Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Урок 18 О Втором Пришествии Спасителя



224. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БУДУЩЕМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТА?
Св. Писание о будущем пришествии Христа говорит следующее: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1: 11). Это сказали апостолам Ангелы во время вознесения Господа.
225. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БУДУЩЕМ СУДЕ ХРИСТА?
О будущем суде Его св. Писание говорит так: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин 5: 28-29). Это слова Самого Христа Спасителя.
226. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БЕСКОНЕЧНОМ ЦАРСТВЕ ХРИСТА?
Св. Писание так говорит о бесконечном царстве Христа: Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца (Лк 1: 32-33). Это слова Ангела, обращённые к Богоматери.
227. БУДЕТ ЛИ КАК-ТО ОТЛИЧАТЬСЯ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА?
Будущее пришествие Христа будет сильно отличаться от прежнего. Пострадать за нас приходил Он в уничижении, а судить нас придёт во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф 25: 31).
228. ВСЕХ ЛИ ЛЮДЕЙ ОН БУДЕТ СУДИТЬ?
Он будет судить всех людей без исключения.
229. КАК ОН БУДЕТ НАС СУДИТЬ?
Совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1Кор 4: 5).
230. ВСЕ ЛИ НАШИ СЛОВА И МЫСЛИ БУДУТ ПОДВЕРГНУТЫ СУДУ?
Он, без сомнения, осудит нас за худые слова и мысли, если не изгладим их покаянием, верой и исправлением жизни. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф 12: 36).
231. КОГДА БУДЕТ ЭТОТ СУД?
Когда Господь Иисус Христос придет нас судить неизвестно, поэтому надо жить так, чтобы мы всегда были к этому готовы.
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью (2 Пет 3.9, 10).
Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий (Мф 25: 13).
232. ЕСТЬ ЛИ ПРИЗНАКИ ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА?
В слове Божием открыты некоторые признаки приближения пришествия Христа, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедь Евангелия всем народам, пришествие антихриста (см. Мф гл. 24).
233. КТО ТАКОЙ АНТИХРИСТ?
Антихрист — это противник Христу, который будет стараться истребить христианство, но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2 Фес 2: 8).

Свт. Кирилл Иерусалимский так говорит об антихристе: «Истинный Христос, Единородный Сын Божий, не от земли уже придет. Если кто с ложными видениями явится в пустыне. ты не выходи. Если скажут: се здесь Христос, или там (Мк. 13, 21), ты не верь. Вниз и на землю не смотри уже: ибо Владыка сойдет с небес, не один, как прежде, но в сопровождении многих мириад Ангелов; не тайно, как дождь на руно, а открыто осветит, как молния. Ибо сам Он сказал: как молния исходит от восток, и является до запад, так будет пришecmвиe Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Также: и узрят Сына Человеческого, грядущего на облацех небесных с силою и славою многою; и пошлет Ангелы Своя с трубным гласом великим и проч. (30–31). Впрочем, как прежде до Его вочеловечения, когда ожидали, что Бог родится от Девы, дьявол злонамеренно исказил истину эту посредством баснословного у идолопоклонников учения, что ложные боги рождают и рождаются от жен, чтобы когда принят будет, как думал он, обман, не поверили и истине: так и пред вторым пришествием истинного Христа, противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародейства и волшебства, который похитить себе власть над Римским царством, ложно назовет себя Христом, и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Мессии, а язычников обманывать мнимыми волшебными чудесами. А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства, и приблизится скончание мира. Восстанут десять вместе Римских царей и, в различных, может быть, местах, но в одно и то же время царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет антихрист, и восхитит власть над Римскими царством посредством злого волшебного искусства. Трех из них, которые воцарятся прежде его, он низвергнет, семь остальных имея в своей власти. Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслие и человеколюбие; и обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него неправедных и нечестивых людей; против всех, и особенно против нас Христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающийся. В продолжение трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того потреблен будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и (Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив антихриста Духом уст Своих (2 Сол. 2, 8), предаст его огню геенскому. Сему научаем мы не от своего вымысла, но узнавши из Божественного в церкви читаемого писания, и особенно из недавно читанного Пророчества Данилова; как то Гавриил Архангел изъяснил оное, так говоря: зверь четвертый, царство четвертое будет на земли, еже превзойдет все царства (Дан. 7, 23). Церковные толковники полагают, что это царство есть Римское. Первое знаменитое царство Ассирийское, второе Мидийское вместе с Персидским, после них третье Македонское; а четвертое царство – ныне стоящее Римское. Далее, по порядку изъясняя, Гавриил говорит: десять рогов его, десять царей восстанут, и по них восстанет другой, иже превзойдет злобами всех прежних, превзойдет (24), говорит он, не только десять, но и всех, прежде его бывших. И три цари смирит которые, очевидно, из числа десяти оных. Трех из сих десяти свергнувши, без сомнения сам восьмой воцарится. И словеса, говорить далее, на Всевышнего возглаголет (Дан. 7, 23) человек богохульник, и законопреступник, который получить царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования. Кто же это такой, и какою будет действовать силою, изъясни нам, Павел! Его же говорит он, пришествие по действу сатаны во всякой силе и знамениях и чудесах ложных (2 Сол. 2, 9). Сим означает, что сатана употребить его орудием, действуя в нем сам собою. Ибо зная, что не будет уже ему прощение на суде, откроет явную брань не чрез служителей своих, как обыкновенно, но сам собою, во всех знамениях и чудесах ложных. Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозревающих, тогда как не было исцеления. И еще говорить Павел: противник и превозносящийся выше всего называемого богом, или святыней (2 Сол. 2, 4). Выше всякого бога: то есть, идолов будет ненавидеть антихрист, так что он сядет в храме Божием. В каком же храме? В разрушенном храме иудейском, а не в. том, в котором мы теперь находимся. Почему это мы говорим? Да не подумает о нас кто либо, что мы льстим себе. Если он придет к иудеям под именем Христа, и захочет, чтобы иудеи поклонялись ему; то, чтобы, больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придет антихрист тогда, когда в храме иудейском не останутся камень на камне, по изречению Спасителя; когда или сам падет он от ветхости, или разрушен будет с тою целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут все камни. Не говорю я о внешней окружности храма, но о храме внутреннем, в котором были Херувимы. Тогда придет антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными; вооружится против всех идолов, сперва лицемерно являть будет человеколюбие, а после окажет жестокости, и особенно против Святых Божиих. Ибо говорить Даниил: видел, и poг тот сражался со Святыми (Дан. 7, 21). И еще в другом месте: будет время скорби, скорбь какой не было, с тех пор как созданы были люди на земли, даже до времени того (Дан. 12, 1). Страшен зверь, велик дракон, непобедим людьми, готовый поглощать; много надобно будет говорить нам о нем из Божественного Писания; теперь, по краткости времени, довольно и сего. Посему, зная великую силу противника, и давая совет благочестивым, говорить Господь: тогда сущие во Иудеи да бегут на горы (Мф. 24, 16). Если же кто чувствует в себе силы великие, так что может противиться сатане, тот пусть противостанет ему (ибо не отчаиваюсь я в силах Церкви) и пусть скажет: кто нас разлучит от любви Христовы? и проч. (Рим. 8, 35). Если мы слабые то будем хранить себя; если же надеемся на себя, то противостанем. Будет бо тогда скорбь великая, какой же не было от начала мира доселе, ниже имеет быть (Мф. 24, 21). Но благодарение Богу, Который уменьшит величину скорби краткостью времени. Ибо Он говорить: избранных же ради прекратятся дни оны (Мф. 24, 22). Царствовать будет антихрист только три года с половиною. Мы говорим это, заимствуя не из книг, коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила. Он говорит: и дастся в руку его даже до времени, и времен, и полувремени (Дан. 7, 23). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится; под временами – следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте то же говорить Даниил: и клялся Живущим во веки, яко время и во времена и в пол времени (Дан. 12, 7). Некоторые в том же смысле принимают и следующие слова: дни тысяча двести девяносто (11); и эти: блажен терпящий и достигнувший до дней тысячи трех сот тридесяти пяти (12). Посему надобно скрываться и убегать. Ибо, может быть, не успеем окончить городов Израильских, до тех пор как придет Сын Человеческий (Мф. 10, 23). Кто же тот блаженный человек, который из 6лагочестия будет мучиться тогда за Христа? Ибо тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаною будут вести войну; и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мертвых, не являли призраков знамений и чудес; а здесь будет действовать и страх, и обольщение, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Да не придет тогда на сердце чье либо мысль: более ли сотворил Христос? Какою же силою действует он? Если бы Бог не хотел сего, то бы и не попустил ему. Апостол предостерегает тебя от сего, и говорит: и сего ради пошлет им Бог действо льсти. (2 Сол. 12, 11). Пошлет, значит то же, что и попустит быть, не для того, чтобы сим они оправдались, но чтобы осуждены были. Почему? Не поверившие истине (12), - то есть, истинному Христу; но благоволившие в неправде, то есть, в антихристе. Попустит же быть сему Бог во время гонения не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтобы за терпение, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников, подобно Пророкам Его и Апостолам, чтобы они за кратковременный страдания наследовали вечное царство небесное, как говорить Даниил: и в то время спасутся люди Твои все, обретшиеся вписанными в книги (Дан. 12, 1); явно, что в книге жизни: и многие от спящих в земной персти восстанут, одни в жизнь вечную, а другие во укоризну и в стыд вечные (2). И разумные просветятся, как светлость тверди, и от праведных многие как звезды во веки, навсегда (Дан. 12, 3). Посему укрепляй себя, человек! Известны тебе признаки пришествия антихриста. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовью. Если имеешь сына по плоти, и его вразуми. И если породил кого посредством наставления в истинах веры, и его предостереги, чтобы не принять ему лжи вместо истины. Тайна бо уже делается беззакония (2 Сол. 2, 7). Устрашают меня сражения народные, устрашают раздоры церковные, устрашает ненависть брата к брату. Пусть будет так только сказано; не дай Боже, чтобы это случилась при нас. Однако же должны мы быть осторожными. И сего довольно об антихристе» (Огласительное поучение 15, 10-18).


234. ЧТО ТАКОЕ ЦАРСТВО ХРИСТА?
Царство Христа это: весь мир; все верующие на земле; все блаженные на небесах. Первое называют царством природы, второе царством благодати, а третье царством славы.
235. КАКОМУ ИЗ ЦАРСТВ НЕ БУДЕТ КОНЦА?
Слова Символа о том, что царству Христа не будет конца, относятся к царству славы.

 

Вопросы к занятию:

КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БУДУЩЕМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТА?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БУДУЩЕМ СУДЕ ХРИСТА?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БЕСКОНЕЧНОМ ЦАРСТВЕ ХРИСТА?

БУДЕТ ЛИ КАК-ТО ОТЛИЧАТЬСЯ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА?
ВСЕХ ЛИ ЛЮДЕЙ ОН БУДЕТ СУДИТЬ?
КАК ОН БУДЕТ НАС СУДИТЬ?
ВСЕ ЛИ НАШИ СЛОВА И МЫСЛИ БУДУТ ПОДВЕРГНУТЫ СУДУ?
КОГДА БУДЕТ ЭТОТ СУД?
ЕСТЬ ЛИ ПРИЗНАКИ ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА?
КТО ТАКОЙ АНТИХРИСТ?
ЧТО ТАКОЕ ЦАРСТВО ХРИСТА?
КАКОМУ ИЗ ЦАРСТВ НЕ БУДЕТ КОНЦА?

 

 

Урок 19 О Духе Святом

236. В КАКОМ СМЫСЛЕ СВ. ДУХ НАЗВАН ГОСПОДОМ?

Св. Дух назван Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, т.е. Св. Дух есть истинный Бог.

237. Об этом свидетельствует св. Писание словами, сказанными ап. Петром в обличение Анании: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? ... Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5: 3-4).

238. ПОЧЕМУ СВ. ДУХ НАЗВАН ЖИВОТВОРЯЩИМ?

Св. Дух называется животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном даёт всему сотворённому жизнь, и особенно духовную жизнь людям. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин 3: 5).

239. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВ. ДУХА?

О том, что Св. Дух исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15: 26).

240. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВ. ДУХА?

Учение об исхождении Св. Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Св. Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Православная Церковь признавала это столь решительно, что третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры. Поэтому св. Иоанн Дамаскин пишет: Св. Дух исповедуем исходящим от Отца и именуем Его Духом Отца; от Сына же не исповедуем исхождение Св. Духа, но только именуем Его Духом Сыновним (Богословие, кн. 1, гл. 11, ст. 4).

241. КАКАЯ СТЕПЕНЬ ПОКЛОНЕНИЯ ПРИЛИЧЕСТВУЕТ СВ. ДУХУ?

Св. Духу приличествуют поклонение и прославление равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28: 19).

242. ПОЧЕМУ СКАЗАНО, ЧТО СВ. ДУХ “ГЛАГОЛАЛ ЧЕРЕЗ ПРОРОКОВ”?
В Символе веры сказано, что Св. Дух глаголал (говорил) через пророков. Это сказано для обличения некоторых лжеучителей, которые утверждали, что книги Ветхого Завета написаны не Св. Духом.

243. Св. Писание свидетельствует о том, что через пророков действительно говорил Св. Дух. Ап. Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет 1: 21).

Св. Василий Великий так говорит о том, как Дух Святой давал Откровение пророкам: «Каким образом пророчествовали чистые и просветленные души? Сделавшись как бы зеркалом Божия действия, они показывали в себе ясное, неслитное, непотемненное плотскими страстями изображение. Ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственную силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души (то есть ум — с.Д.) омрачено греховными нечистотами… когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став богодухновенной, сделается она достойной пророческого дара, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие Ему угодно сообщить… Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать вышедшим из ума, так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного» (Беседы на пророка Исайю.1).
244. ГОВОРИЛ ЛИ СВ. ДУХ ЧЕРЕЗ АПОСТОЛОВ?
Св. Дух говорил через апостолов. Ап. Петр пишет: Им (пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес (1 Пет 1: 12).
245. ПОЧЕМУ ОБ АПОСТОЛАХ НЕ УПОМЯНУТО В СИМВОЛЕ ВЕРЫ?
Об апостолах не упомянуто в Символе веры потому, что во время его составления никто не сомневался в богодухновенности апостолов.
246. КАК СВ. ДУХ ОТКРЫЛСЯ ЛЮДЯМ?
Св. Дух открылся людям особым образом. Он сошёл на апостолов в виде огненных языков в пятидесятый день по воскресении Христа. (Деян.2)
247. СООБЩАЕТСЯ ЛИ СВ. ДУХ В НАШИ ВРЕМЕНА?
Св. Дух и сейчас сообщается всем истинным христианам. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3: 16).
248. КАК МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬСЯ ПРИЧАСТНЫМИ СВ. ДУХУ?
Сделаться причастным Св. Духу можно через усердную молитву и через Таинства. Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк 11: 13). Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит 3: 4-6).
249. КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ДАРЫ СВ. ДУХА?
Прор. Исаия указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух понимания, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис 11: 1-3).

Преп. Иоанн Дамаскин так пишет о Божестве Святого Духа: «веруем и во единого Духа Святого, Господа животворящего, из Отца исходящего и в Сыне почивающего, Отцу и Сыну совместно покланяемому и прославляемому, как и единосущного и совечного; в Духа от Бога, Духа правого, владычествующего, источника премудрости, жизни и освящения; в Бога, со Отцом и Сыном сущего и называемого, несозданного, Полноту, Творца, Вседержителя, все совершающего, всесильного, бесконечно могущественного, обладающего всякой тварью и не подчиненного господству, в Духа боготворящего, а не делаемого Богом; наполняющего, не наполняемого; сообщающего, но ничего не заимствующего; освящающего и не освящаемого, Утешителя, как принимающего моления всех; во всем подобного Отцу и Сыну; от Отца исходящего, чрез Сына подаваемого и воспринимаемого всею тварью; чрез Себя Самого творящего и осуществляющего все без изъятия, освящающего и сохраняющего; ипостасного, существующего в Своей собственной ипостаси, неотлучного и неотделимого от Отца и Сына; имеющего все, что имеет Отец и Сын, кроме нерожденности и рожденности; ибо Отец безвиновен и нерожден, потому что не есть от кого-либо, но Сам от Себя имеет бытие и из того, что имеет, ничего не имеет от другого; напротив, Он Сам есть для всего начало и причина того образа, как оно существует от природы. Сын же от Отца - по образу рождения; Дух же Святой, хоть также от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Что, конечно, различие между рождением и исхождением есть, это мы узнали; но какой образ различия, этого никак не постигаем. [Знаем только, что] и рождение Сына, и исхождение Святого Духа происходят одновременно.

Итак, все, что имеет Сын, и Дух имеет от Отца, даже самое бытие. И если что не - Отец, то не есть ни Сын, ни Дух; и если бы чего не имел Отец, того не имеет Сын и Дух; но чрез Отца, то есть потому, что существует Отец, существует Сын и Дух, и чрез Отца имеет Сын, также и Дух, все, что имеет, потому, то есть, что Отец имеет все это, - кроме нерожденности и рождения, и исхождения. Ибо одними только ипостасными свойствами и различаются между собою три святые ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси» (Точное изложение православной веры. Кн.1, 8).

 

Вопросы к занятию:

В КАКОМ СМЫСЛЕ СВ. ДУХ НАЗВАН ГОСПОДОМ?
ПОЧЕМУ СВ. ДУХ НАЗВАН ЖИВОТВОРЯЩИМ?
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВ. ДУХА?
МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ИНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВ. ДУХА?
КАКАЯ СТЕПЕНЬ ПОКЛОНЕНИЯ ПРИЛИЧЕСТВУЕТ СВ. ДУХУ?
ПОЧЕМУ СКАЗАНО, ЧТО СВ. ДУХ “ГЛАГОЛАЛ ЧЕРЕЗ ПРОРОКОВ”?
ГОВОРИЛ ЛИ СВ. ДУХ ЧЕРЕЗ АПОСТОЛОВ?
ПОЧЕМУ ОБ АПОСТОЛАХ НЕ УПОМЯНУТО В СИМВОЛЕ ВЕРЫ?
КАК СВ. ДУХ ОТКРЫЛСЯ ЛЮДЯМ?
СООБЩАЕТСЯ ЛИ СВ. ДУХ В НАШИ ВРЕМЕНА?
КАК МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬСЯ ПРИЧАСТНЫМИ СВ. ДУХУ?
КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ДАРЫ СВ. ДУХА?

 

Урок 20 О единстве Церкви.

250. ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ?
Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.
251. ЧТО ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ В ЦЕРКОВЬ?
Верить в Церковь — значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа.
252. КАКИМ ОБРАЗОМ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ?
Видимая Церковь является предметом веры, в то время как вера есть уверенность в невидимом потому, что: в видимой Церкови невидимо присутствует воспринятая ею и освящёнными в ней людьми благодать Божия, которая и является непосредственным объектом веры; видимая Церковь, к которой принадлежат все живущие на земле православные христиане, в то же время и невидима, поскольку она есть и на небесах и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.
253. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЦЕРКОВЬ ОДНОВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЕТ НА ЗЕМЛЕ И НА НЕБЕ?
Понятие о Церкви, пребывающей на земле и в то же время небесной, утверждается в следующих словах ап. Павла, обращённых к христианам: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу (Евр 12: 22-24).
254. КАК МЫ УДОСТОВЕРЯЕМСЯ В ПРЕБЫВАНИИ БЛАГОДАТИ В ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ?
Мы уверены в пребывании благодати Божией в истинной Церкви потому, что: глава её есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое, т.е. Церковь, наполняет благодатью и истиной (см. Ин 1: 14-17); Христос Спаситель обещал ученикам Своим, что Св. Дух будет с ними вечно, следовательно, Св. Дух и в наши дни поставляет пастырей Церкви (см. Ин 14: 16). Ап. Павел об Иисусе Христе говорит, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его (Еф 1: 22-23). Тот же апостол говорит пастырям Церкви: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею (Деян 20: 28).
255. КАКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО БЛАГОДАТЬ В ЦЕРКВИ БУДЕТ ПРЕБЫВАТЬ ВСЕГДА?
В том, что благодать Божия по сей день пребывает в Церкви и пребудет в ней до окончания времён, удостоверяют нас следующие слова Самого Господа Иисуса Христа и Его апостола: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16: 18). Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф 28: 20). Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф 3: 21).
256. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ НАЗВАНА ЕДИНОЙ?
Церковь едина (т.е. одна) потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну главу — Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф 4: 4-6).
257. КТО ЕСТЬ ИИСУС ХРИСТОС ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕРКВИ?
Иисус Христос есть единственная глава единственной Церкви. Ап. Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия, никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор 3: 11). Поэтому у Церкви, как тела Христова, не может быть другой главы, кроме Господа Иисуса Христа. Церковь, пребывающая до окончания времён, нуждается и во всегда пребывающей своей главе, каковой может быть только Господь Иисус Христос. Поэтому даже апостолы называются лишь служителями Церкви (см. Кол 1: 24-25).
258. КАКУЮ ОБЯЗАННОСТЬ НАКЛАДЫВАЕТ НА НАС ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ?
Единственность Церкви налагает на нас обязанность сохранять единство духа в союзе мира (Еф 4: 3).
259. КАК ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ СООТНОСИТСЯ С НАЛИЧИЕМ МНОГИХ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ?
Церковь одна, однако имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой вселенской Церкви. Самостоятельность видимого устройства не препятствует им духовно быть великими членами единственного тела Церкви вселенской, иметь одну главу — Христа и общий дух веры и благодати. Это единство видимо выражается одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах.

Вопросы к занятию:

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ?
ЧТО ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ В ЦЕРКОВЬ?
КАКИМ ОБРАЗОМ ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЕРЫ?
ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЦЕРКОВЬ ОДНОВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЕТ НА ЗЕМЛЕ И НА НЕБЕ?
КАК МЫ УДОСТОВЕРЯЕМСЯ В ПРЕБЫВАНИИ БЛАГОДАТИ В ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ?
КАКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО БЛАГОДАТЬ В ЦЕРКВИ БУДЕТ ПРЕБЫВАТЬ ВСЕГДА?
ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ НАЗВАНА ЕДИНОЙ?
КТО ЕСТЬ ИИСУС ХРИСТОС ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕРКВИ?
КАКУЮ ОБЯЗАННОСТЬ НАКЛАДЫВАЕТ НА НАС ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ?
КАК ЕДИНСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВИ СООТНОСИТСЯ С НАЛИЧИЕМ МНОГИХ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ?


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Только в первом случае. Б. Только во втором случае. В. Только в третьем случае. Г. В первом и во втором. Д. В первом, втором и третьем.
  2. Августовские уроки перекодирования ДНК
  3. Автором данного УМК является старший преподаватель кафедры Экономической теории Ромашкина Анастасия Александровна.
  4. Благодарить за все – прекрасный урок, потому что благодарность открывает для вас новый мир благословений.
  5. Во время последней встречи с автором этой книги м-р Эдмандс был здоров и полон энергии.
  6. Во втором разделе базы стратегических данных дается описание внешнего окружения фирмы, важнейшими элементами которого являются партнеры и конкуренты.
  7. Воспитание в процессе урока.
  8. Выделение основных методы и приёмы развитию мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания.
  9. Глава 1 ПЕСОЧНЫЕ УРОКИ: Обучающие игры на песке
  10. Двенадцать Основных Жизненных Уроков
  11. Двенадцать Основных Жизненных Уроков и человеческие отношения
  12. Для учителей 1-4 классов по результатам посещённых уроков


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь