Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Народы Центральной, Восточной и Южной Африки
Значительная часть Африканского континента к югу населена многочисленными народами языковой подгруппы бенуэ-конго, часть из которой объединяют по общим названием банту. Банту хорошо знали мотыжное земледелие, а отдельные народы даже земледелие с искусственным орошением. Земледельцами являются банту тропической зоны в бассейне Конго. Банту занимались плавкой железа и меди, добывали золото, обладали высокой техникой кладки каменных зданий из блоков. Они создали ряд самостоятельных государственных образований: Баконго, Балуба, Бутанда, Мономотапа. У банту сложилась два основных хоз.культ.типа: земледельческий и скотоводческий. Для всей Африки характерна подсечно-огневая система земледелия с мотыжной обработкой почвы. На склонах холмов – террасное земледелие. Из-за недостатка пригодной земли крестьяне-банту продлевают срок использования полевых участков путем чередования посевов разных культур, внесения удобрений и использования системы ирригации. Скотоводческое хозяйство имеет свои особенности: в бассейне Конго мало домашних животных, недостаток в мясной пище покрывают продукты охоты и рыболовства. Что касается Восточной Тропической Африки (ВТА), здесь развито скотоводство больше. Главный транспорт здесь – осел и лошади. Что касается Южноафриканского скотоводства, то оно было и остается пастбищным. Массовый падеж скота от чумы в 19 веке, захват земель европейскими колонизаторами, изгон банту в неудобные резерваты подорвали их скотоводческое хозяйство. Народы банту знакомы с металлургией железа и меди. Кузнечное ремесло принимало здесь художественные формы, т.е. оружия отличались и качеством и отделкой. Поселения банту – большие и малые деревни, обнесенные высокой изгородью. Жилища – в основе плетеный каркас, с боков и сверху тростник, пальмовые листья или солома. В каждой деревне имеется специальный дом или навес для общественных собраний мужчин. У народов Южной Африки основной формой поселения является крааль, в котором обитает большая патриархальная семья. Около каждого дома находится постройка для приготовления пищи. Одежда: в условиях жары здесь используется минимум одежды: и мужские и женские набедренные повязки, сплетенные из травы или шкуры животных. Ткачество большинству банту не было известно. В последнее время стали распространяться привозные текстильные ткани и одежда европейского покроя. Главой деревни являлся старший в роду дядя по материнской линии. Он распределял землю и руководил религиозными обрядами общины. У большинства народов ЦТА в прошлом столетии сохранялся патриарх.род. Земля находится в совместном владении деревни-общины. Каждый член наделен полевым участком (который нельзя купить, продать или подарить). Родовые и племенные вожди при поддержке колониальной администрации превратились в эксплуатационную верхушку. Родовой строй Восточной Африки находится в стадии разложения. Основная экономическая ячейка – индивидуальная семья. Все управление страной находится в руках знати, которая из своей среды выбирает «царя», сначала по женской линии, а затем стали выбирать по отцовской линии. Государство Конго просуществовало до конца 19 века. Проникновение капитализма в Ц, В и Ю Африку ускорило распад родоплеменных отношений и способствовало развитию товарно-денежных отношений. Началось объединение разрозненных прежде племен в крупные этнические сообщества. Каждая семья поклонялась своему мужскому предку, а племя в целом предкам вождя. Для банту характерны смутные представления о местном боге: 1. Бог наделялся чертами своего создателя - человека. 2. Бог – это «антропоморфное» существо, посылающее дождь. 3. Бог для банту это просто олицетворение неба.
Народы Западной Азии Западная Азия занимает обширные области евразийского континента (полуостров Малая Азия, Месопотамия, Аравийский полуостров, Иранское нагорье, Ливант). Здесь находится ряд государств: Турецкая республика, Исламская республика, Афганистан, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Израиль, Ливан, Бахрейн, Арабские Эмираты и мн.др.).природные условия – господство засушливых ландшафтов с широким распространением пустынь. Крупные реки – Тигр и Евфрат. Первые свидетельства об этническом составе ЗА появляются на рубеже 4-3 тыс.до н.э., когда шумеры создали в Южной Месопотамии Древнейшее государство и изобрели клинопись. В ЗА распространено значительное количество языков, которые относятся к различным ветвям 3-х языковых семей: индоевропейская (иранская ветвь: языки фарси, пушту, таджикские, курдские и др.); семито-хамитская (арабский литературный язык со своими говорами и диалектами) и алтайская (тюркские языки, входящие в разные ветви: турецкая ветвь, азербайджанская, татарская, туркменская и т.д.). По антропологическим признакам почти все население ЗА принадлежит к различным расовым типам большой европеоидной расы. Современный этнический состав сложен и большая его часть многонациональна. С трудностями связано установление этнического состава Турции, Ирана и Афганистана. Официальный язык и письменность: арабский (распространен в арабских странах), а, например, в Израиле – язык иврит, а письменность основана на древнееврейском алфавите. Хозяйством занято большая часть ЗА (за исключением промышленности). 2 хоз.культ.типа: плужное земледелие и кочевое скотоводство (номадизм). Поля орошаются двумя способами: самотек (пашни лежат ниже уровня реки), перекачка воды (когда уровень ниже возделываемых полей). «Кяризное орошение» – это системы водосборных галерей, по которым выводятся на дневную поверхность подпочвенные воды (цепь колодцев). В пустынных и засушливых местностях небольшие поля орошаются из искусственных водоемов, в которых скапливается дождевая или талая снеговая вода, а также из колодцев. В некоторых странах, особенно Иране и Афганистане, в горах имеет место «богарное» земледелие, при котором поля не поливают, рассчитывая на естественное увлажнение дождем. Земли обрабатывают деревянным плугом с железным сошником, мотыгами, лопатами, а современные механизированные земледельческие орудия имеют только зажиточные хозяйства. Земледельцы разводят одомашненных животных, как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти. В большей части арабских стран главные с/х культуры: пшеница, ячмень, финиковые пальмы, в отдельных местностях технические культуры, рис, цитрусовые и огородные, в Йемене – кофе. В Турции, Иране, Афганистане выращивают много хлопка, винограда, табака, плодовых деревьев. В Иране сеют особо высококачественные сорта риса. Имеются плантации опийного мака. Животноводство ведется земледельцами в стойловой и отгонной формах. В пустынях и горах ЗА наблюдается кочевнический хоз.культ.тип: кочевое, полукочевое и полуоседлое скотоводство. Ремесла и домашнее производство получили высокое развитие, существуют мастера по выплавке и обработке металлов (изобретена знаменитая оружейная дамасская сталь). Большого совершенства достигли резчики по камню, кости, дорогим сортам дерева. Здесь ткут лучшие в мире ковры. Сельские поселения значительно преобладают над городскими и их облик отличается в зависимости от природных условий и местных традиций (например, Турция – поселения, расположенные на морском побережье, в Иране – в предгорьях, в Афганистане – в горных долинах). Поселения земледельцев – крупные, в горной местности – небольшие. В центре крупного поселения находится базарная площадь, мечеть (церковь), кофейня и административные постройки. От центра разветвляются кривые улочки, а водопроводы находятся в основном в центре города. Селения кочевников и полукочевников временные и сезонные. Наиболее долговечные летом. Типы жилищ земледельческого и скотоводческого населения разнообразны. Это земледельческие сооружения (равнин и предгорий) прямоугольные, квадратные, в виде дома из сырцового кирпича с плоской крышей. Бедняки живут в однокамерных жилых постройках, зажиточные в многокамерных. Интерьер: подстилки-ковры на полах, топчаны-кровати, сундуки с имуществом. У других (Турция и Иран) – невысокая мебель, а у зажиточного населения – фабричная мебель. Кочевые жилища (например, у туркмен) представляют собой кибитки из разборного деревянного каркаса, обтянутые войлоком. У всех других палатки из шерстяных тканей или брезента, натянутого на шесты. Традиционная утварь: у земледельце и скотоводов – глиняная посуда. Пищу готовят в котлах. Пищевой рацион: пшеничные лепешки, блюда из растительной и молочной пищи, мясо употребляют зажиточные люди. Напитки: чай с мятой, кофе. Традиционные транспортные средства состоят из верхового, вьючного, колесного и водного транспорта. Костюм большей части населения схож по типу, а разнообразие наблюдается в головных уборах. Мужской костюм состоит из широкой (до колен) рубашки с рукавами, штаны с широким шагом, халат-плащ. Зимой – шуба из овчины. Традиционный костюм сохранился главным образом у кочевников. Женская одежда – длинная рубаха-платье и узкие длинные штаны, кафтаны, плащи, халаты. Семья и семейные отношения основаны на нормах религиозного и обычного права (мусульмане – полигамия, брак-покупка, ортокузенные браки, у кочевников – племенная эндогамия и левират). Положение женщин неравноправное. В общественных отношениях наблюдается пестрота и в наши дни, в них остаются и феодальные пережитки (Турция). Духовная культура. У кочевых народов особенно развито устное творчество, а у оседлых земледельцев развито народная музыкальная культура. Музыкальные инструменты щипковые, ударные, духовые. В народной медицине используются природные средства в соединении с религиозно-магическими поверьями. Жанры фольклора: сказки, легенды, сатирические произведения. Популярен уличный народный театр марионеток и теней и спортивные состязания. В деревнях и бедных городских кварталах наблюдается неграмотность. По религиозной принадлежности большая часть населения принадлежит к разным толкам ислама (монотеистическая религия, сложившаяся в Аравии на основе древних верований). Священная книга – Коран. Ислам имеет течения: суннизм и шиизм. В ЗА существует синкретические религии – это результат смешения христианства, ислама и древних языческих верований. Религия удерживает в этом регионе очень сильные позиции. Народы Южной Азии Этот регион занимает территорию полуострова Индостан, остров Шри-Ланка, Ликкодивские, Аминдивские, Андаманские и Никобарские острова. Государства: Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Бутан, Мальдивская республика. В ЮА насчитывается около 200 народов. Население говорит на языках индийской, иранской и дардской ветвей индоевропейской семьи, а также на языках дравидийской, автроазиатской и китайско-тибеской семей. В ЮА происходят интенсивные языковые процессы, которые выражаются в переходе малых народов на языки своих более многочисленных соседей. В антропологическом отношении население севера ЮА принадлежит к южным европеоидам. В 3-2 тыс.до н.э. стали проникать племена, говорившие на дравидских языках и языках мунда. Дравиды по антропологическому типу южные европеоиды были создателями цивилизации в долине Инда. В ходе миграций дравиды и мунда сталкивались с веддоидами и их ассимировали. Группы и население, говорившее на индоевропейских языках попадали в ЮА с севера. На северо-востоке формировались монголоидные по антропологическому типу группы. Производящее хозяйство стало возникать рано. Большинство народов БА земледельцы, используют плужное земледелие с животноводством и ремесленным производством (хоз.культ.тип). В Индии выращиваются рис и пшеница (мало), просяные и бобовые, хлопок, сахарный тростник, кофе, табак, чай. Скот является священным, поэтому число непродуктивных животных велико, что в свою очередь затрудняет развитие с/х. Земледелие ведется в орошаемой форме. Используют плуг, жнут серпами. Постепенно складываются и другие хоз.культ.типы: 1. Кочевое и полукочевое скотоводство (пуштуны, белуджи). Они подчинялись государствам, на землях которых обитали, развитые классовые отношения стали возникать после оседлости и перехода к земледелию. 2. Мотыжные земледельцы: мотыжное земледелие с применением искусственного орошения и более архаическое хозяйство на выжженных участках леса. 3. Промежуточный хоз.культ.тип: комплексное хозяйство отсталых лесных народов, которое основывалось на примитивных мотыгах и на охоте, собирательстве, рыболовстве. Значительная часть населения живет в сельской местности. Планировка, типы их жилищ различны: поселения уличного типа, по традиции каст (в различных кварталах), крупные поселения, кочевые поселения и деревни на холмах. В крестьянских домах – низкие топчаны, на которых сидят и спят, низкие табуретки, столики. Одежда красочная, сшитая и несшитая. У мужчин: дхоти (несшитая набедренная повязка), штаны, рубахи, куртки, шапочки-тюрбаны (запрет кожаной обуви), ходят босиком или тряпичная обувь. Женщины – сари (длинное полотнище ткани несшитое), кофточки, шали, много украшений. Утварь в основном из металлической, глиняной, деревянной посуду. Пища – растительная и молочная. Транспорт – повозка с упряжкой из волов, зебу, вьюк. Семья и общественный строй различаются в соответствии с уровнем социально-экономического развития и принадлежности к индуистской, мусульманской или другой религии. У индуисткой и мусульманской семьи были большие патриархальные семьи. О браках договаривались родители (браки только между членами одной касты). Имя и наследство по материнской линии. Женщины имели равные права с мужчинами. В семейно-брачных отношениях малых народов наблюдается парная семья и формы семьи, переходные к моногамии. кЛассовые отношения возникли тысячелетия назад, но у некоторых народов остались пережитки. Существует кастовая система, т.е. профессиональные касты или касты по происхождению. Существует 4 основные касты (варны): 1. Брахманы (жрецы). 2. Кшатрии (воины). 3. Вайшья (земледельцы). 4. Шудра (слуги). Эпические произведения «Махабхарата», «Рамаяна» и др. Их читают, поют и декламируют. Популярны представления фокусников (факиров). Музыкальные инструменты – щипковые, смычковые, барабаны. Высокого развития достигли изобразительное искусство и архитектура (архитектурный комплекс Агры, Тадж-Махал), развита резьба по дереву, миниатюра. Народ славится медициной – природные лекарственные средства, воздействие на психику человека, йога. Наблюдаются различные религиозные верования: наибольшее количество верующих имеет индуизм, ислам и буддизм. Индуизм корнями восходит к религиям древних арией – политеистическая религия, божества Вишна и Шива, Лакшми. Также существует культ предков. Буддизм возник в Северной Индии в 6-5 вв. до н.э. Буддизм признает всех равными. Джайнизм возник примерно в 6–5 вв. до н.э. Тоже не признает кастовой систем. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы