Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Урок 12 О Господе Иисусе Христе



129. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА “ИИСУС”, “ХРИСТОС, ” “СЫН БОЖИЙ”?
Сыном Божиим называется второе лицо Св. Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю.
130. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ИИСУС”?
Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом.
131. Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей.
132. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ХРИСТОС”?
Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Св. Духа.
133. КОГО ЕЩЁ НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ?
Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков.
134. ПОЧЕМУ ИИСУС, СЫН БОЖИЙ НАЗВАН ПОМАЗАННИКОМ?
Иисус, Сын Божий называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Св. Духа. Таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.
135. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ГОСПОДЬ”?
Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог. Имя Господь есть одно из имён Божиих.
136. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖЕСТВЕ ИИСУСА ХРИСТА?
Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1: 1).
137. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ИМЕНУЕТСЯ СЫНОМ БОЖИИМ ЕДИНОРОДНЫМ?
Иисус Христос именуется Сыном Божиим единородным потому, что Он один только есть Сын Божий, рождённый из существа Бога Отца, и поэтому единого существа с Богом Отцом; и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по благодати (см. Ин 1: 12).
138. НАЗЫВАЕТ ЛИ СВ. ПИСАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ЕДИНОРОДНЫМ?
Св. Писание называет Иисуса Христа единородным. Например, в следующих изречениях ев. Иоанна: И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца (Ин 1: 14). Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1.18).
139. КАКОВО ОТЛИЧИЕ СЫНА БОЖИЯ ОТ ДРУГИХ ЛИЦ СВ. ТРОИЦЫ?
В Символе веры о Сыне Божием сказано, что Он рождён от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Св. Троицы.
140. КОГДА РОЖДЁН СЫН БОЖИЙ?
Сказано, что Он рождён прежде всех век (предвечно), для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Этим указывается на то, что Иисус Христос есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.
141. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “СВЕТА ОТ СВЕТА”?
В Символе веры слова Света от Света есть пример, который в некоторой степени объясняет непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (см. 1 Ин 1: 5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества.
142. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА”?
Слова Символа веры: Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец.
143. Это слова св. Писания, и они взяты из следующего изречения ев. Иоанна:
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5: 20).
144. БЫЛ ЛИ СЫН БОЖИЙ СОТВОРЁН?
В Символе веры сказано, что Сын Божий рождён, не сотворён. Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворён.
145. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ”?
Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий имеет одно Божественное существо с Богом Отцом.
146. КАК ОБ ЕДИНОСУЩИИ СЫНА И ОТЦА ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ?
В св. Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Я и Отец — одно (Ин 10: 30).
147. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ИМЖЕ ВСЯ БЫША”?
Слова Символа веры Имже вся быша показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей и вечным словом Своим. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1: 3).

Подробнее о тайне рождения Сына Божия так учит преп. Иоанн Дамаскин: «(Веруем) во единого Сына Божия Единородного, Господа нашего, Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло. Говоря о Нем: прежде всех веков, - мы показываем, что Его рождение - безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр.1, 3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он всегда был с Отцом и в Отце, из Которого родился вечно и безначально. Ибо Отец никогда не существовал, когда не было бы Сына, но вместе Отец, вместе и Сын, от Него рожденный. Ибо Отец без Сына не назывался бы Отцом, если бы существовал когда-либо без Сына, то не был бы Отцом, и если после стал иметь Сына, то также после сделался Отцом, не будучи прежде Отцом, и подвергся бы изменению в том, что, не быв Отцом, стал Им, а такая мысль есть ужаснее всякого богохульства, ибо нельзя сказать о Боге, чтобы Он не имел естественной силы рождения, а сила рождения состоит в способности родить из себя, т.е. из собственной сущности, существо, подобное себе по естеству.

Итак, нечестиво было бы утверждать о рождении Сына, что оно произошло во времени и что бытие Сына началось после Отца. Ибо мы исповедуем рождение Сына от Отца, то есть из Его естества. И если мы не допустим, что Сын изначала существовал вместе с Отцом, от Которого Он рожден, то введем изменение ипостаси Отца в том, что Отец, не будучи Отцом, после сделался Отцом. Правда, тварь произошла после, но не из существа Божия; а волею и силою Божьею приведена из небытия в бытие, и поэтому не произошло никакого изменения в естестве Божием. Ибо рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего и созидающего, и есть совершенно неподобно по естеству.

Поэтому в Боге, Который один только бесстрастен, неизменяем, не превращается ни во что и всегда одинаков, бесстрастно как рождение, так и творение. Ибо, - будучи по естеству бесстрастен и чужд истечения, потому что прост и несложен, - Он не может подлежать ни страданию, ни истечению ни в рождении, ни в творении, и не имеет нужды ни в чьем содействии. Но рождение (в Нем) безначально и вечно, так как оно есть действие Его естества и происходит из Его сущности, иначе рождающий потерпел бы изменение, и был бы Бог первый и Бог последующий, и произошло бы приумножение… Итак, присносущный Бог рождает Слово Свое совершенное безначально и нескончаемо, чтобы не рождал во времени Бог, имеющий высшие времени и естество, и бытие. Человек же, как очевидно, рождает противным образом, потому что подлежит и рождению, и истлению, и истечению, и размножению, и облечен телом, и в естестве человеческом заключается пол мужской и женский, и муж имеет нужду в пособии жены. Но да будет милостив Тот, Который выше всего и Который превосходит всякую мысль и разумение.

Итак, святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит вместе и об Отце, и о Единородном Его Сыне, из Него рожденном безвременно, без истечения, бесстрастно и непостижимо так, как ведает это один только Бог всего. Как вместе существуют и огонь, и свет, из него происходящий, - не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе - и как свет, всегда рождающийся из огня, всегда есть в огне и никогда от него не отделяется, - так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем. Но свет, неотделимо рождающийся от огня и всегда в нем пребывающий, не имеет собственной, по сравнению с огнем, ипостаси, ибо он есть природное свойство огня; Сын же Божий Единородный, из Отца рожденный нераздельно и неразлучно и в Нем всегда пребывающий, имеет Свою собственную ипостась, сравнительно с ипостасью Отца.

Итак, Сын называется Словом и сиянием, потому что рожден от Отца без всякого сочетания и бесстрастно, и без времени, и без истечения, и неразлучно; (называется) же Сыном и образом Отчей ипостаси потому, что Он совершен, ипостасен и во всем подобен Отцу, кроме нерожденности; (называется) Единородным потому, что Он один только от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение не подобно рождению Сына Божия, и нет другого Сына Божия. Дух Святой, хотя исходит от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Здесь другой образ бытия, также непостижимый и неведомый, как и рождение Сына (Божия). Поэтому все, что имеет Отец, имеет и Сын, кроме нерожденности, которая означает не различие в сущности или в достоинстве, а образ бытия - подобно тому как Адам, который не рожден, ибо он - творение Божие, и Сиф, который рожден, ибо он - сын Адамов, и Ева, которая вышла из ребра Адамова, ибо она не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они - люди, но образом бытия...

Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения не от нас перенесены на блаженное Божество, но, напротив, нам переданы оттуда, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесах и на земли (Еф.3, 14–15).

Если же говорим, что Отец есть начало Сына и больше Его (Ин.14, 28), то этим не показываем, что Он первенствует пред Сыном по времени или по естеству; ибо чрез Него Отец веки сотвори (Евр.1, 2). Не первенствует и в каком-либо другом отношении, если не в отношении причины; то есть потому, что Сын родился из Отца, а не Отец из Сына, что Отец есть виновник Сына по естеству, подобно тому, как не говорим, что огонь происходит из света, но, напротив, свет от огня. Итак, когда услышим, что Отец есть начало и больше Сына, то должны разуметь Отца как причину. И как не говорим, что огонь - одной сущности, а свет - другой, так нельзя говорить, что Отец - одной сущности, а Сын - иной, но (оба) - одной и той же. И как говорим, что огонь сияет чрез выходящий из него свет, и не полагаем, что свет, происходящий из огня, есть служебный его орган, а, напротив, есть естественная его сила; так говорим и об Отце, что все, что делает Отец, делает чрез Единородного Сына Своего не как чрез служебное орудие, но как чрез естественную и ипостасную Силу; и как говорим, что огонь освещает и опять говорим, что свет огня освещает, так все, что творит Отец, и Сын также творит (Ин.5, 19). Но свет не имеет особенной от огня ипостаси; Сын же есть совершенная ипостась, неотлучная от Отчей ипостаси, как это мы выше показали. Невозможно, чтобы среди тварей был найден образ, во всем сходно показывающий в себе самом свойства Святой Троицы. Ибо сотворенное и сложное, скоротечное и изменчивое, описываемое и имеющее образ и тленное - как в точности объяснит чуждую всего этого пресущественную Божественную сущность? А известно, что всякая тварь подчинена большей части таких свойств и по самому естеству подлежит истлению» (Точное изложение православной веры Кн.1.8).

 

Вопросы к занятию:

КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА “ИИСУС”, “ХРИСТОС, ” “СЫН БОЖИЙ”?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ИИСУС”?
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ХРИСТОС”?
КОГО ЕЩЁ НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ?
ПОЧЕМУ ИИСУС, СЫН БОЖИЙ НАЗВАН ПОМАЗАННИКОМ?
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ГОСПОДЬ”?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖЕСТВЕ ИИСУСА ХРИСТА?
ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ИМЕНУЕТСЯ СЫНОМ БОЖИИМ ЕДИНОРОДНЫМ?
НАЗЫВАЕТ ЛИ СВ. ПИСАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ЕДИНОРОДНЫМ?
КАКОВО ОТЛИЧИЕ СЫНА БОЖИЯ ОТ ДРУГИХ ЛИЦ СВ. ТРОИЦЫ?
КОГДА РОЖДЁН СЫН БОЖИЙ?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “СВЕТА ОТ СВЕТА”?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА”?
БЫЛ ЛИ СЫН БОЖИЙ СОТВОРЁН?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ”?
КАК ОБ ЕДИНОСУЩИИ СЫНА И ОТЦА ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ИМЖЕ ВСЯ БЫША”?

 

 

Урок 13 О первородном грехе

154. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?
Грех — это преступление закона. Грех есть беззаконие (1 Ин 3: 4).
155. ОТКУДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
Грех вошёл в людей от диавола, несмотря на то, что они сотворены по образу Того, Кто лишен греха. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин 3: 8).
156. КОГДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
Грех перешёл от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию.
157. КАКУЮ ЗАПОВЕДЬ НАРУШИЛ АДАМ?
Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не ел плодов с дерева познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет.
158. ПОЧЕМУ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БЫЛО СМЕРТОНОСНЫМ НАРУШЕНИЕ ЗАПОВЕДИ?
Для человека стало смертоносным вкушение плода с дерева познания добра и зла, так как это было соединено с непослушанием воле Божией. Непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в Боге.
159. ПОЧЕМУ РАЙСКОЕ ДЕРЕВО НАЗЫВАЛОСЬ “ДРЕВОМ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА”?
Наименование “древо познания добра и зла” соответствует самому себе, потому что человек через это дерево познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей.

Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания. Поэтому оно и было названо древом познания добра и зла (Быт.2, 9, 17). Впрочем, это название, может быть, было дано ему потому, что оно сообщало вкушающим способность познавать свою собственную природу. Это было хорошо для совершенных, но худо для не достигших совершенства и одержимых сладострастными влечениями, подобно тому, как твердая пища вредна для младенцев, имеющих нужду в молоке. В самом деле, сотворивший нас Бог не хотел, чтобы мы заботились и суетились о многом (Лк.10, 41) и чтобы мы были расчетливы и предусмотрительны касательно нашей собственной жизни. Но Адам это подлинно испытал, ибо, вкусив, он узнал, что был наг, и надел на себя опоясанье, ибо взяв листья смоковницы, он опоясался ими (Быт. 3, 7). До вкушения же были оба наги, Адам и Ева - и не стыдились (Быт.2, 25). И Бог хотел, чтобы мы были столь же бесстрастны - ибо это есть вершина бесстрастия. Он хотел также, чтобы мы были свободны от забот и имели одно дело, свойственное ангелам, т.е. непрестанно и немолчно воспевали Создателя, наслаждались Его созерцанием и возлагали на Него наши заботы. Это и возвестил он нам чрез пророка Давида: возложи на Господа заботу твою, и Он тебя прокормит (ср.Пс.54, 23)». (Точное изложение Православной веры. Кн.2.11).

 


160. ПОЧЕМУ ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ БОЖИЕЙ?
Адам и Ева послушались дьявола вопреки воле Божией. Бог, по благодати своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную; а человек употребил во зло эту свободу.
161. КАК ДИАВОЛ ПРЕЛЬСТИЛ АДАМА И ЕВУ?
Ева говорила в раю со змеем, который убеждал её, что если люди вкусят плоды с дерева познания добра и зла, то будут знать добро и зло и будут как боги. Ева прельстилась этим обещанием и красотой плодов и ела их; Адам вкусил эти плоды по её примеру.
162. ЧТО ПРОИЗОШЛО ОТ ГРЕХА АДАМА?
От греха Адама произошли проклятие и смерть.
16З. ЧТО ТАКОЕ ПРОКЛЯТИЕ?
Проклятие — это осуждение греха праведным судом Божиим, а также осуждение зла на земле, происшедшего в наказание людям от их греха. Бог сказал Адаму: Проклята земля за тебя (Быт 3: 17).
164. КАКОГО РОДА СМЕРТЬ ПРОИЗОШЛА ОТ ГРЕХА АДАМА?
От греха Адама произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла её высшей духовной жизнью.
165. КАК УМИРАЕТ ДУША?
Душа может умереть, но не так как тело. Тело, умирая, становится бесчувственным и разрушается; а душа, умирая через грех, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а пребывает в состоянии мрака, скорби и страдания.
166. ПОЧЕМУ ЛЮДИ УМИРАЮТ?
Не только первые люди умерли, но все умирают, потому что происходят от заражённого грехом Адама, и сами грешат. Как из заражённого источника течет заражённый поток, так от заражённого грехом и потому смертного родоначальника происходит заражённое грехом и потому смертное потомство.
167. ЧТО ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ?

Св. Писание говорит об этом так:
Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим 5: 12).
168. БЫЛИ ЛИ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕКУ ПЛОДЫ ДЕРЕВА ЖИЗНИ?
Плоды дерева жизни после греха не были полезны человеку. После греха он не мог их есть, поскольку был изгнан из рая.

Вопросы к занятию:

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?
ОТКУДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
КОГДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
КАКУЮ ЗАПОВЕДЬ НАРУШИЛ АДАМ?
ПОЧЕМУ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БЫЛО СМЕРТОНОСНЫМ НАРУШЕНИЕ ЗАПОВЕДИ?
ПОЧЕМУ РАЙСКОЕ ДЕРЕВО НАЗЫВАЛОСЬ “ДРЕВОМ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА”?
ПОЧЕМУ ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ БОЖИЕЙ?
КАК ДИАВОЛ ПРЕЛЬСТИЛ АДАМА И ЕВУ?
ЧТО ПРОИЗОШЛО ОТ ГРЕХА АДАМА?
ЧТО ТАКОЕ ПРОКЛЯТИЕ?
КАКОГО РОДА СМЕРТЬ ПРОИЗОШЛА ОТ ГРЕХА АДАМА?
КАК УМИРАЕТ ДУША?
ПОЧЕМУ ЛЮДИ УМИРАЮТ?
БЫЛИ ЛИ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕКУ ПЛОДЫ ДЕРЕВА ЖИЗНИ?

Урок 14 О Боговоплощении

169. ОСТАВАЛАСЬ ЛИ У ЛЮДЕЙ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ?
Когда первые люди исповедали перед Богом свой грех, то Бог по милосердию Своему дал им надежду на спасение.
170. В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА?
Надежда на спасение состояла в том, что Бог обещал, что семя жены будет поражать… (диавола) в голову (Быт 3: 15).
171. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ОБЕЩАНИЕ?
Это обещание значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти.
172. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАЗВАН “СЕМЕНЕМ ЖЕНЫ”?
Господь Иисус Христос назван семенем жены, потому что Он родился на земле без мужского семени от Пресв. Девы Марии.
173. КАКАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ЭТОМ ОБЕЩАНИИ?
Люди со времени этого обещания могли спасительно верить в грядущего Спасителя, подобно тому, как мы верим в пришедшего.
174. ВСЕ ЛИ ЛЮДИ В ДРЕВНОСТИ ВЕРИЛИ В ГРЯДУЩЕГО СПАСИТЕЛЯ?
Немногие люди в древние времена верили в грядущего Спасителя, большая же часть людей забыла обещание Божие о Спасителе.
175. ПОВТОРЯЛ ЛИ БОГ ЛЮДЯМ СВОЁ ОБЕЩАНИЕ?
Бог неоднократно повторял Своё обещание. Например, Аврааму Он дал обещание о Спасителе в следующих словах: Благословятся в семени твоем все народы земли (Быт 22: 18). То же обещание Он повторил прор. Давиду: Я возставлю после тебя семя твое… и Я утвержу престол царства его на веки (2 Цар 7: 12, 13).
176. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД СЛОВОМ “ВОПЛОЩЕНИЕ”?
Под словом воплощение подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом.
177. Слово воплощение заимствовано из слов ев. Иоанна:
Слово стало плотью (Ин 1: 14).
178. ПОЧЕМУ О СЫНЕ БОЖИЕМ ТАКЖЕ СКАЗАНО, ЧТО ОН “ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ”?
В Символе веры после того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, добавлено также, что Он вочеловечился. Сделано это для того, чтобы кто-либо не подумал, что Сын Божий принял только тело (плоть), но чтобы признавали в Нём совершенного человека, состоящего из тела и души.
179. Об этом есть свидетельство св. Писания. Ап. Павел пишет:
Един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим 2: 5).
180. СКОЛЬКО ЕСТЕСТВ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ?
В Господе Иисусе Христе не одно естество (т.е. природа). В Нём находятся нераздельно и неслиянно два естества, — Божественное и человеческое, и, соответственно этим естествам, — две воли.
181. СКОЛЬКО ЛИЦ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ?
В Господе Иисусе Христе не два, а одно лицо, Бог и человек вместе, одним словом — Богочеловек.
182. ЧТО В СВ. ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВОПЛОЩЕНИИ СЫНА БОЖИЯ ОТ СВ. ДУХА И ДЕВЫ МАРИИ?
В св. Писании о воплощении Сына Божия от Св. Духа и Девы Марии повествует ев. Лука. Когда Дева Мария спросила ангела, предвозвестившего Ей зачатие Иисуса: Как будет это, когда я мужа не знаю? то Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1.34-35).
183. КТО БЫЛА ДЕВА МАРИЯ?
Пресв. Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию. Она была обручена Иосифу, из того же племени, чтобы он был Её хранителем, т.к. Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой.
184. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ЕЁ ПРИСНОДЕВОЙ?
Пресв. Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой — прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и поэтому Она называется Приснодевой.
185. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ДЕВУ МАРИЮ БОГОРОДИЦЕЙ?
Православная Церковь почтила Пресв. Деву Марию ещё одним великим именованием — Богородицы.
186. Это именование взято из св. Писания, из следующих слов прор. Исаии:
Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7: 14) (Еммануил в переводе с древнееврейского языка означает с нами Бог). Праведная Елисавета также называет Пресв. Деву Матерью Господа. А это именование равнозначно именованию Богородицы. И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне? (Лк 1: 43).
187. Пресв. Дева наречена Богородицей, несмотря на то, что Господь Иисус Христос родился от Неё не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству. Она достойно наречена Богородицей, потому что родившийся от Неё был в самом зачатии и рождении от Неё, как есть и всегда, истинный Бог.
188. КАКОВО ДОСТОИНСТВО ДЕВЫ МАРИИ?
Будучи Матерью Господа, Пресв. Дева Мария превосходит благодатью и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством всякое сотворённое существо, и потому Православная Церковь чтит Её превыше Херувимов и Серафимов.
189. ЧТО ДОЛЖНО ЕЩЕ ЗАМЕТИТЬ О РОЖДЕНИИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА?

О рождении Господа Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы следует заметить и то, что поскольку рождение это было святым и чуждым греха, то оно было и безболезненным: потому что в числе наказаний за грех определил Бог Еве в болезни... рождать детей (см. св. Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 14, ст. 6).
190. ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ЛЮДИ МОГЛИ УЗНАТЬ РОДИВШЕГОСЯ СПАСИТЕЛЯ?
Провидением Божиим даны были признаки, по которым люди могли узнать родившегося ради них Спасителя. Это многие точные предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например, прор. Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (Ис 7: 14). Прор. Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме, и предсказание это иудеи так именно и понимали раньше, чем узнали о самом событии (Мф 2: 4-6).
После постройки второго храма в Иерусалиме прор. Малахия предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придёт в этот храм и что перед Ним будет послан Предтеча, подобный прор. Илии, чем ясно указывается на Иоанна Крестителя (Мал 3: 4-5). Прор. Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим (Зах 9: 9). Прор. Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя (Ис гл. 53). Прор. Давид в псалме 21 изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, как если бы о них написано было у самого креста. Прор. Даниил за 490 лет предсказал явление Спасителя, Его крестную смерть и последовавшее за ней разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв (Дан гл. 9).
191. УЗНАЛИ ЛИ ЛЮДИ О РОДИВШЕМСЯ СПАСИТЕЛЕ?
Господа Иисуса Христа как Спасителя в то время, когда Он родился и жил на земле, узнали многие и притом различными способами. Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая перед рождением Его явилась на востоке. Вифлеемские пастухи узнали о Нём от Ангелов, которые возвестили им, что родился Спаситель в городе Давидовом. Свв. праведные Симеон и Анна, по особому откровению от Св. Духа, узнали Его, когда по исполнении сорока дней после рождения, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель на реке Иордане во время Крещения узнал Его по откровению, по сошествию на Него Св. Духа в виде голубя и по голосу с небес от Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3: 17). Подобный голос был о Нём Петру, Иакову и Иоанну во время преображения Его на горе Фавор: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17: 5). Кроме того, весьма многие узнали Спасителя по необычайной высоте Его учения и особенно по чудесам, которые Он творил.
192. КАКИЕ ЧУДЕСА СОВЕРШИЛ ИИСУС ХРИСТОС?
Господь Иисус Христос совершал многие чудеса. Людей, неизлечимо больных и одержимых беснованием, Он исцелял во мгновение ока — одним словом или прикосновением руки и даже через их прикосновение к Его одежде. Однажды пятью, а в следующий раз семью хлебами напитал в пустынном месте несколько тысяч человек. Ходил по воде и словом укрощал бурю. Воскрешал мёртвых: воскресил сына наинской вдовы, дочь Иаира и праведного Лазаря на четвёртый день после его смерти.

Вопросы к занятию:

ОСТАВАЛАСЬ ЛИ У ЛЮДЕЙ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ?
В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА?
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ОБЕЩАНИЕ?
ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАЗВАН “СЕМЕНЕМ ЖЕНЫ”?
КАКАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ЭТОМ ОБЕЩАНИИ?
ВСЕ ЛИ ЛЮДИ В ДРЕВНОСТИ ВЕРИЛИ В ГРЯДУЩЕГО СПАСИТЕЛЯ?
ПОВТОРЯЛ ЛИ БОГ ЛЮДЯМ СВОЁ ОБЕЩАНИЕ?
ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД СЛОВОМ “ВОПЛОЩЕНИЕ”?
ПОЧЕМУ О СЫНЕ БОЖИЕМ ТАКЖЕ СКАЗАНО, ЧТО ОН “ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ”?
СКОЛЬКО ЕСТЕСТВ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ?
СКОЛЬКО ЛИЦ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ?
ЧТО В СВ. ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВОПЛОЩЕНИИ СЫНА БОЖИЯ ОТ СВ. ДУХА И ДЕВЫ МАРИИ?
КТО БЫЛА ДЕВА МАРИЯ?
ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ЕЁ ПРИСНОДЕВОЙ?
ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ДЕВУ МАРИЮ БОГОРОДИЦЕЙ?
КАКОВО ДОСТОИНСТВО ДЕВЫ МАРИИ?
ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ЛЮДИ МОГЛИ УЗНАТЬ РОДИВШЕГОСЯ СПАСИТЕЛЯ?
УЗНАЛИ ЛИ ЛЮДИ О РОДИВШЕМСЯ СПАСИТЕЛЕ?
КАКИЕ ЧУДЕСА СОВЕРШИЛ ИИСУС ХРИСТОС?

Урок 15 О тайне Искупления

148. О КОМ ГОВОРИТСЯ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ “СОШЁЛ С НЕБЕС”?
Сошёл с небес — так сказано в Символе веры о Сыне Божием.
149. КАК БОГ МОГ СОЙТИ С НЕБЕС, ЕСЛИ ОН ВЕЗДЕСУЩ?
Будучи вездесущ, Бог всегда пребывает на небе и всегда на земле; но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; потому говорится, что Он сошёл с небес.
150. Об этом в св. Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа:
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах (Ин 3: 13).
151. ДЛЯ ЧЕГО СЫН БОЖИЙ СОШЁЛ С НЕБЕС?
Сын Божий сошёл с небес нас ради человек и нашего ради спасения, как сказано в Символе веры.
152. КОГО ПРИШЁЛ СПАСТИ СЫН БОЖИЙ?
Сказано, что Сын Божий сошёл с неба нас ради человек, в том смысле, что Он пришёл на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для спасения нас всех, людей вообще.
153. ОТ ЧЕГО ПРИШЁЛ СПАСТИ ЛЮДЕЙ СЫН БОЖИЙ?
Сын Божий пришёл на землю спасти людей от греха, проклятия и смерти.
193. КАКИМ ОБРАЗОМ СОВЕРШИЛ ИИСУС ХРИСТОС НАШЕ СПАСЕНИЕ?
Сын Божий совершил наше спасение Своим учением, Своей жизнью, Своей смертью и Своим воскресением.
194. КАКИМ БЫЛО УЧЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ?
Учением Христа явилось Евангелие царства Божия, или, иначе, учение о спасении и вечном блаженстве, то самое, которое и теперь преподаётся Православной Церковью (см. Мк 1: 14-15).
195. ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ СПАСИТЕЛЬНО ДЛЯ НАС УЧЕНИЕ ХРИСТА?
Учение Христа для нас становится спасительным если мы его принимаем всем сердцем и поступаем согласно ему. Ложное слово диавола, будучи принято первыми людьми, сделалось в них семенем греха и смерти. И напротив, истинное слово Христа, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни. Христиане, по словам ап. Петра, Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век (1Пет 1: 23).
196. ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ СПАСИТЕЛЬНА ДЛЯ НАС ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА?
Жизнь Иисуса Христа становится спасительной для нас в том случае, если мы ей подражаем, поскольку Он говорит: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин 12: 26).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь