Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политические партии в России в начале ХХ века. Спектр политических партий и движений начала XX в., их программы и методы борьбы за власть.
В зависимости от политических целей, средств и методов достижения целей партии следует разделить на несколько категорий: - левые [социал-демократическая — меньшевики; социалистическая (пролетарская) - большевики; неонародническая (социалисты-революционеры) — эсеры, трудовики и др.]; - либеральные [кадеты (конституционные демократы)]; - консервативные [октябристы (Союз 17 октября)]; - монархические [«Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела»]; - анархические [более 20 групп, разделявших идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина]. Усиление рабочего движения в России способствовало распространению социал-демократических идей среди радикальной интеллигенции. На повестку дня был поставлен вопрос о создании в стране партии, выражающей интересы рабочего класса. Так называемые экономисты (Е.Д. Кускова, С. Н. Проко-пович, В. П. Акимов, А. С. Мартынов и др.) полагали, что рабочим следует выдвигать только экономические требования и что ведущую роль в рабочем движении должны играть профсоюзы. Главной же задачей партии они считали борьбу за расширение политических прав и свобод пролетариата. Печатные органы — газета «Рабочая мысль», журнал «Рабочее дело». Свои взгляды экономисты изложили в документе, получившем название «Кредо». Авторы — члены заграничного «Союза русских социал-демократов» Е. Д. Кускова и С. Н. Прокопович. В ответ на «Кредо» В. И. Лениным был написан «Протест», подписанный находившимися в сибирской ссылке 16 членами социал-демократического движения. В нем резкой критике были подвергнуты идеи, изложенные в «Кредо», и подчеркнута необходимость создания самостоятельной рабочей партии, нацеленной на захват пролетариатом-политической власти для организации социалистического общества. Серьезными противниками социал-демократов были «легальные марксисты» (П. Б. Струве, М. И. Ту гак-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.). Некоторое время революционные социал-демократы сотрудничали с легальными марксистами (в легальных журналах «Новое-дело», «Мир божий», «Начало», «Научное обозрение» и др.), критикуя народничество. Легальные марксисты полагали, что борьба рабочего класса за свои права должна проходить в рамках борьбы за демократию. И «экономисты» и «легальные марксисты» были противниками крайних, насильственных методов борьбы, выступали за отказ от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата. Лидером радикально настроенных социал-демократов стал В. И. Ульянов (Ленин). Он полагал, что партия должна стать передовым борцом за права рабочих. Она должна организоваться, сплотиться и повести борьбу за свержение самодержавия. Подготовить объединение социал-демократических групп в партию должна была газета «Искра». I съезд РСДРП прошел в 1898 г. в Минске (9 участников). В июле-августе 1903 г. был созван II съезд РСДРП, который проходил сначала в Брюсселе, затем в Лондоне. В дискуссиях, разгоревшихся на съезде, участвовали «экономисты», «мягкие искровцы» (Л. Мартов, Г. В. Плеханов), «твердые искровцы» (В. И. Ленин) и др. Съезд принял программу партии, состоявшую из двух частей: программа-минимум и программа-максимум. Первая предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики, меры по улучшению положения рабочих (в том числе 8-часовой рабочий день), демократическое решение национального и аграрного вопросов и т. д. Вторая часть программы провозглашала в качестве конечной цели РСДРП социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата. В программе предусматривались и такие требования демократического характера, как всеобщее равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Кажущиеся на первый взгляд простыми и легкими, многие из этих требований сохраняют свою актуальность и в настоящее время, поскольку не все из них воплотились в жизнь (а многие только провозглашены Конституцией, но им далеко до реального исполнения). В программу партии было внесено положение о признании за всеми нациями, входившими в состав многонационального российского государства, права на самоопределение вплоть до выхода из его состава и образования самостоятельного государства. Наиболее несовершенной была аграрная часть программы. Программа РСДРП выдвигала требования отмены выкупных и оброчных платежей, возвращения отрезков. Крестьянство в своей борьбе пошло дальше аграрных требований РСДРП и повело борьбу не за ликвидацию отрезков, а за уничтожение помещичьего землевладения. Организационное устройство РСДРП определило Устав. Все пункты его (за исключением первого) были утверждены без каких-либо существенных изменений. В них последовательно проводился принцип демократического централизма, определялись нормы и правила внутрипартийной жизни. Что касается первого параграфа Устава — об условиях членства в партии, то он был принят в формулировке Л. Мартова, который рассматривал партию как широкую, доступную для всех организацию. В соответствии с таким подходом, следуя уставам западноевропейских партий П Интернационала, закреплялось положение о необязательности участия в работе той или иной парторганизации. Дебаты по первому параграфу Устава крайне обострили отношения между сторонниками Ленина и Мартова на съезде и тем ускорили раскол, завершившийся во время выборов центральных органов партии – ЦК, ЦО и Совета партии. В их ходе сторонники Ленина – твердые искровцы – получили большинство, а сторонники Мартова – мягкие искровцы – меньшинство. Первых стали называть большевиками, вторых – меньшевиками. Умеренное крыло партии — меньшевики во главе с Л. Мартовым — выступали за признание революции буржуазной и ориентировались на опыт западноевропейской социал-демократии. Меньшевики считали, что главную роль в революции должна играть либеральная буржуазия, остальные революционные силы должны были поддержать ее в борьбе за демократические преобразования. Крестьянство в качестве революционной силы они не рассматривали. Большевики-ленинцы полагали, что русская революция носит особый характер: она буржуазно-демократическая по целям и задачам, но пролетарская по движущим силам. Союзником пролетариата в революции они видели крестьянство, буржуазии же отводили реакционную роль. Большевики выступали за применение вооруженных форм борьбы, за перевод политической стачки в вооруженное восстание. Они практически единственные среди революционных сил бойкотировали выборы в I Государственную думу (Ленин потом признал это ошибкой). В 1906 г. партия несколько скорректировала свои действия на IV (объединительном) съезде. Была уточнена аграрная программа. Большевики предлагали конфисковать помещичьи, удельные и монастырские земли и передать их в государственную собственность. Меньшевики выступали за муниципализацию земли, т. е. передачу конфискованной земли в собственность местным органам власти, и сохранение мелкой крестьянской собственности на землю. Летом 1900 г. началось возникновение ПСР — партии социалистов-революционеров (эсеров), в 1902 г. было провозглашено создание партии. Ее руководителями были В. М. Чернов, А. Р. Гоц, М. А. Натансон, Е. К. Брешко-Брешковская и др. В партию входили учителя, агрономы, инженеры, представители рабочего класса и крестьянства. Численность ПСР составляла около 65 тыс. человек. Идеологической платформой эсеров являлось неонародничество. На проходившем в декабре 1905 г. — январе-1906 г. I съезде партии были приняты ее программа и устав. Главным теоретиком и лидером стал В. М. Чернов. Своей основной задачей эсеры считали подготовку народа к «социалистической» революции. Главную движущую силу этой революции они видели в «рабочем классе», под которым понимали всех живущих своим трудом. Эсеры выступали за установление народовластия в стране. Решать вопрос о форме правления должно было Учредительное собрание. Партия отстаивала демократические права и свободы, федеративное устройство страны по национальному принципу, право наций на самоопределение. Центральным требованием аграрной программы эсеров являлась «социализация» земли: земля должна была быть изъята из рыночного обращения и стать общенародным достоянием. Право распоряжаться землей получали крестьянские общины, которые должны были уравнительно распределять ее «по едокам», т. е. по количеству рабочих рук. В качестве действенного средства борьбы с властями эсеры признавали индивидуальный террор. Осуществляла его боевая организация партии, которой руководили Г. А. Гершуни и Е. Ф. Азеф (агент царской охранки). За 1905—1907 гг. эсеры провели 204 террористических акта. К революционным силам относились и многочисленные (более 20) группы анархистов, разделявшие идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина, М. Штир-нёра. Отрицая государственность как форму, насилия над личностью, анархисты выступали за «социалистическое переустройство общества» путем создания конфедерации крестьянских общин и рабочих синдикатов. Средством такого переустройства они считали народную революцию, «экспроприацию экспроприаторов». В годы первой русской революции анархисты совершали нападения на почтовые отделения, банкирские конторы и др. В начале XX в. начинается формирование многочисленных национальных партий: Всеобщий еврейский союз Литвы, Польши и России (Бунд), Революционная украинская партия (РУП), Белорусская революционная партия, Латышский социал-демократический союз, в Польше — Лига народова (Народная лига), Армянский революционный союз (Дашнакцутюн) и др. Возникновение традиционалистских монархических партий и групп было связано с усилением оппозиции самодержавию. Своей главной задачей они считали защиту существующих в стране порядков. Впоследствии партии подобного толка получили название «черносотенные», так как считали себя выразителями интересов простых русских людей («черная сотня» — податное посадское население). Монархические партии стали возникать в России после выхода в свет Манифеста 17 октября. Крупнейшими из них были «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным, объединявший до 400 тыс. человек, и «Русский народный союз имени Михаила Архангела», руководимый В. М. Пуришкевичем и насчитывавший до 100 тыс. человек и др. Программы монархических партий основывались на классической теории официальной народности и триаде «православие, самодержавие и народность» и содержали следующие основные положения: • сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России; • сохранение единой и неделимой России: по мнению монархистов, федерализм мог привести только к расколу и гибели страны; • отстаивание интересов единственного «государственного» народа — великороссов; • критика бюрократических порядков в стране как компрометирующих самодержавие; • предоставление крестьянам права приобретать землю в частную собственность при сохранении общинных порядков; • запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы «черты оседлости», а также выселение в будущем всех российских евреев в Палестину. В отношении Государственной думы мнения разделились. Часть монархистов (А. И. Дубровин, Н. Е. Марков) считали, что она должна быть только законосовещательным органом, другие (В. М. Пуришкевич) — что законодательным. Значительное внимание черносотенцы уделяли борьбе с хаосом и анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. По данным прессы, только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. человек, в том числе большевики Н. Э. Бауман и Ф. А. Афанасьев. Около 10 тыс. было искалечено. В I и II Государственных думах представительство черносотенцев было незначительным, однако в III и IV Думах они были представлены достаточно широко. Либеральное движение в России в конце XIX—начале XX в. было представлено несколькими организациями. Ведущими были «Союз земцев-конституционалистов» И. И. Петрункевича и «Союз освобождения» П. Б. Струве. В начале революции 1905—1907 гг. в этих организациях выделилось умеренное и более радикальное крыло. Завершилось оформление либерально - демократических партий после выхода в свет Манифеста 17 октября. Партией, выражавшей интересы «левых» либералов (интеллигенции, части дворянства), стала конституционно-демократическая партия, или партия «народной свободы». Ее программа была основана на западноевропейских либеральных идеях и отстаивала экономическую и политическую свободу личности, ценности конституционализма и демократии. Учредительный съезд кадетов состоялся в октябре 1905 г. в Москве. У истоков партии стояли историк Я. Я. Милюков, экономист Я. Б. Струве, князь Г. Е. Львов, видный ученый В. И. Вернадский. На съезде была принята программа партии. Своей главной целью кадеты видели превращение России в демократическое государство, в котором будут гарантированы равенство всех граждан перед законом и основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища). В области государственного устройства они отстаивали демократическую избирательную систему и законодательные полномочия Государственной думы. Программа кадетов по аграрному вопросу (составил бывший министр земледелия Н. Н. Кутлер) предусматривала обязательную продажу сдаваемой помещиками в аренду земли и формирование специального фонда из казенных и удельных земель для передачи малоземельным крестьянам. Кадеты стояли за упразднение общины и передачу земли крестьянам в собственность. По рабочему вопросу они выступали за принятие социального законодательства и 8-часовой рабочий день. В годы революции, когда идеи парламентаризма были популярны в народе, партия кадетов получила довольно широкую поддержку. В партию октябристов, или «Союз 17октября», вошли представители промышленной и финансовой буржуазии и помещиков. Учредительный съезд партии состоялся в феврале 1906 г. Лидерами октябристов стали А. И. Гучков, Д. Н. Шипов, М. В. Родзянко. Программа партии выражала взгляды и требования русских предпринимательских кругов: • сильная, пользующаяся доверием народа власть; • единство и неделимость Российского государства; • конституционный строй и демократические права для граждан России; • основа экономики — частная собственность; • уравнение крестьян в правах с другими сословиями, переселенческая политика, продажа крестьянам государственных и удельных земель, в крайнем случае — частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп. Октябристы выражали готовность к диалогу с властью и надеялись, что монархия пойдет на более тесный союз с предпринимательскими и финансовыми кругами, передав им часть властных полномочий.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2451; Нарушение авторского права страницы