сии огнистые, вечнодвижущиеся, несовратимые со своих путей звезды, как неподвижные, так и блуждающие, описывающие, как говорят, одни и те же круги» (Песнопения таинственные. Слово 5. О Промысле).


128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВ. ПИСАНИИ?
О промысле Божием в св. Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф 6: 26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке.

«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: " прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! " Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты [сказал]: " Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. " За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое". (Пс.90: 1-16)

 

 

Вопросы к занятию:

ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ?
КАКОВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ВООБЩЕ, И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ЧАСТНОСТИ?
ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ?
КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВ. ПИСАНИИ?

 

 

Урок 13 О первородном грехе

154. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?
Грех — это преступление закона. Грех есть беззаконие (1 Ин 3: 4).
155. ОТКУДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
Грех вошёл в людей от диавола, несмотря на то, что они сотворены по образу Того, Кто лишен греха. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин 3: 8).
156. КОГДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
Грех перешёл от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию.
157. КАКУЮ ЗАПОВЕДЬ НАРУШИЛ АДАМ?
Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не ел плодов с дерева познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет.
158. ПОЧЕМУ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БЫЛО СМЕРТОНОСНЫМ НАРУШЕНИЕ ЗАПОВЕДИ?
Для человека стало смертоносным вкушение плода с дерева познания добра и зла, так как это было соединено с непослушанием воле Божией. Непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в Боге.
159. ПОЧЕМУ РАЙСКОЕ ДЕРЕВО НАЗЫВАЛОСЬ “ДРЕВОМ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА”?
Наименование “древо познания добра и зла” соответствует самому себе, потому что человек через это дерево познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей.

Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания. Поэтому оно и было названо древом познания добра и зла (Быт.2, 9, 17). Впрочем, это название, может быть, было дано ему потому, что оно сообщало вкушающим способность познавать свою собственную природу. Это было хорошо для совершенных, но худо для не достигших совершенства и одержимых сладострастными влечениями, подобно тому, как твердая пища вредна для младенцев, имеющих нужду в молоке. В самом деле, сотворивший нас Бог не хотел, чтобы мы заботились и суетились о многом (Лк.10, 41) и чтобы мы были расчетливы и предусмотрительны касательно нашей собственной жизни. Но Адам это подлинно испытал, ибо, вкусив, он узнал, что был наг, и надел на себя опоясанье, ибо взяв листья смоковницы, он опоясался ими (Быт. 3, 7). До вкушения же были оба наги, Адам и Ева - и не стыдились (Быт.2, 25). И Бог хотел, чтобы мы были столь же бесстрастны - ибо это есть вершина бесстрастия. Он хотел также, чтобы мы были свободны от забот и имели одно дело, свойственное ангелам, т.е. непрестанно и немолчно воспевали Создателя, наслаждались Его созерцанием и возлагали на Него наши заботы. Это и возвестил он нам чрез пророка Давида: возложи на Господа заботу твою, и Он тебя прокормит (ср.Пс.54, 23)». (Точное изложение Православной веры. Кн.2.11).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь