Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие «культурная антропология», «этнология», «этнография». Объект и предмет этнологических исследований. Место этнологии в системе наук.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Понятие «культурная антропология», «этнология», «этнография». Объект и предмет этнологических исследований. Место этнологии в системе наук. Этнография – это описание культуры отдельных сообществ, основанное на непосредственных контактах с носителями культуры. Антропология – биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Этнология – это системное сравнительное изучение моделей и процессов современных и исчезнувших культур. Социально-культурная антропология – научная дисциплина, которая интегрирует сведения о социальных и культурных аспектах человеческой жизни. Становление этнологии как науки происходило в 19 веке, сначала об экзотических народах, затем обо всех остальных. Этнос – это биосоциальная общность людей, для которых характерны: этноним (как люди именуют сами себя), единство территории, каждый народ имеет определенные антропопсихологические признаки (внешние физические данные), этнокультурные особенности. Главный предмет этнологии – культура народов мира. Объект этнологии – этнос, а предмет – различные аспекты материальной и духовной культуры этноса. На рубеже 19-20 вв. этнология становится универсальной наукой и ее начинают преподавать как учебную дисциплину. Наиболее близки по предмету исследования к этнологии антропология, культурология, социология, политология, география и этнография. По количеству общих вопрос наиболее близка антропология (общий вопрос – происхождение рас, их распределение на нашей планете, изменение физического облика людей). Культурная антропология изучает процессы формирования человеческой культуры, использует описательные «полевые» материалы антропологии для доказательства своих концепций, а этнология – для своих теоретических обобщений. Социальная же антропология ближе к социологии, чем к этнологии. Связь этнологии и социологии: этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах, этнические процессы в социальных группах. Наиболее близка к этнологии этнография. Важное значение имеет психология, которая изучает психологические состояния людей, стереотипы поведения и восприятия и типичные характеры. Взаимодействие этнологии с другими науками стало основой для формирования ряда наук: палеоэтнографии, этнолингвистики, этнопсихологии. Лингвистическая классификация народов мира Является самой важной. Современная языковая панорама отличается богатством и сложностью (около 6000 языков). В основе этой классификации лежат два критерия – язык и этническая принадлежность. Язык является основой человеческой культуры, т.к. представляет способ передачи информации. Два и более языка называются родственными, когда они являются следствием эволюции одного языка. Совокупность родственных языков называется языковая семья. Ученые насчитывают 12 языковых семей: 1. семито-хамитская (ветви: семитская, кушитская, берберская, чадская), 2. индоевропейская (ветви: славянская, германская, балтская, иранская, греческая), 3. уральская (ветви: фино-угорская, самодийская), 4. алтайская (в.: тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская), 5. кавказская (в.: картвельская, абхазо-адыгская, нахско-дагестанская), 6. конго-кордофанская (в.: койсанская, нило-сахарская), 7. австроазиатская (группы: вьет, мяо-яо, мон-кхмер, мунда и др.), 8. австронезийская или малайско-полинезийская, 9. китайско-тибетская, 10. тайская, 11. индейские семьи, 12. дравидская. Существуют и более мелкие языковые семьи, а также отдельные языки, не входящие ни в какую языковую семью (японский, корейский). Язык – общественное явление и существует только в обществе. Развитие языка шло параллельно с развитием культуры и становлением человека. Он постоянно развивается, изменяется его грамматика, лексика, фонетика. Чаще всего происходит спонтанное изменение, а также изменения, связанные с заимствованиями из чужих языков, что приводит к разветвлению языка на семьи, их ветви и более мелкие группы. Многие индоевропейские языки вышли из употребления и называются «мертвыми» (латинский, древнегреческий, скифский). Существуют и изолированные языки: ностратическая надсемья, хотя она и не полностью изолирована. В нее входят угро-финские языки и члены алтайской семьи. Эту надсемью также называют денефинской. Лингвистическая классификация не полностью совпадает с этнологической, поскольку понятия «этнос» и «язык» не идентичны. Также ученые выделяют моноязычные, двуязычные и перешедшие на язык более крупного этноса (уэльсцы) народы. Антропологическая классификация народов мира. По подобию физического облика. Различие между физическими типами людей называются расовыми (представляют собой адаптацию этносов к определенным условиям природной среды). Расовые различия всегда наследственны, поэтому для изучения различий большое значение имеет генетика. Сходство между расами велико, а различия несущественны. Предполагают, что современные рас начали складываться в позднем палеолите, а затем постоянно смешивались. Расовые признаки не имеют значения для развития людей и их культуры. Признаки очень различны. Важнейшие: 1. форма волос (жесткость и извилистость), 2. третичный волосяной покров (усы, борода), 3. цвет кожи (36 оттенков), 4. цвет волос, 5. цвет глаз (темные, смешанные и светлые), 6. рост, 7. пропорции тела, 8. параметры головы. Для антропологических исследований и другие специальные признаки: данные о генах, группах крови, форме зубов, носа. Обычно выделяют 4 больших расы: европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская), негроидная (африканская), австралоидная (океанийская), а также существую переходные, древние и смешанные расы. Среди европеоидов выделяются светлопигментированные (блондины), темнопигментированные (брюнеты) и промежуточные группы (шатены). Европеоиды обитают на всех континентах. Монголоиды – обитают в Сибири и Азии. Монголоидная раса подразделяется на континентальную, тихоокеанскую и арктическую ветви. Также они образуют смешанные и переходные типы. Негроиды – обитают в Африке, широко расселены в Новом Свете, к ним относятся негры, негрилли, бушмены и готтентоты. Австралоиды – население Австралии, папуасы, меланезийцы, негритоссы и веддоиды (Восточная Азия, Шри-Ланка). Существует много переходных групп между негроидами, австралоидами, европеоидами (эфиопы, двариды, смешанные группы населения Америки, Африки и др.). Контактную курильскую расу (айнскую) составляют айны, сочетающие черты монголоидов и австралоидов. В составе 4 больших рас выделяют около 25 малых рас, между которыми существует много переходных форм: между негроидами и европеоидами эфиопы и мулаты. Религии народов мира Существует множество критериев систематизации религий. Рассмотрим некоторые из них. Каждая религия может быть рассмотрена с точки зрения количества тех сверхъестественных существ, которым поклоняются. По этому критерию религии делятся на две большие группы: политеистические и монотеистические. Политеистические – это такие религии, в которых много сверхъестественных существ (не обязательно богов, это могут быть духи или демоны). Основное число религий, которые существовали или сейчас существуют в мире, являются политеистическими. Наиболее известный пример политеистической религии – религия античной Греции, где поклонялись таким богам, как Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Афина и т.д. Политеистическая также была языческая религия, которая существовала на славянских землях до принятия христианства и поклонялись Перуну, Яриле, Зюзе и др. Есть религии, в которых сверхъестественных существ очень много. Например, в индуизме только богов насчитывается 3, 5 тысячи. Невероятное количество сверхъестественных существ – 300 млн. – в синтаизме (национальной религии японцев). Как правило, в политеистических религиях сверхъестественные существа находятся между собой в отношениях подчинения и создают иерархическую систему. Вверху был верховный бог, который руководил другими богами, которым подчинялись нижайшие сверхъестественные существа. Монотеистические религии – это такие религии, в которых есть только один Бог, который считается создателем и руководителем всего. Таких религий только три: иудаизм, христианство, ислам. Нужно подчеркнуть, что сущность монотеизма не в том, что согласно ему, есть только один Бог, а в том, что он единственный и занимает особое место относительно Вселенной, людей и других сверхъестественных существ. Поэтому само слово Бог является здесь именем собственным и пишется с большой буквы. Во всех трех религиях рядом с Богом есть другие сверхъестественные существа, но они не являются самостоятельными, а созданы Богом и либо непосредственно исполняют его волю, либо согласно с планом Бога и по его допущению вредят ему. Религии в зависимости от этнической принадлежности приверженцев, делятся на родоплеменные, национальные и всемирные. Родоплеменные религии – это религии одного рода или племени. К ним относятся все первобытные религии. Они являются политеистическими. Как правило, сверхъестественные способности приписываются тем силам природы, от которых зависит жизнь данного рода или племени. Например, если племя жило на берегу озера и ловило рыбу, - почитался дух озера. Национальные религии – религии данного народа. Таких религий довольно много. Например, иудаизм – религия евреев, индуизм – религия индийцев, синтаизм – религия японцев и т.д. Как правило, это политеистические религии, единственных исключением является иудаизм. В национальных религиях, как и в родоплеменных, сверхъестественные способности приписываются тем природным явлениям, от которых зависит жизнь данного народа. В национальных религиях наблюдается жесткая связь между этнической и религиозной принадлежностью. Особенно ярко это наблюдается в иудаизме, где совмещаются понятия «еврей» и «иудей». Переход еврея в другую религию рассматривается как измена своему народу, нееврей же, который принял иудаизм, становится евреем. Всемирные религии – это религии, принадлежность к которым не связана с национальной принадлежностью, более того, такая связь отрицается и подчеркивается, что данное верование адресуется всем людям. Всемирных религий только три: буддизм, христианство и ислам. Нужно отметить, что понятие «всемирная религия» не значит «самая многочисленная», а означает, «адресованная всем людям, независимо от их национальности». Если христианство и ислам на самом деле являются наиболее распространенными в мире религиями, то в буддизме приверженцев примерно в два раза меньше, чем в иудаизме, хотя последний – не всемирная, а национальная религия. В зависимости от способа возникновения религии делятся на религии натуральные и религии открытия. Натуральные религии – те, которые возникли с потребностей ежедневной человеческой жизни. Натуральные религии возникают тогда, когда перед человеком встают серьезные проблемы. Чувствуя свою беспомощность решить их, он обращается за помощью к сверхъестественному. Религии открытия – это религии, у которых есть основатель, то учение, которое он проповедует, рассматриваются его последователи не как итог человеческих размышлений, а как сверхъестественное открытие. Примерами таких религий являются буддизм (основатель Будда), христианство (Христос), ислам (Муххамед). Народы Северной Африки Этот регион часто называют Арабской Африкой, т.к. большинство жителей говорит на арабском языке. Это страны Магриба, Египет, Судан, Западная Сахара и Мавритания. Население занято в основном сельским хозяйством. Земледельческое население в основном в Египте и Судане, в прибрежной полосе и горных районах – земледельческое хозяйство в сочетании с молочным животноводством, дальше от побережья – значительнее роль скотоводства. Египетское земледелие имеет древние корни – сначала семена просто бросали в ил (система названа пиманного (болотное земледелие), затем начали практиковать простейшее искусственное орошение и обработку мотыгой, далее появился полозный плуг, создается ирригационная система – сеть каналов. С/х год в Египте делится на 3 сезона – зимний (ноябрь-март, сеют пшеницу, ячмень, лук, бобовые), летний (апрель – август, хлопок, лен, конопля, сах.тростник, рис, кукуруза) и осенний (сентябрь-ноябрь, рис, кукуруза, просо). Феллахи пользуются плугом, мало отличным от египетского. Созревшие злаки срезают серпом или вырывают с корнем. Для молотьбы применяют цепы или нурег – молотильную доску с металлическими дисками или зубьями, в которую впрягают быков. Скотоводство в Египте не поучило развития, разводят в основном рабочий скот. Хозяйство Магриба имеет особенности. Климат благоприятствует земледелию и скотоводству, однако в засушливых районах используют искусственное орошение. Главные культуры – пшеница и ячмень, в Марокко также кукуруза, предпочитают твердые сорта пшеницы, из которой делают манную крупу. Разводят сады – виноград, цитрусовые, инжир, миндаль. На севере Магриба – земледелие сочетается с молочным животноводством. В засушливых районах кочевое или полукочевое скотоводство (мелкий рогатый скот). Занимаются мелкими ремеслами – изготовление глиняной посуды вручную на гончарном круге, тканьем циновок, обработкой шерсти, ковроткачеством, изготовлением шерстяных тканей. Существует обмен. В городах развито кузнечное, ювелирное, кожевенное, гончарное ремесло. Промышленность в основном горнодобывающая. Материальная культура имеет сходства. Египетские крестьяне живут в небольших деревнях, дома из сырцового кирпича, одноэтажные с плоской крышей. Обычная еда – каши, овсяные лепешки, кислое молоко, редки мясо и пшеничный хлеб. Напитки – черный кофе без сахара, чай, ячменное пиво. Костюм – хлопчатобумажные штаны и рубаха с длинными рукавами, в холодную пору набрасывают плащ из шерсти верблюда. Женщины носят рубашки и длинные платья традиционно черного цвета, шали и платки, металлические украшения, пользуются косметикой. Население Магриба живет деревнями, вытянутыми вдоль дороги. Жилище – гурби – примитивная хижина, стены из глины, смешанной с соломой, крыша – тростниковая или соломенная. У берберов дома построены из камня и лепятся вокруг скал. В центре поселения часто располагается башня. Кочевники не имеют прочного жилища, строят фелидж – широко раскинутый шатер из шерсти верблюда или козы. Основа национально одежды магрибцев – хлопчатобумажные штаны и рубахи, поверх надевается бурнус – накидка. Пища: ячменная или кукурузная похлебка, небольшое количество хлеба, картофель, овощи, фрукты. Кочевники питаются финиками и продуктами животноводства. Общественный строй: у кочевников Магриба длительное время сохранялись отношения разлагающегося первобытнообщинного строя, в данный момент практически везде развиваются капиталистические отношения. Однако в сельских районах сохраняются старые отношения. Народы Западной Азии Западная Азия занимает обширные области евразийского континента (полуостров Малая Азия, Месопотамия, Аравийский полуостров, Иранское нагорье, Ливант). Здесь находится ряд государств: Турецкая республика, Исламская республика, Афганистан, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Израиль, Ливан, Бахрейн, Арабские Эмираты и мн.др.).природные условия – господство засушливых ландшафтов с широким распространением пустынь. Крупные реки – Тигр и Евфрат. Первые свидетельства об этническом составе ЗА появляются на рубеже 4-3 тыс.до н.э., когда шумеры создали в Южной Месопотамии Древнейшее государство и изобрели клинопись. В ЗА распространено значительное количество языков, которые относятся к различным ветвям 3-х языковых семей: индоевропейская (иранская ветвь: языки фарси, пушту, таджикские, курдские и др.); семито-хамитская (арабский литературный язык со своими говорами и диалектами) и алтайская (тюркские языки, входящие в разные ветви: турецкая ветвь, азербайджанская, татарская, туркменская и т.д.). По антропологическим признакам почти все население ЗА принадлежит к различным расовым типам большой европеоидной расы. Современный этнический состав сложен и большая его часть многонациональна. С трудностями связано установление этнического состава Турции, Ирана и Афганистана. Официальный язык и письменность: арабский (распространен в арабских странах), а, например, в Израиле – язык иврит, а письменность основана на древнееврейском алфавите. Хозяйством занято большая часть ЗА (за исключением промышленности). 2 хоз.культ.типа: плужное земледелие и кочевое скотоводство (номадизм). Поля орошаются двумя способами: самотек (пашни лежат ниже уровня реки), перекачка воды (когда уровень ниже возделываемых полей). «Кяризное орошение» – это системы водосборных галерей, по которым выводятся на дневную поверхность подпочвенные воды (цепь колодцев). В пустынных и засушливых местностях небольшие поля орошаются из искусственных водоемов, в которых скапливается дождевая или талая снеговая вода, а также из колодцев. В некоторых странах, особенно Иране и Афганистане, в горах имеет место «богарное» земледелие, при котором поля не поливают, рассчитывая на естественное увлажнение дождем. Земли обрабатывают деревянным плугом с железным сошником, мотыгами, лопатами, а современные механизированные земледельческие орудия имеют только зажиточные хозяйства. Земледельцы разводят одомашненных животных, как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти. В большей части арабских стран главные с/х культуры: пшеница, ячмень, финиковые пальмы, в отдельных местностях технические культуры, рис, цитрусовые и огородные, в Йемене – кофе. В Турции, Иране, Афганистане выращивают много хлопка, винограда, табака, плодовых деревьев. В Иране сеют особо высококачественные сорта риса. Имеются плантации опийного мака. Животноводство ведется земледельцами в стойловой и отгонной формах. В пустынях и горах ЗА наблюдается кочевнический хоз.культ.тип: кочевое, полукочевое и полуоседлое скотоводство. Ремесла и домашнее производство получили высокое развитие, существуют мастера по выплавке и обработке металлов (изобретена знаменитая оружейная дамасская сталь). Большого совершенства достигли резчики по камню, кости, дорогим сортам дерева. Здесь ткут лучшие в мире ковры. Сельские поселения значительно преобладают над городскими и их облик отличается в зависимости от природных условий и местных традиций (например, Турция – поселения, расположенные на морском побережье, в Иране – в предгорьях, в Афганистане – в горных долинах). Поселения земледельцев – крупные, в горной местности – небольшие. В центре крупного поселения находится базарная площадь, мечеть (церковь), кофейня и административные постройки. От центра разветвляются кривые улочки, а водопроводы находятся в основном в центре города. Селения кочевников и полукочевников временные и сезонные. Наиболее долговечные летом. Типы жилищ земледельческого и скотоводческого населения разнообразны. Это земледельческие сооружения (равнин и предгорий) прямоугольные, квадратные, в виде дома из сырцового кирпича с плоской крышей. Бедняки живут в однокамерных жилых постройках, зажиточные в многокамерных. Интерьер: подстилки-ковры на полах, топчаны-кровати, сундуки с имуществом. У других (Турция и Иран) – невысокая мебель, а у зажиточного населения – фабричная мебель. Кочевые жилища (например, у туркмен) представляют собой кибитки из разборного деревянного каркаса, обтянутые войлоком. У всех других палатки из шерстяных тканей или брезента, натянутого на шесты. Традиционная утварь: у земледельце и скотоводов – глиняная посуда. Пищу готовят в котлах. Пищевой рацион: пшеничные лепешки, блюда из растительной и молочной пищи, мясо употребляют зажиточные люди. Напитки: чай с мятой, кофе. Традиционные транспортные средства состоят из верхового, вьючного, колесного и водного транспорта. Костюм большей части населения схож по типу, а разнообразие наблюдается в головных уборах. Мужской костюм состоит из широкой (до колен) рубашки с рукавами, штаны с широким шагом, халат-плащ. Зимой – шуба из овчины. Традиционный костюм сохранился главным образом у кочевников. Женская одежда – длинная рубаха-платье и узкие длинные штаны, кафтаны, плащи, халаты. Семья и семейные отношения основаны на нормах религиозного и обычного права (мусульмане – полигамия, брак-покупка, ортокузенные браки, у кочевников – племенная эндогамия и левират). Положение женщин неравноправное. В общественных отношениях наблюдается пестрота и в наши дни, в них остаются и феодальные пережитки (Турция). Духовная культура. У кочевых народов особенно развито устное творчество, а у оседлых земледельцев развито народная музыкальная культура. Музыкальные инструменты щипковые, ударные, духовые. В народной медицине используются природные средства в соединении с религиозно-магическими поверьями. Жанры фольклора: сказки, легенды, сатирические произведения. Популярен уличный народный театр марионеток и теней и спортивные состязания. В деревнях и бедных городских кварталах наблюдается неграмотность. По религиозной принадлежности большая часть населения принадлежит к разным толкам ислама (монотеистическая религия, сложившаяся в Аравии на основе древних верований). Священная книга – Коран. Ислам имеет течения: суннизм и шиизм. В ЗА существует синкретические религии – это результат смешения христианства, ислама и древних языческих верований. Религия удерживает в этом регионе очень сильные позиции. Народы Южной Азии Этот регион занимает территорию полуострова Индостан, остров Шри-Ланка, Ликкодивские, Аминдивские, Андаманские и Никобарские острова. Государства: Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Бутан, Мальдивская республика. В ЮА насчитывается около 200 народов. Население говорит на языках индийской, иранской и дардской ветвей индоевропейской семьи, а также на языках дравидийской, автроазиатской и китайско-тибеской семей. В ЮА происходят интенсивные языковые процессы, которые выражаются в переходе малых народов на языки своих более многочисленных соседей. В антропологическом отношении население севера ЮА принадлежит к южным европеоидам. В 3-2 тыс.до н.э. стали проникать племена, говорившие на дравидских языках и языках мунда. Дравиды по антропологическому типу южные европеоиды были создателями цивилизации в долине Инда. В ходе миграций дравиды и мунда сталкивались с веддоидами и их ассимировали. Группы и население, говорившее на индоевропейских языках попадали в ЮА с севера. На северо-востоке формировались монголоидные по антропологическому типу группы. Производящее хозяйство стало возникать рано. Большинство народов БА земледельцы, используют плужное земледелие с животноводством и ремесленным производством (хоз.культ.тип). В Индии выращиваются рис и пшеница (мало), просяные и бобовые, хлопок, сахарный тростник, кофе, табак, чай. Скот является священным, поэтому число непродуктивных животных велико, что в свою очередь затрудняет развитие с/х. Земледелие ведется в орошаемой форме. Используют плуг, жнут серпами. Постепенно складываются и другие хоз.культ.типы: 1. Кочевое и полукочевое скотоводство (пуштуны, белуджи). Они подчинялись государствам, на землях которых обитали, развитые классовые отношения стали возникать после оседлости и перехода к земледелию. 2. Мотыжные земледельцы: мотыжное земледелие с применением искусственного орошения и более архаическое хозяйство на выжженных участках леса. 3. Промежуточный хоз.культ.тип: комплексное хозяйство отсталых лесных народов, которое основывалось на примитивных мотыгах и на охоте, собирательстве, рыболовстве. Значительная часть населения живет в сельской местности. Планировка, типы их жилищ различны: поселения уличного типа, по традиции каст (в различных кварталах), крупные поселения, кочевые поселения и деревни на холмах. В крестьянских домах – низкие топчаны, на которых сидят и спят, низкие табуретки, столики. Одежда красочная, сшитая и несшитая. У мужчин: дхоти (несшитая набедренная повязка), штаны, рубахи, куртки, шапочки-тюрбаны (запрет кожаной обуви), ходят босиком или тряпичная обувь. Женщины – сари (длинное полотнище ткани несшитое), кофточки, шали, много украшений. Утварь в основном из металлической, глиняной, деревянной посуду. Пища – растительная и молочная. Транспорт – повозка с упряжкой из волов, зебу, вьюк. Семья и общественный строй различаются в соответствии с уровнем социально-экономического развития и принадлежности к индуистской, мусульманской или другой религии. У индуисткой и мусульманской семьи были большие патриархальные семьи. О браках договаривались родители (браки только между членами одной касты). Имя и наследство по материнской линии. Женщины имели равные права с мужчинами. В семейно-брачных отношениях малых народов наблюдается парная семья и формы семьи, переходные к моногамии. кЛассовые отношения возникли тысячелетия назад, но у некоторых народов остались пережитки. Существует кастовая система, т.е. профессиональные касты или касты по происхождению. Существует 4 основные касты (варны): 1. Брахманы (жрецы). 2. Кшатрии (воины). 3. Вайшья (земледельцы). 4. Шудра (слуги). Эпические произведения «Махабхарата», «Рамаяна» и др. Их читают, поют и декламируют. Популярны представления фокусников (факиров). Музыкальные инструменты – щипковые, смычковые, барабаны. Высокого развития достигли изобразительное искусство и архитектура (архитектурный комплекс Агры, Тадж-Махал), развита резьба по дереву, миниатюра. Народ славится медициной – природные лекарственные средства, воздействие на психику человека, йога. Наблюдаются различные религиозные верования: наибольшее количество верующих имеет индуизм, ислам и буддизм. Индуизм корнями восходит к религиям древних арией – политеистическая религия, божества Вишна и Шива, Лакшми. Также существует культ предков. Буддизм возник в Северной Индии в 6-5 вв. до н.э. Буддизм признает всех равными. Джайнизм возник примерно в 6–5 вв. до н.э. Тоже не признает кастовой систем. Народы Юго-Восточной Азии Этот регион занимает полуостров Индокитай с Малаккой и Сингапуром, Индонезийский архипелаг, Западную часть острова Новая Гвинея и Филиппинские острова. Этнический состав сильно отличается в древности от современного. До конца 3-го тыс.до н.э. население Малайского архипелага, Малакки и Филиппин относилось по антропологическому признаку к австралоидной расе. В первой половине 2-го тыс.до н.э. сюда начинают проникать южные монголоиды по языку австронезийцы. В начале нашей эры произошло переселение на Яву и Суматру, поэтому пошло распространение европеоидных черт. 16в. – эпоха колониальных захватов: господство английского владычества. В странах Индокитайского полуострова древнейшие народы относятся по антропологическому признаку к веддо-австралоидам. В зоне контактов монголоидов и автралоидов шло формирование австро-азиатских островов. Народы ЮВА говорят на языках сино-тибетской семьи (китайская и тиберманская группа: к ним относятся бирманы, корены, качины; мон-кхмерская группа: кхмеры, горные кхмеры, моны, горные моны, сенои, семанги; тайская группа: сиамцы, лао, горные таи, шань). Автронезийская семья – это индонезийцы (риау, ачи, батаки, ниасы, лубу, сунду) и малайцы Малайзии. Хозяйство от очень примитивного до высокоразвитых хоз.культ.типов: бродячие охота и собирательство, мотыжное земледелие, рыболовство, животноводство. Существует много промежуточных хозяйственных подтипов. Основные тенденции в современном хозяйстве: расширение орошаемого плужного земледелия, рост промышленности и сферы обслуживания. Ловля змей имеет промысловое значение. Из домашнего производства мотыжных земледельцев развиваются ремесла, обмен и торговля. Основное занятие – плужное земледелие. Выращивают рис (1-е место), бобовые, клубневые растения, кукуруза. Основное земледельческое орудие – легкий плуг без и с отвалом. Тягловая сила – буйные волы. Разводят молочный и рабочий скот. Основная пища – рис, рыба, овощи, фрукты, растительное масло (мясо употребляют редко). Орудия труда очень различны, т.к. наблюдаются разные уровни социального развития. Железные мотыги выковывает кузнец, но часто мотыга – это палка-копалка. Охотнические и боевые орудия в основном покупные, но встречаются и традиционные: лук и стрелы, духовые трубки, мечи, ножи. Жилища и поселения очень разнообразны, но имеют много общего: земледельцы селяться вдоль берегов рек, озер и морских побережий, значительная часть народов сооружают поселки на сваях, на которых настилается пол. Стены и крыша из бамбука или стволов пальм. Целая сельская община размещается в одном или нескольких длинных домах. Убранство домов очень простое. Полы устилаются циновками, на которых сидят и спят. Одежда: мужская – набедренная повязка, широкие штаны, короткая куртка, халат, конусовиные шляпы. У женщин – распашная кофта, длинные штаны, куртка-халат. На ногах – сандали. Семья и общественный строй различаются в зависимости от социально-экономического развития. У охотников-собирателей парные семьи и архаические семьи. У более современных народов сохранились традиции родовых общин. На семейно- брачных отношениях отложили отпечаток религиозные обычаи. Происхождение и значение рода у народов ЮВА почти отсутствует. Большую роль в общественных делах играют колдуны и лекари. Уже в средние века во многих странах ЮВА существовали развитые наука, культура, искусство и литература. Тысячелетние традиции имеет народное творчество. Распространены различные жанры эпических произведений, музыкально-драматических представлений, разнообразные народные песни и танцы. Театральные представления: жестов, кукол, маскированных актеров. Знамениты бирманский и кхмерский балет. Исповедуются разные толки буддийской религии со множеством пережитков древних верований: культы. Народы Сибири Занимают территорию от Урала до Тихого океана. Наиболее крупные коренные народы – буряты, якуты, тувинцы. Средней численности – западно-сибирские татары, хакасы, алтайцы. Малые народы – ненцы, эвенки, ханты, чукчи, эвены, нанайцы, манси, коряки. По численности говорящих на родственных языках на первом месте народы алтайской языковой семьи (тюркские, монгольские, тунгузские ветви). В Западной Сибири с давних времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Среди значительной части алтайскоязычного населения Сибири (алтайцы, тувинцы, якуты, буряты) распространен монголоидный центральноазиатский тип. В конце 3-го-нач.2-го тыс.до н.э. в Южной Сибири существовала афанасьева культура. В 5-13вв. до н.э. существовала культура самусськая. В железном веке наблюдается подъем производительных сил и рост населения. Основной социально-производительной единицей была территориально-соседская общность. Хоз.культ.типы коренного населения Сибири: это прежде всего формы хозяйственного и материального уклада скотоводов (на Алтае) и земледельцев – татар лесостепной полосы Западной Сибири. К периоду прихода русских скотоводство развивалось лучше земледелия. Оседлые рыболовы – коллективные зимние землянки, наземные чумы, применение санного собаководства, меховая долгополая одежда. Охотники-оленеводы – кочевой образ жизни, транспортное средство – вьючно-верховое. Жилища – конический чум, для передвижения по воде – лодки. Используются лыжи. Оленеводы тундры (ненцы, чукчи, коряки) – кочевали с зимних пастбищ на летние. Специальные пастушечьи собаки. Жилище – яранга. Арктические охотники на морского зверя (эскимосы) – охотились на тюленя и моржа, которых били гарпуном. Жили сначала в землянках, затем в ярангах. Духовная культура: шаманизм – наиболее распространенная форма верования. Это вера в то, что определенные люди, т.е. шаманы имеют способность вступать в общение с духами. У отсталых народов шаманить мог любой человек, у более развитых существовала уже специальность шамана. Профессиональное шаманство расцветает в период распада патриархального родового строя. Шаман здесь особое лицо, живет доходами своей профессии. Распространен буддизм, христианство, бурхаизм и ислам. Выделяются категории самостоятельных верований: семейно-бытовой культ и промысловый культ (жертвоприношение хозяевам природы). Народы Кавказа Занимают географическое положение как связующее звено между Европой и Азией. По антропологическим данным все население Кавказа имеет монголоидные черты (за исключением нагайцев) и принадлежит к европеоидной расе. Самые распространенные языки: кавказские или ибиро-кавказские. дО Октябрьской революции большинство языков Кавказа были безписьменные. Кавказ освоен человеком с древнейших времен. Начиная со 2-го тыс. до н.э. народы Кавказа упоминаются в летописях. В Грузии рано начинает складываться государственность – это самые крупные народы. В феодальный период складывается абхазская народность, затем адыгейская и армянская. Земледелие началось на Кавказе в 3 тыс до н.э. Сеяли просо, пшеницу, ячмень, рожь, рис, кукуруза. Виноградарство появляется со 2-го тыс.до н.э. Землю обрабатывали с древнейших времен пахотными орудиями с железными наконечниками, урожай убирали серпами. Скотоводство появилось в 3-м тыс. до н.э., а во 2-м стало широко распространяться в связи с освоением горных пастбищ, сложился тип отгонного скотоводства, которое существует до настоящего времени: летом -–в горах, зимой – на равнине. Кочевое скотоводство существует только в некоторых регионах. Ремесленное производство – ковроткачество, ювелирные изделия. Изготовление оружия, производство гончарной и металлической посуды. Кавказ делится на Северный Кавказ+Дагестан и Закавказье. Они имеют разные хоз.культ.типы. В дореволюционный период основное население Кавказа – сельские жители. Крупные города только Тбилиси и Баку. Типы поселений и жилища связаны с природными условиями: в горных местах – тесные застройки, а на плоскости – более свободные. У всех народов Кавказа долго сохранялись обычаи родственного селения, образуя отдельный квартал. В Северном Кавказе типичные жилища – четырехугольные каменные постройки (иногда в два этажа) с плоской крышей, стены из плетня с двух- или четырехскатными крышами. В Закавказье сооружения из камня с плоской или двухскатной крышей из дерева (1 и 2-хэтажные). Одежда: мужская – бешмет (кафтан), узкие штаны, заправленные в сапоги, папаха и бурка, узкий пояс с серебряными украшениями, женская – рубаха, длинные штаны, распашное платье в талию, высокие головне уборы и покрывала (по одежде отличались в зависимости от народа). Общественный и семейный быт: в основном следы патриархального уклада, сильные родственные связи (в 19 веке это малые семьи) – моногамия. Был распространен калым. Женщины в неравном положении. Религия: христианство и мусульманство. Христианство начало проникать в первые века новой эры и сначала утвердилось среди армян. В Грузии христианство стало господствующей религией в 4 веке. Появление ислама на Кавказе связано с завоевательными походами арабов. Фольклор: эпические сказания, сказки, легенды, пословицы, поговорки, в которых отражаются все стороны народного быта. На Кавказе богат музыкальный фольклор, песенное творчество у грузин (многоголосие). Были странствующие народные певцы. Народы Западной Европы В Западной Европе 58 народов. 96% населения говорят на языке индоевропейской семьи. Наиболее значительные из этой семьи (по числу народов) – германская группа, романская группа, славянская группа и др. Антропологический состав: европеоидный расовый тип. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2000; Нарушение авторского права страницы