Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этнология как наука. Методы этнологии. Структура этнологического описания. Классические и современные работы по этнологии.



Этнология как наука. Методы этнологии. Структура этнологического описания. Классические и современные работы по этнологии.

Этнология – (этнография – описание народов)

Этнологию можно определить как науку изучающую взаимодействие этнических систем а также особенности их материальной и духовной культуры.

Описание – описание полевой работы и фиксация этнографических данных.

Полеая работа – это внедрение в какую-либо этническую группу с целью его описания.

Вообще этнология зародилась как прикладная наука в результате того что существовала колониальная система и в Великобритании появилась необходимость изучения народов этих колоний. Цель была практичной – нужно изучить народы, чтобы проще было ими управлять. Незнание культуры приводит к трагическим последствиям. Например, сипайское восстание потому что сипаи отказывались использовать новые патроны, которые изнутри были связаны жиром. Мусульмане не хотели осквернять себя свиным жиром, а индусам употреблять корову.

К концу 19 века появляются теоретические системы в этнологии. Почти все классические труды по этнологии написаны в конце 19 начала 20 века. Она зародилась прежде всего в англии, германии, франции и америки.

Франц Боас - он изучал эскимосов, индейцев квакиютль. Необходимо фиксировать все факты, даже те которые кажутся несущественными.

Бронислав Молиновский (поляк живший в великобритании) он изучал праприанцев и папуасов. Книги: «Аргонваты западной части тихого океана», «секс и репрессии примитивного общества». Он зародил основы функционализма. По мнению молиновского любые обряды несут в себе определенную функцию. На первый взгляд она может быть неочевидной, но она есть.

Элвис Причард представитель английского функционализма, который изучал жителей Африки. Например в Судане. У него есть книга «Нуэры».Затем он отошел от функционализма, так как акцент делается на устройстве общества. То он начал переходить к новому направлению, которое занималось мировосприятием людей.

Школа эволюционизма – у его основы стояли Тайлор и Фрэзер (золотая ветвь)

По их мнению все общества развиваются от простого к сложному. Первобытные общества отсталые, у них есть свои пережитки, которые должны отстать и все общества должны придти к европейскому, но потом от этого отошли и появился неоэволюционизм. Уровень развития может быть высок, но культура может быть не похожа на европейскую. Тем более нельзя делать акцент только на материальное бытие как в Европе в основном.

Диффузионизм –Ратцит, Гребнер, фрабениус ) (взаимопроникновение). Существуют некие культурные круги в которых появляются элементы культуры. При этом они появляются единожды в мировой истории и потом из этого культурного круга начинают проникать в другие культуры (например, изобретение использование металла и началось распространение этой культуры) Культуры это как некие существа, которые взаимодействуют между друг к другом. Некоторые утверждают что у них есть пол. Столкновение однополых приводит к конфликтам, а разнополых к появлению новой культуры.

Как раз Богораз был сторонником диффузионизма. И начал развивать такое направление как этногеография.

Франция Структурная антропология (основатель Жан Клод Леви-СТрос ). Она заключалась в том, что все культуры имеют определенную структуру. Она во многом имеет дело с языком. Анализ языка очень важен. Смысл заключается в соотношении его с другими. По отдельности в элементе культуры нет смысла. Смысл возникает по отношении его к другим. Т.е. смысл возникает на контрасте. Например, если бы все было красного мы бы не знали что все красное, если бы не знали других цветов.

Смысл мифов всегда в контрасте событий, персонажей и т.д. Например в России белый, синий во взаимодействии с красным несет символ флага. Таким образом раскрываются смыслы символов. Любые фразы, речевые конструкции это тоже символы. Любое слово или фраза должна быть в контексте, если ее вырвать, то смысл может размываться.

В целом у структуралистов культура рассматривается как язык. Язык является важным элементом культуры потому что через него отображается мировоззрение людей. На русском языке можно передать философию канта, а на языке австралийского аборигенов нет – там нет слов. С другой стороны на их языке есть слова кторым с трудом можно дать на русском языке. Например оттенки белого цвета. Язык он во многом отражает менталитет, структуру мышления. Есть еще ряд школ.

Леви-Строс основатель школы культурного периода. Главная его задача была перенести понятия и смыслы из одной культуры в другую. Какой-то элемент культуры, воспринимаемый в одной культуре будет по другому восприниматься в другой. Например каннибализм. Или понятие свободы сложно перевести в Японии. Оно там будет нести негативный оттенок (что-то типа беспредела и безобразия) В этом опасность перенесения культуры и религии в другую культуры. Обычно чужеродные элементы притягивают другие негативные элементы и способствуют разрушению культуры.

Школа культура и личность (близко к этно-психологическим школам). Бенедикт основатель этой школы. Там он выявляет особенности, которые характерны различным культурам. Выделяет 3 типа: Невротизированные, маньакальные, параноидальные и т.д.

Нашу культуру можно отнести к невротизированной. Она предполагает к подавлению негативных желаний. В результате этого человек не может поддаваться эмоциям, соблюдать стандартные правила

Маниакальные – например некоторые индейцы сжигают все свое имущество или раздают. Это для них нормально

Параноидальные – люди не доверяют друг другу.

Все работы можно разделить на 3 группы

1) Плавное повествование. Слабо структурированы, читаются легко.

2) Структурированы в соотвествии с жиненным циклом.

3) Структурирование в соответствии с социальными системами. Они подвержены субъективному характеру. Авторы отражают свое видение и даже часто ставят это в плюс.

Популярен метод погружения в культуру. Попытка воспринимать мир так как представители этой культуры. Для этого нужно жить с ними. Пользоваться их языком.

Во первых это изучение письменнх источников (записки миссионеров, путешественников, изучение партнера. В плане этногенеза важно изучение археологических данных, сравнительное языкознание, статистические методы – анкетирование, переписи. Тут важно правильно составить анкету, от этого тоже может зависеть результат, нужна репрезентативная выборка.

Еще один метод полевые исследования – обычно не менее год. Те кто меньше года обычно называются экспедициями. Они могут охватывать несколько точек.

Также еще сравнительный метод. Есть 3 типа сравнения.

1) Иллюстративное сравнение – сравнение обществ различных по какому либо предмету. (например сравнение патриарзального бщества и обычного)

2) Контролируемое сравнение – заключается в устранении как можно большего различия. Например 2 вида общества, которые в основном похожи, но ищутся различия и на них делаются оценки

3) Глобальное сравненение – например изучение охотников чукчей и для того чтобы подчеркнуть особенности вы сравниваете их с характерными чертами культуры охотников.

И тут же визуальная. Т.е. учить может и не надо ее, но просто представлять, может кто-то захочет включить ее в методы.

Визуальная антропология

Она занимается изучением культуры через визуальные образы (изображения, картинки, структурированные пространства, архитектура, дижение танца, лиц и т.д.)

Другое понятие – оно изучает течения культуры через изобразительные средства (живопись, фотографии, кино).

Еще один метод – использование изобразительных средств в самой антропологии (видео и фотоъсемка, которые делает сам антрополог). Но здесь как минимум существует 3 элемента взаимодействия (снимающий оператор, снимающиеся и смотрящие). Часто ведут скрытую съемку, чтобы люди вели себя более естественно. Смотрящий смотрит искаженно – глазами оператора. Только то, что снял оператор, на что он акцентировал внимание.

Визуальная антропология появилась в 1897 году. Хэддон взял камеру люмьера и отправился в экспедицию в золива Торенса.

Роберт Флаити снял Фильм «нанук с севера» о жизни эскимосов. Он снят так, что нанук вызывает симпатию у зрителя, они начинают сопережевать ему. Очень важно что снимает оператор, как он преподносит, как акцентирует.

Проводились даже эксперименты. Снимали старообрядческую общину. И если на видео все было непрезентабельно и выглядело несколько жалко, были одни старики, но на фотографии они производили совсем другое впечатление, ощущение монументальности, важности.

Еще можно Маргарет Мид в компании с фотографом Батсом отсняли серию фотографий «боленезийский характер».

Гайдер и Хейдер «сады войны».

Также можно назвать Джей Руби, Гриффити, Гринсен, Вертоф,

Херцен «и карлики начинают с малого»

Идея видеомониторинга культуры происходи из представлений:

Очень быстрой динамики культуры. Очень часто культура снятая на пленке уже исчезла или изменилась. Поэтому ее нужно попытаться сохранить.

Также из идеи мозаичности культуры. Каждая культура складывается из микрокультур культур (региональные, субкультурные, профессиональные и т.д.)

Также очень часто искажаются культуры через СМИ. В них преподносится культура, делая акцент на каких-то странных или необычных действиях. Поэтому складывается представление, что все люди этих культур ненормальные и неадекватные.

 

Экологическая этнология.

Окружающая среда естественно влияет на общество. Особенно архаичное общество, которое в большей степени зависят от окружающей среды. В основном охотники и собиратели. Земледельцы с меньшей степени, потому что они окультуривают местность и в меньшей степени зависят.

Их заложил Джулиан Стюарт в начале 20 века в своей работе теория культурных изменений. Он изучал охотников и собирателей калифорнии и анализировал влияние среды на их социальную организацию.

Также на социальную организацию влияют технологии. Например, ирригационная системы. Повышение население способствует появлению городов, а там уже появляется аристократия и т.д.

Появление лошадей у индейцев способствовала к увеличению кочевой жизни, а затем и военнизирование и увеличение значимости военной славы.

Выделяют 3 классических способа жизнеобеспечения.

1) Собирательство и охота

2) Скотоводство

3) Земледелие

Их в советской этнографии выделяли в группы. Каждая группа выделяет подгруппы. Например охотники на лесного оленя, морского зверя и т.д.

Тем больше общество развивается, тем больше оно нивелирует влияние окружающей среды на общество. Люди создают жилища, кондиционеры т.д.

Географическая среда откладывает отпечаток. Прежде всего на антропологические особенности – строение костей, черепа, продолжительности жизни, метаболизм. Например жители севера живут мало, а жители горных районов больше. У жителей холодных районов быстрее метаболизм, соответственно быстрее умирают.

Экономическая этнология.

Зародилась в 20-е годы 20 столетия. Одним из основоположников был М аршалл Салинз … Он написал труд «экономика каменного века». Там он изучал культуру охотников и собирателей. Сравнивая их с земледельцами он пришел к выводу, что собиратели и охотники тратят меньше времени на поддержание своей жизни. В то же время у охотника нет ничего лишнего, а земледелец получает излишек от своих трудов, который он накапливает, может обменять, продать и т.д. В культуре охотника главная ценность это свобода, а у земледельца богатство.

Охотник и собиратель представляет еду как дар природы. Поэтому нельзя жадничать. Никакой охотник не будет убивать больше, чем нужно для еды. Ведь если убьет слишком много, то популяция погибнет

Земледельцы воспринимают окружающую среду как предмет эксплуатации и старается выжать как можно больше. В этом плане культура охотников и собирателей намного экологичнее.

Для земледельцев важно распределение. Он выделил 3 вида взаимодействия между субъектами, связанных с обменом ценностей богаства.

1. Сбалансированный обмен – подразумевает то, что один отдает другому, а в замен получает что-то другое. Обмен происходил в форме даров. Т.е. одно племя дарит другому племени шкуру. А через некоторое время другое приносит свой дар. Обязательно должно пройти время. Этот процесс способствует непрерывности этих отношений. Этот дар ставит другое племя в позиции должника.

2. Генерализированное взаимодействие – отдача чего-либо безвозмездно. Хотя некоторые исследователи ( Мосс – работа «дар») считал, что этого невозможно. Такого обмена не существует. Даже если кто-то кому то что-то дарит, то взамен он получает уважение, психологическую привязанность, статус его растет.

3. Негативный – заключается в том, что субъект стремится что-то получить ничего взамен не отдав (украсть, ограбить, игры).

Мосс считает, что дар выполняет очень важную функцию. Изначально обмена не было. Были только дары. Дарение и получение подарков – это обязанности членов общества. У йогов есть понятие «непринятие даров», он как отшельник пытается избавиться от социальных отношений.

Индейцы квакиюты. У них есть термин потлач (свое имущество они начинают раздавать своим соплеменникам). Конечно соплеменники их уважают за это. У нас также есть разбрасывание денежных купюр, поджигание и т.д.

У Молиновского описываются жители островов, где есть такое понятие как колцо Кула. Само кула это обмен ожерельев и браслетов. При этом браслеты двигаются в одну сторону, а ожерелья в другую. Совершаются по кольцу (в разные стороны), чтобы не попались оба вида. В тоже время ничего другого на них нельзя выменить (продукты, вещи и т.д.). Это просто способ поддержания связей и дружеских отношений.

При этом там существуют рамки(категории) вещей. Которые считаются равноценными друг другу. Больше всего ценятся женщины, затем скот и металлы, потом зерно и ткани). Если происходит неравноценный обмен(например. женщины на ткани )совершить также можно, но тогда статус того кто отдает женщин падает, а того кто отдает ткани повышается.

Предметы кула являются символом для поддержания утилитарного обмена, поддержания социальных отношений.

Можно выделить 3 основных теории экономической антропологии:

1. Формализм ( Мелвел Херсковиц – «экономическая антропология»). По сути его идеи сводятся к тому, что во всех обществах действуют одни и теже экономические законы. Законы эти определяются выгодой и прибылью. Все люди ведут себя рационально.

2. Субстанцивизм. Его представителем является Карл Полани (книга «торговля и рынки в древних империях»). Он опровергает формализм. На самом деле экономика встраивается в культуру и не существуют универсальных законов экономики. В каждом обществе строится экономика исходя из ценностей, которые существуют в этом обществе. Он приводит примеры нерыночных направлений.

3. Теория марксизма – экономика становится результатом взаимодействия элементов (способ производства, средство производства и производственные отношения). Все эти элементы являются базисом.

Политическая этнология.

К ним относятся политическая организация общества (институты власти и т.д. )

Эволюционизм. Первый подход можно назвать типологическим (все движется от простых к сложным).

Функционалисткий подход

Здесь делают акцент на выявление связи политической организации и другими сферами общественной жизни (экономики, системе родства, культуре).

Структуралисткий подход

Здесь подразумевается соотношение политики со структурой мировоззрения. Например, в некоторых африканских племенах важную роль в политики играют духи. Управление также может осуществляться духами через шамана.

Основные типы политической организации:

1. Племя – племена состоят из кланов. Племена могут быть кефальными (сборные представители разных кланов) бывают лидерские (племенные вожди).

2. Вождество – вождество отличается от племен тем, что здесь есть лидер. Есть наследственные вожди. Вожди выделяются в отдельные классы. Образ вождя мифологизируется, он наделяется сверхъестественным возможностями. У вождя появляются дополнительные права. Право распределять доход в его руках

3. Государство – предполагает высокую плотность населения, высокую связанность, военную организацию, социальные слои, территорию. Лидеры могут быть потомственными, избираемыми и т.д.

Теория социального договора

Она создана французскими просветителями (русо, лок и т.д.) Люди добровольны отказались от свобоы в угоду порядку и спокойствию. Ведь свобода затрагивает интересы других. Классический пример – Путинизм.

 

Помимо классового деления есть еще и кастовое. Классовое деление определяется неравенством доступом к полит власти и эконом благам. Классовые различия могут проявляться и в культуре.

Кастовая система (индия например). В отличии от классов касты имеют не только экономическое и политическое значение, но и религиозное

Есть два вида каст ( джатия и варны ). Сейчас этих каст фактически больше. Каждая профессия связана с кастой. Может различаться и по месту проживания или религией (ситхи – отдельная каста). Каста врачей, и т.д.

Официально ее сейчас нет, но в обществе все ещ е существует. Единственный способ – это уйти в ислам, буддизм и т.д.

Гендерная этнология.

Гендер понятие социокультурное. Эта некая конструкция, которая формируется в результате воспитания. Она начинает формироваться с раннего детства (игры для девочек, игры для мальчиков и т.д. Они вырабатывают стереотипы мужского и женского поведения).

Гендерные конструкты различаются в разных культурах. Поэтому разное понятие, что значит быть настоящей женщиной и мужчиной в разных культурах.

Есть разделение по труду. Например, во многих обществах охота мужское занятие, а собирательство женское.

В различных ритуалах роль гендеров различается. Различия в доступе к власти, материальным благам, правам.

Гендерная этнология появилась где-то в 20 веке и связано с феменистким движением. Гендерное направление появилось в результате недооценки роли женщин в истории и культуре.

Маргарет Мид стояла у истоков этого направления. В 1935 году она публикует работу «пол и темперамент». Там она говорит, что наши гендерные признаки (одежда, вещи) мало связаны с полом. Они формируются искусственно обществом.

Она много времени проводила на островах в Новой Гвинее, где проводила исследования. Она выяснила, что у самоанских подростков нет критического переходного подросткового периода. Пришла к выводу, что подростковый кризис явление культурное, а не биологическое.

У нее были противники. Например, она изучала взросления самоанских девочек. Дэвид Фриман заявил, что то что она записана не реальные факты, а сексуальные фантазии этих девочек. Поэтому делать выводы на них не совсем корректно.

В гендерной этнологии большую роль играет феминистский аспект. Он подразумевает, что все сферы общественной жизни делятся на 2 взгляда. Мужчин и женщин. Феминистское направление подчеркивает женский взгляд.

Генриетта Мур «феминизм и антропология». Там она задается вопросом что значит быть женщиной. Она приходит к такому выводу, что рассматривая женщину очень важно обращать внимание не только на женщину.

В Европе существует большой перекос в мужской взгляд. Во многом Мишель Фуко связывает отсутствие женского слова с властью. Т.е. возможностью выражать свое мнение. Долгое время право публичной речи принадлежало мужчинам.

Онемевшие женщины не создают своей картины мира и вынуждены использовать мужской язык для описания своего мира.

Очень важен аспект связанный с гендером и властью. Почему мужчина стал господствующим, существовало ли это всегди или появилось с возникновением частной собственности?

Чаще всего это связывают с появлением частной собственности, наследственности. (ну ПО мы сдавали, так что все знаемJ)

Гейл Рубин написал работу «обмен женщинами». Он исходит из теории обмена подарков, которые укрепляют связи. Брак – это форма обмена. Женщина как бы подарок. Этим объясняется табу на инцест (близкородстенные сексуальные отношения). Так как женщины в какой либо группе береглись, чтобы быть подарком т.е. выдача замуж за представителей другой группы.

Женщины при этом становятся каналом установления родственных отношений. Рубин приходит к выводу, что обмен женщинами есть условие существование культуры. Ведь для ее существования необходимо установление этих социальных связей.

Также он делает вывод о том, что браки как таковые основаны на этих гендерных различиях, которые проявляются во всем (одежде, поведении, занятиях). Эти конструкты выращиваются культурой. Т.е. культура по его мнению целенаправленно поддерживает гетеро сексуальность, Чтобы все не пришло к хаосу. Именно этим вызвана ненависть к гомосексуализму, который ведет к разрушению установленным культурным канонам и различия между женщинами и мужчинами. (а так, многие бескультурные первобытные охотники спокольно занимались сексом между собой и были счастливее нас)

Типы родства

определяются терминологией, которая присутствует.

1) Гавайская ( самая простая). Тут нет различий между родными и двоюродными братьями сестрами. Там нет понятия дядя, тетя. Там все отцы и матери.

2) русская (эскимосская) Есть двоюрдные, троюрдные братья. Сответсвенно дядя, тетя

3) – ирокезская. Здесь не только различаются кузены, а также откузены и кросс кузены. Отличаются двоюродные братья и сестры от матери и двоюродные братья и сестры от сестры отца. Все остальные считаются родными (двоюродные братья сестры матери родные).

4) Суданская система – почти для каждого родственника есть понятие.

Матролинейный и патролиней

Матролинейный подразумевает, что все дети по материнской линии это родные, а патролиней – по отцовской линии.

Прикладная этнология

/ПРИКЛАДНАЯ ЭТНОГРАФИЯ/ - (Applied anthropology) - направление в этнографии, которое занимается применением уже известных этнографических знаний или разрабатывает специальные методы для решения определенных практических задач.

Термин П.э. был введен в 1891 г. Д. Бринтоном; как особая отрасль П.э. стала формировать в 30-е и сложилась в 40-е ХХ в. В 1941 г. в США вышел первый номер журнала «Applied anthropology». Особенно значительное развитие П.э. получила в 40-50-е годы в США.

До крушения колониальной системы интересы П.э. были сосредоточены на управлении подчиненными народами (административная антропология). В Великобритании признание практической ценности этнографических знаний восходит к середине XIX в. К концу века оформляется представление о необходимости для колониальной администрации знания этнографии; обучение этнографии представителей администрации известно с начала ХХ в. Первые этнографические работы проведены по заданию колониальных властей в 1908 г. в Нигерии и в 1909 г. в Судане8 В некоторых владениях Великобритании была введена должность Правительственного антрополога. Прикладные аспекты играли важную роль в функционализме; сторонники этого направления в своих исследованиях стремились к получению результатов, которые могли быть применены на практике П.э. приобрела большое значение в Англии после первой мировой войны, когда выросло число проблем, связанных с управлением колониальной империей, и нашел практическое применение принцип косвенного господства.

В США первоначально практическое использование этнографии связывалось с нуждами управления индейцами (60-е годы XIX в.). Специальные исследования начаты в 30-е годы ХХ в. - этнографы изучали роль лидеров в модели неформального правления в резервациях. Тогда же начинается использование этнографических методов при изучении общин неиндейского происхождения. Более широко начинает использоваться работа этнографов во время войны - в планах по насильственному перемещению японцев США, в подготовке офицеров - будущих администраторов на оккупированных землях. Особую роль во внешней политике США начинает играть Латинская Америка. В 1943 г. при Смитсоновском институте создается Институт социальной антропологии, проводившееся под руководством Морского ведомства. Другое поле деятельности для П.э. открылось в США из противоречий между капиталом и трудом, когда была сделана попытка с помощью этнологии найти решение вопроса о полной интеграции рабочего класса в систему буржуазного общества.

После второй мировой войны и крушения колониальной системы усилия П.э. в разных странах сосредоточены главным образом на попытках управления социально0экономическими и культурными процессами в сельских зонах развивающихся стран и, реже, на прогнозировании их результатов. В ряде стран Латинской Америки еще с 20-30-х годов местная этнография была призвана способствовать государственной политике, направленной на экономическую и культурную интеграцию коренных народов (так называемый индихенизм). С 70-х годов в мексиканском индихенизме развивается «интегральный подход» (Г. Агирре Бельтран), где под интегральным действием понимается способствование тому, чтобы индеец чувствовал себя и поступал как мексиканский гражданин В последние годы этнографы латиноамериканских стран работают и в программах здравоохранения. В странах Южной и Юго-Восточной Азии этнографы были заняты в программах развития общин.

Классификации этносов.

Традиционно выделяют 4 типа:

1) Географическое – народы Азии, Америки, Европы и т.д. В каждом большом регионе выделяются более мелкие (Азия – юго-запада, средней Азии, малой Азии) и т.д. Но она делит по территории, хотя часто бывает, что народ вышел из совершенно другого региона и не являются родственным.

2) Хозяйственная – охотники и собиратели, скотоводы, земледельцы. Каждый из этих типов также может дробиться Например, скотоводство – стационарное, кочевое и т.д. Отражает лишь хозяйственный аспект, но многие народы, которые занимаются охотой часто никак не связаны между собой. Например, полярный охотник и охотник экваториальной Африки.

3) Расовая – этот тип связан с физическими особенностями тела людей. Выделяют 4 основные типы: негроидная, австралоидная, монголоидная, европеоидная. Они, в свою очередь, дробятся на более мелкие.
Она более близка к объективности. Но она никак не отражает культурных аспектов.

У каждой расы отличается цвет кожи. Помимо кожи выделяют еще структуру и цвет волос, глаз, но в большей степени играют роль определения расовой подргуппы. Например, существует таблица Лушана на которой есть образцы кожи. Есть шкала цвета волос, глаз.
Помимо этого большую роль играют пропорции черепа и пропорции тела. Выделяются длинноголовые, короткоголовые и т.д. Также различают челюсти, зубы, (вплоть до угла наклона, ) форма носа отношение длины тела, Химический состав тела, генетические различия.
В России в основном представлены европеоидная и монголоидная расы.

Недостаток в том, что в ходе развития народы часто меняли свой язык. Например, башкиры раньше говорили на финно-угорских, но потом перешли на тюркские языки.

Эти классификации полезны в плане изучения этногенеза.

 

 

4) Лингвистический, языковой. Здесь выделяются большие языковые группы, которые называются семьями. Их очень много. Это еще усугубляется, что какой-либо язык нельзя отнести к какой-либо семье. В Ульяновске представлены в основном - Индо-европейская, уральская (мордва), алтайская (чуваши).

Индо-европейская делится на более 30 групп. Славянская, романская, германская (основные)
Славянская делится на восточную, западную (чехи), южную (болгары)
Восточная – русский, украинский и белорусский
Каждый язык делится на диалекты. Например, на Северный и Южный. Также выделяют поморский диалект.

 

Этнология как наука. Методы этнологии. Структура этнологического описания. Классические и современные работы по этнологии.

Этнология – (этнография – описание народов)

Этнологию можно определить как науку изучающую взаимодействие этнических систем а также особенности их материальной и духовной культуры.

Описание – описание полевой работы и фиксация этнографических данных.

Полеая работа – это внедрение в какую-либо этническую группу с целью его описания.

Вообще этнология зародилась как прикладная наука в результате того что существовала колониальная система и в Великобритании появилась необходимость изучения народов этих колоний. Цель была практичной – нужно изучить народы, чтобы проще было ими управлять. Незнание культуры приводит к трагическим последствиям. Например, сипайское восстание потому что сипаи отказывались использовать новые патроны, которые изнутри были связаны жиром. Мусульмане не хотели осквернять себя свиным жиром, а индусам употреблять корову.

К концу 19 века появляются теоретические системы в этнологии. Почти все классические труды по этнологии написаны в конце 19 начала 20 века. Она зародилась прежде всего в англии, германии, франции и америки.

Франц Боас - он изучал эскимосов, индейцев квакиютль. Необходимо фиксировать все факты, даже те которые кажутся несущественными.

Бронислав Молиновский (поляк живший в великобритании) он изучал праприанцев и папуасов. Книги: «Аргонваты западной части тихого океана», «секс и репрессии примитивного общества». Он зародил основы функционализма. По мнению молиновского любые обряды несут в себе определенную функцию. На первый взгляд она может быть неочевидной, но она есть.

Элвис Причард представитель английского функционализма, который изучал жителей Африки. Например в Судане. У него есть книга «Нуэры».Затем он отошел от функционализма, так как акцент делается на устройстве общества. То он начал переходить к новому направлению, которое занималось мировосприятием людей.

Школа эволюционизма – у его основы стояли Тайлор и Фрэзер (золотая ветвь)

По их мнению все общества развиваются от простого к сложному. Первобытные общества отсталые, у них есть свои пережитки, которые должны отстать и все общества должны придти к европейскому, но потом от этого отошли и появился неоэволюционизм. Уровень развития может быть высок, но культура может быть не похожа на европейскую. Тем более нельзя делать акцент только на материальное бытие как в Европе в основном.

Диффузионизм –Ратцит, Гребнер, фрабениус ) (взаимопроникновение). Существуют некие культурные круги в которых появляются элементы культуры. При этом они появляются единожды в мировой истории и потом из этого культурного круга начинают проникать в другие культуры (например, изобретение использование металла и началось распространение этой культуры) Культуры это как некие существа, которые взаимодействуют между друг к другом. Некоторые утверждают что у них есть пол. Столкновение однополых приводит к конфликтам, а разнополых к появлению новой культуры.

Как раз Богораз был сторонником диффузионизма. И начал развивать такое направление как этногеография.

Франция Структурная антропология (основатель Жан Клод Леви-СТрос ). Она заключалась в том, что все культуры имеют определенную структуру. Она во многом имеет дело с языком. Анализ языка очень важен. Смысл заключается в соотношении его с другими. По отдельности в элементе культуры нет смысла. Смысл возникает по отношении его к другим. Т.е. смысл возникает на контрасте. Например, если бы все было красного мы бы не знали что все красное, если бы не знали других цветов.

Смысл мифов всегда в контрасте событий, персонажей и т.д. Например в России белый, синий во взаимодействии с красным несет символ флага. Таким образом раскрываются смыслы символов. Любые фразы, речевые конструкции это тоже символы. Любое слово или фраза должна быть в контексте, если ее вырвать, то смысл может размываться.

В целом у структуралистов культура рассматривается как язык. Язык является важным элементом культуры потому что через него отображается мировоззрение людей. На русском языке можно передать философию канта, а на языке австралийского аборигенов нет – там нет слов. С другой стороны на их языке есть слова кторым с трудом можно дать на русском языке. Например оттенки белого цвета. Язык он во многом отражает менталитет, структуру мышления. Есть еще ряд школ.

Леви-Строс основатель школы культурного периода. Главная его задача была перенести понятия и смыслы из одной культуры в другую. Какой-то элемент культуры, воспринимаемый в одной культуре будет по другому восприниматься в другой. Например каннибализм. Или понятие свободы сложно перевести в Японии. Оно там будет нести негативный оттенок (что-то типа беспредела и безобразия) В этом опасность перенесения культуры и религии в другую культуры. Обычно чужеродные элементы притягивают другие негативные элементы и способствуют разрушению культуры.

Школа культура и личность (близко к этно-психологическим школам). Бенедикт основатель этой школы. Там он выявляет особенности, которые характерны различным культурам. Выделяет 3 типа: Невротизированные, маньакальные, параноидальные и т.д.

Нашу культуру можно отнести к невротизированной. Она предполагает к подавлению негативных желаний. В результате этого человек не может поддаваться эмоциям, соблюдать стандартные правила

Маниакальные – например некоторые индейцы сжигают все свое имущество или раздают. Это для них нормально

Параноидальные – люди не доверяют друг другу.

Все работы можно разделить на 3 группы

1) Плавное повествование. Слабо структурированы, читаются легко.

2) Структурированы в соотвествии с жиненным циклом.

3) Структурирование в соответствии с социальными системами. Они подвержены субъективному характеру. Авторы отражают свое видение и даже часто ставят это в плюс.

Популярен метод погружения в культуру. Попытка воспринимать мир так как представители этой культуры. Для этого нужно жить с ними. Пользоваться их языком.

Во первых это изучение письменнх источников (записки миссионеров, путешественников, изучение партнера. В плане этногенеза важно изучение археологических данных, сравнительное языкознание, статистические методы – анкетирование, переписи. Тут важно правильно составить анкету, от этого тоже может зависеть результат, нужна репрезентативная выборка.

Еще один метод полевые исследования – обычно не менее год. Те кто меньше года обычно называются экспедициями. Они могут охватывать несколько точек.

Также еще сравнительный метод. Есть 3 типа сравнения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь